Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Тема (краткосрочный проект): « Ты мне друг и он мне друг, вместе мы друзья»
Возрастная группа: средняя (пятый год жизни).
Форма НОД: социально-коммуникативное развитие с элементами познавательно – исследовательской деятельности.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): групповая.
Учебно-методический комплект: ФГОС ДО; «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова (Учитель. 2014г.)
Средства: ноутбук, резиновые игрушки, карточки с выдавленными геометрическими фигурами,
Предварительная работа: загадывание загадок про части тела, рассматривание совместно с детьми плаката « Мое тело»; игры- тренинги, направленные на установление дружеских, доверительных отношений между детьми, поход в гости в группу слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1.Формировать элементарные представления о частях и органах человеческого тела, об их назначении и функциях; исследовать новые возможности организма в нестандартных ситуациях. 2.Развивать диалогическую и монологическую речь у детей, познавательные процессы, умения взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь нуждающемуся в поддержке; продолжать знакомить с геометрическими фигурами и умение определять их на ощупь; 3.Воспитывать у детей чувство толерантности и дружеского взаимоотношения к людям и детям с ограниченными возможностями; побуждать детей к совместной деятельности друг с другом и со взрослыми. Активизировать словарь: части тела, органы, особые возможности здоровья, не такие как все, особенные дети, электронная почта. | |
Этапы (последовательность) деятельности
| Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Сюрпризный и организационный момент. Мотивация на совместную деятельность | (Звучит веселая мелодия, под которую дети входят в зал с воспитателем. В зале их встречают куклы-дети. ) Здравствуйте, ребята, гости дорогие! Посмотрите сколько собралось ребят: озорных, веселых, красивых и смышленых. Это вот Ириша, Юра и Ариша, это Толик, это Глеб, это Вика и Олег. Ребята принесли с собой загадки и хотят, чтобы вы их отгадали: Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят. (Глаза) Упражнение «Наши глазки» Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык) Упражнение «Качели», «Маятник» Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. (Пальцы) Логоритмика «Наши пальчики» Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле… (ушки) Упражнение « Теплые ушки»
| Заводит детей в зал, приветствует гостей и кукол-детей.
Загадывает загадки и после каждой отгадки предлагает выполнить упражнения на тактильное обследование частей и органов тела.
|
Здороваются.
Отгадывают загадки, выполняют упражнения. |
Готовность детей к совместной деятельности со взрослыми. |
Основная часть. Актуализация знаний. Побуждение к активной совместной деятельности взрослого и детей. | Правильно, эти загадки про части нашего с вами человеческого тела. А какие еще части тела и органы у нас есть? Зачем нам нужны глаза, нос, рот, уши? Для чего нам нужны ноги, руки?
Как много вы уже знаете про свое тело, и как нам помогают наши органы и части тела. Хотите мы с вами поиграем? Только игры будут необычные. В этих играх, какая - то часть тела будет отдыхать, а остальные части тела наоборот, будут нам помогать. | Задаёт вопросы.
Воспитатель объясняет правила игр-заданий. Вступает во взаимодействие с детьми | Дети отвечают на вопросы педагога, рассуждают.
Дети обсуждают между собой и со взрослым предстоящие действия, выдвигают предположения о своих ощущениях, о способах выполнения заданий.
| Проявление чувства уверенности в своих физических возможностях; предпосылки к формированию знаний о своем организме и его функциях.
Активизация воображения, мыслительной деятельности, диалогической речи. |
Совместная деятельность воспитателя и детей. | Игры – задания: « Угадай на ощупь фигуру», « Возьми предмет» ( без участия рук), «Услышь меня». | Организация выполнения заданий по подгруппам. | Дети выполняют задания, взаимодействуют друг с другом, взрослым. | Формирование знаний о возможностях своего тела; социально-коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений, чувства помощи, сопереживания . |
Групповое обсуждение деятельности. | Какое было задание? (легко или трудно выполнялось) Чем ты себе помогал? Что у тебя получилось выполнить хорошо? Что было трудно делать? | Выслушивает ответы детей. | Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, ощущениями. | Осознание и ощущение возникающих трудностей при «отключении» одного из анализаторов, а так же «включение» в помощь иных органов чувств. |
Сюрпризный момент. | Оповещение по электронной почте « Вам пришло письмо» «Г.Р. пишет вам воспитатель и ребята из д.с. « Дружба», у нас проблема, в наш садик хотят ходить особенные дети и мы не знаем: что нам делать? О чем с ними говорить? Можно давать им игрушки или нет? Как с ними играть? Высылаем наши и их фотографии. | Воспитатель читает электронное письмо, задает детям вопросы. Показ презентации о детях с ОВЗ. | Слушают вопросы. Смотрят презентацию. | Формирование чувства толерантности к детям с ОВЗ. |
Создание социально-проблемной ситуации. | Презентация о детях с ОВЗ | Показ слайдов, обсуждение содержания фотографий, вопросы по теме электронного письма. | Ответы детей, высказывания, рассуждения, предложения решения проблемы. | Формирование чувства сопереживания, взаимопомощи. |
Рефлексия | Составление письма- ответа. 1.Какие проблемы могут возникнуть у человека со здоровьем? 2.Ребята, чем отличаются особенные дети от здоровых? 3.Чем они похожи? 4.Что делать, если встретишь мальчика или девочку с ОВЗ? | Спрашивает детей, выслушивает ответы. Печатает ответ на ноутбуке. | Дети дают рекомендации и советы по взаимодействию со сверстниками с ОВЗ. | Новые знания о возможностях своего организма; формирование чувства толерантности и дружеского взаимоотношения к людям и детям с ОВЗ, а так же способов социально- коммуникативного взаимодействия с ними. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель всех упражнений: самомассаж своих частей тела, самообследование.
Упражнение «Наши глазки»
Глазки вы будите в жмурки играть?
Мы в ванную срочно идем умывать
Щечку одну и щечку другую, умоем улыбку твою озорную.
А в глазках мешается капелька сна:
мы глазки умоем ,ты нам не нужна!
Логоритмика «Наши пальчики»
На слова потешки показать ладошку и в соответствии с текстом, другой рукой массировать поворотными движениями каждый палец массируемой руки.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков
Палец большой-
Парень с душой
Палец указательный-
Господин влиятельный
Палец средний-
Тоже не последний.
Палец безымянный-
С колечком ходит важный.
Пятый- мизинец,
Принес вам гостинец.
Упражнение «Качели», «Маятник».
« Качели»- открыв рот и вытянув язык вперед, постараться поочередно достать кончиком языка до носа, потом до подбородка.
« Маятник»- открыв рот и вытянув язык вперед, ….. вправо влево
Упражнение « Теплые ушки»
В соответствии с текстом выполнять поглаживающие , легкие потягивающие и растягивающие движения руками своих ушей.
С добрым утром ушки!
Вы проснулись?
Потянулись, улыбнулись!
Водичкой умылись
В сережки нарядились
Игры – задания:
« Угадай на ощупь фигуру»
Цель: формировать умение тактильно определять геометрическую фигуру на ощупь.
Ход: Группу делят на 2 команды, одна команда выполняет, другая наблюдает, при необходимости воспитатель показывает как помочь, если ребенок не может определить фигуру и побуждает детей к оказании помощи при возникновении затруднений. Участникам завязывают глаза и кладут перед ним карточку с выдавленными геометрическими фигурами. Задать вопросы: Какая фигура? Какой размер? Какой цвет?
« Возьми предмет» (без участия рук)
Цель: познакомить с новыми возможностями своего тела.
Ход: Перед ребенком на столе выставить несколько ярких резиновых игрушек, на пол – мячи разного размера. Попросить ребенка спрятать руки за спину и подать названную игрушку или мяч, не доставая рук из-за спины и не трогая игрушки и мячи руками. После выполнения задания спросить: Чем ты брал игрушки? Тебе было удобно? Что ты можешь делать с игрушкой?
«Услышь меня».
Цель: знакомить с новыми возможностями организма.
Ход: Выполняется со всей группой. Воспитатель просит детей встать лицом к нему и внимательно смотреть на него. Дает инструкцию: смотрите на меня внимательно, сейчас вы закроете ушки, а я назову букву, попробуйте отгадать, какую букву я назвала (вывод: можно по губам догадаться какая буква, а помогают нам глаза). Новая инструкция: закройте ушки, я назову геометрическую фигуру ( дети не могут определить слово). Я вам покажу эту фигуру руками ( показывает круг) ( вывод: можно по рукам догадаться какое слово было сказано, помогли руки).