Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №82 комбинированного вида»
Конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
(5-6 лет)
«ПРОДЕЛКИ ЧЕРНОГО ПТАХА»
Воспитатель:
Чемезова Оксана Михайловна
Высшая квалификационная категория
Каменск – Уральский
2018
Пояснительная записка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. В качестве основного принципа дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Познавательное развитие объединяет в себе следующие направления: сенсорное развитие, развитие психических функций, формирование целостной картины мира, развитие математических представлений. Немаловажной является возможность совместить деятельность по разным направлениям в одной.
Современные дети редко общаются с природой, не могут назвать объекты живой природы, которые встречают ежедневно на улице. Необходимо максимально полно использовать возможности для ежедневного наблюдения за природой. Птицы не просто яркий объект живой природы, они максимально близки к человеку, его жилью. А в зимний период еще и зависимы от человека, нуждаются в подкормке, заботе.
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста направлено от познавательного интереса к познавательной активности и познавательной потребности. Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Познавательная активность как более высокий уровень познавательного развития детей, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;
деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.
Компоненты познавательного развития реализуются:
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую и исследовательскую деятельность.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественного слова, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.
В качестве видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:
– организацию решения познавательных задач;
– применение практической деятельности поискового характера.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает всю деятельность, которая состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Примеры познавательных задач:
Неживая природа: Почему ели и сосны не растут близко? Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? Почему у ели зимой не обламываются ветки?
Живая природа: Почему клюв клестов такой формы? За что поползни получили свое название? Откуда происходит название птицы «снегирь»? Если синица, то обязательно синяя?
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Практическая деятельность поискового характера:
1. «В какой емкости больше корма?» Дети измеряли с помощью условной мерки корм, вспомнили, как нужно наполнить мерку, чтобы измерения были верными. (Мерка должна быть наполнена до краев)
2. «Как найти самую маленькую синичку?» Дети накладывают картинки синичек друг на друга. (У синичек должны быть совмещены клювы)
Широко используется исследовательская деятельность: ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.
Цель деятельности:
Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи деятельности:
Развивающие:
Закреплять представления о геометрических фигурах и телах, их цвете.
Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение пользоваться условной меркой, уравнивать предметы, ориентироваться на плоскости.
Расширять знания детей о птицах, их образе жизни, повадках.
Способствовать развитию речевой активности детей через обогащение словаря, развитие представлений о смысловой стороне слов.
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении интеллектуальных задач; желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.
Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
Обучающие:
Формировать умение анализировать простое изображение, мысленно расчленяя его на составные части (геометрические фигуры).
Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения задач, переносить приобретенные умения в новые условия.
Предварительная работа:
изготовление кормушек совместно с родителями и размещение их на территории детского сада,
наблюдения за птицами в природе во время прогулки с занесением сведений в «Дневник наблюдений»,
чтение рассказов и стихов о птицах,
пальчиковая и зрительная гимнастика по теме,
подвижные и речевые игры «Зимующие и перелетные птицы», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки», «Дятел», «Ловлю птиц на лету», «Узнай по описанию», «Сороки и галки», «Прилетели птицы», «Не сорока, не ворона»
дидактические игры «Лото птицы», «Зоологическое лото», «Домино птицы»
этюды «Откуда появляются птицы?», «Маленький птенчик», «Воробьи купаются»,
совместная деятельность «Изучение птичьего пера»,
графические диктанты по теме.
Оборудование и материалы:
проектор,
ноутбук,
музыкальное сопровождение «Голоса птиц»,
раздаточный материал: синички разного размера - картинки на каждого ребенка,
емкости с крупой,
условные мерки,
фигуры для сбора картинок снегирей,
карта леса,
цветные карандаши.
Формы и методы работы с детьми:
беседа, привлекательная цель, ситуация выбора по условию, отсроченное решение, мозговой штурм, неожиданное решение, поощрение, художественное слово, игровая ситуация, стимулирование занимательным содержанием, объяснение, пояснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, проблемные вопросы, работа в парах, включение в исследовательскую деятельность
Мотивирующее пространство:
Деятельность организована в группе, сопровождается мультимедийной презентацией, наполненной звуковыми эффектами голосов птиц.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:
проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности;
самостоятельность в исследовании геометрических фигур;
активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
способность эмоционально сопереживать героям сюжета;
владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
способность планировать и согласовывать свои действия;
готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;
владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога.
Последовательность этапов | Содержание и приемы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой | Мультимедийная презентация Слайд 1. Заставка. Звук оповещения электронной почты Прием – беседа Слайд 2,3. Прием – привлекательная цель | Сегодня на электронную почту пришло странное письмо. Прочитаем его? «Кар! Кар! Чрезвычайное происшествие в лесу! Злой волшебник Черный Птах заколдовал всех птиц. Мы никогда их больше не увидим и не услышим их голоса. Помогите! Спасите!» Посмотрите, здесь еще и фото Черного Птаха прилагается. Ребята, вы хотите помочь птицам? Я предлагаю занять места в нашем снежном лайнере. Возьмите посадочные талоны и займите места в соответствии с ними. Почему ты занял это место? Пристегните ремни, можем отправляться. | Дети предлагают отправиться в лес и спасти птиц Договариваются Дети называют цифру и находят такую же на стульчике. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности Умение выделить главное Дети вспомнили цифры |
Проблемный вопрос Включение детей в деятельность Познавательная задача | Прием – ситуация выбора по условию Слайд 4. | Ребята, здесь карта леса, на которой мы будем схематично зарисовывать найденных птиц. Вот мы и в лесу, выходим из снежного лайнера. Где же нам искать заколдованных птиц? Мимо елей, мимо сосен расскажите, где их восемь… А в правом верхнем углу сколько елей? В правом нижнем углу? В левом нижнем углу? Молодцы, ребята! Как вы думаете, почему у ели зимой не обламываются ветки? | Дети решают интеллектуальную задачу Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Смола придает упругость ветвям, и сами ветки наклонены к низу. | Дети считают ели и указывают на нужную часть экрана Ориентировка на плоскости |
Самостоятельная деятельность Обогащение представлений о смысловой стороне слова «синица» | Звуки тенькающих синиц. Слайд 5. | Мы правильно ответили на вопрос, и Волшебник Черный Птах вернул в лес синиц. Все ли они одинаковые? Как можно проверить, какая из синиц больше? А еще? Выложите синиц, начиная от самой маленькой и заканчивая самой большой. Какая по счету самая большая синичка? А самая маленькая? Отметим на карте синиц. Рисуем круг, закрашиваем напополам (желтый и синий). Как вы думаете, почему так названы эти птицы? | Дети догадываются, что птицы разные по размеру. Прием наложения. Используя условную мерку. Называют самую большую и самую маленькую синицу по счету. Дети высказывают предположения (Оперение имеет синий отлив, пение этих птиц очень похоже на два человеческих слова – «зинь-зинь»). | Самостоятельность в использовании приема наложения Пользование условной меркой Навык порядкового счета Раскрытие смысловой стороны слова |
Активизация знаний о геометрических телах | Слайд 6. Звуки свиристелей. | Что это? Это заколдованные птицы. Какие? Что с ними? Какие геометрические тела занял Черный Птах? Молодцы! Мы освободили свиристелей. Отметим птиц на карте леса: круг напополам коричневый и черный. | Свиристели. Их поместили в геометрические тела: шар, куб, цилиндр | Знания геометрических тел |
Новое знание, расширение активного словаря (поползень) | Слайд 7. Звук поползня. | Кто может издавать такие звуки? Появляется изображение поползня. Это поползень. Как вы думаете, почему он так называется? Как бы ползет по стволу и вверх, и вниз. | Дети предлагают свои варианты, кому принадлежат звуки. | |
Физкультминутка | | Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда и дождались мы Наших северных гостей. Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз. Это поползень проворный Перед стайкою синиц. Рисуем круг, закрашиваем серым и белым цветом. | Двигательная активность детей | Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка |
Деятельность по образцу Деятельность в парах Активизация знаний о геометрических фигурах Обогащение представлений о смысловой стороне слова «снегирь» | Слайд 8. Прием – отсроченное решение Пение снегирей | Что же это? Это спрятанные птицы. Посмотрите на образец. Как называется эта птица? /Снегирь/ Соберите изображения. Какие фигуры вы использовали? Сколько использовали треугольников? Кругов? Полукругов? Какие мы молодцы! Рисуем круг, напополам и закрашиваем красным и черным цветом. Как вы думаете, от какого слова происходит название «снегири»? Я хочу рассказать вам одну легенду. Молодые птички зимой решили полететь к солнцу, чтобы угостить его красными ягодами. Но не рассчитали свои силы и обожгли грудки о солнечные лучи. Они упали на снег и грудки их стали красными. С тех пор этих птиц и начали называть снегирями. | Дети собирают птиц по образцу. Самостоятельно осуществляют проверку изображения с образцом. Дети в парах договариваются, планируют и согласовывают свои действия. Дети высказывают свои предположения. От слова «снег» | Способность эмоционально сопереживать герою сюжета. Умение работать по образцу Деятельность в парах Раскрытие смысловой стороны слова |
Пальчиковая гимнастика Активизация знаний о днях недели | | Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг, со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу, в столовой нашей, Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. | Сделать кормушку Удары кулачками друг о друга сверху. Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени. | Развитие мелкой моторики Концентрация внимания и активизация памяти |
Проблемная ситуация | Щебет воробьев и воркование голубей. Слайд 9. Прием – мозговой штурм | Ребята, посмотрите, на кормушке появились воробьи. В какой день они появлялись на кормушке в стихотворении? (Четверг) Потом на кормушке появились голуби. В какой день это было? (Пятницу). Каких птиц больше? На сколько? Каких птиц меньше? Предлагаю насыпать пшена в кормушки: для воробьев – кормушку с меньшим количеством порций, для голубей – с большим.. Отметим птиц на карте леса. Рисуем 2 круга: один закрашиваем коричневым, другой - серым. | Дети угадывают птиц по щебетанию Считают птиц, соотносят, каких больше, каких меньше. | Умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. Умение использовать мерку | |
Проблемный вопрос Умение уравнивать предметы | Слайд 10. Прием – неожиданное решение Пение клестов | Ребята! Кто – то разбросал шишки. Какие птицы любят шишки? У них даже клюв как будто специально предназначен для добычи орехов из шишек? Молодцы! Слышите и клесты появились! Но что – то не так, посмотрите. Как мы можем помочь? Отметим на карте леса клестов: красный круг с изогнутым клювом. | Клесты Не всем клестам хватает шишек Добавить одну шишку или показать клесту, где взять шишку. | Умение уравнивать предметы | |
Релаксация Рефлексия | Звуки ворона Слайд 11. Пение птиц. | Ура! Мы справились! Это нас благодарит Кар – Карыч. Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно. Я предлагаю вернуться в детский сад: усаживаемся на свои места в снежном лайнере. Довольные птицы в знак благодарности будут петь нам свои песни. Устраивайтесь поудобнее, закрывайте глаза и слушайте. Постарайтесь узнать голоса птиц, которых мы с вами спасли. Чей голос удалось узнать тебе? А тебе? Ребята, вам понравилось спасать птиц? Каких птиц мы спасли? (смотрят на карту) Педагог побуждает детей к речевой активности: Какие задания вы получали? Что для вас было самым трудным? | Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. Синиц, голубей, снегирей, воробьев, поползней, свиристелей, клестов. | Умение переключаться. Формирование адекватной самооценки | |
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье | | Ребята! Здесь еще один конверт, в нем медали – «Спасатели птиц!» и игра, в которую мы будем играть вечером. Дома вы расскажете родителям о нашем путешествии. | Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать о деятельности в группе, дома. | Применение на практике знаний и умений, передача опыта, продолжение деятельности | |
Список рекомендуемой и используемой литературы:
Иванова А.И. Мир животных: Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2009 – 336 с.
Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт. – сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 123 с.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 4 до 5 и с 5 до 6 лет. – СПб, «Детство – пресс», 2016. – 448 с.
Нищева Н.В. "Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи". – СПб, «Детство – пресс», 2016. – 240 с.
Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движений и речи/сост. А.А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 188 с.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.