СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт коррекционного занятия по математике на тему: «Развитие мышления, математической грамотности при решении задач в два действия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт коррекционного занятия по математике на тему: «Развитие мышления, математической грамотности при решении задач в два действия"»

Конструкт коррекционного занятия по математике

по производственной практике ПМ 01 «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

Самойловской Ксении Андреевны


Дата: 26.01.22

ОУ: МАОУ СОШ №21

Класс: 1 «Д»

ФИО учителя класса: Сонина Анастасия Юрьевна

Руководитель практики: Горожанцева Марина Алексеевна Оценка:_____ Подпись:_____

Тема: «Развитие мышления, математической грамотности при решении задач в два действия»

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе и труду.

  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу; осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение осуществлять анализ, синтез; совместно с учителем формулируют тему занятия, сотрудничают с учителем и сверстниками, работают с информацией, представленной в графической и письменной форме; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

  • Предметный: обучающиеся демонстрируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20, знания о плане работы структуры текстовой задачи, умения решать простые текстовые задачи в два действия.

Цель: закрепление умения решать простые текстовые задачи в два действия.

  • Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное отношение к учебе и труду.

  • Коррекционно - развивающая: развивать умение понимать и принимать учебную задачу; осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение осуществлять анализ, синтез; совместно с учителем формулируют тему занятия, сотрудничают с учителем и сверстниками, работают с информацией, представленной в графической и письменной форме; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

  • Коррекционно - образовательная: актуализировать знания и навыки о сложении и вычитании чисел в пределах 20, знания о плане работы структуры текстовой задачи, отработать умение решать простые текстовые задачи в два действия с помощью учителя и самостоятельно.

Принципы обучения и воспитания:

принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим; принцип коррекционной направленности воспитательного процесса.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

  • Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием);

  • Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

  • Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание);

  • Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация);

  • Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);

  • Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение);

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта (поручение, пример);

  • Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение);

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения:

Демонстрационные: презентация, схемы.

Индивидуальные: тетрадь.

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

План занятия (40 мин):

1.Организационный момент – 3 мин

2. Сообщение темы и цели занятия – 4 мин

3. Разминка – 3 мин

4. Основная часть – 25 мин

4.1. Физминутка

5.Рефлексия прошедшего занятия – 2 мин

6.Подведение итогов занятия -3 мин

Оформление учебного кабинета, доски:


Презентация по теме

26 января




Ход занятия:

Этапы занятия, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Организационный момент

Задача: организовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное отношение к учебе и труду.

Коррекционно - развивающая: развивать умение

умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию);

Методы формирования социального опыта: (педагогическое требование);


- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встанем около своих парт красиво, ровно. Ножки вместе. Как настоящие ученики. Смотрю на ваши красивые глазки.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть.

- Меня зовут Ксения Андреевна, и сегодня коррекционное занятие по математике у вас проведу я.

- Чтобы настроиться на работу, потренировать свою внимательность и память, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Продолжи то, что я скажу».
- Правила этой игры таковы: я говорю начало предложения, а ваша задача будет по цепочке, начиная с Никиты, продолжить это предложение. Но будьте внимательны – повторяться нельзя

- «Сегодня у меня хорошее настроение, потому что…» (продолжают предложение)

- Ребята, я вижу, что вы очень внимательные. Внимательность – очень важное качество для каждого человека. Надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы будете такими же внимательными.

Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе и труду.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

2. Сообщение темы и цели занятия

Задача:

Организовать деятельность по определению темы занятия, развивать УУД, развивать зрительное восприятие обучающихся

Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное отношение к учебе и труду.

Коррекционно - развивающая: развивать умение понимать и принимать учебную задачу; умение осуществлять анализ, синтез; совместно с учителем формулируют тему занятия, работают с информацией, представленной в графической форме; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований)

Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);

- И сейчас я предлагаю вам отгадать, как будет называться тема нашего занятия. Обратите внимание на доску.

- Вам необходимо вставить пропущенное слово, вместо изображения. Попробуйте расшифровать этот ребус. (На доске: Решение ... задач)

- Верно, тема нашего занятия: «Решение текстовых задач».

- Ребята, знакома ли вам эта тема?

- Значит нам нужно будет изучить ее или закрепить?

- Верно, сегодня на занятии мы сможем закрепить умение решать текстовые задачи.

- Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по сказочным городам в страну под названием «Математика». Вы побываете разных городах, во время путешествия вы отработаете умения решать текстовые задачи в два действия.


Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе и труду.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу; умение осуществлять анализ, синтез; совместно с учителем формулируют тему занятия, работают с информацией, представленной в графической форме; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.


3.Разминка

Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности.

Коррекционно - развивающая: развивать умение работать с информацией, умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Коррекционно - образовательная: актуализировать знания и навыки о сложении и вычитании чисел в пределах 20.

Методы формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований);

Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: (упражнения);



- Чтобы мы узнали, в какой город мы отправимся сначала, предлагаю поиграть в игру «Математическая рыбалка» для того, чтобы вспомнить сложение и вычитание в пределах 20.

- Что вы видите на доске? (рыбок)

- На этих рыбках написаны примеры. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и «ловить» (снимать) рыбку и решать пример. Все остальные будут сигнализировать карточками, если ответ правильный, показываете зеленый сигнал, а если не правильный – красный.

- Поднимите руку кому не понятно.

- Тогда давайте начнем.


НА РЫБКАХ НАПИСАНЫ ТАКИЕ ПРИМЕРЫ:


1 + 6 = 7

3 + 2 = 5

8 – 5 = 3

8 – 8 = 0

4 + 4 = 8

8 – 6 = 2

0 + 6 = 6

1 + 9 = 10

9 – 5 = 4


- Молодцы ребята, вы очень хорошо умеете складывать и вычитать числа. Теперь мы можем узнать название первого города, в который мы отправимся. Посмотрите на карту. Как называется город, в котором нам предстоит побывать?

- Этот город называется Задаченбург.

- Закрывайте свои глазки, мы отправляемся в путь на воздушном шаре. (звук воздушного шара)

Метапредметный: обучающиеся работают с информацией; демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20.

  1. 4.Основная часть

  2. Задача: с помощью беседы закреплять знания о задаче и ее структуре, совершенствовать умение находить условие и вопрос задачи, решать задачи.

  3. Коррекционно - развивающая: развивать умение осуществлять анализ, синтез; сотрудничают с учителем и сверстниками, работают с информацией, представленной в графической и письменной форме; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

  4. Коррекционно - образовательная: актуализировать знания и навыки о сложении и вычитании чисел в пределах 20, знания о плане работы структуры текстовой задачи, отработать умение решать простые текстовые задачи в два действия с помощью учителя и самостоятельно.










































































































4.1. Физминутка









































































Методы формирования ответственности и обязанности: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль);
Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);
Методы закрепления и повторения изученного материала:

(беседа, повторение);

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: (упражнения);




- Открывайте глаза. Посмотрите, мы прилетели в город Задаченбург, а на месте нашего приземления нас с вами встречает Сова, и в её лапках можно увидеть карточку. Давайте посмотрим, что в ней.

- (Имя), подойди, прочитай, что написано на карточке.

«Ребята, город Задаченбург очень рад вас видеть. У нас произошла беда. Нам очень нужна ваша помощь! Старуха Шапокляк и её крыска – Лариска добрались до нашего города и забрали правило, которое говорило нам о том, как нужно правильно ставить запятые в задачах, содержащих 2 действия. Вы не поможете нам заново составить это правило?»



- Ребята, жители города Задаченбурга очень расстроены тем, что сделали Шапокляк и Лариска. Предлагаю им помочь.

- Чтобы помочь жителям Задаченбурга, и вспомнить, как решаются задачи в 2 действия, выполним задание.

- На партах у вас лежат конверты, придвиньте их к себе. Что вы видите в них? (план работы над задачей, содержащей в себе 2 действия)

- Верно, в конвертах лежит план работы над задачей в 2 действия, но, как вы видите, план перепутан.

- (Имя), как ты думаешь, какое будет задание? (правильно составить план работы над задачей)

- Действительно, вам необходимо будет, работая в парах, правильно составить план работы над задачей.

- (Имя), что ты будешь делать?

- (Имя), что будешь делать ты? А что будет делать (Имя)?

- На работу вам дается 2 минуты, после того как вы закончите мы проверим.


1. Внимательно прочти задачу и представь, о чем в ней говорится.

2. Запиши в виде схемы, что известно и что не известно, что нужно найти.

3. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.

4. Сначала вычисли значения, которых не хватает для нахождения ответа.

5. Найти ответ на главный вопрос задачи.

6. Проверь ответ.

7. Запиши ответ.


- (Имя), прочитай первый пункт плана, почему именно его вы поставили первым?

- (Имя), прочитай второй пункт плана, почему именно его вы поставили следующим?

- (Имя), прочитай третий пункт плана, почему именно его вы поставили первым? И т.д.


- Таким образом, мы помогли жителям города Задаченбурга заново составить план работы над задачей, которым в дальнейшем они смогут пользоваться.

- Все жители этого города желают нам успехов на нашем пути.

- За то, что мы были добры и приветливы к жителям города, мы получаем название следующего города, который мы посетим. Этот город называется «Повторяйка». Закрывайте глаза, мы отправляемся дальше. (звук полета воздушного шара)

- Открывайте глаза. Вот мы с вами и прибыли в город, который называется, как? Кто запомнил? (Повторяйка)

- Верно, мы с вами прибыли в город под названием «Повторяйка», а встречает нас какой герой? Кто его узнал? (Незнайка)

- Верно, встречает нас Незнайка.

- Посмотрите на слайд. О чем просит нас Незнайка? (просит помочь ему закрепить знания о том, как решаются задачи в 2 действия)

- Поможем Незнайке?

- Чтобы помочь Незнайке и закрепить знания о том, как решаются задачи в 2 действия, выполним задание.

- (Имя), прочитай задачу, которую вы видите на слайде. Остальные внимательно слушайте и думайте, о чем эта задача.


У Ани было 10 одуванчиков, а ромашек на 2 меньше.

Сколько ромашек и одуванчиков было у Ани?


- Ребята, о чем эта задача? (об одуванчиках и ромашках)

- Каким одним слово мы можем назвать одуванчики и ромашки? (цветы)

- Верно, цветы.

- Известно ли нам количество одуванчиков? (да)

- Сколько их? (10)

- А что нам известно о ромашках? (их было на 2 меньше, чем одуванчиков)

- Что необходимо найти в задаче? (количество ромашек и одуванчиков)

- Что нам сначала нужно узнать, чтобы ответить на вопрос? (сколько было ромашек)

- Обратив внимание на схему на доске, когда у нас «на сколько-то меньше…» - это нам указывает на какое действие? (вычитание)

- Верно, значит, что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать количество ромашек?
- Вычесть из количества одуванчиков количество ромашек, верно. Давайте составим краткую запись задачи.


- Для этого открываем свои рабочие тетради. Отступаем 4 клетки от предыдущей работы и от начала рабочей строки с левой стороны записываем краткую запись все вместе.


- Кто желает выйти к доске и составить краткую запись к задаче?

- Какой буквой мы обозначим слово одуванчики? (буквой О)

- Сколько было одуванчиков? (10)

- Верно, 10 цветов. (записывает)

- В скобках поясним количество одуванчиков словом «цветы», сокращенно запишем «цв.»

- Какой буквой мы обозначим слово ромашки? (буквой Р)

- Нам известно сколько было ромашек? Мы можем точно сказать, сколько их было? (нет)

- Верно, значит ставим знак «?».

- А что нам известно о ромашках? (ромашек на 2 меньше, чем одуванчиков)

- Записываем на 2 (цв.) м. чем О.


О. – 10 (цв.)

Р. - ? на 2 (цв.) м. чем О.


- Прочитай, пожалуйста, еще раз вопрос в задаче. Что нужно найти? (Сколько ромашек и роз было у Ани?)

- Нужно узнать, сколько всего ромашек и роз было у Ани.

- Верно, записываем «Всего» и ставим знак вопроса.


О. – 10 (цв.)

Р. - ? на 2 (цв.) м. чем О. ?


- Что нужно узнать для начала? (сколько было ромашек)

- Каким действием мы сможем это выяснить? (вычитание)

- Почему? (потому что на 2 меньше, значить вычитание)

- Верно.

- (Имя), продиктуй громко и четко первое действие задачи.


1) 10 – 2 = 8 (цв.) - ромашек


- Сколько получится в первом действии? (8 цв.)

- Чтобы узнать, сколько всего было одуванчиков и ромашек, что нам нужно сделать? (прибавить к количеству одуванчиков количество ромашек)

- (Имя), прочитай второе действие громко и четко.


2) 10 + 8 = 18 (цв.) – всего


- Записываем ответ.

Ответ: 18 цветов.


- У кого также поднимите руку.

- Молодцы! Мы помогли Незнайке решить задачу!


- Ребята, я вижу, вы устали. Давайте немножко передохнем. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за мной.


Физминутка

Чебурашка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно Гену не нашел.

Чтобы Гену нам достать –

Нужно на носочки встать.



- Молодцы, присаживайтесь на свои места.



- Незнайка просит Вас о помощи в решении еще одной задачи. Поможем? Вы ведь очень отзывчивые и старательные ребята!

- Внимание на слайд.

В пакете 9 яблок. 5 яблок съели. Сколько яблок осталось в пакете?

- Ребята, о чем эта задача? (о яблоках)

- Верно, о яблоках.

- Что нам известно о яблоках? (их было 9)

- Верно, их было 9.

- Что потом произошло с яблоками? (5 яблок съели)

- Верно, 5 яблок съели.

- Что необходимо найти в задаче? (сколько яблок осталось)

- Кто желает выйти к доске и составить краткую запись к задаче?

- Что мы сначала запишем в краткой записи? (сколько яблок было)

- Верно, а сколько их было? (9) – записывает

- Что произошло с яблоками? (5 яблок съели)

- Что нужно узнать? (сколько осталось) – записываем

Было – 9 я.

Съели – 5 я.

Осталось - ?

- Значит какое действие нам необходимо с вами сделать? Если 9 яблок было и потом 5 яблок съели. (вычитание)

1) 9 – 5 = 4 (я.)

- Записываем ответ.

Ответ: осталось 4 яблока.


- Посмотрите, Незнайка написал нам письмо, давайте прочитаем.


«Дорогие ребята! Спасибо огромное Вам за помощь! Без Вас бы я так быстро не справился! За Вашу помощь я скажу Вам название следующего в Вашем путешествии города. Он называется «Решайка».


- (Имя), как называется следующий город, в который мы отправимся? (Решайка)

- Закрывайте глаза, мы отправляемся!

- Открывайте глазки! Мы прибыли в город «Решайка». В этом городе нас встречает маленький бельчонок. Посмотрите. В лапках у него еще одно письмо. Предлагаю его прочитать


«Дорогие гости! Старая колдунья наложила злые чары на наш город. Чтобы их разрушить нам нужно решить последнюю, самую сложную задачу. Мы просим Вас помочь нашему городу, мы очень в Вас верим и знаем, что Вы справитесь с этой задачей».


- (Имя), ты готова прийти на помощь жителям города Решайка? – (Имя), а ты готов? Ребята, кто готов также как (Имя) и (Имя), поднимите сигнальную карточку зеленого цвета.

- Здорово! Давайте приступим.

- Для того чтобы помочь жителям города «Решайка», и освободить город от чар старой колдуньи, решим задачу. Но решать вам её придется каждому самостоятельно, так как это было одним из условий старой колдуньи.


- У вас на партах лежит карточка с задачей. Но задача не простая, в задаче вместо слов вставлены картинки.

- (Имя), попробуй прочитай её, а остальные внимательные слушают и думают, о чем эта задача.


Артём нашел 8 , а Катя на  3 меньше. Сколько нашла Катя?


- (Имя), о чем говорится в задаче? (о грибах)

- Ваша задача – составить краткую запись задачи, а потом, опираясь на краткую запись решить задачу и записать ответ.

- Работать вы будете на карточке, на которой написана задача. Поставьте ручку на клетчатое поле, а я пройду и посмотрю все ли поняли, где мы будем работать.

- Приступайте к работе, после того как вы закончите, я соберу ваши карточки и проверю после урока.


- Время на выполнение задания у вас вышло. Предлагаю отправиться в следующий последний город, который называется «Умейка». Жители этого города хотят проверить, как хорошо вы умеете считать примеры.


- На ваших партах лежат карточки с цифрами. На слайде будет появляться пример. Ваша задача – подумать и выбрать ту карточку, которая соответствует решению.

- Всем понятно? Тогда начнем!


7+3=10

3+6=9

16+3=19

16-6=10

13+5=18

10-5+5=10

10+0-5=5

4+3+2=9

14-1+1=14


- Молодцы, ребята! Жители города «Умейка» восхищаются вами, что вы такие внимательные и старательные!


- Ребята, жители страны «Математика» на протяжении всего занятия наблюдали за вами! Они очень рады тому, что вы были активными, доброжелательными и отзывчивыми. За это они оставили нам закладки, но, чтобы их получить, нам нужно вернуться обратно в класс. Закрывайте глазки, мы возвращаемся.

- Открывайте глазки. Мы с вами вернулись в наш класс. А вот и закладки, которые нам оставили жители страны «Математика». Посмотрите, какие они красивые и яркие.

- Эти закладки вы можете использовать для книг и учебников.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять анализ, синтез; сотрудничают с учителем, работают с информацией, представленной в графической и письменной форме; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20, знания о плане работы структуры текстовой задачи, умения решать простые текстовые задачи в два действия.


5.Рефлексия прошедшего занятия

Задача: оценить деятельность на занятии.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное отношение к учебе и труду.

Коррекционно - развивающая: развивать умение осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы закрепления и повторения изученного материала:

(Беседа);

Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха, поощрение)

-Ребята, наше занятие подходит к концу.

- Сейчас, для того чтобы подвести итоги занятия предлагаю выполнить следующее задание.

- На партах вы видите 2 воздушных шара.

- Если на занятии вам было спокойно, настроение было хорошим, поднимите воздушный шар голубого цвета.

- Если вам было на занятии не всегда интересно, поднимите воздушный шар красного цвета.

Я вижу, что много подняли … Спасибо.


Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе и труду.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

6.Подведение итогов

Задача: подвести итог занятия, выявить трудности.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное отношение к учебе и труду.

Коррекционно - развивающая: развивать умение осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы закрепления и повторения изученного материала:

(Беседа, диалог);

Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха, поощрение)

- Наше занятие подошло к концу, подведем итоги.

- Назовите тему занятия (Решение текстовых задач)

- Какую цель мы ставили перед собой, достигли мы ее? (закрепить умение решать текстовые задачи)

- Что мы делали на занятии?

- Отлично! Вижу большинству материал стал понятен.

- Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за занятие!

Личностный: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе и труду.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять саморефлексию и рефлексию деятельности; умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять волевую саморегуляцию.