Актуализация знаний | Посмотрите на иллюстрации на доске (Приложение 1 – слайд 1). Что вы видите? Назовите этих птиц. Запишите названия птиц. Подчеркните в словах изученные орфограммы, объясните их написание. Посмотрите еще раз на названия птиц, как вы думаете, какая птица здесь лишняя? Почему? | На доске изображены птицы. Лебедь, соловей, чайка, скворец, ворона. 1 ученик работает у доски. Остальные ребята записывают в тетрадь. Ворона. Это зимующая птица, все остальные перелетные. | Познавательные: умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, доказательство. |
Мотивация учебной деятельности | Вы правы, ребята. (Приложение 1 – слайд 2). Прослушайте рассказ Анфисы Малковой о вороне. Спасибо, Анфиса. Скажите ребята, а в каких литературных произведениях нам встречалась ворона? Правильно. (Приложение 1 – слайд 3). Вспомним, какой предстает перед нами ворона в этой басне? Что вы можете сказать о слове ворона? Составьте предложение, где ворона подлежащее. Докажите, что задание выполнили правильно. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Правильно. А зачем тогда мы с вами говорили о вороне, как о птице и вспомнили басню И.А.Крылова? Вы все правильно сказали. А теперь подумайте, что за урок у нас сегодня с вами будет? Посмотрите еще раз внимательно на предложение, определите, чем мы будем заниматься. А что нам в этом поможет? Правильно! (Приложение 1 – слайд 4). На интегрированном уроке русского языка, литературного чтения и окружающего мира мы продолжим знакомство с творчеством Александра Александровича Блока, через содержание его произведения будем тренироваться в умении определять падеж имен существительных, будем отрабатывать навыки выразительного чтения, поговорим о любови к природе. | Ворона уже настолько примелькалась на городских улицах, что мы не обращаем на нее никакого внимания. Эти птицы, предпочитающие черно-серые одежды, по осени буквально оккупируют деревья городских парков и дворов, шумно переругиваясь друг с другом из-за удобных веток. Поближе к местам обитания человека они перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц. Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» Глупая, так как поверила лисе. Имя существительное, ж.р., в ед.ч. Ученики составляют предложение со словом ворона. В предложении слово ворона отвечает на вопрос «кто?», употреблено в именительном падеже. О падежах Предположения детей: Ворона часто встречается в нашей повседневной жизни, об этой птице написаны литературные произведения. Предположения детей: Совместный урок русского языка, окружающего мира и литературного чтения. Определять падежи. Литературные произведения. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование. Личностные: самоопределение. |
Закрепление в измененной ситуации | Чтобы урок получился интегрированным, проведем блиц-опрос: Что называется склонением имен существительных? -
Сколько в русском языке падежей? Чем друг от друга отличаются все падежи? Пользуясь памяткой, назовите падежные вопросы: -
-
-
Как в словосочетании мы определяем падеж имени существительного? Молодцы! На предыдущем уроке литературного чтения мы познакомились с творчеством известного русского писателя Александра Александровича Блока. Сегодня мы с вами будем работать с еще одним его стихотворением. Предположите, как оно называется? Правильно. Познакомтесь с этим стихотворением. Оно прозвучит в исполнении известного актера Максима Аверина. Внимательно слушайте стихотворение и постарайтесь определить его тему. Видеоряд с озвучкой. Работа над текстом: Вы прослушали стихотворение, о чем оно? Какой вы представили себе ворону? Сейчас жужжащим способом подготовьтесь к выразительному чтению. Вам нужно будет прочитать стихотворение так, чтобы слушатели могли представить себе ворону. Перечитайте первые две строки стихотворения. Какое слово помогает представить нам ворону? Как называется это средство художественной выразительности? Прочитайте третью и четвертые строки.
Как вы понимаете слова В воздухе вешние звоны?
Что означает Дух занялся?
Словарная работа. Запишите в тетрадь первое предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что мы можем сказать о подлежащем? Выпишите только те словосочетания, где зависимым словом является существительное с предлогом. Вспомните алгоритм определения падежа. Пользуясь памяткой, определите падеж зависимых слов. | Изменение по падежам или вопросам. Шесть. Падежными вопросами. И.п.(кто, что), Р.п. (кого, чего), Д.п.(кому, чему), В.п.(кого, что), Т.п. (кем, чем), П.п. (о ком, о чем). Ставим к слову падежный вопрос, по нему определяем падеж. Ворона. О вороне, о наступлении весны. Радостную, любопытную. Ученики прикрывают уши, читают стихотворение вслух. После хорового прочтения 2 ученика выразительно читают стихотворение. Вот ворона на крыше покатой/ Так с зимы и осталась лохматой. Лохматой . Эпитет. А уж в воздухе – вешние звоны, Даже дух занялся у вороны… Предположения детей: Весенний звон капели, пение ручьев и пение птиц. Природа такими звонами сообщает, что пришла весна, а ворона слышит этот голос весны и радуется ее приходу. От радости перехватило дыхание, стало трудно дышать. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Это имя существительное в И.п. Один ученик работает у доски, остальные в тетради (ворона на крыше, осталась с зимы). Ученик у доски проговаривает алгоритм, при необходимости класс помогает: ставим к слову падежный вопрос, по нему определяем падеж. Ученик у доски проговаривает, при необходимости класс помогает. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, выдвижение гипотез, их обоснование. Личностные: самоопределение. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Посмотрите внимательно на предложение, которое мы записали. Какое это предложение по цели высказывания? Какие еще бывают предложения по цели высказывания? Найдите в тексте вопросительное предложение. Вспомните, что вы сказали о вороне, когда прослушали стихотворение. Какое качество характера вороны удалось передать автору с помощью этого предложения? Какое чувство испытывает ворона? Найдите в тексте предложение, которое это доказывает. Какой знак использует автор, чтобы передать эмоции вороны? Чему радуется ворона? Как вы думаете, почему ее это радует? А как мы с вами можем помочь вороне и другим птицам зимой? На прошлой неделе мы повесили несколько кормушек на территории школы. Давайте не будем забывать приносить в них семечки и крупу. Мы с вами познакомились со стихотворением Александра Блока «Ворона». Докажите, что стихотворение является текстом? Определите тип текста. Какие еще типы текстов вы знаете? Где нам может встретиться научный текст? Какими источниками информации вы бы могли воспользоваться, если бы захотели рассказать о вороне? Чем, по вашему мнению, будет отличаться текст о вороне взятый из энциклопедии, от стихотворения Александра Блока? Давайте проверим (учитель раздает ученикам текст о вороне, взятый из энциклопедии). Помните, что при работе в группе важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам. Важен не личный результат, а результат работы всей группы. 1 группа – рассказ о внешнем виде вороны; 2 группа – рассказ о питании вороны; 3 группа – рассказ о поведении вороны. Молодцы, ребята. Благодаря этому тексту, мы с вами более подробно узнали о вороне. Теперь посмотрите внимательно на текст. В нем выделены слова, прочитайте их. Что вы можете сказать об этих словах? Запишите слова в тетрадь. Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте, чем они отличаются друг от друга. А чем похожи все эти слова? Скажите, почему слово ворона в тексте употребляется в разных формах? Как называется такое изменение имен существительных? Определите падеж каждого слова. Что для этого будете делать? Проверка с экрана (Приложение 1 – слайд 5). | Повествовательное Побудительные, вопросительные. Что белеет под нежною травкой? Любопытство Чувство радости. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно! Восклицательный знак. Наступлению весны. Зимой холодно, нечего кушать. Весной будет больше пищи, появятся птенцы. Делать кормушки, насыпать в них корм. Предложения связаны по смыслу, объединены общей темой. Художественный. Научный. Словарь, энциклопедия, интернет. Не будет рифмы, не будет эпитетов, будут только научные факты. Работа в группах (текст на экране и на индивидуальных карточках). Класс делится на 3 группы по рядам. В каждой группе 1 ученик читает текст вслух, затем коллективно выполняют задание. 1 человек защищает работу всей группы. Слушаем рассказы учеников. Один ученик читает вслух. Это формы слова ворона. Ворона, ворону, вороны, вороне, за вороной, о вороне. Окончанием, у некоторых слов есть предлоги. Значением – обозначают один и тот же предмет Чтобы оно могло правильно соединяться с другими словами, образуя предложения. Склонение или изменение по падежам. Задавать к слову вопрос, пользоваться вспомогательными словами. | П: выведение следствий, установление причинно-следственных связей, поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, выбор основания и критериев для сравнивания объектов. Личностные: самоопределение. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Рефлексия | О ком сегодня на уроке мы с вами говорили? Скажите, а какую пользу приносят вороны? А как вы думаете, почему мы посвятили этой птице целый урок? Какое умение сегодня на уроке мы тренировали? Что помогло вам справиться со всеми заданиями по русскому языку? Что каждый из вас понял на уроке? Спасибо, ребята, за урок. Мне было приятно с вами работать! Прослушаем оценки. | О вороне. Предположения ребят. Предположения ребят. Определять падежи. Знание падежей и вопросов. Любить и беречь природу, заботиться о птицах | Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, их обоснование. Личностные: жизненное самоопределение. Коммуникативные: самовыражение. Регулятивные: саморегуляция. |