Конструкт урока литературного чтения
по преддипломной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Тропиной Полины Витальевны
Класс: 2 «Г»
Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к творчеству; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять саморегуляцию; осуществлять контроль и самоконтроль); обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе);обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи);
Предметные: демонстрируют знания о юмористических произведениях детских писателей и поэтов, характеризуют героев произведения пройденного раздела «И в шутку и всерьёз»
Цель: развитие интереса и любви к чтению в процессе обобщения знаний по пройденному разделу «И в шутку и всерьёз».
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; потребность в чтении; способность к рефлексии; доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности; воспитывать понимание необходимости оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умения видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Развивающие: развивать регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять контроль и самоконтроль); развивать коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); развивать познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи).
Образовательные: обучающиеся знают юмористические произведения детских писателей и поэтов, характеризуют героев произведения пройденного раздела «И в шутку и всерьёз».
Принципы обучения и воспитания:
принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);
принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому);
принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
принцип наглядности;
принцип доступности;
пинцип минимакса;
принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания).
принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение знаний уже известных слов в определенном контексте через сопастановление, подбор символов, толкование)
Методы обучения и воспитания:
по источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, рассказ, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;
по уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный;
метод развития познавательного интереса: художественное слово;
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;
метод эмоционального стимулирования: поощрение;
метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
индивидуальное – карточки с заповедями, карточки для самостоятельной работы;
демонстрационное – презентация, видеофрагменты.
План урока
Мотивация к учебной деятельности. 3 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебных задач. 10 мин
Решение проблемы. 10 мин
Физкультминутка. 1 мин
Первичное закрепление 10 мин
Организация самостоятельной работы. 8 мин.
Информация о домашнем задании. 1 мин
Рефлексия. 2 мин
Использованная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А.Г.
Литературное чтение. 2 класс. Учебник. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. и др.
Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Литературное чтение» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов).
Эскиз доски:
Тема
Задачи урока
8 мая.
Классная работа.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы воспитания: Методы обучения: | - Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам улыбнуться друг другу и поднять настроение. - Замечательно. Как вы считаете, почему важна литература? - Абсолютно, верно. Литература помогает стать нам грамотными и развивает наше воображение. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: сформулировать совместно с обучающимися тему и цель урок | Методы воспитания: Методы обучения: Словесные (беседа, рассказ) | - Ребята, я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? - Давайте проведем тест. Тест 1.В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей? а) 3; б) 4; в) 5; 2. Что сначала съел Дениска? а) яйцо; б) творог; в) булочку; 3. Какая была каша? а) пшённая; б) рисовая; в) манная; 4. Куда обещала мама пойти с сыном? а) в зоопарк; б) в цирк; в) в Кремль; 5. Что Денис добавил в кашу? а) соль; б) перец; в) сахар; 6. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много: а) масла; б) хрена; в) горького перца; 7. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдет? а) когда вошел милиционер; б) когда взглянул на дяденьку; в) когда милиционер поглядел из окна вниз; 8. Куда шел пострадавший? а) фотографироваться; б) на работу; в) гулял; Сдайте тест на 1 парты. Ребята, как называется раздел, который мы с вами изучили. Как вы думаете, чем сегодня займемся? Каковы будут цели нашего урока? Сегодня мы вспомним все произведения, которые читали в этом разделе. В этом нам помогут интересные игры. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию. Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли. Развивать познавательные УУД: обучающиеся формулируют цели , обучающиеся анализируют предложенную информацию. |
3. Решение проблемы Задача: организовать выход из проблемной ситуации | Методы воспитания: Методы обучения: | Я предлагаю вам игру. Игра «Узнай рассказ» Я буду вам читать часть из текста, а вы должны угадать из какого произведения данные слова. а) Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. («Чебурашка») б) Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. («Будем знакомы») в) А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! («Тайное становится явным») 2. Игра «Доскажи слово» Я предлагаю вам игру, ваша задача продолжить слова. а) Ложка – это ложка, Ложкой суп… (едят). Кошка – это кошка, У кошки семь… (котят). Тряпка – это тряпка, Тряпкой вытру… (стол). Шапка – это шапка, Оделся и… (пошел). А я придумал слово, Смешное слово… (плим). б) Над бумажным над листом Машет кисточка… (хвостом). И не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая… (красота). в) Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит… (кругом). Смотрю – навстречу мой знакомый Бежит по снегу… (босиком). г) Возьмем с собой сушеных груш И двинемся в лесную… (глушь) Одни – в далекий путь. Я у Старкова за спиной, Спешит Красильников за мной – Назад не… (повернуть). д) Над нашей квартирой Собака живет. Лает собака и спать не дает. Спать не дает… (нам). А над собакою Кошка живет. Мяукает кошка И спать не дает…(собаке). е) Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю, Что любое предложенье Прямо сразу… (повторю). Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне, А старушка в это время Мыла кактус на…(окне). ж) Если был бы я девчонкой, Я бы время не… (терял)! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки… (постирал), Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате… (подмел). | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к творчеству честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль. Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах. Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию. |
4. Физминутка Задача: Расслабить мышечное напряжение | Метод воспитания: Словесный | -Я предлагаю вам встать и немного отдохнуть. Встаньте так что бы вам ничего не мешало. https://www.youtube.com/watch?v=S21KpsKdKrM - Можете присаживаться на свои места | Метапредметный: Демонстрируют волевую саморегуляцию |
5. Первичное закрепление знаний Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач. | Методы воспитания: создание ситуации успеха поощрение Методы обучения: | 5. Продолжение работы по теме. 1. Игра «Найди ошибку» Сейчас мы с вами будем играть в игру. Ваша задача Найти ошибку в названиях рассказов и стихотворений. - «Все тайное становится ясным» (явным). - «Товарищам взрослым» (детям). - «Если был ба я мальчишкой» (девчонкой). - «С нашей квартирой» (над). - « В чужой стране» (чудной). Игра «Две группы» Ваша задача поработать в парах и разделить слова на 2 колонки по произведениям. - Разделите на две группы эти слова и запишите их в два столбика, дайте название каждой группе. Мама, попугай, милиционер, мартышка, слоненок, Денис, дяденька, удав. (Ответ. Первая группа: рассказ «Тайное становится явным». Вторая группа: рассказ «Будем знакомы».) 3.Игра «Найди лишнее» - В каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то лишний. Ваша задача найти лишнего героя. - Медвежонок, кролик, ослик, лиса, поросенок. (Лиса). - Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер. (Пожарный). - Ботинок, картошка, бутылка, табуретка, стул, гармошка. (Табуретка). - Попугай, жираф, слон, мартышка, удав. (Жираф). | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к творчеству; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию. Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах. Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию. |
6. Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности. | Методы воспитания: создание ситуации успеха поощрение Методы обучения: | - - Выбери и продолжи предложение. - На уроке мне понравилось… - Сегодня я сумел… - Как называется раздел, который мы закончили изучать? - Какое произведение вам особенно запомнилось? Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению. | Личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку. Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию. Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли. |