1. Организационно-мотивационный Задача: создать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (умение осуществлять способность к волевому усилию). | Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Андреевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. -Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения, предлагаю провести гимнастику для языка. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. -Сначала их прочитаю я. ты – ты – ты – сметану съели все коты; тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат.? -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы, наши языки готовы к работе. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, с автором которым вам уже удавалось познакомиться в предыдущих прочитанных вами произведениях. | Личностные УУД: Обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Регулятивные УУД: ( умение осуществлять способность к волевому усилию).
|
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний. Развивать познавательные УУД: ( умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение принимать учебную задачу урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме). Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников).
| Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Я приготовила для вас иллюстрации, обратите внимание на доску.  

- Рассмотрите внимательно. - Что вы видите на иллюстрации? (поля, цветы, солнце.) - Что объединяет эти иллюстрации? - Какое время суток? (утро) - А еще что объединяет? (солнце) - Чтобы узнать, о каком произведении пойдёт речь, я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и подумайте, что будет ответом загадки. Ответ загадки поможет вам сформулировать название произведения с которым мы сегодня познакомимся.
Словно золотые стрелы, К нам летят легко и смело - Животворны, горячи Солнца яркие ... (лучи)
- Кто догадался, как называется произведение, с которым нам предстоит познакомиться сегодня? - Если затрудняетесь, то посмотрите иллюстрации, которые размещены на доске. (Утренние лучи)
- Откройте учебник на странице … и проверьте, правильно ли вы отгадали название произведения. - Прочитайте название произведения? - Кто является автором данного произведения? (К. Ушинский)
Тема нашего урока: «Произведение К. Ушинского «Утренние лучи»»
Как вы думаете, чем на уроке мы с вами займемся сегодня? - А все ли знают и помнят биографию К. Ушинского? Значит что мы узнаем сегодня на уроке? Задачи: Вспомнить биографию К. Ушинского. Познакомимся с произведением «Утренние лучи. Научиться составлять схему по прочитанному произведению. (Учитель совместно с обучающимися формулируют задачи вывешивает на доску) | Личностные УУД: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, демонстрируют желание к усвоению новых знаний.
Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение принимать учебную задачу урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме).
Регулятивные УУД: ( способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников). |
3. Решение проблемы Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу.
Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение принимать учебную задачу урока, умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме).
Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников). | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
| Приём «Инсерт» | - С какими произведениями К. Ушинского вам удалось уже познакомиться на уроках литературного чтения? Если вы затрудняетесь, то воспользуйтесь учебником. («Кот Васька», «Лиса Патрикеевна», «Плутишка кот»)
- Кто сможет рассказать об К. Ушинском? Что вы о нём знаете?
- Предлагаю вам вспомнить биографию К. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский (Учитель вывешивает портрет К. Ушинского)
ПРИЁМ «ИНСЕРТ»

- У вас на парте лежит карточка №1 с биографией. Пододвиньте её к себе. Обратите внимание, в карточке есть поля. На этих полях вам необходимо отвечать информацию пометками: «V»- уже знал «+»- новое узнал «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос
- Читать биографию будем по цепочке. Первая начну читать я, будьте внимательны, в любой момент я могу остановится и читать продолжите вы. Ваша задача следить за читающим и читать «про себя», а так же отмечать символами на полях. Символы могу повторяться, могут отмечены быть не в каждой строчке.
- Кому непонятно? (в случае если обучающиеся не поняли задания, то учитель объясняет снова) Биография Константин Дмитриевич Ушинский - русский писатель и педагог, это он по праву считается основоположником научной педагогики в России. Родился в городе Тула в 1823 году. Его семья относилась к дворянам, отец был офицером и получил должность судьи. Всё детство писатель рос на Черниговщине, окончил гимназию и продолжил обучаться в Московском университете, а также параллельно давал ещё частные уроки. Он становится популярным профессором, изучает языки и занимается литературной деятельностью. За годы жизни, он успел увидеть, как учебник под названием «Родное слово», который он составил и написал, применяют в школьной программе. Константином Ушинским было написано много интересных произведений, такие как: «Васька», «Ворона и рак», «Ветер и солнце», «В лесу летом», «Весна», «Гадюка», «Гусь и журавль».
- Обратите внимание на свои пометки, которые вы записывали на полях, прочитайте то, что вы выделили еще раз самостоятельно.
- У вас на парте лежит таблица. Обратите внимательно, название столбиков соответствуют символам, которые вы помечали на полях. Ваша задача перенести в таблицу и то, что вы подчеркнули в таблицу и отметили символом. Информацию в тексте которую вы отметили под определенным символом, должен соответствовать символу в таблице. 
- Приступайте к выполнению. - Кто хочет прочитать то, что занесли в таблицу в первую колонку? - Кто хочет прочитать то, что занесли во вторую колонку? - Кто в третью? Кто в четвертую? (по желанию обучающиеся читают отметки в биографии)
- Молодцы, вы справились с заданием.
| Личностные УУД: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение принимать учебную задачу урока, умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников).
|
Физминутка Задача: создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование | | - Перед тем как мы с вами начнем выполнять следующее задание, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. (Дети повторяют описываемые движения.) Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Кружатся на месте) И сольются с небосводом. (Обучающиеся демонстрируют физическую активность) -Молодцы, тихонечко присаживайтесь. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность,
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). |
4. Первичное закрепление Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение принимать учебную задачу урока. умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач урока). Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | Приём «Кластер» | - Прочитайте ещё раз название произведения и прислушайтесь к себе. - Как вы думаете, о чем будет произведение? - При чтении названия рассказа, какие чувства вы испытываете? - А какую роль будут играть утренние лучи в произведении? - Предлагаю нам проверить. Как мы с вами сможем проверить? (прочитать рассказ) - Верно, чтобы проверить наши предположения, мы с вами прочитаем рассказ. - С каким настроением нужно читать рассказ?
Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем.
- При чтении следите и читайте вместе с читающим «про себя». - Читать мы будем по цепочке, по одному предложению. Первый абзац прочитаю вам я, а вы следите, потому что я в любой момент могу остановится, и читать продолжите вы. (учитель читает рассказ)
-Помните, что при чтении необходимо соблюдать правила из памятки, которая лежит у вас на парте и размещено на доске. - Прочитайте правила в памятке. - Кто хочет прочитать первый пункт памятки? Кто второй? Кто третий? «Что значит читать выразительно и правильно». Памятки лежат у вас на парте. 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) - Не забывайте об интонации. (Учитель начинает читать первый абзац, затем обучающиеся читают по цепочек) . - Ребята, вас понравилось произведение?(полным ответом) - Какую картину вы представляли, когда читали произведение? - К какому жанру определим? (Рассказ) - Какие чувства у вас появилось при чтении рассказа? (нежности, пробуждения, приятные) - А вам известно значение слов «Восковая келья»? Слова: Восковая келья — улей ПРИЁМ «КЛАСТЕР» - Ребята, а кто знает, что такое схема? Схема- графическое краткое изложение текста. - Сегодня нам предстоит составить схему. - Как думаете, о чем будет наша схема? - С каким рассказом мы с вами познакомились сегодня? («Утренние лучи») - Схему мы будем составлять на тему «Утренние лучи» - Тема схемы, записана в центре, в прямоугольной рамочки. (Утренние лучи) - Какие в рассказе происходят действия? (Лучи будят) - Куда падают лучи? ( В жаворонка, в зайчика, в курятник, в улей, в комнату маленького лентяя) - От главной темы мы проведем стрелочку к местам куда попадали лучи. Каждое место, куда попадали лучи отводим в прямоугольную рамочку. - А теперь нам нужно записать действия, которые происходили после пробуждения лучи солнца будили. - Первое действие мы с вами вместе запишем, а остальные мы проговорим и после вы самостоятельно их впишите. - Первый, к кому попали лучи, был жаворонок. Какие действия жаворонок совершал? (Встрепенулся, запел песенку) Каждое действие записываем в пустую рамочку, так же каждое действия необходимо соединить стрелочкой с героем, который данные действия совершал в рассказе. (Записывают вместе с учителем) - Сейчас мы с вами все проговорим. А затем вы самостоятельно заполните пустые рамочки. - Кого второго будили лучик? (Зайчика) - Какие действия совершал зайчик? (передернул ушками, побежал добывать травку) - Куда следующий лучик попал? (В курятник) - Какие действия происходили? ( петух закукарекал, куры закудахтали) - Кого будил следующий лучик? (пчелку) - Что сделала после пробуждения пчёлка? (расправила крылья, полетела добывать медок) - А кого последнего будил лучик? (маленького лентяя) - А что сделал маленький лентяй? ( повернулся на другой бок, дальше уснул) | Личностные УУД: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения.
Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение принимать учебную задачу урока. умение осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач урока).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации).
Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников). |
5. Организация самостоятельной работы Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения. Развивать познавательные УУД: (умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач, умение строить логические цепочки рассуждений, анализ). Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). Развивать коммуникативные УУД: (умение выражать свою точку зрения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | - Теперь ваша задача самостоятельно заполнить пустые рамочки, о которых мы с вами только что проговорили. Если вы затрудняетесь. То можете воспользоваться учебником. - Приступайте к выполнению задания.
(Учитель помогает обучающимся при написании схему)    
   
Жаворонок Зайчик
  

Утренние лучи
Курятник 
Маленький лентяй Пчелка
   
  
- Кто хочет прочитать то, что совершил зайчик?(обучающиеся читаю записи) - Кто хочет прочитать то, что совершили жители курятника?(обучающиеся читаю записи) - Кто хочет прочитать то, что совершила пчёлка?(обучающиеся читаю записи) - Кто хочет прочитать то, что совершил маленький разбойник?(обучающиеся читаю записи) - Я тоже составила схему, посмотрите какая у меня получилась. (обучающиеся рассматривают схему) - Какое по настроению произведение? (доброе, радостное) - А были ли случаи, что утренние лучи и вас будили? Кто хочет рассказать свою небольшую историю пробуждения от утренних лучей? | Личностные УУД: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, демонстрируют умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения. Познавательные УУД: (обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы для решения задач, умение строить логические цепочки рассуждений, анализ).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации).
Коммуникативные УУД: (умение выражать свою точку зрения). |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: побуждать обучающихся к оценке своей учебной деятельности, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения. Развивать регулятивные УУД: (способность осуществлять самоконтроль и самооценку). Развивать коммуникативные УУД: (умение выражать свою точку зрения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. -С творчеством какого автора мы познакомились на уроке? (К. Ушинский) -С каким произведением мы познакомились? («Утренние лучи») - Обратите внимание на доску. - Что вы видите? (картину с воздушным шаром и лесом) - Как вы думаете, что не хватает на нашей картине? (Солнышка и тучек) - Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. - Ребята, я для вас приготовила вот такое солнышко, солнышко, которое закрывает тучка и тучка. (учитель называя демонстрирует детям) - Если вам все понравилась своя работа на уроке, и вам все удалось на уроке, то возьмите солнышко, если вам не все удалось на уроке и остались вопросы, то возьмите солнышко, которое закрывает облачко, ну а если вам ничего не удалось на уроке и возникли трудности, то возьмите облачко. - После того как вы выберете один из элементов, вам необходимо подойти к доске и приклеить на наше небо. - Сначала первый ряд подходит к доске и приклеит выбранные картинки и украсят ими небо, теперь второй ряд, третий ряд. - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. - Урок литературного чтения окончен. -Дежурные, соберите пожалуйста наглядный материал. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрирует способность к оценке своей учебной деятельности, демонстрируют умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения.
Регулятивные УУД: ( способность осуществлять самоконтроль и самооценку).
Коммуникативные УУД: ( умение выражать свою точку зрения). |