СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт ФЭМП (число и цифра 4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная

Просмотр содержимого документа
«Конструкт ФЭМП (число и цифра 4)»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Мальцевой Екатерины Алексеевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)

Дата: 28.12.21

Группа: старшая (5-6 лет)

Руководитель практики: Коковина Оксана Васильевна

Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «5»

Тема: «Число и цифра 4»

Интеграция образовательных областей: «Познавательная область», «Речевая область»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная

Формы организации: индивидуальная, коллективная

Планируемый результат:

  • дети знают, что число 4 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу;

  • дети умеют уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству;

  • дети проявляют интерес к математике, счётной деятельности;

  • дети умеют составлять число 4 из единиц;

  • дети проявляют речевые навыки, зрительное внимание;

  • дети проявляют интерес к совместной деятельности;

  • дети проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания;

  • дети умеют составлять число 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания;

  • дети знают особенности внешнего вида цифры 4;

  • дети имеют представление о месте цифры 4 в числовом ряду.

Цель: формирование у детей представлений об образовании числа 4, его составе из единиц и двух меньших, о цифре 4 в процессе совместной образовательной деятельности.


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать желание доводить начатое дело до конца

  • Формировать интерес к математике, счётной деятельности

Развивающие:

  • Развивать умение составлять число 4 из единиц;

  • Развивать речевые навыки, зрительное внимание

  • Развивать самостоятельность в процессе выполнения задания

Обучающие:

  • Учить образовывать число 4 путём добавления единицы к предыдущему числу;

  • Знакомить с составом числа 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания

Катя – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их.

Список использованных источников

  1. Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.

Методы воспитания: беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация.

Методы обучения: Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игра, чтение художественной литературы.

Оборудование: Письмо и коробка, наборы цифр в пределах 4.


Предварительная работа

Счет до 10

Задача: Продолжать упражнять детей в счёте до 10; в умении правильно отвечать на вопросы сколько? который по счёту?; правильно находить и называть пропущенную цифру.

Ход:

- Ребята, сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо. На конверте было написано, что оно для старшей группы, значит это нам. Посылку отправили вчера. Но кто? На конверте только указано что из «Сказочного леса».
- Вам интересно узнать от кого оно?
- Как же его открыть? Надо сосчитать до 10. (дети хором считают)
(письмо открывается, в нем материал для выполнения заданий) .
«Здравствуйте ребята! Пишет вам письмо Весёлый гном, но мне сейчас совсем не весело. Знаете почему? Все мои друзья гномики ходят в лесную школу, там они учатся писать, читать, считать. Я тоже хочу учиться в лесной школе. Для этого мне надо решить много разных трудных заданий. Мне грустно, оттого, что я не могу решить некоторые из них. Помогите мне, пожалуйста».
- Ребята поможем гному?
1 задание. «Пропущенные цифры»
«Ребята помогите мне научиться считать, найдите потерянные цифры».
(прикрепляю по порядку цифры 1,. 3, 4,. 6,.,., 9, а дети называют пропущенные)
2 задание «Гномы».
«Я вам посылаю фотографию своих друзей семи гномов. Подскажите, каким по счёту стоит мой друг гном Ворчун - он одет в красную одежду, какой по счёту гном Профессор - он в желтом, гном Молчун он в голубом»
- Ребята, а вспомните, что еще может обозначать число семь? (7 дней недели).
- Чтобы нам не забывать их, давайте с вами тоже будем обозначать их фишками разного цвета. Первый день недели – понедельник – обозначим красной фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим его оранжевой фишкой. Почему этот день называется вторником? Какой он по порядку (второй).

- Ребята вы справились со всеми заданиями, которые прислал нам Весёлый гном. Я думаю, что его обязательно возьмут в школу. Ой, посмотрите, что еще тут в конверте есть, это же медальки для вас ребята, за вашу помощь.


Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Закрась нужное количество предметов- 4»
Задача:
Обобщить полученные знания и закрепить умения по пройденному материалу.

Материал: раскраски, карандаши.

Ход игры

-Кристина, к нам в гости пришел зайка, но наш зайка какой-то грустный. Давай узнаем что у него случилось.
Воспитатель говорит от лица игрушки.
-
Зайка сказал, что не может закрасить в каждой строке количество предметов, равных цифре слева.
-Давай поможем зайке?

-Ты большая молодец!


Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.

Беседа

демонстрация


Воспитатель приглашает детей пройти на свои стулья

- Ребята, сегодня я получила письмо и коробку от Фиксиков. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что лежит в этой коробке.

«Здравствуйте, ребята! Мы придумал для вас очень интересную игру. Надеемся, она вам понравится, и вы узнаете много нового! В коробке лежат задания для игры. Надеюсь, вы справитесь со всеми заданиями, желаем вам удачи!».

- Ребята, Смешарики придумали для нас игру. Вы хотите в нее поиграть?

- Давайте посмотрим, что в коробке.

- Ребята, что тут лежит?

- Да, картинки с изображением Фиксиков и винтиков, а также наборы цифр.

- Фиксики приготовили для нас 5 заданий, вы готовы их пройти?

Дети сидят за своими стульями, слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Дети смотивированы на предстоящую

совместную деятельность

2.Основная часть.

2.1. Образование

нового числа.

Задачи:

-формировать у детей представление об образовании числа 4 путём добавления единицы к предыдущему числу;

-закреплять умение уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству;

- формировать интерес к математике, счётной деятельности

Беседа Объяснение

Упражнение

Демонстрация

Воспитатель размещает на мольберте изображения Фиксиков и винтиков.

- Ребята, а вот и наше 1 задание, что вы видите?

- Правильно! А вам интересно узнать, сколько винтиков и Фиксиков у нас изображено? А как мы можем это узнать? Правильно, сосчитать.

- Сколько винтиков? (3)

- Сколько Фиксиков? (3)

- А чего больше: винтиков или фиксиков? (Их поровну – по 3)

- Как можно это проверить? (Поставить их парами)

Воспитатель предлагает одному из детей расставить винтики и фиксиков поставить в два ряда, проговаривая «один винтик – один Фиксик»

- Есть лишние винтики? (Нет)

- А есть лишние Фиксики? (Нет)

- Так чего больше: винтиков или Фиксиков? (Поровну)

-Винтиков столько же, сколько и Фиксиков, а Фиксиков столько же, сколько и винтиков.

- А сколько винтиков? (3)

- А сколько Фиксиков? (3)

- Винтиков и Фиксиков поровну – по 3.

Воспитатель добавляет ещё 1 Фиксика.

-Ой, ребята, посмотрите, к нам присоединился еще один Фиксик, давайте поставим его в ряд и заново сосчитаем.

Воспитатель вместе с детьми считает Фиксиков, соблюдая правила, выделяет голосом новое итоговое число 4.

- Сколько же сейчас у нас Фиксиков? Правильно, 4

- Как мы получили новое число 4? (К 3 добавили 1)

Педагог предлагает сравнить два числа 3 и 4.

- Ребята, а чего сейчас больше винтиков или Фиксиков? (Фиксиков больше, чем винтиков, а винтиков меньше, чем Фиксиков).

- Сколько Фиксиков? (4)

- Сколько винтиков? (3)

-Четыре больше, чем три, а три меньше, чем четыре.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы винтиков и Фиксиков стало поровну, по четыре? (Добавить винтик)

Воспитатель добавляет 1 винтик

- Вот мы и добавили винтик, для Фиксиков! Давайте сосчитаем, сколько всего винтиков.

Дети хором считают количество винтиков, выделяя итоговое число 4.

- Мы получили число 4! Как мы это сделали? (Мы к трём домикам добавили один домик: 3и 1- это 4).

- Давайте сравним количество винтиков и Фиксиков? Чего больше? (Винтиков и Фиксиков поровну).

- Фиксиков столько же, сколько и винтиков, а винтиков столько же, сколько и Фиксиков.

- Сколько винтиков? (4)

- Сколько Фиксиков? (4)

-Фиксиков и винтиков поровну – по 4.

- Ребята, вот мы и выполнили 1 задание, мы каждому Фиксику подобрали винтик и познакомились с новым числом!

- А теперь предлагаю перейти ко второму заданию.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети знают, что число 4 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу;

Дети умеют уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству;

Дети проявляют интерес к математике, счётной деятельности

2.2 Состав числа 4 из единиц

Задачи:

-формировать у детей умение составлять число 4 из единиц;

-развивать у детей речевые навыки, зрительное внимание;

-формировать у детей интерес к совместной деятельности

Беседа

Демонстрация

Воспитатель показывает разноцветные кубики и предлагает сосчитать их.

- Ребята, смотрите, Нолик принес нам много разноцветных кубиков, давайте сосчитаем их.

- Сколько всего у нас кубиков (4)?

- Давайте назовем, какого цвета у нас кубики.

Воспитатель на каждый кубик указывает и вместе с детьми хором называет их цвета (Красный, синий, зеленый, жёлтый).

- Сколько у нас красных кубиков? (1)

- Сколько синих кубиков? (1)

- Сколько зеленых кубиков? (1)

-Сколько у нас жёлтых кубиков? (1)
- Все правильно! 1-1-1-1- это 4! Значит всего у нас 4 кубика, Нолик принес нам всего 4 кубика!

- Молодцы, справились и со вторым заданием.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют второе задание, составляют число 4 из единиц.



Дети умеют составлять число 4 из единиц.

Дети проявляют речевые навыки, зрительное внимание.

Дети проявляют интерес к совместной деятельности

2.3 Состав числа 4 из двух меньших

(досчитывание «Засели домик»)

Задачи:

- воспитывать самостоятельность в процессе выполнения задания;

- учить детей составлять число 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания;




Беседа Упражнение Инструкция

Демонстрация

Воспитатель предлагает детям сесть за столы

- А вот и 3 задание. К Фиксикам приехали в гости их друзья и Фиксики построили один большой дом. Но заселиться в него можно только по определённому правилу.

Воспитатель помещает на мольберт демонстрационный материал для выполнения задания.

- Сколько в нашем доме этажей? (3)

- Сколько точек нарисовано на крыше дома? (4)

- А вот и правило: на каждом этаже домика должно быть ровно 4 жильца. Но Фиксики запутались и не могут разместить своих гостей правильно. Поможем им?

Воспитатель показывает пример выполнения задания.

- Сколько жильцов на первом этаже? (1)

- Будем заселять жильцов? (Да)

Дорисовывает 1 точку в пустой клетке.

- Сколько всего жильцов на этаже? (2)

- Будем заселять? (Да)

Дорисовывает ещё 1 точку.

- Сколько жильцов на этаже? (3)

- Будем заселять? (Да)

Дорисовывает ещё 1 точку.

- Сколько всего жильцов на этаже? (4)

- Будем заселять? (Нет)

- Сколько жильцов мы заселили? (3)

- Верно! Один и три – это четыре!

Воспитатель предлагает заселить оставшиеся этажи

- Ребята, давайте проверим, сколько жильцов вы заселили на каждом этаже.

- На втором этаже было 2, добавили 2. Два и два – это четыре.

- На третьем этаже было 3, добавили 1. Три и один – это четыре.

- Молодцы, ребята! Вы помогли Фиксикам заселить их гостей! А все потому, что познакомились с новым числом 4.

Дети внимательно слушают воспитателя и запоминают алгоритм работы.



Дети проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания.

Дети умеют составлять число 4 из двух меньших с помощью приёма досчитывания.



Физминутка

Задачи:

-способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова

- Ребята, Симка приготовила нам следующее задание, давайте приступим к его выполнению, для этого нам нужно будет встать на ковер

Воспитатель включает видеофрагмент физминутки «Помогатор».

-Молодцы, дети, проходим обратно за столы

Дети выполняют движения по видеофрагменту физминутки «помогатор»

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.4. Ознакомление с цифрой 4

Задачи:

-знакомить с особенностями внешнего вида цифры 4;

-формировать представление о месте цифры 4 в числовом ряду;

-воспитывать желание доводить начатое дело до конца в процессе раскрашивания цифры

Беседа Упражнение Инструкция

Демонстрация


Воспитатель предлагает детям пройти за столы

- Вот и осталось нам последнее задание

- Ребята, а вы знаете, как же выглядит число 4? Тогда я предлагаю познакомиться с цифрой 4.

Воспитатель показывает детям картинки с цифрой 4

Вот четвёрка.

Не сложна в написании она:
Слева — угол впереди,
Справа линию веди.
Есть ещё короче путь:
Надо стул перевернуть.
Слева — ножка, справа — спинка.
Очень точная картинка!

- Дети, а как вы думаете, на что похожа цифра 4?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Ребята, сейчас перед вами лежат несколько картинок, где изображены разные цифры. Покажите мне, пожалуйста, картинку, на которой изображена цифра 4.

- Проведите пальчиком по контуру цифры. Цифра 4 состоит из трех элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной.

- Начинаем писать меньшую наклонную палочку от верхней стороны клетки, немного правее ее середины и ведем ее наклонно вниз чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишем горизонтальную палочку, ведя ее вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Давайте все вместе напишем цифру 4.

- Отлично, сейчас я предлагаю вам раскрасить цифру 4, чтобы она была яркая и красочная.

- У нас с вами получились очень красивые цифры, молодцы!

- Итак, ребята, как вы думаете, на каком месте в числовом ряду находится цифра 4?

- Сейчас я предлагаю из наших остальных карточек разложить цифры по порядку.

Воспитатель предлагает одному из детей называть знакомые цифры по порядку.

- Где у нас будет стоять цифра 4? (После цифры 3)

- А почему? (потому что число 4 больше, чем число 3)

- Молодцы! Поставьте карточку с изображением цифры 4 на её законное место.

- Вот мы и познакомились с цифрой 4, а также нашли её место в числовом ряду. Молодцы!

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, работают с изображением новой цифры 4




Дети знают особенности внешнего вида цифры 4;

Дети имеют представление о месте цифры 4 в числовом ряду;

Дети проявляют желание доводить начатое дело до конца в процессе раскрашивания цифры

3.Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Поощрение

Дети проходят на ковер

- Ребята, вот мы с вами и поиграли во все игры, которые предложили нам Фиксики

- Ребята, а вам понравилось играть в игры?

- А с каким новым числом мы познакомились?
-На что похожа цифра 4?

-Как можно получить число 4?

- А что вам понравилось больше всего?

- Хорошо!

Дети слушают воспитателя, подводят итог и отвечают на вопросы

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Поощрение


-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Ребята, посмотрите, в коробке еще что-то лежит. Это раскраски от Фиксиков, они дарят вам их за то, что вы смогли выполнить все задания. Эти раскраски вы сможете раскрасить в свободное время.

Воспитатель раздает детям раскраски фиксиков

-Я очень рада, что у нас получилось выполнить все задания, мы хорошо провели с вами время, спасибо за занятие!

Дети внимательно слушают соглашаются принять участие в деятельности

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах


9