1. Организационно-мотивационный Задача: воспитывать интерес к уроку литературного чтения, создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
| Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Андреевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. -Для того чтобы быть успешными на уроке литературного чтения, предлагаю провести гимнастику для языка. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. -Сначала их прочитаю я. Да-да-да — в ручейке журчит вода. Ду-ду-ду — я купаться иду. -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы, наши язычки готовы к работе. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, с авторами которого вам уже удавалось познакомиться в предыдущих прочитанных вами произведениях. | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Регулятивные УУД (способность к волевому усилию).
|
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: воспитывать интерес к уроку литературного чтения, создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение использовать речь для регуляции своего действия).
| Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Сейчас я буду вам задавать вопросы, а ваша задача быть внимательными и понять, кто является автором произведения, с которым мы познакомимся сегодня. Вопросы: В каком произведении вы могли встретить фразу: «Лягу я спать, а утром я встану пораньше и сошью сапоги»? (Произведение «Маленькие человечки») Кому помогали маленькие человечке? (сапожнику) Что придумали сапожник и его жена в знак благодарности маленьким человечкам? (подарить одежду) Герои какого произведения решили обойти весь свет и приключения поискать? (Произведение «Семеро храбрецов») Что заказали храбрецы у кузнеца? (копьё) Кто встречался им на пути во время путешествия? (шмель, заяц, рыбак) Какое решение в итоге приняли храбрецы? (решили вернуться домой) -Кто является автором произведений? (Братья Гримм) (учитель вывешивает портреты авторов)  - Предлагаю вам вспомнить биографию Братьев Гримм. Для этого у вас на парте лежит карточка с биографией. Пододвиньте её к себе. Читать будем биографию будем по цепочки. Первая начну я, затем продолжите вы. Будьте внимательные и читайте вместе с читающим «про себя» Биография Братья Гримм – немецкие писатели, родом из семьи чиновника, их отец был адвокатом. Детство их прошло в немецком городке Кассель, но родились они в Ханау. Якоб родился 4 января в 1785 году, а Вильгельм родился 24 февраля в 1786 году. Братья с детства стали единым целым, их дружба продлилась до конца дней. Они росли крепкими и выносливыми мальчишками. Спустя 10 лет в семье произошло горе, писатели потеряли отца и семья осталась в тяжелом финансовом положении. Матери одной было сложно учить двух сыновей, но на помощь пришла тетушка, которая очень любила племянников, она и помогла сестре выучить Братьев Гримм. Будучи студентами, Братья Гримм добились большого успеха, они были лучшими в лицее, и по окончании его, поступили в университет, где изучали юридические науки. В студенческие годы у Братьев проснулся интерес к чтению, они зачитывались немецкой и зарубежной литературой. Карьеру сказочников Якоб и Вильгельм начали 1803 году, славу они получили в 1822 году, благодаря известным сборникам «Детских и семейных сказок». Сборник состоял из 200 сказок, где фигурировали популярные – «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Золушка». - Для того, чтобы мы с вами могли сформулировать название произведения с которым нам предстоит сегодня познакомиться, я приготовила для вас загадку. Ваша задача внимательно послушать и подумать, что же будет ответом. Бродячие артисты, Они ловки и быстры. Известны их таланты: Певцы и музыканты. Кот, петух, осел, собака Никогда не знают страха. Кто же это? Отгадайте! И ответ мне быстро дайте... Ответ: Бременские музыканты - Давайте проверим. Откройте учебник на странице …. И Прочитайте название произведение. - Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Братьев Гримм «Бременские музыканты». Это и будет темой нашего урока. Тема: «Братья Гримм. Сказка « Бременские музыканты»». -Какие задачи мы можем поставить на урок? Задачи: познакомиться с произведением «Бременские музыканты»; дать характеристику героям; научиться составлять схему. (Учитель размещает на доске задачи урока) -Обратимся к иллюстрации, вы можете рассмотреть иллюстрации на доске. (Учитель размещает иллюстрации из учебника на доску.)    (Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на доске.) -Смотря на них, можем ли мы, не читая рассказ, сказать, о чём он? Отвечайте по поднятой руке. (Обучающиеся выражают собственные мысли.) -Какое время года изображено? Время суток? -Кто действующие лица? -Где происходят действия? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию).
Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение использовать речь для регуляции своего действия). |
3. Решение проблемы Задача: воспитывать интерес к уроку литературного чтения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, побуждать обучающихся к учебнопознавательному интересу, к новому учебному материалу.
Развивать познавательные УУД: (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; структурирование знаний).
Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию.
Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение использовать речь для регуляции своего действия). | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Давайте познакомимся с рассказом «Бременские музыканты» Предлагаю вам прослушать аудиозапись с рассказом. Сядьте поудобнее и слушайте внимательно. - Вы прослушали аудиозапись Братья Гримм «Бременские музыканты». - При прослушивании аудиозаписи сказки «Бременские музыканты» какие чувства испытывали? - Что представляли? - Верны ли наши предположения о сказки? - Что вы узнали о Бременских музыкантах? - Я предлагаю вам прочитать рассказ. -Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем. - При чтении необходимо соблюдать правила. Для вас я приготовила памятку «Что значит читать выразительно и правильно». -Прочитаем критерии: 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) - Первая читать начну читать я. Затем продолжите читать вы, по одному предложению, по цепочке. Будьте внимательны и читайте вместе с читающим «про себя». (Обучающиеся слушают задание, сосредотачивают внимание на рассказе и интонации учителя во время его прочтения.) - Мы свами прочитали произведение Братьев Гримм «Бременские музыканты». - С чего все началось? (Хозяин выгнал осла.) Каким был осёл ? (Хороший, умный, сильный.) -Что он делал на мельнице? (Работал на мельнице, таскал на спине кули с мукой.) - Почему осёл решил стать городским музыкантом? («Видит хозяин: ослабел осёл , не годится для такой работы, - и выгнал его из дому») -Расскажите историю собаки. («Жила у охотника, долго жила… По полям, по болотам за дичью бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить») -Что предложил осёл собаке? («… Лаешь ты громко, голос у тебя хороший – ты будешь петь и в барабан играть. А я буду на гитаре играть.» ) -Каким был кот? (Печальный, невесёлый.) -Расскажите историю кота. (Жил я у своей хозяйки, долго жил...) -Что предложил осёл коту? («Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть, собака петь и на барабане играть, а я петь и на гитаре играть.» -Что произошло дальше? (Встреча с петухом.) - Что будет делать петух среди музыкантов? («Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть.») -Где остановились звери на ночлег? ( В доме разбойников) -Кто обнаружил дом разбойников? (Петух взлетел на верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам. Он увидел, что невдалеке светится огонёк.) -Что придумали звери? (Осёл поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту. Затем они все разом закричали. Закричали и ввалились в комнату.) -Что рассказал разбойник, вернувшись к своим товарищам? («Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне всё лицо копьём исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвёртый закричал мне вслед: «Держи вора!»») -А что рассказал своим друзьям кот, который свернулся калачиком на печке? Сплю я себе сплю. Просыпаюсь и вижу, как кто-то мне в глаз лучиной целится. Сейчас я тебя проучу. Как цапну лапой. Разбойник и убежал.) -Что произошло с разбойником, когда он кинулся в дверь? (Собака за ногу схватила.) - Чем закончилось произведение? - Молодцы, вы были внимательными и ответили на заданные мною вопросы. - Мы повторили произведение, а теперь нам предстоит свами составить схему. | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; структурирование знаний).
Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение использовать речь для регуляции своего действия). |
Физминутка Задача: Развивать регулятивные УУД: (развивать способность к волевому усилию). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование | | - Перед тем как мы с вами начнем составлять схему, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. (Дети повторяют описываемые движения.) Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево — вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! - Отдохнули? - Снова в путь! (Обучающиеся демонстрируют физическую активность) -Молодцы, тихонечко присаживайтесь. | Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию. |
4. Первичное закрепление Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, побуждать обучающихся к учебнопознавательному интересу к новому учебному материалу.
Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение устанавливать причинноследственные связи; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию).
Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию.
Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение использовать речь для регуляции своего действия). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | Приём «Кластер» | ПРИЁМ «КЛАСТЕР» - У вас на парте лежит карточка, пододвиньте е к себе. Карточка уже начатая, наша задача еще доделать. . - Кто знает, что такое схема? Схема- графическое краткое изложение текста. - На какую тему мы будем с вами составлять схему.? Она записана в центре схемы. (Образы героев) - Кто является героями произведения? Обратите внимание, первый герой уже вписан для примера, нам останется заполнить остальное. (Герой осёл записан) - Предлагаю вам вместе записать героев произведения. - Кого мы во второй рамочке запишем? (собака) - Кого мы в третьей рамочке запишем? (кот) - Кого мы в четвертой рамочке запишем? (петух) - Кого мы в пятую рамочку запишем? (разбойники) - А у каждого героя нам необходимо написать три прилагательных, которые бы могли описать героя. Будем соединять описание с самим героем, стрелочкой. - Давайте мы с вами обсудим описание героев устно, а потом вы впишите. -Как бы вы описали осла? (добрый, отзывчивый, бесстрашный) -А как бы вы описали собаку? (храбрая, смелая, решительная) - Как бы вы описали кота? (умный, хитрый, смелый) - Как бы вы описали петуха? (веселый, храбрый, отважный) - А как бы вы описали разбойников? (глупые, страшные, трусливые) - Описание мы так же запишем в прямоугольной рамочке и соединим с с героем. | Личностный: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение устанавливать причинноследственные связи; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию).
Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение использовать речь для регуляции своего действия). |
5. Организация самостоятельной работы Задача: воспитывать интерес к уроку литературного чтения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний.
Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; умение использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания письменной форме; умение устанавливать причинноследственные связи; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию).
Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | - Можете приступить к записи описания героев. - Вы можете пользоваться учебником. (Учитель помогает обучающимся при написании схему)

        
Собака Осёл
  
Образы героев
   
Кот
 ![]()
Разбойники а Петух
     
   
- Кто хочет прочитать описание к герою собака? - Кто хочет прочитать описание к герою кот? - Кто хочет прочитать описание к герою петух? - Кто хочет прочитать описание к героям разбойникам?
- Молодцы, вы справились с заданием и составили схему.
| Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний.
Познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; умение использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания письменной форме; умение устанавливать причинноследственные связи; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию).
Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; способность к волевому усилию).
|
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: воспитывать интерес к уроку литературного чтения, побуждать обучающихся к к оценке своей учебной деятельности.
Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию.
Развивать регулятивные УУД: (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей).
Развивать коммуникативные УУД: (умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение использовать речь для регуляции своего действия). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | Приём «Таблица «Плюс-минус- интересно»» | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. ПРИЁМ «ТАБЛИЦА «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»» - У вас на парте лежит карточка с таблицей. Подпишите карточку, фамилию и имя запишите полно. - Обратите внимание, карточка состоит из таблицы, в таблицы три колонки. Прочитайте название колонки. - Как называется первая колонка? (Плюс) - Как называется вторая колонка? (Минус) - Как называется третья колонка? (Интересно) -Сейчас мы работаем только с первой колонкой «Плюс». Найдите её. В колонке «Плюс», ваша задача написать то, что вам запомнилось больше всего и что было интересно на уроке. - Приступайте к выполнению задания (обучающиеся заполняют первую колонку таблицы) - Приступаем к заполнению второй колонки «Минус». Найдите её. В это колонке, вам необходимо записать все то, что вам не понравилось на уроке, показалось скучным и непонятным. - Приступайте к заполнению. (обучающиеся заполняют вторую колонку) - Какая колонка у нас осталась не заполнена? (последняя) - Сейчас мы будем заполнять колонку «Интересно». В этой колонке ваша задача записать все интересное, что вам было на уроке, что бы вы еще хотели узнать, можете задать записать вопросы для учителя. - Приступайте к заполнению. (Обучающиеся заполняют третью колонку) - Молодцы, вы справились с заданием. - Кто хочет прочитать то, что записали в колонку «Плюс»? - Кто хочет прочитать то, что записали в колонку «Минус»? - Кто хочет прочитать то, что записали в колонку «Интересно»? (об-ся читают по желанию свои записи) -Какие задачи мы ставили на урок? -Мы решили с вами поставленные задачи? - А чему мы с вами научились сегодня на уроке? (составлять схему ) - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. -Урок литературного чтения окончен. | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности.
Познавательные УУД (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; структурирование знаний; умение определять основную и второстепенную информацию).
Регулятивные УУД (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей).
Коммуникативные УУД (умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение использовать речь для регуляции своего действия). |