СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт познавательно-исследовательской деятельности "Электрические чудеса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке в увлекательной форме представлена деятельность с детьми старшего дошкольного возраста при рассмотрении темы "Электричество".

Просмотр содержимого документа
«Конструкт познавательно-исследовательской деятельности "Электрические чудеса"»

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни

«Электрические чудеса»

Воспитатель: Петрова Н.В.

Высш. кв. категория

Группа: старшая


Образовательная область: Познавательное развитие


Тема: Электрические чудеса


Виды деятельности: познавательно-исследовательская


Форма НОД: детское экспериментирование


Формы организации: (фронтальная, групповая, индивидуальная).


Цель

  • Расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно – экспериментальной деятельности.


Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с достижением человечества – электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании

человеком;

  • познакомить с понятием «статическое электричество» ;

  • закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;

  • развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.


Оборудование и материалы:

  • материалы, используемые для беседы: иллюстрации с изображениями Золушки, предметов бытовой техники, Д/и «Эволюция предметов»,

Д/и «Правила безопасности с электроприборами», карточки – схемы с правилами безопасности;

  • материалы для наблюдения и экспериментирования: часы, батарейка; воздушные шары; лоскуты шерстяной ткани, трубочки для коктейля,

фигурки бабочек из бумаги; расчески; листы бумаги; пенопласт; спецодежда; блокноты для зарисовки опытов;

  • материалы для обратной связи: карточки с изображением «тучки» и «солнышка», сюжетная картинка «Занятие в детском саду».




Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:

  • проявляют интерес к познавательной, исследовательской деятельности;

  • активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия;

  • готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;
  • владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога.


Методы и приемы:

Беседа, поощрение, художественное слово, игровая ситуация, стимулирование занимательным содержанием, объяснение, пояснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, проблемные вопросы, работа в парах, включение в исследовательскую деятельность


Средства:

- наглядные: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

- музыкальные: композии из интернета.


Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность




Актуализация знаний детей




Приветствие. Организационный момент:

Ребята! Я принесла сегодня в группу часы, чтобы нам было удобно заниматься и мы не пропустили другие важные дела. Но, по – моему, они не работают. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелка стоит на месте. Что же с ними такое?

Воспитатель с детьми рассматривают часы и определяют, что они работают от батарейки.

В: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах начали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейках? Как вы думаете?

Молодцы, это электричество?






Дети : завод кончился, нет батарейки, батарейка села и т.д.



Предположения детей.


Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию




Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой



Электрический ток бежит по прорводам и заставляет электрические приборы работать.

Как выдумаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества?

Откуда электричество поступает в наши дома?

Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. Слайд -1

Воспитатель читает стихотворение.

Про девушку эту я сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Присела бедняжка – всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

Вы догадались, о ком это стихотворение?

Слайд - 2

Дети отвечают на вопросы педагога.

Перечисляют




Предположения детей.






Отгадывают загадку.




Дети вспомнили (розетки, выключатели, провода и т.д)













Проблемный вопрос




































Физкультминутка


















Ставит цель

Она Трудится не покладая рук, а на бал поедут ее вредные сестрицы. Вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?

Сегодня Фея предлагает вам сделать Золушке подарок. Если вы правильно называете отгадку, Фея дарит подарок Золушке.

Педагог читает загадки, дети отгадывают. По мере отгадывания появляются изображения бытовой технике на слайде.

Слайд – 3

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)


Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И тепрь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)


То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг)


Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно –

Появится кино. (Телевизор)


Сколько подарков Золушке подарили! Как можно назвать предметы, которые мы перечислили? Это бытовая тхника, или электрические приборы. Почему эти приборы называют электрическими? Как вы думаете, для чего человеку нужна бытовая техника?

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес.

Всегда ли существовали электроприборы? (Ответы детей). Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов.

Д/И «Что есть – что было»

Пылесос – веник.

Швейная машина – игла.

Электролампа – свеча.

Песочные часы – электронные часы.

Камин – электрообогреватель.

Счеты – калькулятор.

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Отгадывают загадки о бытовой технике.
Включение детей в обследовательскую деятельность








У нас есть много приборов – помощников, но ими нужно уметь правильно пользоваться. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека. Как выдумаете, почему?

Давайте вспомним правила безопасности при обращении с электроприборами. Помогут нам карточки.

Педагог показывает детям по одной карточке, задает им вопросы ( что означает эта картинка? О чем предупреждается на этой картинке? Слайд – 4

Как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы детей).Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии – это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека.Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Слайд – 5

Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры.Это тоже электричество. Иногда расческа липнем к волосам, и волосы встают дыбом.Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется статическим.Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.

Проявляют интерес, желание узнать новое об электричестве. Вспоминают правила безопасности при обращении с электроприборами.


Экспериментирование.























































Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.

У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.

Опыт 1. Педагог натирает пластмассовую трубочку бумагой и подносит к шарикам из пенопласта.

Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали) Почему же они зашевелились? Когда мы натирали трубочку бумагой, она зарядилась статическим электричеством , поэтому шарики задвигались и притянулись к пластику.

Давайте зарисуем наш эксперимент в наших блокнотах.

Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 2. Педагог показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые трубочки и прикоснуться к бабочкам. Что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно). Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (Предположения детей). Предлагаю сделать эти обычные трубочки волшебными – электрическими, и они помогу бабочкам взлететь.

Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые трубочки. Медленно подносят трубочки к бабочкам и потихоньку поднимают их. Бабочки поднимаются вслед за трубочками, потому что трубочки получили электрический заряд. (Зарисовали опыт)

Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары.

Опыт 3. Посмотрите, на стене висит шарик. Давайте мы возьмем шарики, которые лежат на полу, и тоже попробуем их повесить на стену.

(Дети пытаются повесить шарик на стену.) Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей). Для того чтобы шарики висели, нужно поймать статическое электричество в волосах. Для этого нужно потереть шарик о волосы и приложить той стороной, которой натирали .Посмотрите, как я это сделаю. (Показываю). Теперь и вы поймайте свое электричество.( Дети трут шары о волосы и прикладывают к стене.) Все шарики висят! Как вы это сделали? (Ответы детей)

В наших волосах живет статическое электричество. Когда мы натирали шарики о волосы, заряды «минусы» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам «плюсам», которые находятся на стене, поэтому наши шарики прилипли. (Зарисовка опыта).

Итог.

О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей) Ребята, мне бы хотелось узнать, понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите – это я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». Прикрепляю фигурку на магнитную доску) Если вам понравилось наше занятие, то вы над головой моей фигурки прикрепите веселое солнышко. А если не понравилось, то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, кому понравилось занятие, а кому – нет.

Дети прикрепляют над фигурой человечка солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и,если есть тучки, выясняет, почему дети е прикрепили.

Воспитатель благодарит детей. Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память о нашем занятии возьмите воздушные шары.

Опыт 4. Когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда мы расчесываемся.) Что происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны.) Это еще раз доказывает, что в волосах живет статическое электричество. Дети самостоятельно проводят этот опыт.

Дети наблюдают за обследовательскими действиями педагога. Высказывания, рассуждения детей.
Дети действуют по образцу.


Рефлексия


О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей) Ребята, мне бы хотелось узнать, понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите – это я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». Прикрепляю фигурку на магнитную доску) Если вам понравилось наше занятие, то вы над головой моей фигурки прикрепите веселое солнышко. А если не понравилось, то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, кому понравилось занятие, а кому – нет.

Дети прикрепляют над фигурой человечка солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и,если есть тучки, выясняет, почему дети е прикрепили.



Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Воспитатель благодарит детей.

Дома вы проведете эксперимент, зарисуете его и расскажете всем детям нашей группы.

Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать в группе, дома.



4