СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт организации познавательно - исследовательской деятельности "Знатоки природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет определить уровень освоения программных задач раздела "Экологическое воспитание"

Просмотр содержимого документа
«Конструкт организации познавательно - исследовательской деятельности "Знатоки природы"»



Конструкт организации

совместной познавательно-исследовательской деятельности

с детьми 5-го года жизни

для выявления уровня освоения программных задач

раздела «Формирование целостной картины мира»




Знатоки природы

















«Знатоки природы»

конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-го года жизни

Цель

  • Выявить уровень освоения программных задач раздела «Экологическое воспитание» через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи

Развивающие:

  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.

  • Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

  • Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

  • Развивать связную речь. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

  • Развивать умение обобщать полученные знания, анализировать и сравнивать, умение делать необходимые выводы.

Воспитательные:

  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • Способствовать позитивному настрою на успех

Обучающие:

  • Обобщить знания детей о деревьях, кустарниках и травянистых растениях;  о природных сообществах (лес, луг); домашних и диких животных, о животных различных климатических зон; насекомых, пресмыкающихся, птицах, грибах; знания о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее; о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни растений; о связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

Оборудование и материалы: магнитная доска, экологические знаки, картинки с изображением природных сообществ, карточки

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:

  • проявление интереса к познавательной деятельности;

  • активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия.


Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность






Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Мы узнали много интересного о жизни растений и животных, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?»


Дети здороваются друг с другом.





Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знатоки природы». Соревноваться будут 2 команды. А жюри поможет нам оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ – один балл, который равен одной шишке. Общее количество баллов будет оглашено по окончании всех раундов. Все готовы? Отлично! Приглашаю команды занять свои игровые места. (Сели за столы)

Дети отвечают на вопросы педагога




Дети заинтересованы участием в викторине




Представление команд

Звучат фанфары
Внимание! Внимание! Открывается клуб «Знатоков природы»!

В нашей игре встречаются две команды: 

Команда «Солнышко» Девиз: «Здесь знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!»

Команда «Светлячки» Девиз «Береги свою планету - ведь другой на свете нету»

Команды, поприветствуйте друг друга

Дети представляют свои команды Умение разделиться на команды
Включение детей в деятельность

Итак, первый раунд - разминка! Каждой команде будет задано по 16 вопросов. Нужно ответить на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете 1шишку. Первой начнет та команда, которая отгадает загадку:

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Но знают все: и млад, и стар, Что она — огромный шар. (Земля)

Проявляют интерес, желание показать свои знания
Дети отгадывают загадку.

Принятие правил викторины

Разминка 1

Активизация знаний

Вопросы для команды «Светлячки»

1. Назовите 2 зимующие птицы  
2. Стрекоза, бабочка, жук – это … (насекомые) 
3. У какого дерева белый ствол? (У березы.) 
4. Как называется дом муравьев? (Муравейник.) 
5. Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, земля).
6. Назовите первый весенний цветок (подснежник, мать-и-мачеха)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) 
8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха) 
9. Как еж готовится к зиме? (зарывается в осенние листья и впадает в спячку) 
10. Можно топтать несъедобные для людей грибы? (нет, они являются лекарством для диких животных)

11. Огромная хищная кошка с гривой, живущая в жарких странах (Лев)

12. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
13. Назовите последовательно все времена года
14. Яблоня – это куст или дерево?

15. Чем питается бабочка? (Нектаром.) 

16. Кто в лесу плетет паутину? (Паук.) 

Дети отвечают на вопросы Высказывания, рассуждения детей.



Вопросы для команды «Солнышко» 
1. На каком дереве растут желуди? (На дубе.) 
2. Кенгуру, тигр, тюлень, обезьяна - кто лишний?
3. В какое время года бывает капель?

4. Детеныш свиньи – это… (Поросенок.) 
5. Назовите 2 перелетные птицы (Грач, скворец, жаворонок, соловей, ласточка.)
6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.) 
7. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) 

8. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.) 
9. Назовите весенние месяцы

10. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла) 

11. Как зайцы готовятся к зиме? (меняют шубки)
12. Что такое зеленый покров Земли? (Трава.) 

13. Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка) 14. Ель – дерево хвойное или лиственное?

16. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

- Отлично правились! Разминка закончена!

Дети отвечают на вопросы Высказывания, рассуждения детей.
Представления о о деревьях, кустарниках и травянистых растениях, птицах, животных
Анализ ситуаций

«Как вести себя в природе»

Раунд второй! (На 2 мольбертах размещены и закрыты экологические знаки) Сейчас я приглашаю всех знатоков к мольбертам. Каждой команде будут озвучены ситуации на тему «Как вести себя в природе». Задача игроков – ответить на вопрос и выбрать правильный экологический знак. Ситуация для команды «Светлячки»
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.  Правильно ли поступит мальчик? 
(Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.) 

Ситуация для команды «Солнышко» 

Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ландыши, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», - предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель?

Что же обозначают остальные экологические знаки?

Дети анализируют ситуацию, предполагают свои действия Умение анализировать ситуацию, представить свой вариант решения

Умение взаимодействовать в команде

Представления о деятельности человека в природе

Самостоятельная деятельность детей

Третий раунд!

Сейчас мы с вами пойдем гулять, и вам нужно определить, куда же мы попали, показать соответствующую картинку.

1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лиственный лес)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)

Дети определяют описываемое местоположение, выбирают соответствующую картинку

Умение решать поставленную задачу

Представления о природных сообществах

Физкультминутка «Мы присели под кусток»


Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте.)
Вот присели под кусток,  (Приседания.)
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
А теперь вращаем ручки, Словно разгоняем тучки (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд. 
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нету комара!
Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. (Дети садятся.)

Двигательная активность детей


Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка

Деятельность в подгруппах












Раунд четвертый! 

Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Вы видите на своих столах карточки. Вам нужно посовещаться и выложить цепочку: чем (кем) был и чем (кем) стал.

Яички – гусеница - бабочка

Яйцо – птенец – птица

Икринка – головастик – лягушка

Семечко – росток – растение

4 игрока вывешивают на доску свои цепочки и рассказывают.

Дети рассматривают карточки, выкладывают цепочку.





Проявление инициативности в общении со взрослым.

Готовность рассказать о способе решения задачи.

Умение выбрать членов команды, которые будут представлять результат.

Рефлексия











Художественное слово

Ребята, будет ли окружающей нас природе хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей) 
Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом.

Давайте будем беречь планету – 
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана! 
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету, 
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым, 
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
- Итак, наша игра завершается, и мы даем время жюри подвести итоги викторины.

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.


Аутотренинг(Д. Лолвий «Одинокий пастух» - музыка природы)

Я предлагаю вам, ребята, окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку — природы:

Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок, Я вдыхаю чистый, Свежий воздух. Колышутся травы, Пахнет ароматом лесных ягод и цветов Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником природы. Расслабьтесь, вы ощущаете, Как в вас вливается положительная энергия леса. Вы стали бодрыми, здоровыми, усталость прошла. (Открыли глаза. Тихонько встали.)

- У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:

дотроньтесь друг друга кулачками

дотроньтесь друг друга локотками

дотроньтесь друг друга ладошками.

Педагог побуждает детей к речевой активности.

Какое задание было самым интересным? А для тебя? А какое задание показалось самым сложным?



Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Я хочу всех вас отметить, все были большие молодцы, много отвечали, много знаете, вас по праву, можно назвать знатоками природы.

А сейчас слово предоставляется жюри. Пожалуйста!

Все участники награждаются дипломами.

Дома вы расскажете о нашей викторине своим родителям.

Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать в группе, дома.







4