1. Организационный этап.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Основная часть
3.5. «Викторина»
4. Рефлексия
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1. Организационный момент Задача: привлечь внимание детей. | Эмоциональное стимулирование, создание ситуации успеха. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Андреевна. Я очень рада вас видеть. - Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева. -Как вы думаете для чего мы сейчас улыбались друг другу? (Для хорошего настроения, получить хорошее настроение на весь день). -Всё верно. Улыбка, подаренная нами своим друзьям, поднимает настроение и заряжает на целый день - Я надеюсь, что сегодня на классном часу вы будете внимательными и активными! *Звучит гимн РФ. Дети стоят возле парт, кто знает слова – подпевают* | Осуществляют взаимное приветствие. | Внимание сконцентрировано. Дети осуществили волевую саморегуляцию. |
2. Мотивационно-целевой этап. Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. Способствовать выделению темы и цели классного часа. Развивать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли и чувства. Актуализировать представления о понятии «государственные символы России». | методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, объяснение, предъявление педагогических требований | Педагог организует диалог, побуждает детей к высказываниям, обобщает высказывания детей - Ребята, что за музыка сейчас звучала? Почему мы все встали и замолчали? Кто знает, почему так нужно делать всегда? Можно ли по гимну опознать государство? - Вы знаете, что такое символы? -Вы абсолютно правы, ребята, символы – предметы, изображения или слова, которые имеют особое значение. - Символы России — это белые березы, Московский Кремль. Но есть ещё и другие символы. Из данных букв составьте слова: осРися игнм фалг егрб - Какие слова у вас получились? (Россия, гимн, флаг, герб) - Ребята! Подумайте? Как связаны между собой слова Россия, герб, флаг, гимн? - Государственные символы - символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства. -Как вы считаете, действительно ли важно знать государственные символы нашей Родины? На самом деле, для того чтобы лучше знать историю своей страны и гордиться ею, нужно знать государственные символы нашей Родины. Вы хотите узнать больше информации о государственных символах нашей Родины? Как вы думаете, о чём будет наш классный час? - Наш классный час посвящен нашей стране и её символике. Тема: «Государственные символы России». Педагог стимулирует детей к совместной деятельности Как вы думаете, какую цель мы поставим на наш классный час? О чем мы хотим узнать? Сегодня мы будем говорить о государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине: любим ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело? - В какой стране мы живем? (В России.) – А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина) - Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.) Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество – это «братских народов союз вековой». | Участвуют в диалоге, эмоционально откликаются, выделяют тему и цель классного часа (звучал гимн России, потому что когда звучит гимн принято вставать) (символы – это знаки, предметы, какие-то изображения и слова) (Россия, гимн, флаг, герб) (они относятся к нашему государству) (да,должны) (хотим) (о государстве, о символах государства) (Узнать государственные символы России) (В России) (Родина) (Российская Федерация) | Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, осознают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое государственные символы России. |
3. Основной этап 3.1. «Государственные Символы России» Задача: Воспитывать ценностное отношение к государственным символам РФ. Развивать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли и чувства, демонстрировать умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознавать и удерживать познавательную задачу, работая с информацией. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: методы развития познавательного интереса, демонстрация, беседа, предъявление педагогических требований | Педагог организует взаимодействие детей, стимулирует познавательную активность детей, побуждает к называнию государственных символов, их осмыслению - Как у каждого государства, у России есть свои символы. - Зачем нужны государственные символы? Так же, как у каждого человека есть имя и фамилия, так и у каждого государства есть свои символы — это герб, гимн и флаг. Символы государства выполняют функцию идентификации государства и являются зрительным и музыкальным образом страны. - Какие символы страны вам известны? (Флаг, герб, гимн.) - Догадайтесь, о каких символах страны идет речь? а) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг.) б) Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб.) в) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн.) Эти символы занесены в Конституцию России и закреплены в статье 70. (Показать документ.) - Ребята, как вы думаете, где вы можете увидеть гос символы России? | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. (чтоб государства можно было узнавать, различать) (Флаг, герб, гимн.) (Флаг) (Герб) (Гимн) (в честь победителей олимпиады звучит гимн страны и поднимается флаг и т.д) | Обучающиеся проявляют ценностное отношение к государственным символам РФ. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое «государственные символы России». |
3.2. «Флаг России» Задача: Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ. чувство гордости за свою Родину. Развивать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли и чувства, осознавать и удерживать познавательную задачу, работая с информацией. Актуализировать представления о понятии «государственные символы России», «флаг», формировать значимость государственных символов. | Создание ситуации успеха, беседа, демонстрация, методы формирования социального опыта; педагогическое требование, методы формирования ответственности (формирование понимания личностной значимости). | Педагог эмоционально стимулирует детей, побуждает к совместной деятельности. Белый цвет – березка, Синий – неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет! - Вот он, флаг! Это бело-сине-красное полотнище. – Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства - Обратите внимание, на ваших партах лежит шаблон флага России. Сейчас я буду рассказывать, что обозначает каждый цвет. Ваша задача – записать эту информацию на каждом цвете. - Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну. - Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.) - Для того, чтобы узнать, когда поднимают флаг, предлагаю рассмотреть иллюстрации. (Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.) - Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.) Старинное название флага – стяг. - Ребята, мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет. | Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. (работа с флагом) (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.) (Прямоугольную.) | Обучающиеся проявляют ценностное отношение к государственным символам РФ, чувство гордости за свою Родину. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, осознают и удерживают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое «государственные символы России», «флаг», ЗНАЮТ И НАЗЫВАЮТ ЗНЧЕНИЕ ГОС СИМВОЛОВО РОССИИ. |
3.3. «Герб России» Задача: Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ. Актуализировать представления о понятии «государственные символы России», «герб», формировать представления о частях герба, значимость государственных символов. | методы воспитания: методы формирования социального опыта; демонстрация; методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха; методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию), методы формирования ответственности (формирование понимания личностной значимости). | Педагог организует взаимодействие детей, стимулирует познавательную активность детей, побуждает к осмыслению государственных символов России - Для того, чтобы познакомиться с еще одним символом России, предлагаю собрать пазл. На ваших партах он уже лежит. Кто собрал и готов ответить – руку на локоток. - Что у вас получилось? (Герб) - Ребята, кто знает значение слова «герб»? Слово «ГЕРБ» в переводе с немецкого языка означает «наследие», «наследство». Герб - Эмблема, отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п., изображаемый на знаменах, монетах, бланках, печатях и т.п Рассмотрим иллюстрацию Государственного герба нашей страны. – Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел) Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла. – Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. – Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава) Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы. – Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. – Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца) - Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы. - Как вы думаете, ребята, кто на гербе символизирует добро? (Георгий Победоносец) - А кто зло? (Змей) | (Герб) (Двуглавый орел) (Скипетр и держава) (щитом с изображением святого Георгия Победоносца) (Георгий Победоносец) (Змей) | Обучающиеся проявляют ценностное отношение к государственным символам РФ. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознают и удерживают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое «герб», знают части герба, России, понимают знаНАЧЕНИЕ ЭХЛМЕНТОВ ГЕРБА |
3.4. «Гимн» Задача: Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ. Актуализировать представления о понятии «государственные символы России», «гимн», формировать представления о тексте гимна России, значимость государственных символов. | метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха). методы организации учебно-познавательной деятельности: (беседа, педагогическое требование, демонстрация); методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха); методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию), методы формирования ответственности (формирование понимания личностной значимости). | Педагог организует взаимодействие детей, стимулирует познавательную активность детей О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне) – Вы знаете, что такое гимн? Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения. Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков. – Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.) – Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы) *Ребятам раздаётся текст гимна* - Прочитайте про себя. – Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России) | (о гимне) (гимн – это песня государства) (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.) (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы) (Гордость за величие России) | Обучающиеся проявляют ценностное отношение к государственным символам РФ, чувство гордости за свою Родину. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, осознают и удерживают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое «государственные символы России», «гимн», знают текст гимна России, понимают значимость государственных символов. |
3.5 «Викторина» Задача: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать с викториной. | методы стимулирования (создание ситуации успеха). беседа, педагогическое требование | - Ребята, сейчас мы с вами проведем интеллектуальную игру «Викторина» по теме нашего классного часа. - Чтобы нам было интересней играть, мы создадим 3 команды (команда 1 ряда, 2 ряда и 3 ряда). - Правила участия в викторине: 1.Работать вместе и дружно. 2. Каждая команда отвечает по очереди. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. 3. Если команда не отвечает, право ответа переходит другой команде - Сегодня нам пригодятся смекалка, терпение, внимание, сообразительность, умение быть дружными. 1 тур. «Угадай государственный символ России» - В этом туре будут загаданы загадки, а ваша задача их отгадать. Есть главная песня у нашей страны. Услышав её, мы вставать все должны. Единству народа поётся в ней слава, И восхваляется наша держава. (Гимн) - Верно, а как вы поняли, что речь шла о гимне? Какие слова Вам об этом подсказали? Получаете свой жетон. - Отвечает 2 команда. Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. (Герб) - Верно, какие слова Вам помогли? Получаете свой жетон. - Отвечает 3 команда. У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг - С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный … (флаг) - Верно, молодцы! Получаете свой жетон. 2 тур «Герб». - Вам буду предложены вопросы, ваша задача – правильно ответить на них. - Отвечает 1 ряд. Что означает слово «герб»? - Молодцы! Получаете свой жетон. - Вопрос 2 команде: что изображено на гербе России? - Молодцы! Получаете свой жетон. - Следующий вопрос 3 команде: Назовите цвета, которые есть в гербе России. - Молодцы! Получаете свой жетон. 3 тур «Флаг». - Вам буду предложены вопросы, ваша задача – правильно ответить на них. - Отвечает 1 ряд. Назовите старинное название флага? - Молодцы! Получаете свой жетон. - Вопрос 2 команде: Сколько лет флагу России? - Молодцы! Получаете свой жетон. - Следующий вопрос 3 команде: Что обозначает каждый цвет флага? - Молодцы! Получаете свой жетон. 4 тур «Гимн». - Вам буду предложены вопросы, ваша задача – правильно ответить на них. - Отвечает 1 ряд. Назовите несколько строчек гимна. - Молодцы! Получаете свой жетон. - Следующий вопрос 2 команде: Что такое гимн? - Молодцы! Получаете свой жетон. - Следующий вопрос 3 команде: В каких случаях принято исполнять гимн страны? - Молодцы! Получаете свой жетон. *Учитель подводит итоги викторины, дарит грамоты каждому ряду* - За знание символов государства в викторине «Государственные символы России» получают грамоты команды 1, 2 и 3 ряда. - Ребята, вы большие молодцы! - Нам повезло быть гражданами великой страны-России, поэтому очень важно знать государственные символы нашей Родины! - Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для России событие. Случаи использования главных и важных символов России – герба, флага и гимна определены законом. | Принимают активное участие в викторине, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю. (Гимн) (главная песня нашей страны) (герб) (главный знак любой страны) (флаг) (Слово «ГЕРБ» в переводе с немецкого языка означает «наследие», «наследство») (золотой двухглавый орел на красном фоне) (красный, золотой, белый, черный, синий) (Стяг) (более 300 лет) (Белый – мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности; красный - символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну. (Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена!) (Гимн – это торжественное музыкальное произведение) (При встрече главы Российского государства, прибывающего с визитом в другую страну; В честь победы российских спортсменом на чемпионатах Европы, мира или Олимпийских игр (сопровождает поднятие флага); На торжественных церемониях (вручение государственных наград, на церемонии бракосочетания в ЗАГСе и др.) | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам, ценностное отношение к государственным символам РФ. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства, договариваются между собой, сотрудничают в ходе игровой деятельности (викторины), демонстрируют умения анализа и обобщения изучаемого материала, осознают и удерживают познавательную задачу, работая с информацией. Обучающиеся понимают, что такое «государственные символы России», «флаг», «герб», «гимн», знают части герба, текст гимна России, понимают значимость государственных символов. |
4. Рефлексия Задача: развивать умение анализировать свои чувства, анализировать результаты совместной деятельности. | методы воспитания: беседа; создание ситуации успеха. методы обучения: демонстрация, беседа, предъявление педагогических требований, поощрение. | Педагог стимулирует рефлексию эмоциональных состояний детей – Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг) – Что нового о них вы узнали? - Герб, флаг и гимн нашей страны выражают чувство патриотизма, формируют в нас уважение к истории России и ее настоящему, вселяют уверенность в завтрашнем дне. Каждый россиянин должен знать государственные символы своей страны и отдавать им дань уважения. - Ребята, а что вы почувствовали сегодня, когда мы изучали историю наших государственных символов? - Я, например, почувствовала, что я горжусь своей Родиной, ведь изучая истории и культуры страны, мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами. - Наш классный час подходит к концу. Я дарю его вам макеты герба, которые вы собрали и текст гимна. Макет герба вы можете повышать дома на стену и не забывать о его значимости. - Я надеюсь, что вы будете любить свою страну, гордиться ею, стараться сделать ее сильной и богатой. - Всем вам большое спасибо! До свидания! | Анализируют результаты деятельности, подводят итоги вместе с учителем. | Обучающиеся проявляют вежливое отношение к сверстникам. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли и чувства. |