1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: предъявление педагогического требования Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, рассказ. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встаньте прямо, не ленитесь, И друг другу улыбнитесь. Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Сегодня будут нам нужны Кисти, краски и листы. Молодцы! Готов весь класс, Мы начнем урок сейчас. -Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Александровна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. -Давайте еще раз проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен быть пенал, альбом, кисти и краски, емкость для воды. - Сейчас предлагаю внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопрос. Какое время года описано в нем. Весенний воздух свеж и чист… Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут звеня. Ватага вольных воробьёв Ворону гонит из кустов… Весна готовит свой парад - Весь мир весне весёлой рад. -Ребята, какое время года описано в стихотворении? А какое время года сейчас? (весна) -А о каких признаках весны в нем упоминается? (весенний воздух, зеленеет первый лист, проталина в земле, бегут ручьи) - А какие еще признаки вы знаете? -Поэт может через художественное слово передать образ весны. -А что вместо слов используют художники, чтобы изобразить весну или что угодно другое? (кисти и краски) -Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос, о чем же он был и как связан с весной. https://www.youtube.com/watch?v=zHMu5sdvYEQ -Итак, ребята, о чем же было это видео? (о птицах) -А как это связано с весной? Что с птицами происходит весной? (возвращаются перелетные обратно домой) | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
2. Актуализация знаний. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: актуализировать знания о перелетных и неперелетных птицах; создать проблемную ситуацию, поставить задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы обучения: Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемной ситуации, творческое задание. Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, рассказ Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | - Ой, ребята, взгляните, кто это прилетел к нам? (птица) -А вы знаете, что это за птица? (скворец) -Это, ребята, скворец. Скворцы у нас являются перелетными птицами. Наш гость передал мне письмо. Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята, ученики 2 класса! Прошу вас о помощи. Мы с моими товарищами, другими скворцами, возвращались из теплых стран. Я отвлекся на прекрасные виды природы вашего края и отбился от моей стаи. А стая не заметила этого и они улетели. Один лететь я боюсь, дорога может быть опасной. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой подарить (нарисовать) мне товарищей, чтобы я мог продолжить путь дальше. С уважением, скворец, птица перелетная!» -Ребята, скажите, какая беда приключилась с этим скворцом? (отбился от стаи) -Верно, он отбился от стаи. А откуда же они летели? (с юга) -А какие птицы весной возвращаются к нам? (стриж, скворец, соловей) - Скажите еще раз, как же они называются? (перелетные) - А что вы знаете о таких птицах? - Перелётные птицы – это птицы, улетающие зимой в тёплые края, из-за того, что поздней осенью и зимой не находят для себя корма. - А неперелётные птицы – это птицы, которые не покидают пределов страны в зимнее время. Их еще называют зимующие птицы. - Ребята, а какая просьба у скворца к нам? Чем мы можем ему помочь? (нарисовать товарищей). - Поможем ему? -Ребята, в наших краях весной бывает очень много птиц. Гуляя по лесу, вы когда-нибудь слышали там пение птиц? - Давайте еще раз послушаем пение птиц и определим, какая это птица. - Итак, первая птица. - Вы догадались, пение какой это птицы? (дятла) - Верно, это пение дятла. Дятел не перелётная птица. - Слушаем следующее пение птицы. - Кто догадался, что это за птица? (скворец) - Верно, это пение скворца. Скворец перелётная птица. - Следующее пение птицы. - Кто догадался, пение какой птицы? (воробья) - Верно, это пение воробья. Воробей неперелётная птица. - Ребята, вы уже догадались, какая будет тема нашего урока? (птицы) - Верно, тема связана с птицами, но вспомните стихотворение, которое вы прослушали в начале урока, про что оно было? (про весну) - Значит, как будет звучать тема урока? (Весенние птицы) - Верно, тема нашего урока: «Весенние птицы». -А чего еще нам не хватает, чтобы начать помогать нашему гостю? Что нам еще нужно сформулировать? (задачи) -Верно, задачи. - Для того, чтобы сформулировать задачи нашего урока, вам нужно соединить начало предложения и конец. Слева на слайде представлено начало задачи, а справа – конец. Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу. Вспомнить перелетных и.. | птицу. | Нарисовать.. | свою работу. | Представить.. | неперелетных птиц. | - Кто может сформулировать первую задачу? Вторую? Третью? 1. Вспомнить перелетных и неперелетных птиц. 2. Нарисовать птицу. 3. Представить свою работу. | Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи) Предметные: обучающиеся наблюдают и анализируют птиц по их пению; знают, кто такие перелётные и неперелётные птицы. |
3. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Метод организации учебно-познавательной деятельности: метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, рассказ Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха | - (Имя), прочитай нам ещё раз первую задачу. - Для её решения предлагаю выполнить задание. Обратите внимание на доску, здесь представлены 2 колонки, как они называются? (перелётные и неперелётные птицы) - Я вам буду описывать птиц, ваша задача отгадать, что это за птица и отнести в 1 колонку либо во 2. - Итак, первая птица - может питаться из кормушек гречкой и пшеном. Летом увидеть птиц практически невозможно. Её размеры могут доходить до 30 см. Окрас белый с яркими красными грудками и черной шапочкой на голове. - Ребята, вы догадались, описание какой это птицы? (снегирь) - Верно, это снегирь. Как вы думаете, эта птица перелётная или неперелётная? (неперелётная) - Верно, снегирь не перелётный, значит в какую колонку мы его отнесём? (во 2) - Кто желает выйти и прикрепить птицу во 2 колонку? - Следующая птица –длинное худощавое тело, узкие, заострённые на конце крылья, хвост длинный, скошен по краю в форме клина. Ноги короткие, развиты слабо, непригодны для ходьбы по земле. Строение лап – два когтя смотрят вперед, а два остальных повернуты назад. Клюв короткий, загнут книзу. - Какая это птица? (кукушка) - Верно, куда мы её отнесём в перелётные или неперелётные? (перелётная) - Кто желает выйти и прикрепить изображение кукушки в 1 колонку? - Следующая птица - длина тела у самцов и самок – 16 см, размах крыльев 24-27 см. Окрас оперения обыкновенного соловья оливково-коричневый, хвост и крылья темнее, а брюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Эта птица похожа на воробья. - Догадались, что это за птица? (соловей) - Верно, это соловей. А соловей перелётная птица или неперелётная? (перелётная) - Кто желает выйти и прикрепить изображение соловья на доску? - Следующая птица - небольшая птичка, преимущественно серого цвета с черными и белыми вкраплениями. Внешне немного похож на ласточку. Длина тела птицы от 10 до 12 см. Голова крупная, клюв острый и маленький, хвост прямой, крылья изогнутые, длинные, ноги слабые, короткие. Радужина черного цвета. Относительно тела лапки очень короткие. Оперение у самцов и самок одинаковое, однотонное, темное, изредка с металлическим отливом. - Кто догадался, что это за птица? (стриж) - Верно, это стриж. Эта птица перелётная или неперелётная? (перелётная) - В какую колонку мы тогда её отнесём? (1) - Выходи, прикрепляй изображение стрижа в 1 колонку. - И последняя птица - длина тела этой птицы в среднем достигает 40 см. Окрас оперения очень изменчив и отличается у разных пород, но перья всегда плотные и густые. Туловище продолговатое, крылья широкие с острыми кончиками. Хвост короткий с закругленным краем. Ноги короткие, как правило, без оперения. Клюв среднего размера, темный. - Вы догадались, что это за птица? (голубь) - Верно, это голубь. Эта птица перелётная или неперелётная? (неперелётная) - Верно, выходи, прикрепляй на доску изображение голубя. -Ребята, назовите, каких птиц мы относим к перелетным? (те, которые на зиму улетают в теплые страны) - А к неперелетным? (это птицы, которые зимуют лядом с человеком) -Мы успешно справились с решением первой задачи, это поможет выполнить вторую задачу. Назовите ее. - Ребята, а мы можем нарисовать всех птиц? (нет) - А напомните, как называется перелетная птица, которая сегодня у нас в гостях? (скворец) - Ребята, предлагаю её и нарисовать. - Давайте ещё раз послушаем ее пение! -Скажите, можно ли нарисовать птицу, не зная, как она выглядит? (нет) -Предлагаю послушать мой рассказ о скворце. После рассказа ответим на вопросы. Как выглядит эта птица? Какие звуки она может издавать? Где вьет гнезда и откладывает яйца? Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки. Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей. Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках. - Как выглядит эта птица? (небольшая птица, длинный клюв, оперенье чёрного цвета) - Какие звуки она может издавать? (скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур) -Где вьет гнезда и откладывает яйца? (в местах, где живут люди) -Молодцы, ребята, вы внимательно послушали мой рассказ. Это поможет вам в дальнейшем. | Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу;), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся наблюдают и анализируют птиц по их и описанию; знают, кто такие перелётные и неперелётные птицы, знают кто к ним относится. |
5.Первичное закрепление. Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Метод организации учебно-познавательной деятельности: метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, рассказ Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха | -Давайте проверим, насколько точно вы поняли, что на уроке мы будем изображать? -Какую именно птицу? (скворца) - При помощи чего мы будем рисовать птицу. - Заранее я для вас приготовила уже изображение скворца. (показываю готовый рисунок) - Я для вас обвела фломастером, чтобы было видно, а вы будете работать простым карандашом. На моем рисунке соблюдены все пропорции, когда вы начнете рисовать не забывайте о них. - Предлагаю рассмотреть поэтапно. Посмотрите, что на первом этапе изображено? (туловище, голова, глаз, клюв, лапы, крылья, хвост) - Верно, посмотрите, как они пропорционально подходят друг друга, голова не должна быть больше туловища. - Что добавляется на втором этапе? (веточка) - Последний этап третий, что изменилось? (раскрасили) - Посмотрите, какие цвета используются? (серый, черный, зеленый) - У скворца помимо черных и серых перьев присутствуют также зеленые, поэтому на крыльях присутствует зеленый цвет. - Чем мы будем пользоваться при раскрашивании нашего скворца? (красками) - Давайте напомним друг другу технику безопасности при работе с красками (называют) | Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач). Предметные: обучающиеся овладевают художественными приёмами работы с красками; изображают скворца на основе анализа зрительных впечатлений; знают технику безопасности при работе с красками. |
6.Самостоятельна я работа Задачи: Изобразительная: учить выделять общие существенные признаки птиц, учить детей рисовать перелётную птицу (скворца) по алгоритму; Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла; Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции; Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с видом выбранной птицы. | Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности: метод получения новых знаний: беседа демонстрация. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, рассказ. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха | - Итак, переходим к рисованию Положите перед собой лист А4 (альбом) вертикально. Сделаем эскиз туловища и головы простым карандашом. Далее на голове рисуем глаз, клюв. На туловище появляются крылья, также хвост и лапы. Далее рисуем ветку дерева, чтобы наша птица стояла на ней. Необходимо рисунок раскрасить. Фон у нас голубой – небо. Переходим к птице. Голова – серая, туловище – темно серое и черное, крылья – серые с зеленым. Хвост – серый. Ноги- коричневые. Ну и последнее – ветвь дерева – коричневая. Представить свою работу - Соблюдая все этапы работы, работу получится выполнить быстро и аккуратно. - Ваша работа должна быть аккуратной, оригинальной, рисунок должен соответствовать теме, обязательно наличие фона, не может же ваша птица быть в пустом пространстве. - После завершения работы вы представите свои рисунки. - Ребята, кто желает представить свою работу? (спрашиваю 2-3 учеников) (соответствие теме, аккуратность, наличие фона, самостоятельность, оригинальность) | Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Предметные: овладевают художественными приёмами работы с красками; изображают скворца на основе анализа зрительных впечатлений. |
7. Рефлексия, подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества | Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей: ситуация свободного выбора Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | - Ребята, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема урока? (весенние птицы) - Что мы рисовали? (скворца) - Что нового мы узнали? (перелётных и неперелётных птиц) - Как звучала 1 задача? (вспомнить перелётных и неперелётных птиц - Как мы выполнили первую задачу? (распределяли птиц по колонкам, по звукам определяли птицу) - Как звучала наша вторая задача? (нарисовать птицу) - Какую птицу мы с вами рисовали? (скворца) - Как звучала наша третья задача? (представить свою работу) - Мы её выполнили? (да) Спасибо! - Наш гость благодарит вас за то, что вы нарисовали для него товарищей, они вместе догонят стаю. А когда они прилетят на место, смогут поселиться в удобных скворечниках. Давайте выберем их. -Если работа у вас получилась, и вы не испытывали трудностей, выберите желтый скворечник и поселите скворца туда. -Если работа получилась, но у вас были трудности, с которыми вы справились, то выберите зеленый скворечник. - Я хочу похвалить … за аккуратность при выполнении работы. … за точное изображение птицы. …, ты отлично справился с изображением фона. - Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за урок. Урок окончен, вы можете убрать свои рабочие места. -До свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи), коммуникативные УУД (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |