СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт образовательной деятельности по развитию связной речи у детей пяти-шести лет с использованием мнемотехники пересказ сказки "Лиса и Кувшин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и Кувшин» Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Вид НОД: приобщение к художественной литературе Форма НОД: пересказ Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная. Форма организации: Фронтальная, индивидуальная. Планируемый результат:  Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин» сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками; Дети демонстрируют бережное отношение к книге; Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин». Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин» Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт».  Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением. Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку» Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин» и пересказа сказки.

 

Просмотр содержимого документа
«Конструкт образовательной деятельности по развитию связной речи у детей пяти-шести лет с использованием мнемотехники пересказ сказки "Лиса и Кувшин"»


конструкт образовательной деятельности

по ПМ 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Матвеевой Юлии Петровны, студентки 43 б группы



Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и Кувшин»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: пересказ

Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин» сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;

Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;

Дети демонстрируют бережное отношение к книге;

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин».

Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин»

Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт».

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»

Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин» и пересказа сказки.







ЗАДАЧИ

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Воспитательные задачи:

Воспитывать желание слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин»), сопереживать героям произведения.
Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.

Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин».

2.Развивающие задачи:

Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин».

Развивать любознательность.

Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок.

Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми.

Развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Чья работа?»

3.Обучающие задачи:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин»

Обогащать словарь детей новыми словами: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт».

Миша – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.

Методы воспитания и обучения

Методы воспитания:

Поощрение, беседа, чтение.

Методы обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Практические: игра, упражнение.

Приёмы мнемотехники: мнемоквадраты, мнемотаблица.


Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

  3. Лиса и Кувшин: Читаем по слогам: [Для мл. школ. возраста] / [Худож. В. Пустовалов, И.Пустовалова]. - [М.: Книжный дом, 2017.]. – 10 с.

Средства обучения: книга – русская народная сказка «Лиса и Кувшин», мнемоквадраты, сундук, письмо, мольберт, иллюстрации кувшина и лисы.

Предварительная работа: отгадывание загадок героях сказки.

Задачи: развивать слухоречевую память детей, развивать инициативу и любознательность детей, развивать творческое воображение

Оборудование: картинки с изображением героев

Ход:

Не молода совсем она, 

А как глаза искрятся!

А руки добрые её Работы не боятся.

Я напишу её портрет,

Оставлю лучших ей конфет,

Скажу, друзья, вам не тая, Ведь это - (бабушка)


Для молока, сметаны,

Горласт и крепок, стоек, статен,

Узорами на вид приятен,

Огня, Воды и Глины сын –

Пузатый глиняный (кувшин)


Зверь красивый, грациозный,

Часто прячется в нору,

Но охотится серьёзно –

Кур считай ты поутру (Лиса)


Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Кто в какой сказке живёт?»

Задачи: развивать связную речь ребенка в процессе дидактической игры «Кто в какой сказке живет?», развивать память ребенка.

Оборудование: изображения героев различных сказок

Ход: Дети, мы читали очень много интересных сказок, и, кажется, я перепутала всех героев и теперь они живут не в своих сказках, можете помочь мне вспомнить, кто в какой сказке живёт?

Кто это? Воробей, блин, мышонок.

А в какой сказке они живут? (Воробей, блин и мышонок живут в сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»).

Кто это? Лиса

А в каких сказках она живет? (Лиса живет в сказке «Лиса и Журавль», напишите, ещё в каких сказках живёт Лиса?)

Кто это? Лиса, петух, заяц

А в какой сказке они живут? (Лиса, петух и заяц живут в сказке «Заюшкина избушка»).

Кто это? Лиса и Кувшин

А в какой сказке они живут? (Лиса и Кувшин)

Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

Задачи:

-заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

-воспитывать желание слушать;

развивать любознательность;

развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.

-воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин»

Эмоциональное- стимулирование;

беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу волшебный сундук.

-Ребята, вы слышите, что кто-то стучится в дверь?

- Давайте посмотрим, кто там

- Посмотрите, что я нашла за дверью, это же волшебный сундук, вы хотите узнать, что в нём находится?

Давайте же скорее посмотрим.

-Ребята, что же это такое?

-Правильно, книга.

-Ребята, а на книге лежит записка, может быть, прочитаем ее?

- Здравствуйте, читатели, пишет вам сказочница. Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. Чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать!

Название зашифровано в двух загадках.


Вот первая загадка:


Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её …(лиса)

Воспитатель выставляет на мольберте изображение лисы, похвалит детей

- Молодцы ребята, правильно первую загадку отгадали, а вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. (Кувшин)

- Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка?

Ответы детей

- Правильно, она называется «Лиса и Кувшин»

-Ребята, давайте все вместе вспомним, как нужно рассматривать книгу, чтобы её не порвать и не помять страницы.

-Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя бросать книгу, вырывать книгу из рук.

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть книгу и подумать, кто же мог стать её героями.

Посмотрите на обложку, кто здесь изображен?

Ребята, как выдумаете, кто главные герои сказки?

молодцы.

-Ребята, вы хотели бы узнать, какая история произошла с ними?

-Я предлагаю вам ее прочитать, вы согласны?

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание
слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.



Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками.

Дети демонстрируют бережное отношение к книге

2. Чтение русской народной сказки и беседа

2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ

Задачи:

- познакомить с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин»;

- формировать интерес к чтению;

- воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения.

Художественное слово;

выразительное чтение;

иллюстрация;

демонстрация.

Воспитатель читает сказку

Воспитатель показывает иллюстрации в книге.



Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги.

Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и кувшин»

проявляют интерес к чтению;

умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения.

2.2 Работа над текстом. Беседа

Задачи:

- обогащать словарь детей новыми словами: «жать», «подобралась», «вылакала», « кувшин не отстаёт»

- вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;

развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.

Беседа;

эмоциональное стимулирование;

поощрение;

иллюстрация;

выборочное чтение


Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение.

-Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Лиса и Кувшин»?

-А что вам в этой сказке особенно запомнилось?

- Как вы считаете, о чем эта сказка?

- Дети, встретилось слово «жать»? Что это значит? - это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

слово «подобралась означает - тихо подбежала.

Слово «вылакала» – выпила.

Как вы понимаете такие слова «кувшин не отстаёт»? Они означают - кувшин не отпускает.

- Расскажите, как лиса попала в кувшин?

- Как лиса сначала разговаривала с кувшином?

- Как лиса стала, потом разговаривать с кувшином?

-Можно ли было поступить по-другому?

- Чем закончилась сказка?

- Ребята, что бы вы могли посоветовать Лисе?

-Как вы думаете, чему может научить сказка «Лиса и кувшин?

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга;

выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение







Дети умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок;

Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт».




Физкультминутка

Задачи:

- снять мышечное напряжение;

- подготовить к дальнейшей деятельности

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей

Показ воспитателя;

упражнение

Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости.

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – лиса!

До чего же хороша!


Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. Дети демонстрируют двигательные умения и навыки

2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ

Задачи:

- воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения;

- формировать интерес к чтению;

- развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Выразительное чтение,

повторное чтение,

приёмы мнемотехники (мнемоквадраты)








Воспитатель читает второй раз сказку и делает раскадровку сказки (раскладывает картинки-мнемоквадраты, обозначающие последовательность действий).



Дети внимательно слушают сказку,

рассматривают картинки, запоминают сказку.





Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения;

проявляют интерес к чтению.

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


2.4 Пересказы детей

Задача:

- развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин»




Пересказ;

рассказывание;

поощрение;

приёмы мнемотехники (мнемоквадраты)

Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов.

- Ребята, кто хочет попробовать рассказать русскую народную сказку «Лиса и Кувшин» по картинкам?

Дети пересказывают содержание сказки (один начинает пересказывать, другой - продолжает, следующий – продолжает…) слушают сверстников.

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин».


2.5. Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Задача:

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»



Беседа;

игра,

приёмы мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожка (мнемотаблица)


Я предлагаю сыграть в игру и выяснить, кто самый внимательный слушатель? Игра называется «Разложи по порядку».

Ребята опять все картинки перепутались между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на своих местах.

-А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

С чего началась сказка? Какая картинка должна быть первой? Кто изображён на первой картинке? Расскажите!

-Что случилось потом?

-Кто на второй картинке?

- Что произошло с лисой потом?

Что изображено на третьей картинке?

- Чем закончилась сказка?

Что было на последней картинке?

- Ребята, вы такие молодцы, все картинки правильно разложили, значит, внимательно слушали сказку, поэтому справились с игрой очень хорошо!

Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Разложи по порядку», отвечают на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»

3. Рефлексия.

Задачи:

- формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности

- развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками.

Беседа

Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми.


Дети, скажите, вам понравилось рассказывать сказку по картинкам?

Вам легко было рассказывать сказку по картинкам?

- Ребята, с каким трудностями вы столкнулись?

-Как вы их преодолели?

За что вы хотите себя похвалить сегодня?

Дети отвечают на вопросы;

слушают друг друга;

выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение.

Дети проявляют умение подводить итоги;

проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками;

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


  1. Открытость

Задачи:

- ориентировать детей на самостоятельную деятельность;

- развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Беседа


-Ребята, как вы думаете, может быть в нашем волшебном сундуке еще что-нибудь интересное появилось?

-Давайте посмотрим?

-Ребята, как вы думаете, что это?

-Правильно, ребята, это письмо от сказочницы.

Уважаемые ребята, я очень рада, что вы прочитали сказку, надеюсь, она вам понравилась, и вы поставите ее на самую видную полку в группе и еще не раз перечитаете.

В моей стране скоро должен быть спектакль по это сказке, но мы никак не можем придумать к ней афишу, поэтому решили объявить конкурс на лучший рисунок афиши, если вы хотите, вы можете поучаствовать в нем, мне кажется, что ваши рисунки будут красивыми и интересными»

Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы.


Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность;

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.




Русская народная сказка «Лиса и Кувшин»


Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
































5