Обучающие – формирование представления об основных детекторах, которые регистрируют заряженные частицы; освоение принципа работы этих детекторов, их преимуществ и недостатков.
Воспитательные – формирование уважительного отношения к мнению других, ценностного отношения к природе, формирование культуры общения учеников.
Развивающие – развитие логического мышления, внимания, воображения, памяти, умения слушать, нестандартного мышления, а также развитие познавательного интереса.
предметные | личностные | метапредметные |
Называют разновидности детекторов, которые регистрируют частицы; | Осознают ценность физического знания как важнейшего компонента естественнонаучной картины мира; | 1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи; |
Объясняют их устройство и работу, преимущества и недостатки методов исследования; | Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их экспериментально подтвержденными фактами; | 2. Взаимодействуют с людьми; |
Знают о значении этих детекторов в науке и жизни человека. | 3. Проявляют целеустремленность, дисциплинированность. | 3. Формулируют на основании рассуждений выводы. |
Универсальные учебные действия: Личностные: осознают необходимость изучения приборов, которые регистрируют частицы, являющиеся важнейшим аспектом развития науки, жизнедеятельности человека. Регулятивные: принимают и формулируют учебную проблему, проявляют усидчивость. Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и физические явления, процессы, происходящие в детекторах. Коммуникативные: умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. УМК. Учебник: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», М: Дрофа, 2014. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт (результат) |
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся | - | Приветствуют учителя | Готовят свое рабочее место | Учащиеся поприветствовали учителя, приготовили свое рабочее место к уроку |
2. Проверка домашнего задания | Проверяет готовность учащихся к уроку, совершая фронтальный опрос по теме предыдущего урока: «Кто и в каком году открыл явление радиоактивности?» | Систематизируют материал предыдущего урока: явление радиоактивности открыл А. Беккерель в 1896 | Отвечают на вопрос учителя по прошлому уроку | Корректируют и оценивают ответы коллег | Формирование у учащихся знаний об истории открытия явления радиоактивности |
3. Мотивация и целеполагание | Повествует об открытиях в физике с использованием природных источников радиоактивного излучения и детектирующих устройств, роли этих устройств в жизни человека с использованием презентации. Задает проблемный вопрос: каким образом можно зарегистрировать заряженную частицу? выслушивает и фиксирует ответ | Слушают повествование учителя о роли детектирующих устройств в физике и жизнедеятельности человека. Выдвигают версии для решения проблемного вопроса | Строят речевые высказывания при формулировании версий | Корректируют ответ | Запись учащимися темы урока в тетради, принимают и формулируют учебную проблему |
4.Первичное усвоение нового материала | Организует учебное взаимодействие по обсуждению нового учебного материала. С использованием презентации рассказывает про метод сцинтилляции, счетчик Гейгера, камеру Вильсона и пузырьковую камеру. Ведет беседу с учащимися, задавая вопросы: «Почему метод сцинтилляции является неточным?», «К какому природному явлению привело бы адиабатное расширение пара с последующей конденсацией паров жидкостей в сосуде?», «По каким параметрам траектории можно определить знак, массу, энергию и заряд частицы?», «В чем преимущество пузырьковой камеры над камерой Вильсона?» Слушает ответы учащихся и корректирует их. | Слушают, воспринимают и осмысливают новый материал | Обсуждают с учителем поставленные вопросы | Корректируют ответы коллег, исследуют условия учебной задачи | Учащиеся осознают новый материал |
5. Закрепление нового материала | Задает учащимся вопросы для письменного ответа на проверку понимания нового материала: «Можно ли с помощью счетчика Гейгера зарегистрировать альфа-частицу? Если нет, то почему? Если да, то каким образом?», «Можно ли с помощью камеры Вильсона зарегистрировать незаряженную частицу?» | отвечают на вопросы | В письменной форме отвечают на вопросы | Самоконтроль и самооценка | Учащиеся систематизируют новый материал |
6. Подведение итогов | Возвращает к проблемному вопросу и формулирует вместе с учащимися общий вывод: приборы, предназначенные для регистрации частиц, играют большую роль в науке и жизни человека. К таким приборам относят счетчик Гейгера, камеру Вильсона, пузырьковую камеру, кроме этого еще два метода: метод сцинтилляций и метод толстослойных фотоэмульсий. Отвечает на вопросы учащихся по уроку. | Слушают, фиксируют изменения в первоначальных версиях, задают уточняющие вопросы по уроку | Корректируют свои гипотезы | Формулируют вывод (ответ на проблемный вопрос) | Запись в тетради (общий вывод) |
7. Информация о домашнем задании | Задает и объясняет домашние задание: §54, вопросы в конце параграфа устно | | Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию, записывают домашнее задание | Самоконтроль и самооценка | Запись в дневнике домашнего задания |