Логинова И.В.
педагогические технологии: технология развития воспрятия музыки О.П.Радыновой (парциальная программа «Музыкальные шедевры»), здоровьесберегающие технологии развития вокально – хоровых навыков у детей ( О.Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»), музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (по методике Т. Боровик), »), технология «Элементарное музицирование» Тютюнниковой, использование информационно-коммуникативных технологий, М.Ю.Картушина «Вокально – хоровая работа в детском саду.
Литературные: стихотворение А. Н. Майкова «Весна»
Мультимедийные: презентация по содержанию занятия, видео песни Т. Морозовой «Весёлая капель»
Оборудование: шумовые инструменты: треугольник, металлофон, бубен, ксилофон, погремушка, барабан, трещётка, свистулька, дудочка, колокольчик, керамическая свистулька «Сова».
- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки;
-совершенствовать способности творчески передавать в пластике музыкальный образ, используя свой накопленный двигательный опыт;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке.
- содействовать проявлению активности, сотрудничества и самостоятельности, уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
| Педагог встречает детей и приглашает в зал. Дети заходят в зал под песню Т. Морозовой «Весёлая капель», выполняют ритмические движения, встают в круг. | Заходят в зал, выполняют ритмические движения. | Психологический настрой на предстоящую деятельность. |
Мотивация к деятельности | Вовлекает в совместную деятельность, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Ребята, как зовут гостью, про которую поётся в песне? (Весна). Сегодня чудесный весенний день и я хочу пригласить вас в волшебный мир музыки Весны. Вы согласны? (Дети отвечают). Что возьмем с собой в дорогу? Правильно, чтобы быстрее добраться нам поможет веселая песенка – игра. | Рассуждают, высказывают свои предположения. | Умеют выражать собственные мысли. |
Коммуникативный танец – песня «Здравствуй друг» М. Картушиной | Организует детей и принимает участие в музыкально – ритмической деятельности. | Двигаются по кругу, изменяют движения в соответствии с текстом песни. | Самостоятельно изменяют движения, согласовывают выполнение движений с пением. |
Артикуляционная гимнастика. Фонопедическое упражнение «Голоса весны» Карл Орф «Весновкин прибауткин») | - Как вы думаете, может у Весны быть своя музыка? - Как мы можем услышать музыку Весны? (звон капели, журчание ручья, пение птиц) - Ребята, как вы думаете, мы с вами можем изобразить своим голосом звуки природы весной? Конечно, да. Давайте вспомним звуки весенней природы и попробуем изобразить их своим голосом. Послушайте мой рассказ и повторяйте за мной. -Пригрело весеннее солнышко. Давайте порадуемся теплому солнышку. (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук) -С пригорка побежал веселый ручеек. Подумайте, какими звуками можно показать журчание ручейка? (Дети болтают языком. Можно предложить работу в подгруппах: как «журчит» ручеек у девочек, а как у мальчиков). -До краев наполнил большую глубокую лужу (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр) -Перелился через край (делают голосом «волну») -И дальше побежал (булькают языком) -Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком, расправили крылышки (крш, крш) и полетели кто куда (трр-трр-трр, шепотом) -Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур, -И вылез ежик (сопят носом) -Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник (каждый поет свой звук) -Лес наполнился птичьими голосами (подражают голосам птиц) -Вот и пришла весна (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук) Музыкальный руководитель: Хорошо. Молодцы. Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе? (ручейка, солнышка, жучков, птиц) | Выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога. | Вырабатывают качественные, полноценные движения органов артикуляции, готовятся к правильному произнесению фонем. |
Пение. «Согрей меня, согрей!» А.Чугайкиной | Сейчас песенкой расскажем, как лесные жители встречают весну. Пение 1, 2 куплета, разучивание 3 куплета. | Исполняют песню ласково, певуче в спокойном темпе. | Умеют передавать веселый, ласковый характер песни. Чисто интонируют мелодию песни. |
Элементарное музицирование по Т.Э.Тютюнниковой, С. Маршак «Апрель» | Музыкальный руководитель. Хорошо. Молодцы. А как мы ещё с вами можем изобразить звуки весны по - другому, не только голосом? (Дети отвечают) Конечно, с помощью музыкальных инструментов, и сейчас мы с вами побудем в роли музыкантов. Апрель! Апрель! Все вместе хлопаем по коленям На дворе звенит капель. – треугольник По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам На дорогах лужи – бубен Скоро выйдут муравьи- ксилофон После зимней стужи. – погремушка Пробирается медведь - барабан Сквозь лесной валежник. – трещетка Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка И расцвел подснежник. - колокольчик Музыкальный руководитель. Мы с вами очень похоже показали разные звуки весны. (Прошу детей сесть на стульчики). | Выбирают музыкальные инструменты по желанию и музицируют на них. | Проявляют творчество и фантазию в процессе игры на инструментах. |
Презентация «Подснежник в лесу». Прослушивание фрагмента произведения«Подснежник» П.И.Чайковского «Хор рук» музыка П.И. Чайковского «Подснежник». | Музыкальный руководитель: Оживает природа под теплыми солнечными лучами, появляются первые цветы. Ребята, какие первые весенние цветы вы знаете. Правильно, подснежники. Весна приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт – В лесу подснежник Расцветёт. Очень красивый, светлый, нежный весенний цветок. Посмотрите, как подснежник растет в лесу, какой это красивый, нежный, и в тоже время отважный цветок, который не боится холода и снега. Музыкальный руководитель. Поэты сочиняли стихи о подснежнике послушайте его, А.Н. Майков: «Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином...» А композиторы – музыку о подснежнике. Кто из композиторов написал музыкальное произведение. (Ответы детей) Музыкальный руководитель. - Скажите, какая музыка по характеру? (Дети отвечают) - Можно ли сравнить музыку с цветком, чем они могут быть похожи? - Как бы вы назвали музыкальное произведение? Музыкальный руководитель. Давайте, покажем, как растут подснежники на весенней полянке. | Рассуждают, высказывают свои предположения. (Дети по очереди говорят - нежная, ласковая, прозрачная, солнечная) Дети исполняют под музыку двигательную импровизацию. | Умеют выражать собственные мысли. Дети умеют высказываться о музыкальном произведении Умеют передавать характер музыки через движение. |
Игровой массаж «Дождик» Е. Попляновой | (Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг) Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями по спинкам друг друга. Бом! Бом! Бом! По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками. Бом! Бом! Бом! - Дома, дома посидите, - Поколачивают кулачками. Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите, - Растирают рёбрами ладоней. Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте, - Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями. Бом! Бом! Бом! Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями. Бом! Бом! Бом! Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж. | Закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. | Умеют выполнять игровой массаж одновременно с ритмодекламацией. |
Музыкально – ритмическая деятельность. Игра «Воробушки и сова» (авторская) | «А воробьи чирикают» муз.Елисеева 1.Весна идет , растает лед Весна идет , растает лед. Танцует все и все поет А воробьи чирикают, а воробьи чирикают, А воробьи чирикают. Припев: а воробьи – чирик, чик-чик , А воробьи-чирик, чик-чик. А воробьи чирик чик чик чирикают, Воробьи! | Выполняют игровые действия в соответствии с текстом песни, согласовывая их с пением. Превращаются в воробышков. Под музыку летают. По окончании музыки прячутся от совы: садятся на корточки, закрывают глаза. Вылетает тетушка Сова (выбрали по считалке: Ах ты, совушка-сова, Ты, большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела — Во траву свалилася, В яму покатилася!), с помощью свистульки издает звуки «совы» ищет Кто пошевелился и забирает к себе в гнездо. | Умеют выполнять образные движения в соответствии с характером музыки и ее содержанием. |
Рефлексия. | Дети, вам понравилось наше путешествие? А что сегодня новое вы узнали о звуках весны? Что вам понравилось делать в весеннем лесу? А что бы вы ещё хотели узнать? Пожалуйста дома на рисунке изобразите свои впечатления. А завтра мы устроим выставку работ на тему «Звуки весны». Дает установку на продолжение темы. | Поощрение к ответам, рассуждениям. | Умеют выделять интересное и понравившееся. Планирование дальнейшей деятельности. |
| До свидания, ребятки, спасибо за отзывчивость и эмоциональность. Педагог прощается с ребятами и выражает им благодарность. | Прощаются. | Вежливо прощаются, благодарят. |