СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование, аппликации, лепка и рисунок - виды работы на уроке ИЗО

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструирование, аппликации, лепка и рисунок - виды работы на уроке ИЗО»

Конструирование, аппликация, рисунок и их виды

Конструирование, аппликация, рисунок и их виды

Художественно-эстетическая деятельность  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (рисование, лепка, аппликация); КОНСТРУИРОВАНИЕ; ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ; МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Художественно-эстетическая деятельность

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (рисование, лепка, аппликация);
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ;
  • ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ;
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Предметное рисование В предметном рисовании детей дошкольного возраста основное внимание должно уделяться формированию умению исследовать предмет, изображать его с помощью линий, цветовых пятен, композиционного расположения, передавая в созданном образе характерные черты, пропорции, строение. Особое значение следует придавать сенсорному развитию: упражнять ребенка в различении цветов, в определении формы и величины предметов. Помогут в этом разнообразные развивающе-познавательные игры.

Предметное рисование

  • В предметном рисовании детей дошкольного возраста основное внимание должно уделяться формированию умению исследовать предмет, изображать его с помощью линий, цветовых пятен, композиционного расположения, передавая в созданном образе характерные черты, пропорции, строение.
  • Особое значение следует придавать сенсорному развитию: упражнять ребенка в различении цветов, в определении формы и величины предметов. Помогут в этом разнообразные развивающе-познавательные игры.
Задачи предметного рисования научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Задачи предметного рисования

  • научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
  • научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
  • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  • развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Сюжетное рисование В сюжетном рисовании следует акцентировать внимание на развитие замысла, его наполнении конкретным образным содержанием. При создании несложных тематических композиций ребенок должен постичь логическую связь изображенных предметов между собой. Именно этот вид рисования помогает ребенку научиться рисовать с натуры, по воображению, по памяти, по содержанию произведения, создавать простые многоплановые композиции, Способствует развитию ассоциативного мышления. Педагог должен предоставлять ребенку возможность реализовывать свои фантазии как в индивидуальном, так и в коллективном сюжетно-тематическом рисунке.

Сюжетное рисование

  • В сюжетном рисовании следует акцентировать внимание на развитие замысла, его наполнении конкретным образным содержанием. При создании несложных тематических композиций ребенок должен постичь логическую связь изображенных предметов между собой.
  • Именно этот вид рисования помогает ребенку научиться рисовать с натуры, по воображению, по памяти, по содержанию произведения, создавать простые многоплановые композиции, Способствует развитию ассоциативного мышления.
  • Педагог должен предоставлять ребенку возможность реализовывать свои фантазии как в индивидуальном, так и в коллективном сюжетно-тематическом рисунке.
Задачи сюжетного рисования научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; научить передавать взаимодействия между объектами; научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Задачи сюжетного рисования

  • научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
  • научить передавать взаимодействия между объектами;
  • научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Декоративное рисование Декоративное рисование способствует углублению знаний дошкольника о народных промыслах (гончарство, вышивка, ковроткачество, роспись), воспитывает интерес к культуре родного народа. Педагогу следует поощрять детей к созданию из знакомых элементов несложных орнаментов на различных плоскостных формах, упражнять в ритмичном выполнении узоров с традиционными цветовыми сочетаниями.

Декоративное рисование

  • Декоративное рисование способствует углублению знаний дошкольника о народных промыслах (гончарство, вышивка, ковроткачество, роспись), воспитывает интерес к культуре родного народа. Педагогу следует поощрять детей к созданию из знакомых элементов несложных орнаментов на различных плоскостных формах, упражнять в ритмичном выполнении узоров с традиционными цветовыми сочетаниями.
Задачи декоративного рисования развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Задачи декоративного рисования

  • развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
  • развивать чувство цвета;
  • развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
  • совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Аппликация

  • Аппликация как вид изо деятельности отличается от других уже имеющимися формами различных предметов, их частей, которые не надо создавать, рисовать. Главная задача в аппликации для дошкольников ~ правильно разместить и наклеить готовые элементы, воссоздав таким образом декоративный узор или определенный образ.
  • Занятия по аппликации способствуют развитию чувства цвета, ритма, симметрии, пространственной ориентации на листе и формированию первых эстетических вкусов. В ходе выполнения работ педагогу особое внимание следует уделять воспитанию организованности у малышей. Ведь создание аппликации требует четкой последовательности действий.
  • С целью активизации проявлений художественного творчества советуем привлекать детей к изготовлению индивидуальных и. коллективных работ через создание образов предметов окружающей действительности путем гармоничного сочетания различных вышеупомянутых видов изобразительной деятельности, материалов (бумага с глиной, пластилин с природным материалом) или техник (аппликация из оборванной бумаги и рисование ладошкой) и тому подобное.
  • Такая интеграция очень нравится дошкольникам и способствует поиску новых интересных решений в создании уже знакомых образов.
Пример аппликации

Пример аппликации

Виды аппликаций из бумаги

  • Обрывная. Ребенок отрывает от бумаги небольшие кусочки, которые наклеиваются на основу с нарисованным контуром рисунка. Такая техника позволяет получить фактурное изображение – например, облако, морские волны, траву или цыпленка.
  • Накладная. Сначала на основу наклеивают крупные элементы, а поверх них – более мелкие. Изображение получается объемным, красочным и очень интересным.
  • Модульная. Рисунок собирается из множества одинаковых по размеру или форме, но разных по цвету деталей. Модульная аппликация похожа на обрывную, но в данном случае можно использовать не только обрывки, но и вырезанные квадратики, кружочки или любые другие фигурки.
  • Объемная. Выполняется с использованием объемных элементов.
  • Симметричная. С ее помощью создают симметричные изображения, например, бабочек, сердечек, цветочков и т.д. Листы цветной бумаги складывают пополам, а детали вырезают по сгибу. Ребенок может нарисовать симметричную деталь и все дополнительные элементы самостоятельно – детские рисунки-аппликации смотрятся особенно интересно.
  • Силуэтная. Весь рисунок вырезается из одного листа. Готовая работа получается двухцветной (цвет основы + цвет изображения).
Предметная аппликация К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации)

Предметная аппликация

  • К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации)
Декоративная аппликация Декоративность — способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей. Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать: делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма.

Декоративная аппликация

  • Декоративность — способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.
  • Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать: делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма.

Сюжетная аппликация

  • Сюжет — это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.
  • Как отбирать сюжеты для аппликации?
  • Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.
  • Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.
  • Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.
  • Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.
  • Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.
  • Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию.
Сюжетная аппликация

Сюжетная аппликация

Задачи обучения аппликации различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации.

Задачи обучения аппликации

  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  • развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей;
  • располагать предметы в сюжетной аппликации.
Задачи обучения аппликации Усвоение основных приемов вырезания: разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; вырезывание по контуру; создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания: Пользование кистью; Клеем; Тряпочкой; Умение последовательно наклеивать формы.

Задачи обучения аппликации

Усвоение основных приемов вырезания:

  • разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
  • вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
  • вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;
  • вырезывание по контуру;
  • создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания:

  • Пользование кистью;
  • Клеем;
  • Тряпочкой;
  • Умение последовательно наклеивать формы.
Лепка Лепка — совокупность методических и технических приёмов работы с мягкими материалами, основанных на способе формообразования, называемым формосложением, т. е. на прибавлении, «прилипании» мягкого либо влажного материала — сырой глины, воска, гипса, пластилина, полиморфных материалов типа поликапролактона.

Лепка

  • Лепка — совокупность методических и технических приёмов работы с мягкими материалами, основанных на способе формообразования, называемым формосложением, т. е. на прибавлении, «прилипании» мягкого либо влажного материала — сырой глины, воска, гипса, пластилина, полиморфных материалов типа поликапролактона.
Предметная лепка В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Предметная лепка

  • В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.
  • В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Задачи обучения предметной лепке содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала; учить правильно пользоваться глиной; помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять; научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

Задачи обучения предметной лепке

  • содействовать формированию у детей интереса к лепке;
  • знакомить их со свойствами материала;
  • учить правильно пользоваться глиной;
  • помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;
  • научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

Сюжетная лепка

  • Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.
  • Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
  • Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
  • Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2–3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.
  • Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
Задачи обучения сюжетной лепке Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.  научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни; использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке; изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

Задачи обучения сюжетной лепке

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

  • научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;
  • использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке;
  • изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

Декоративная лепка

  • Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.
  • Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.
  • Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).
Декоративная лепка

Декоративная лепка

Задачи обучения декоративной лепке познакомить с предметами народного творчества (младшая группа); научить украшать предметы; научить детей (старшая, подготовительная группы) создавать интересные декоративные изделия; использовать различные инструменты для лепки и выполнения узоров; закреплять приемы лепки путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, ленточного способа лепки.

Задачи обучения декоративной лепке

  • познакомить с предметами народного творчества (младшая группа);
  • научить украшать предметы;
  • научить детей (старшая, подготовительная группы) создавать интересные декоративные изделия;
  • использовать различные инструменты для лепки и выполнения узоров;
  • закреплять приемы лепки путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, ленточного способа лепки.
Конструирование Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность.

Конструирование

  • Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность.

Виды занятий определяются в зависим, от использованного материала

  • из бумаги и картона (оригами, бумажная скульптура; из плоек листа бумаги создание объемных предметов, игрушка; путем сгибания листа пополам- палатка; сгибания пополам и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания - квадрат: кукол, мебель; при помощи выкроек - сложн. объемн. игрушки, елочные; дети усваивают обозначения - сплошная линия-разрез, пунктирная -сгибание, места склеив-заштрих.
  • из готовых форм (коробки, шпульки, крышки, катушки + дополн. материал: нитки, цветная бумага, ткань.) Учатся соединять формы, частично изменять их для придания формы, присоедин. подвижн. части: колеса.
  • из природного материала (шишки, желуди, семена, солома, перья, ракушки + картон, бумага, нитки, проволока);
  • из строительного материала - постройки из конструкторов(в мл.гр. размещ. кубиков, кирпичиков по горизонтали, накладыв (пирамидка), знак, с пластиной, брускам, учить замыкать пространство{забор,домик), делать перекрытия. В ср.гр.+ цилиндр, соизмеряют постройки(стол больше стула), отбир. детали по цвету, форме, велич, созд. серию построек. В ст.гр.-созд. постройки по образцам, по условию, на тему воспитателя и свою, созд. схемы построек.
Типы занятий По замыслу; По образцу; По условиям (по памяти); По модели, шаблону; По теме.

Типы занятий

  • По замыслу;
  • По образцу;
  • По условиям (по памяти);
  • По модели, шаблону;
  • По теме.
Типы занятий Младший возраст: освоение свойств материала (строй. конструкторы, бумаг, прир-да); обыгрывание конструкций (дорога, домик, мебель); простое сюжетное конструирование; конструирование по образцам; из прир. материала - песка, снега. Средний возраст: конструирование с преобразованием образцов(построй такой же только высокий); по условиям выполнения поделки - по рисунку, фото; констр. из сложен. бумаги(большой и мал.флажок, высокий. и низк. домик); объемное конструирование (куб+ брусок+ мебель, машины, жив, дома); прост, поделки оригами(стакан, шляпа); из дополнит мат-ла( картон, ящики, шнуры); из бумаги(знать понятия угол, диагональ, сгиб). Старший возраст: конструирование по образцу, по замыслу; созд. поделок на основе чертежа(город кукол); игрушки на основе конуса, цилиндра, оригами, освоение материлов и инструкций для работы по дереву.

Типы занятий

  • Младший возраст: освоение свойств материала (строй. конструкторы, бумаг, прир-да); обыгрывание конструкций (дорога, домик, мебель); простое сюжетное конструирование; конструирование по образцам; из прир. материала - песка, снега. Средний возраст: конструирование с преобразованием образцов(построй такой же только высокий); по условиям выполнения поделки - по рисунку, фото; констр. из сложен. бумаги(большой и мал.флажок, высокий. и низк. домик); объемное конструирование (куб+ брусок+ мебель, машины, жив, дома); прост, поделки оригами(стакан, шляпа); из дополнит мат-ла( картон, ящики, шнуры); из бумаги(знать понятия угол, диагональ, сгиб).
  • Старший возраст: конструирование по образцу, по замыслу; созд. поделок на основе чертежа(город кукол); игрушки на основе конуса, цилиндра, оригами, освоение материлов и инструкций для работы по дереву.