конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-го года жизни
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:
Последовательность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность | Станем рядышком, по кругу, Скажем: «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнется - Утро доброе начнется. Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Мы узнали много интересного о жизни растений и животных, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?» | Дети здороваются друг с другом. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой | И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знатоки природы». Соревноваться будут 2 команды. А жюри поможет нам оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ – один балл, который равен одной шишке. Общее количество баллов будет оглашено по окончании всех раундов. Все готовы? Отлично! Приглашаю команды занять свои игровые места. (Сели за столы) | Дети отвечают на вопросы педагога | Дети заинтересованы участием в викторине |
Представление команд | Звучат фанфары Внимание! Внимание! Открывается клуб «Знатоков природы»! В нашей игре встречаются две команды: Команда «Солнышко» Девиз: «Здесь знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!» Команда «Светлячки» Девиз «Береги свою планету - ведь другой на свете нету» Команды, поприветствуйте друг друга | Дети представляют свои команды | Умение разделиться на команды |
Включение детей в деятельность | Итак, первый раунд - разминка! Каждой команде будет задано по 16 вопросов. Нужно ответить на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете 1шишку. Первой начнет та команда, которая отгадает загадку: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Но знают все: и млад, и стар, Что она — огромный шар. (Земля) | Проявляют интерес, желание показать свои знания Дети отгадывают загадку. | Принятие правил викторины |
Разминка 1 Активизация знаний | Вопросы для команды «Светлячки» 1. Назовите 2 зимующие птицы 2. Стрекоза, бабочка, жук – это … (насекомые) 3. У какого дерева белый ствол? (У березы.) 4. Как называется дом муравьев? (Муравейник.) 5. Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, земля). 6. Назовите первый весенний цветок (подснежник, мать-и-мачеха) 7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) 8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха) 9. Как еж готовится к зиме? (зарывается в осенние листья и впадает в спячку) 10. Можно топтать несъедобные для людей грибы? (нет, они являются лекарством для диких животных) 11. Огромная хищная кошка с гривой, живущая в жарких странах (Лев) 12. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд) 13. Назовите последовательно все времена года 14. Яблоня – это куст или дерево? 15. Чем питается бабочка? (Нектаром.) 16. Кто в лесу плетет паутину? (Паук.) | Дети отвечают на вопросы Высказывания, рассуждения детей. |
| Вопросы для команды «Солнышко» 1. На каком дереве растут желуди? (На дубе.) 2. Кенгуру, тигр, тюлень, обезьяна - кто лишний? 3. В какое время года бывает капель? 4. Детеныш свиньи – это… (Поросенок.) 5. Назовите 2 перелетные птицы (Грач, скворец, жаворонок, соловей, ласточка.) 6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.) 7. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) 8. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.) 9. Назовите весенние месяцы 10. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла) 11. Как зайцы готовятся к зиме? (меняют шубки) 12. Что такое зеленый покров Земли? (Трава.) 13. Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка) 14. Ель – дерево хвойное или лиственное? 16. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник) - Отлично правились! Разминка закончена! | Дети отвечают на вопросы Высказывания, рассуждения детей. | Представления о о деревьях, кустарниках и травянистых растениях, птицах, животных |
Анализ ситуаций «Как вести себя в природе» | Раунд второй! (На 2 мольбертах размещены и закрыты экологические знаки) Сейчас я приглашаю всех знатоков к мольбертам. Каждой команде будут озвучены ситуации на тему «Как вести себя в природе». Задача игроков – ответить на вопрос и выбрать правильный экологический знак. Ситуация для команды «Светлячки» Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой. Правильно ли поступит мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.) Ситуация для команды «Солнышко» Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ландыши, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», - предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель? Что же обозначают остальные экологические знаки? | Дети анализируют ситуацию, предполагают свои действия | Умение анализировать ситуацию, представить свой вариант решения Умение взаимодействовать в команде Представления о деятельности человека в природе |
Самостоятельная деятельность детей | Третий раунд! Сейчас мы с вами пойдем гулять, и вам нужно определить, куда же мы попали, показать соответствующую картинку. 1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито жужжат шмели. (луг) 2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лиственный лес) 3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес) | Дети определяют описываемое местоположение, выбирают соответствующую картинку | Умение решать поставленную задачу Представления о природных сообществах |
Физкультминутка «Мы присели под кусток» | Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте.) Вот присели под кусток, (Приседания.) Чтобы отыскать грибок. Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. А теперь вращаем ручки, Словно разгоняем тучки (Вращение прямых рук назад и вперёд.) Гоним их вперёд-назад, По двенадцать раз подряд. Приседаем ниже, глубже, Как лягушка в теплой луже. Прыг — и нету комара! Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.) Отдохнули, порезвились И на стулья опустились. (Дети садятся.) | Двигательная активность детей | Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка |
Деятельность в подгруппах | Раунд четвертый! Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал». Вы видите на своих столах карточки. Вам нужно посовещаться и выложить цепочку: чем (кем) был и чем (кем) стал. Яички – гусеница - бабочка Яйцо – птенец – птица Икринка – головастик – лягушка Семечко – росток – растение 4 игрока вывешивают на доску свои цепочки и рассказывают. | Дети рассматривают карточки, выкладывают цепочку. | Проявление инициативности в общении со взрослым. Готовность рассказать о способе решения задачи. Умение выбрать членов команды, которые будут представлять результат. |
Рефлексия Художественное слово | Ребята, будет ли окружающей нас природе хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей) Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Давайте будем беречь планету – Во всей Вселенной похожей нету, Во все Вселенной только одна, Для жизни и дружбы она нам дана! Наша планета Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля- Дом наш родимый, ребята! Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею тучи и дым, В обиду её никому не дадим! Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. - Итак, наша игра завершается, и мы даем время жюри подвести итоги викторины. | Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | |
Аутотренинг(Д. Лолвий «Одинокий пастух» - музыка природы) | Я предлагаю вам, ребята, окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку — природы: Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок, Я вдыхаю чистый, Свежий воздух. Колышутся травы, Пахнет ароматом лесных ягод и цветов Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником природы. Расслабьтесь, вы ощущаете, Как в вас вливается положительная энергия леса. Вы стали бодрыми, здоровыми, усталость прошла. (Открыли глаза. Тихонько встали.) - У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг друга кулачками дотроньтесь друг друга локотками дотроньтесь друг друга ладошками. Педагог побуждает детей к речевой активности. Какое задание было самым интересным? А для тебя? А какое задание показалось самым сложным? | | |
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье | Я хочу всех вас отметить, все были большие молодцы, много отвечали, много знаете, вас по праву, можно назвать знатоками природы. А сейчас слово предоставляется жюри. Пожалуйста! Все участники награждаются дипломами. Дома вы расскажете о нашей викторине своим родителям. | Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать в группе, дома. | |