Обучающие – ознакомление учащихся с понятием «элементарная частица», «античастица», с историей развития физики элементарных частиц, с Большим адронным коллайдером, обобщение и закрепление знания об фундаментальных видах взаимодействий, формирование научного мировоззрения.
Воспитательные – формирование уважительного отношения к мнению других, ценностного отношения к природе, формирование культуры общения учеников, привитие уважения к достижениям науки
Развивающие – развитие внимания, воображения, памяти, умения слушать, познавательного интереса, любознательности, умения анализировать и самостоятельно формулировать выводы, развитие речи и мышления.
предметные | личностные | метапредметные |
Определяют этапы развития физики элементарных частиц | Осознают ценность физического знания как важнейшего компонента естественнонаучной картины мира; | 1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи; |
Знают понятия «элементарная частица», «античастица», называют истинно элементарные частицы, а также ознакомлены с Большим адронным коллайдером (далее БАК) | Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их экспериментально подтвержденными фактами; | 2. Взаимодействуют с людьми; |
Описывают роль физики элементарных частиц в жизни человека | 3. Проявляют целеустремленность, дисциплинированность. | 3. Формулируют на основании рассуждений выводы. |
Универсальные учебные действия: Личностные: осознают необходимость изучения физики элементарных частиц, являющиеся важнейшим аспектом развития науки и жизнедеятельности человека. Регулятивные: принимают и формулируют учебную проблему, проявляют усидчивость. Познавательные: анализируют, сравнивают и различают элементарные частицы. Коммуникативные: умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. УМК. Учебник: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», М: Дрофа, 2014. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт (результат) |
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся , Проверяет готовность учащихся к уроку, | - | Приветствуют учителя | Готовят свое рабочее место | приготавливают свое рабочее место к уроку, организуют свою деятельность. |
2. Проверка домашнего задания | Проводит фронтальный опрос по теме предыдущего урока: «Назовите закон радиоактивного распада». | Систематизируют материал предыдущего урока. | Отвечают на вопрос учителя по прошлому уроку: «т.е. число распадов − dN, произошедшее за короткий интервал времени dt, пропорционально числу атомов N в образце» | Корректируют и оценивают ответы коллег | Знают законы радиоактивного распада, проявляют уважительное отношение к одноклассникам |
3. Мотивация и целеполагание | повествует о развитии структуры материи с использованием презентации. Задает проблемный вопрос: что такое элементарная частица и какова роль развития физики элементарных частиц в жизни человека? выслушивает и фиксирует ответы | Слушают повествование учителя о постепенном развитии структуры материи. Выдвигают версии для решения проблемного вопроса | Строят речевые высказывания при формулировании версий | Корректируют ответ | Запись учащимися темы урока в тетради, принимают и формулируют учебную проблему, на основании рассказа учителя формулируют определения |
4.Первичное усвоение нового материала | Организует учебное взаимодействие по обсуждению нового учебного материала. С использованием презентации рассказывает про историю развития физики элементарных частиц, аннигиляцию, антиматерию, фундаментальные взаимодействия в природе, роль физики элементарных частиц в жизни человека, БАК. Ведет беседу с учащимися, задавая вопросы: «Какое рабочее вещество в камере Вильсона?», «что такое аннигиляция?», «Какие вы знаете фундаментальные взаимодействия в природе?». Слушает ответы учащихся и корректирует их. | Слушают, воспринимают и осмысливают новый материал. | Обсуждают с учителем поставленные вопросы | Корректируют ответы коллег, исследуют условия учебной задачи | Учащиеся систематизируют, осознают новый материал, запись учащимися этапов развития физики элементарных частиц, «Все элементарные частицы превращаются друг в друга при взаимодействии, и эти взаимные превращения – главный факт их существования», определений адронов, лептонов, «кварки и лептоны – истинно элементарные частицы» |
5. Закрепление нового материала | Задает учащимся вопрос для письменного ответа на проверку понимания нового материала: «какова роль физики элементарных частиц в жизни человека?» | отвечают на вопрос | В письменной форме отвечают на вопрос | Самоконтроль и самооценка | Учащиеся закрепляют новый материал |
6. Подведение итогов | Возвращает к проблемному вопросу и формулирует вместе с учащимися общий вывод: «Элементарные частицы – первичные, неразложимые далее частицы, из которых построена вся материя. Результатом изучения элементарных частиц являются: адронная терапия раковых опухолей, позитронно-эмиссионная томография, фазотрон и т.д.» Отвечает на вопросы учащихся по уроку. | Слушают, фиксируют изменения в первоначальных версиях, задают уточняющие вопросы по уроку | Формулируют вывод (ответ на проблемный вопрос) | Корректируют свои гипотезы | Запись в тетради (общий вывод) |
7. Информация о домашнем задании | Задает домашнее задание: прочитать параграф «Элементарные частицы. Античастицы», устно ответить на вопросы | | Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию, записывают домашнее задание | Самоконтроль и самооценка | Запись в дневнике домашнего задания |