СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы "По радужным тропинкам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет определить уровень освоения программных задач раздела "Формирование целостной картины мира"

Просмотр содержимого документа
«Конструкт познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы "По радужным тропинкам"»



Конструкт организации

совместной познавательно-исследовательской деятельности

с детьми 5-го года жизни

для выявления уровня освоения раздела «Формирование целостной картины мира»



По радужным тропинкам
















«По радужным тропинкам»

конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-го года жизни

Цель

  • Выявить у детей уровень освоения программных задач раздела «Формирование целостной картины мира» через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи

Развивающие:

  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.

  • Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

  • Развивать логическое мышление, закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм.

Обучающие:

  • Закреплять представления о характерных признаках весны, об образе жизни и особенностях поведения лесных животных.

  • Закреплять представления о строительных профессиях.

  • Уточнять и расширять знания о воде, еѐ свойствах, роли в жизни человека и природы, о формах и видах воды.

  • Уточнить представления о Родине; Российской Армии, о родах войск.

  • Упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны, назывании некоторых свойств этих материалов.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, карточки для игры «Живое – неживое»,

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:

  • проявление интереса к познавательной деятельности;

  • активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия.

Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность




В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

центр круга соберемся,

И на место все вернемся

Улыбнёмся, подмигнём,

с загадки разговор начнём.


Дети вместе с педагогом произносят слова.





Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию


Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой


Загадка

Разноцветным коромыслом

в небе голубом повисла,

Семицветная дуга,

что же это? (радуга)

Вот она, смотрите! (На слайде 1 изображение радуги).

Что за чудо - чудеса

в гости радуга пришла

и дорожки принесла,

Все дорожки не простые,

а волшебные такие!

По дорожке кто пойдет - тот играет,

Много знает, всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит! Ребята, оказывается, эта радуга не простая, она приведёт нас в подготовительную группу. А вы хотите перейти в подготовительную группу? Сделать это будет не так просто. Для того, что бы проверить ваши знания, чему мы с вами научились, и готовы ли к переходу в подготовительную группу.

Дети отгадывают загадку








Дети проявляют интерес









Проблемный вопрос

Радуга приготовила для вас 7 разноцветных конвертов. А как вы думаете, почему конвертов 7? Совершенно верно – у радуги семь дорожек, каждая дорожка приготовила вам задание. Если вы выполните все задания – путь в подготовительную группу будет открыт. Самое главное условие –конверты надо брать в определённой последовательности. Конверт, какого цвета нужно взять первым? (красный) Почему?

Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! И прочитаем задание: о каком времени года идёт речь?

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает? (Слайд 2 показывает картинку о весне).

Назовите месяца весны? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май).

После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна? (Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.). После, какого времени года наступила весна? (слайд – весна, зима) Давайте назовём отличительные признаки весны и зимы.

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Представление о весне как времени года
Пальчиковая гимнастика

«Дождик»

Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку, Барабанит по окошку, напугал большую кошку (загибают по 1 пальцу на каждую строчку)

Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).

Посмотрите, радуга выставила восклицательный знак на красной дорожке, значит мы справились с заданием. Молодцы, ребята

Выполняют пальчиковую гимнастику

Развитие мелкой моторики


Деятельность в подгруппах

Ребята, а каким цветом вторая дорожка радуги? Значит, нам надо взять оранжевый конверт.

А вот и задание: Ребята, скажите, что такое природа? (Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой природы и Мир живой природы.

По каким признакам мы можем узнать объекты живой природы? (Живая природа – это то, что дышит, питается. растет, размножается) Всё правильно ребята, и если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то объект живым назвать нельзя – согласны со мной? А сейчас поиграем в игру и разделим природу на «Живое - неживое». У меня есть две карточки – одна зелёного цвета, вторая синего. Вокруг зелёной карточки разложим живое(белка, медведь, волк, заяц, лиса, дерево, цветок), а вокруг синей карточки не живое (солнце, облака, вода снег). (Проверяют, обговаривают) Молодцы! С этим заданием вы справились успешно. Радуга выставила вам восклицательный знак на оранжевой дорожке.

Дети предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи.




Выявление представлений о живой и неживой природе
Самостоятельная деятельность



Игра «Чей дом?»

Каким цветом возьмём следующий конверт? (жёлтый). Почему? (третья дорожка радуги жёлтого цвета).

Жёлтая дорожка радуги приготовила для вас очень сложное и интересное задание.

Среди объектов живой природы выберите всех животных ( лиса, волк, медведь, белка, заяц) .

Скажите, пожалуйста, что их объединяет? (живут в лесу).

Давайте поиграем в игру «Чей дом» (слайд – дупло).

Кто здесь живёт? Правильно. Что вы знаете о белочке? Травоядная, готовит запасы на зиму, очень быстрая, ловкая, зимой шубка серая, а летом рыжая).

(слайд – логово).

Кто хозяин этого жилья? Как оно называется?Расскажите о волке.

(хищник, охотится стаей на зайцев, кабанов, оленей, очень заботятся о своих детёнышах).

(Слайд – нора).

Чей это дом? Как называют лисий дом? Кто лисе строит дом?

Расскажите о лисе. (хищница, охотится за мышами, зайцами, умная, хитрая).

(Слайд – берлога). А это чей дом, узнали? Кто медведю построил берлогу?

Расскажите про медведя (всеядный – ест и мясо и растения и насекомых, и ягоды, зимой ложится в спячку, просыпается весной злой и голодный).

(Слайд – ямка). А это что за домик? (заячья ямка). На что похож заячий домик? (на гнездо для птиц).

Что вы знаете о зайцах? (травоядные, осторожные, пугливые, меняют цвет шубки, что бы легче было прятаться от хищников, основная добыча лисы и волка).

Дети выбирают карточки с изображением животных. Представления о животных
Активизация знаний детей

(слайд – дома). Ой, ребята, а это чей дом? Для чего человеку дом? Какими бывают наши дома? Кто строит дома людям?

(Слайд) Давайте вспомним, кто ещё помогает строителям в постройке дома (каменщик, плотник, маляр, крановщик, сварщик, монтажник)

(слайд – радуга) Ребята, какие мы с вами молодцы – радуга выставила восклицательный знак на жёлтую дорожку, значит задание выполнено

Дети рассказывают о профессиях


Представления о строительных профессиях

Игра «Что из чего сделано?»

Можно брать следующий конверт. Какой?

Выполняя прошлое задание, мы с вами говорили о живой и неживой природе, что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека). Радуга предлагает нам поиграть в игру: «Что из чего сделано». В этом чудесном мешочке лежат различные предметы, которые человек сделал из различных материалов. Ваша цель: достав один из предметов, рассказать из чего он сделан и назвать свойства этого материала. (резиновые, бумажные, железные, деревянные, пластмассовые, стеклянные, из ткани)

Молодцы, ребята, вы успешно справились с этим заданием, вот и зелёная дорожка выставила нам восклицательный знак.


Представления о материалах

Музыкальная физкультминутка

Можно брать следующий конверт – голубого цвета. Голубая дорожка приглашает вас потанцевать.

Двигательная активность детей

Эмоциональная разрядка

Работа со схемой



Загадка













Переходим к синему конверту. Синяя дорожка очень хитрая, она приготовила для вас загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

летаю, и бегу,

Я и льдинкой быть могу!.

Может ли природа животные, люди прожить без воды? зачем нужна вода? (пить, готовить, стирать, поливать растения).

(слайд – схема) Посмотрите на экран, вспомните, какой бывает вода? (жидкая, твёрдая, газообразная). Где мы можем встретить жидкую воду?

(дождь, роса, реки, моря, вода из крана), Когда вода бывает твёрдой? (когда застывает и превращается в лёд, град, иней).

Что значит газообразная вода? (когда вода закипает и превращается в пар, а в природе - туман)

Здорово, ребята, очень легко справились и с этим заданием, получите шестой значок.



Дети рассказывают о воде, ее использовании, состояниях.



Проявление инициативности в общении со взрослым.


Представления о воде


Умения рассказывать по схеме

Активизация знаний детей

Итак – последняя сиреневая дорожка и задание в сиреневом конверте.

(Глобус) – Ребята, что это? Какая наша земля? Почему глобус раскрашен в разные цвета? Что обозначает белый цвет? Синий? Зелёный, коричневый? Жёлтый? Почему на нашей планете есть день и ночь, утро и вечер?

Как зовут человека, который самым первым увидел нашу планету из космоса?

(Слайд) На нашей планете очень много разных стран. Как называется наша страна? Назовите столицу нашей Родины.

Наша страна очень большая, на чём можно отправиться в путешествие по нашей стране?

(слайд) Как можно назвать машины, поезд, велосипед одним словом? (Слайд) Самолёт, вертолёт? (слайд)Корабль, лодка, катер?

Как называется наш край, город? Перечислите основные природные богатства нашего края. (слайд) Какой праздник мы с вами отмечали 9 мая? Вспомните и назовите, люди каких военных профессий защищали нашу родину во время войны и защищают её сейчас? (танкисты, пограничники, моряки, артиллеристы, связисты…..).

Молодцы ребята, посмотрите на нашу радугу, сиреневая дорожка выставила вам значок. Значит и это задание мы с вами выполнили.

Дети делятся знаниями








Представления о Земле, стране, столице, городе, крае, его богатствах

Рефлексия


Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.

Ну что ребята, сложные задания и вопросы были?

Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли. В подготовительную группу нам идти пора, рада я за вас друзья

(Педагог побуждает детей к речевой активности)

Какими знаниями мы сегодня поделились с радугой? Что для вас было самым трудным?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.


Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

На память о нашей встрече я хочу подарить энциклопедию, которая поможет нам больше узнать об окружающем мире. Приготовлены и медали: «По дороге к школе». Дома вы своим родителям расскажете о нашей сегодняшней встрече и поделитесь своими знаниями.

Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать в группе, дома.

































Педагогический банк

конструктов организации

совместной познавательно-исследовательской деятельности

с детьми 5-го года жизни

для выявления уровня освоения программных задач

образовательной области «Познавательное развитие»



5