СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей группы по пересказу рассказа "Поющий букет" В.Бирюкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конструкт образовательной деятельности с детьми по пересказу рассказа "Поющий букет" В. Бирюкова.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей группы по пересказу рассказа "Поющий букет" В.Бирюкова»

«Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В. Бирюкову)»

конспект совместной коммуникативной деятельности с детьми 6-го года жизни

Воспитатель: Чемезова О.М.

Высшая кв. категория

Цель

  • Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Задачи

Развивающие:

  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками;

  • Развивать навыки диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.

  • Активизировать и обогащать словарь по темам «Насекомые».

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, требующим умственного напряжения и усилия.

Обучающие:

  • Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

  • Формировать грамматические представления и обобщения на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

Оборудование и материалы: Графические схемы, картина букета, маски жуков, магнитная доска, магниты; сюжетная картина «На поляне», текст загадки, записи звуков, мяч.

Предварительная работа:

·        Чтение рассказа В.Бирюкова «Поющий букет».

·        Изучение лексической темы «Насекомые».

·        Наблюдение за насекомыми.

·        Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

жужжание, жуть

колокольчик, девочка, букет, жужжание

Глаголы

раздалось

осмотрела, выпустила, заглянуть, раздалось, выпустить, поставить

Прилагательные

 

разный

Наречия

чудно

 

Методические приемы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения; рассматривание графических схем.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной коммуникативной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:

  • проявление интереса к коммуникативной деятельности;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • способность эмоционально сопереживать героям сюжета;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия.

Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность





Я здороваюсь везде- 
Дома и на улице, 
Даже «Здравствуй» говорю 
Я соседской курице. (Дети показывают «крылышки») 
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце) 
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо) 
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок») 
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок») 
Здравствуй, Утро! (Жест вправо) 
Здравствуй, День! (Жест влево) 
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Здрасьте, гости!

Добрый день!

Нам здороваться не лень! (кланяются гостям)


Дети здороваются друг с другом, педагогом и гостями.



Координация речи с движениями


Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

Загадка


Актуализация знаний детей

Артикуляционная гимнастика

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Загадывает загадку

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт. (Жук)

На минутку мы превратимся с вами в жуков.

Артикуляционная гимнастика «Жук»

Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку, а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя жужжание жука, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Послушаем, получилось ли у нас?

Педагог включает запись жужжания жука.

Придумайте слова, в которых звук «ж» в начале слова.

Дети отгадывают загадку



Дети находят отгадку: (В загадке говорится о жуке.)









Развитие слухового внимания, мышления



Вызывание звука, близкого по акустическим признакам к звуку Ж.

Подготовка к восприятию текста.

Звуковая культура речи

Упражнение «Куда спрятались насекомые?» Употребление предлога «под».


Я слышу жужжание насекомых.

Картинка, на которой изображена поляна.

Ожидается сильный ливень, все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Гусеница ползет под сочным душистым яблоком. Яркая бабочка укрылась под крупной ромашкой. Зеленый кузнечик примостился под пушистой елкой. Усатый жук заполз под куст клубники.

Дети по очереди подходят к картине, показывают указкой сюжет и составляют предложения.






Сели за столы

Составление предложений с предлогом «под».

Включение детей в целеполагание


Ставит цель

Сегодня я вам предлагаю вам прочитать рассказ, который написал Василий Бирюков «Поющий букет».



Проблемный вопрос

Педагог выставляет картинку букета. Ставит проблемный вопрос

Интересно, а может ли букет петь?

Сейчас мы узнаем все о поющем букете.

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.
Включение детей в деятельность Чтение адаптированного текста

Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:

— Ой, какой хороший! Сорву его.

— Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.

И вдруг услышала жужжание:

— Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.

— Букет жужжит и поет,— удивилась Наташа. Осмотрела весь букет, ничего не нашла.

— Чудно. Никого нет, а поет.

Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.

— Вот почему букет пел.

— Взяла жучка и выпустила на волю.

Дети слушают рассказ




Проявляют интерес, желание узнать новое

Развитие речевого слуха, внимания


Беседа по содержанию рассказа

— Где шла Наташа?

— Что собирала на лугу?

— Какой цветок ей понравился?

— Что набрала Наташа на лугу?

— Куда поставила букет?

— Что удивило Наташу?

— О чем жужжал букет?

— Почему букет пел?

— Что девочка сделала с жучком?

Я предлагаю поиграть.

Дети отвечают на вопросы взрослого. (Наташа шла по лугу.) (На лугу собирала букет.) (Ей понравился колокольчик.) (Наташа набрала на лугу разных цветов.) (Букет она поставила в банку с водой.) (Букет жужжал о том, что здесь люди живут.) (Наташу удивило жужжание.) (Потому что в колокольчике сидел жук.) (Девочка выпустила жучка на волю). Умение вести диалог по содержанию рассказа
Музыкальная физкультминутка «Жуки и курица»



Ребята, а жуки боятся кого – нибудь?

Наша игра «Жуки и курица». Я буду курицей, а вы – жуками. Надевайте маски.


Ответы детей

Двигательная активность детей


Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка

Лексико – грамматические упражнения

Упражнение с мячом «Подбери признак»


Посмотрите, какие разные жуки на наших масках.

Я буду бросать мяч, а вы, возвращая мне его, называть признак Жук какой?»

Жук (какой?) — большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый.

Дети встают в круг, называют признак.





Расширение словаря признаков

Проявление инициативности в общении со взрослым

Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание

Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.



Развитие слуховой памяти

Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности рассказа.

У вас на столах графические схемы, разложите их по порядку, проверьте правильность друг у друга, сравните с расположением на доске. Эти схемы помогут вам пересказать рассказ. С чего начинается рассказ?


Дети берут предметные картинки , определяют очередность пересказа.


Составление план рассказа с наглядной опорой.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

Кто хочет рассказывать первым?

Продолжаем рассказ…

Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

Развитие связной речи.

Рефлексия


Ребята, мне так понравился ваш рассказ. А как вы думаете, почему?

(Педагог побуждает детей к речевой активности)

Кто запомнил, как назывался рассказ? О ком говорилось в рассказе?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.


Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Я приготовила разные материалы, чтобы мы с вами вечером смогли изготовить жуков своими руками. А когда вы придете домой, вы расскажете о нашей сегодняшней игре родителям.

Детям предоставляется возможность рассказать о деятельности в группе, дома.



Список используемой литературы:

Лебедева Л.В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу» М, Центр педагогического образования, 2008


3