Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Мальцевой Екатерины Алексеевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)
Дата: 28.12.21
Группа: старшая (5-6 лет)
Руководитель практики: Коковина Оксана Васильевна
Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «5»
Тема: «Число и цифра 4»
Интеграция образовательных областей: «Познавательная область», «Речевая область»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная
Формы организации: индивидуальная, коллективная
Планируемый результат:
дети знают, что число 4 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу;
дети умеют уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству;
дети проявляют интерес к математике, счётной деятельности;
дети умеют составлять число 4 из единиц;
дети проявляют речевые навыки, зрительное внимание;
дети проявляют интерес к совместной деятельности;
дети проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания;
дети умеют составлять число 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания;
дети знают особенности внешнего вида цифры 4;
дети имеют представление о месте цифры 4 в числовом ряду.
Цель: формирование у детей представлений об образовании числа 4, его составе из единиц и двух меньших, о цифре 4 в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: Воспитывать желание доводить начатое дело до конца Формировать интерес к математике, счётной деятельности Развивающие: Развивать речевые навыки, зрительное внимание Развивать самостоятельность в процессе выполнения задания Обучающие: Учить образовывать число 4 путём добавления единицы к предыдущему числу; Знакомить с составом числа 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания | Катя – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их. |
Список использованных источников
Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.
Методы воспитания: беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация.
Методы обучения: Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игра, чтение художественной литературы.
Оборудование: Письмо и коробка, наборы цифр в пределах 4.
Предварительная работа
Счет до 10
Задача: Продолжать упражнять детей в счёте до 10; в умении правильно отвечать на вопросы сколько? который по счёту?; правильно находить и называть пропущенную цифру.
Ход:
- Ребята, сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо. На конверте было написано, что оно для старшей группы, значит это нам. Посылку отправили вчера. Но кто? На конверте только указано что из «Сказочного леса».
- Вам интересно узнать от кого оно?
- Как же его открыть? Надо сосчитать до 10. (дети хором считают)
(письмо открывается, в нем материал для выполнения заданий) .
«Здравствуйте ребята! Пишет вам письмо Весёлый гном, но мне сейчас совсем не весело. Знаете почему? Все мои друзья гномики ходят в лесную школу, там они учатся писать, читать, считать. Я тоже хочу учиться в лесной школе. Для этого мне надо решить много разных трудных заданий. Мне грустно, оттого, что я не могу решить некоторые из них. Помогите мне, пожалуйста».
- Ребята поможем гному?
1 задание. «Пропущенные цифры»
«Ребята помогите мне научиться считать, найдите потерянные цифры».
(прикрепляю по порядку цифры 1,. 3, 4,. 6,.,., 9, а дети называют пропущенные)
2 задание «Гномы».
«Я вам посылаю фотографию своих друзей семи гномов. Подскажите, каким по счёту стоит мой друг гном Ворчун - он одет в красную одежду, какой по счёту гном Профессор - он в желтом, гном Молчун он в голубом»
- Ребята, а вспомните, что еще может обозначать число семь? (7 дней недели).
- Чтобы нам не забывать их, давайте с вами тоже будем обозначать их фишками разного цвета. Первый день недели – понедельник – обозначим красной фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим его оранжевой фишкой. Почему этот день называется вторником? Какой он по порядку (второй).
- Ребята вы справились со всеми заданиями, которые прислал нам Весёлый гном. Я думаю, что его обязательно возьмут в школу. Ой, посмотрите, что еще тут в конверте есть, это же медальки для вас ребята, за вашу помощь.
Индивидуальная работа
Дидактическая игра «Закрась нужное количество предметов- 4»
Задача: Обобщить полученные знания и закрепить умения по пройденному материалу.
Материал: раскраски, карандаши.
Ход игры
-Кристина, к нам в гости пришел зайка, но наш зайка какой-то грустный. Давай узнаем что у него случилось.
Воспитатель говорит от лица игрушки.
-Зайка сказал, что не может закрасить в каждой строке количество предметов, равных цифре слева.
-Давай поможем зайке?
-Ты большая молодец!
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность. | Беседа демонстрация | Воспитатель приглашает детей пройти на свои стулья - Ребята, сегодня я получила письмо и коробку от Фиксиков. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что лежит в этой коробке. «Здравствуйте, ребята! Мы придумал для вас очень интересную игру. Надеемся, она вам понравится, и вы узнаете много нового! В коробке лежат задания для игры. Надеюсь, вы справитесь со всеми заданиями, желаем вам удачи!». - Ребята, Смешарики придумали для нас игру. Вы хотите в нее поиграть? - Давайте посмотрим, что в коробке. - Ребята, что тут лежит? - Да, картинки с изображением Фиксиков и винтиков, а также наборы цифр. - Фиксики приготовили для нас 5 заданий, вы готовы их пройти? | Дети сидят за своими стульями, слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность |
2.Основная часть. 2.1. Образование нового числа. Задачи: -формировать у детей представление об образовании числа 4 путём добавления единицы к предыдущему числу; -закреплять умение уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству; - формировать интерес к математике, счётной деятельности | Беседа Объяснение Упражнение Демонстрация | Воспитатель размещает на мольберте изображения Фиксиков и винтиков. - Ребята, а вот и наше 1 задание, что вы видите? - Правильно! А вам интересно узнать, сколько винтиков и Фиксиков у нас изображено? А как мы можем это узнать? Правильно, сосчитать. - Сколько винтиков? (3) - Сколько Фиксиков? (3) - А чего больше: винтиков или фиксиков? (Их поровну – по 3) - Как можно это проверить? (Поставить их парами) Воспитатель предлагает одному из детей расставить винтики и фиксиков поставить в два ряда, проговаривая «один винтик – один Фиксик» - Есть лишние винтики? (Нет) - А есть лишние Фиксики? (Нет) - Так чего больше: винтиков или Фиксиков? (Поровну) -Винтиков столько же, сколько и Фиксиков, а Фиксиков столько же, сколько и винтиков. - А сколько винтиков? (3) - А сколько Фиксиков? (3) - Винтиков и Фиксиков поровну – по 3. Воспитатель добавляет ещё 1 Фиксика. -Ой, ребята, посмотрите, к нам присоединился еще один Фиксик, давайте поставим его в ряд и заново сосчитаем. Воспитатель вместе с детьми считает Фиксиков, соблюдая правила, выделяет голосом новое итоговое число 4. - Сколько же сейчас у нас Фиксиков? Правильно, 4 - Как мы получили новое число 4? (К 3 добавили 1) Педагог предлагает сравнить два числа 3 и 4. - Ребята, а чего сейчас больше винтиков или Фиксиков? (Фиксиков больше, чем винтиков, а винтиков меньше, чем Фиксиков). - Сколько Фиксиков? (4) - Сколько винтиков? (3) -Четыре больше, чем три, а три меньше, чем четыре. - Ребята, а что нужно сделать, чтобы винтиков и Фиксиков стало поровну, по четыре? (Добавить винтик) Воспитатель добавляет 1 винтик - Вот мы и добавили винтик, для Фиксиков! Давайте сосчитаем, сколько всего винтиков. Дети хором считают количество винтиков, выделяя итоговое число 4. - Мы получили число 4! Как мы это сделали? (Мы к трём домикам добавили один домик: 3и 1- это 4). - Давайте сравним количество винтиков и Фиксиков? Чего больше? (Винтиков и Фиксиков поровну). - Фиксиков столько же, сколько и винтиков, а винтиков столько же, сколько и Фиксиков. - Сколько винтиков? (4) - Сколько Фиксиков? (4) -Фиксиков и винтиков поровну – по 4. - Ребята, вот мы и выполнили 1 задание, мы каждому Фиксику подобрали винтик и познакомились с новым числом! - А теперь предлагаю перейти ко второму заданию. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети знают, что число 4 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу; Дети умеют уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству; Дети проявляют интерес к математике, счётной деятельности |
2.2 Состав числа 4 из единиц Задачи: -формировать у детей умение составлять число 4 из единиц; -развивать у детей речевые навыки, зрительное внимание; -формировать у детей интерес к совместной деятельности | Беседа Демонстрация | Воспитатель показывает разноцветные кубики и предлагает сосчитать их. - Ребята, смотрите, Нолик принес нам много разноцветных кубиков, давайте сосчитаем их. - Сколько всего у нас кубиков (4)? - Давайте назовем, какого цвета у нас кубики. Воспитатель на каждый кубик указывает и вместе с детьми хором называет их цвета (Красный, синий, зеленый, жёлтый). - Сколько у нас красных кубиков? (1) - Сколько синих кубиков? (1) - Сколько зеленых кубиков? (1) -Сколько у нас жёлтых кубиков? (1) - Все правильно! 1-1-1-1- это 4! Значит всего у нас 4 кубика, Нолик принес нам всего 4 кубика! - Молодцы, справились и со вторым заданием. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют второе задание, составляют число 4 из единиц. | Дети умеют составлять число 4 из единиц. Дети проявляют речевые навыки, зрительное внимание. Дети проявляют интерес к совместной деятельности |
2.3 Состав числа 4 из двух меньших (досчитывание «Засели домик») Задачи: - воспитывать самостоятельность в процессе выполнения задания; - учить детей составлять число 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания; | Беседа Упражнение Инструкция Демонстрация | Воспитатель предлагает детям сесть за столы - А вот и 3 задание. К Фиксикам приехали в гости их друзья и Фиксики построили один большой дом. Но заселиться в него можно только по определённому правилу. Воспитатель помещает на мольберт демонстрационный материал для выполнения задания. - Сколько в нашем доме этажей? (3) - Сколько точек нарисовано на крыше дома? (4) - А вот и правило: на каждом этаже домика должно быть ровно 4 жильца. Но Фиксики запутались и не могут разместить своих гостей правильно. Поможем им? Воспитатель показывает пример выполнения задания. - Сколько жильцов на первом этаже? (1) - Будем заселять жильцов? (Да) Дорисовывает 1 точку в пустой клетке. - Сколько всего жильцов на этаже? (2) - Будем заселять? (Да) Дорисовывает ещё 1 точку. - Сколько жильцов на этаже? (3) - Будем заселять? (Да) Дорисовывает ещё 1 точку. - Сколько всего жильцов на этаже? (4) - Будем заселять? (Нет) - Сколько жильцов мы заселили? (3) - Верно! Один и три – это четыре! Воспитатель предлагает заселить оставшиеся этажи - Ребята, давайте проверим, сколько жильцов вы заселили на каждом этаже. - На втором этаже было 2, добавили 2. Два и два – это четыре. - На третьем этаже было 3, добавили 1. Три и один – это четыре. - Молодцы, ребята! Вы помогли Фиксикам заселить их гостей! А все потому, что познакомились с новым числом 4. | Дети внимательно слушают воспитателя и запоминают алгоритм работы. | Дети проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания. Дети умеют составлять число 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания. |
Физминутка Задачи: -способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания | Показ Чтение художественного слова | - Ребята, Симка приготовила нам следующее задание, давайте приступим к его выполнению, для этого нам нужно будет встать на ковер Воспитатель включает видеофрагмент физминутки «Помогатор». -Молодцы, дети, проходим обратно за столы | Дети выполняют движения по видеофрагменту физминутки «помогатор» | Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности |
2.4. Ознакомление с цифрой 4 Задачи: -знакомить с особенностями внешнего вида цифры 4; -формировать представление о месте цифры 4 в числовом ряду; -воспитывать желание доводить начатое дело до конца в процессе раскрашивания цифры | Беседа Упражнение Инструкция Демонстрация | Воспитатель предлагает детям пройти за столы - Вот и осталось нам последнее задание - Ребята, а вы знаете, как же выглядит число 4? Тогда я предлагаю познакомиться с цифрой 4. Воспитатель показывает детям картинки с цифрой 4 Вот четвёрка. Не сложна в написании она: Слева — угол впереди, Справа линию веди. Есть ещё короче путь: Надо стул перевернуть. Слева — ножка, справа — спинка. Очень точная картинка! - Дети, а как вы думаете, на что похожа цифра 4? Воспитатель выслушивает ответы детей - Ребята, сейчас перед вами лежат несколько картинок, где изображены разные цифры. Покажите мне, пожалуйста, картинку, на которой изображена цифра 4. - Проведите пальчиком по контуру цифры. Цифра 4 состоит из трех элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной. - Начинаем писать меньшую наклонную палочку от верхней стороны клетки, немного правее ее середины и ведем ее наклонно вниз чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишем горизонтальную палочку, ведя ее вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Давайте все вместе напишем цифру 4. - Отлично, сейчас я предлагаю вам раскрасить цифру 4, чтобы она была яркая и красочная. - У нас с вами получились очень красивые цифры, молодцы! - Итак, ребята, как вы думаете, на каком месте в числовом ряду находится цифра 4? - Сейчас я предлагаю из наших остальных карточек разложить цифры по порядку. Воспитатель предлагает одному из детей называть знакомые цифры по порядку. - Где у нас будет стоять цифра 4? (После цифры 3) - А почему? (потому что число 4 больше, чем число 3) - Молодцы! Поставьте карточку с изображением цифры 4 на её законное место. - Вот мы и познакомились с цифрой 4, а также нашли её место в числовом ряду. Молодцы! | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, работают с изображением новой цифры 4 | Дети знают особенности внешнего вида цифры 4; Дети имеют представление о месте цифры 4 в числовом ряду; Дети проявляют желание доводить начатое дело до конца в процессе раскрашивания цифры |
3.Подведение итогов ОД. Задача: формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод | Беседа Поощрение | Дети проходят на ковер - Ребята, вот мы с вами и поиграли во все игры, которые предложили нам Фиксики - Ребята, а вам понравилось играть в игры? - А с каким новым числом мы познакомились? -На что похожа цифра 4? -Как можно получить число 4? - А что вам понравилось больше всего? - Хорошо! | Дети слушают воспитателя, подводят итог и отвечают на вопросы | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |
4.Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Беседа Поощрение | -Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Ребята, посмотрите, в коробке еще что-то лежит. Это раскраски от Фиксиков, они дарят вам их за то, что вы смогли выполнить все задания. Эти раскраски вы сможете раскрасить в свободное время. Воспитатель раздает детям раскраски фиксиков -Я очень рада, что у нас получилось выполнить все задания, мы хорошо провели с вами время, спасибо за занятие! | Дети внимательно слушают соглашаются принять участие в деятельности | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
9