Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3. Литературное чтение, 3 класс (2 часть) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
4. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Школа России», 3 класс / С.В. Кутявина
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5 мин).
3. Решение проблемы (7 мин)
4. Физминутка (3 мин)
5. Первичное закрепление (8 мин)
6. Самостоятельная работа (7 мин)
7. Инструктаж о домашнем задании (2 мин)
8. Подведение итогов. Рефлексия (5мин)
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа | - Здравствуйте, ребята. - Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник. - Кто готов приступить к уроку, может присаживаться. – Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок! «Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста). (физический интеллект) Если вы согласны, что, читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой. Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками. Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой. Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации). | - Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы») - Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы? (Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам» - они берут и не умываются. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.) - Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные (можно полезные) советы. (логико-математический интеллект, лингвистический интеллект) - Кто готов представить свои работы или рассказать стих? - Спасибо, ребята за ваше прочтение. - Так чему же учит это произведение Г.Остера? (Быть воспитанными) -Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе? Он часто прохаживался по старинным переулкам, слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат. - Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат. (натуралистический интеллект) - Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева? - Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (логико-математический интеллект) - А вы хотели бы это узнать? Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка» - Так что же писал Г. Остер после прогулок? (Мифы и легенды) - А вы знаете, как получаются легенды? (ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) - Предположите, какая будет тема урока? -Тема Г.Остер «Как получаются легенды» - Ребята, кто может сказать, что такое легенда? - Полина, прочитай пожалуйста, что такое легенда. (лингвистический интеллект) Легенда: 1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии 2) о героических событиях 3) вымышленные сведения о себе того, кто выполняет секретное задание. - Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи. Опорные слова: Вспомнить... Познакомиться … Сочинить … Задачи: 1. Вспомнить, что такое легенды и мифы 2. Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды» 3. Сочинить свою легенду - Главный вопрос, на который мы сможем ответить в конце урока звучит так: «Как создаются легенды?» - Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю сделать разминку. 1. «Сытый хомячок». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая. 2. «Голодный хомячок». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд. 3. «Улыбочка». Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд. 4. Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд. - Мы с вами поупражнялись и готовы к решению задач. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с произведением «Как получаются легенды» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Вика, прочитай пожалуйста первую задачу урока. (Узнать, что такое легенды и мифы) - Сейчас я предлагаю вам познакомиться с незнакомыми словами, которые вам встретятся на уроке. - Итак, нам нужно узнать, что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию? (в словаре Ожегова) - На слайде вы видите значения данных слов из словаря. - Катя, прочитай пожалуйста первое слово и его значение. - Рита, прочитай пожалуйста второе слово и его значение. - Кто запомнил, что такое легенда и миф? Легенды – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии, 2. (перен.) Вымысел, нечто невероятное. Мифы – 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений; 2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке; (На доске вывешиваются плакаты: легенда — это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение) – Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? (Высказывание своего мнения и его обоснование.) - Дима, прочитай пожалуйста первую задачу урока. - Мы смогли ее выполнить? Что для этого сделали? - Маша, прочитай пожалуйста вторую задачу урока. (2. Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды») - Сначала мы с вами прослушаем наш рассказ по аудиозаписи и ответим на вопросы после прослушанного так, что слушайте внимательно. (музыкальный интеллект) - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (экзистенциальный интеллект) – Что интересного вы заметили при прослушивании? - Давайте сейчас прочитаем рассказ самостоятельно, откроем страницу 184 учебника. - Читать будем по цепочке. Кто хочет начать? - Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, кто и кому рассказывал легенды в Лавровом переулке? - Зачем они их рассказывали? - Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о мальчике, который никогда не умывался? - О каком здоровье не заботился этот мальчик? - Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что случилось с девочкой, которая плохо ела? - О каком здоровье не заботилась эта девочка? - Сейчас вам предстоит работа в парах. Ваша задача задать по одному вопросу с каждого абзаца. Задавайте вопросы по очереди. - Полина, прочитай пожалуйста вторую задачу урока. - Мы смогли ее выполнить? - Какие задания выполнили для этого? - Молодцы! Идем дальше, но для начала мы с вами немного отдохнем. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
4.Физминутка Задача: снять мышечное напряжение детей. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). | Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль). | - Сейчас мы чуть-чуть с вами поиграем. - Сейчас я включу вам музыку в это время ваша задача выполнить полукруговые движения головой, повороты туловища влево вправо и приседания. Но в любое время я могу выключить музыку, и вы должны будете замереть в любой позе как статуи. (музыкальный интеллект, физический интеллект) - Давайте приступим. - Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось. - Садитесь. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению выразительно читать произведение «Как получаются легенды», создавать свою легенду. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Мы отдохнули и готовы трудиться дальше. - Лиза, прочитай пожалуйста последнюю задачу урока. (3. Сочинить свою легенду) - Для чего Г. Остер написал нам произведение «Как получаются легенды» (Эти легенды учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших) - Ребята, также существуют легенды, которые связаны с нашим городом. Вам интересно ее узнать? Легенда о Каменке. В давние-давние времена, кочевали в этих краях люди. И вот нашли подходящую долину с речкой. Люди остались здесь. Жили мирно, но раз произошло вот что. Были две семьи и в каждой по сыну. Оба парня удалые, сильные, ловкие, мастеровые, заводные в смысле песен и плясок. Раз они стали спорить кто из них лучше, дело дошло до кулачного боя. Оба оказались еще и упрямыми. Стали их увещевать матери, и отцы отступить, но они ни в какую. Слезы матерей стали превращаться в камни, грудой лежащие на берегах реки. А молодцы все дрались и постепенно придвинулись к тем камням и ступили на них. И тогда обутки то у них окаменели. Сразу остановились они, пытаются камни с ног сбить, да куда там. Так и потопали домой в каменных обутках. И по сей день так и ходят, наказанные за свою непомерную гордыню. А речка все журчала меж камней, временем обтачивая их острые углы, и прозвали ее Каменкой. - Сейчас вам на пару выдается конверт, где находится легенда, разрезанная по частям. Ваша задача правильно и по смыслу собрать текст и прочитать его. (пространственный интеллект) - Как будете готовы проверить собранную легенду, поднимите руку. - Вижу, что вы готовы проверить, что у вас получилось. На слайде вы видите готовый легенду. Проверьте и исправьте свои ошибки. - Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?) (Предание о каком-нибудь историческом событии) – Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Почему? (лингвистический интеллект) - Сейчас нам предстоит самая сложная работа. -Давайте попробуем сочинить легенду. Начало представлено на слайде: В одной семье была умная девочка. Она хорошо училась и за это родители исполнили ее заветную мечту. И вот однажды… -Продолжите пожалуйста, что случилось. - Ваша задача продолжить легенду. После того, как вы закончите мы с вами послушаем что у вас, получилось. - Можете приступать. - Вижу, что вы готовы к представлению. - Кто готов выйти и представить классу свою легенду. (межличностный интеллект) - Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные легенды. - Дима, прочитай пожалуйста третью задачу урока (создать свою легенду) - Мы выполнили задачу урока? Что сделали для этого? - Спасибо, за ваши ответы. - У нас остался один вопрос, на который нам необходимо ответить. - Кто помнит, как он звучит? -Ребята, объясните, как создаются легенды? (Легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.) - Спасибо, ребята за ваши ответы. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения). |
6. Самостоятельная работа Задача: закрепить знания по изученному произведению «Как получаются легенды» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, составление собственного текста), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы обучения: Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;) | - И так ребята, мы с вами выполнили достаточно сложную работу. - И сейчас для, того, чтобы закрепить наши знания предлагаю составить синквейн. (логико-математический интеллект) - Затем мы представим то, что у вас получилось. - Вижу, что вы уже справились. - Максим, представь классу, что у тебя получилось. (межличностный интеллект) - Спасибо, Максим за представление. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, составление собственного текста), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
6. Инструктаж о домашнем задании Задача: проведение Инструктажа домашнего задания. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция) | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; | - Ребята, откройте дневники и запишите пожалуйста домашнее задание. - Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ «Как получаются легенды» (лингвистический интеллект), написать легенду о растении, которое помогает людям (натуралистический интеллект) | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция). |
7. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? - С каким произведением Г. Остера мы познакомились сегодня? - Как вы поняли значение слов «Легенда» и «миф»? - А зачем они нужны современному человеку? (Да потому что древние мифы легли в основу современной культуры. Без хорошего знания мифов остаются непонятными многие известнейшие произведения литературы, живописи, скульптуры.) Дополни предложения: (внутриличностный интеллект) Сегодня на уроке я узнал… Мне было трудно… У меня хорошо получилось… | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |