Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания. У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук. Опыт 1. Педагог натирает пластмассовую трубочку бумагой и подносит к шарикам из пенопласта. Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали) Почему же они зашевелились? Когда мы натирали трубочку бумагой, она зарядилась статическим электричеством , поэтому шарики задвигались и притянулись к пластику. Давайте зарисуем наш эксперимент в наших блокнотах. Попробуем другие предметы сделать «волшебными». Опыт 2. Педагог показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые трубочки и прикоснуться к бабочкам. Что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно). Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (Предположения детей). Предлагаю сделать эти обычные трубочки волшебными – электрическими, и они помогу бабочкам взлететь. Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые трубочки. Медленно подносят трубочки к бабочкам и потихоньку поднимают их. Бабочки поднимаются вслед за трубочками, потому что трубочки получили электрический заряд. (Зарисовали опыт) Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары. Опыт 3. Посмотрите, на стене висит шарик. Давайте мы возьмем шарики, которые лежат на полу, и тоже попробуем их повесить на стену. (Дети пытаются повесить шарик на стену.) Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей). Для того чтобы шарики висели, нужно поймать статическое электричество в волосах. Для этого нужно потереть шарик о волосы и приложить той стороной, которой натирали .Посмотрите, как я это сделаю. (Показываю). Теперь и вы поймайте свое электричество.( Дети трут шары о волосы и прикладывают к стене.) Все шарики висят! Как вы это сделали? (Ответы детей) В наших волосах живет статическое электричество. Когда мы натирали шарики о волосы, заряды «минусы» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам «плюсам», которые находятся на стене, поэтому наши шарики прилипли. (Зарисовка опыта). Итог. О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей) Ребята, мне бы хотелось узнать, понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите – это я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». Прикрепляю фигурку на магнитную доску) Если вам понравилось наше занятие, то вы над головой моей фигурки прикрепите веселое солнышко. А если не понравилось, то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, кому понравилось занятие, а кому – нет. Дети прикрепляют над фигурой человечка солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и,если есть тучки, выясняет, почему дети е прикрепили. Воспитатель благодарит детей. Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память о нашем занятии возьмите воздушные шары. Опыт 4. Когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда мы расчесываемся.) Что происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны.) Это еще раз доказывает, что в волосах живет статическое электричество. Дети самостоятельно проводят этот опыт. |