1. Организационно-мотивационный Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность, развивать способность к оценке своей деятельности. Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | -Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. -Для того чтобы быть успешными на уроке литературного чтения, предлагаю провести гимнастику для языка. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. -Сначала их прочитаю я. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы, наши языки готовы к работе. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, с авторами которого вам уже удавалось познакомиться ранее. | Личностный: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные УУД : (способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать сверстников). |
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, способность к волевому усилию), Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Для вас я приготовила интересное задание. Задание находится в карточке №1. Пододвиньте его к себе. В карточке записан пример, который вам необходимо решит. После того как вы решите, вы сможете узнать как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке. (обучающиеся выполняю задание в карточке) (ЗАЛ – Л) + (ПЛАТОК – О) + А = ? (ЗАПЛАТКА) - Давайте проверим, что у вас получилось? (ответы обучающихся) - А кто знает, что такое заплатка? Заплатка – это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка. - Кто знает, кто является автором произведения «Заплатка»? (ответы обучающихся) - Предлагаю проверить, кто же является автором данного произведения. Для этого откройте учебник на странице .. - Кто является автором произведения? (Н. Носов) Тема нашего урока: «Произведение Н. Носова «Заплатка»» - Какие задачи мы поставим на урок? Задачи: Познакомиться с биографией Н. Носова. Познакомиться с произведением «Заплатка». Учиться находить в тексте ответы на вопросы и отвечать на вопросы учителя | Личностный: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме). Регулятивные УУД : (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). |
3. Решение проблемы Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность, воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (способность к оценке своей деятельности, развивать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение приводить доказательство). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
| Приём «Верные/неверные утверждения» | - Какие произведения Н. Носова вы знаете? . (ответы обучающихся) - Предлагаю вам вспомнить биографию Николая Николаевича Носова Николай Николаевич Носов ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» - Обратите внимание, у вас на парте лежит карточка с биографией. Работать вы будете в паре, потому что карточка с биографией дана одна на пару. Пододвиньте её к себе. Читать биографию будем по цепочке. Ваша задача не просто слушать, а читать биографию в месте с читающим, но «про себя». Потому что я приготовила для вас интересную игру, в которой пригодится знание биографии Н. Носова. Биография Николай Николаевич Носов известный детский писатель, любимый всеми детьми страны. Родился 23 ноября 1908, в городе Киев. Николай провел свое детство в городке Ирпень (недалеко от Киева). Он получил начальное образование в гимназии в 1917 году. Семья будущего писателя была очень бедной и ему приходилось работать начиная с 14 лет. Писатель работал косарем, продавцом газет, землекопом, возчиком бревен. В 1927 году года он смог поступать в Киевский художественный институт, а оттуда перевелся в Московский институт кинематографии. До войны он печатал свои рассказы для детей в журнале «Мурзилка», а во время войны он работал режиссером, создавая учебные военно-технические фильмы. Николай Носов написал такие известные произведения, как «Витя Малеев в школе и дома», «На горке», «Прятки», «Веселы рассказы и повести». Самую большую популярность писателю принесли рассказы о Незнайке: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
- Предлагаю вам поиграть в игру, проверим насколько вы были внимательны при чтении биографии Михаила Пришвин. Я буду говорить вам утверждение, а ваша задача быть внимательными и показать карточками зелёный цвет- верное, красны-неверное названное мною утверждение, но не просто назвать, а обосновать свой ответ (прочитать строчки из биографии) Утверждения: После окончания гимназии Н. Носов поступил в московский университет на специальность архитектура. (неверно)
-Почему? (В 1927 году года он смог поступать в Киевский художественный институт, а оттуда перевелся в Московский институт кинематографии). Писатель начал работать с 14 лет. (верно) - Почему? (Семья будущего писателя была очень бедной и ему приходилось работать начиная с 14 лет. Писатель работал косарем, продавцом газет, землекопом, возчиком бревен.). Н. Носов писал рассказы только для взрослых. (неверно)
-Почему? (Николай Николаевич Носов известный детский писатель, любимый всеми детьми страны). Благодаря своему произведению «Мурзилка», Н. Носов прославился.. (неверно)
-Почему? («Мурзилка» - это детский журнал, в котором Н. Носов печатал свои рассказы). В произведении «Заплатка» идёт речь о древних людях, которые научились создавать заплатки. (не знают ) - Как вы думаете о чём будет произведение? -Откройте учебник на странице… -Внимательно рассмотрите иллюстрацию к произведению.  (Учитель размещает иллюстрации из учебника на доску, обучающиеся рассматривают иллюстрацию на доске.) - Какие действия изображены в иллюстрации? (Мальчик стоит около мамы и что-то показывает ) - Кто изображен на переднем плане? (Мама (женщина и сын(ребенок)) - Что они делают? (Мальчик показывает и рассказывает, а мама (женщина) слушает) - Где все данные действия проходят? (в комнате) - Что изображено на заднем плане? ( дверь, шкаф, картина на стене) - Можем ли мы с помощью иллюстрации сказать о ком и о чем будет рассказ? (да) - А какие действия будут происходить в рассказе, мы сможем предположить? (да) - Может быть кто-нибудь хочет рассказать свои предположения? | Личностный: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение приводить доказательство). Регулятивные УУД : (умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников).
|
Физминутка Задача: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование | | - Перед тем как мы с вами познакомимся с произведением, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. (обучающиеся изображают действия, о которых говорится в стихотворении, и одновременно закрепляют последовательность дней недели) В понедельник я купался, А во вторник - рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье - Целый день я отдыхал. (Обучающиеся демонстрируют физическую активность) -Молодцы, тихонечко присаживайтесь. | Личностный: демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД : (способность к волевому усилию); |
4. Первичное закрепление Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение приводить доказательство). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | Приём «Чтение с остановками» | - Предлагаю вам познакомиться с произведением. Прослушать аудиозапись с произведением Н. Носова «Заплатка». Для этого вам необходимо сесть поудобней и быть внимательными при прослушивании, потому что после того как вы прослушайте произведение, я проверю на сколько вы были внимательными. (обучающиеся слушают произведение «Заплатка») - Вам понравилось произведение? - О ком вы прослушали произведение? (о Мальчике Бобки) - Чем хвастался Бобка? Прочитайте. - Почему зелёные штаны очень понравились Бобке? Прочитайте, как об этом пишет автор? - Почему Бобка сам решил пришить заплатку? - Как ребята оценили его работу? - Как вы считаете, эта работа для Бобки была лёгкая или трудная? Найдите эти слова в тексте и прочитайте их. - Понравилось ли Бобке делать всё самому ? Какие слова это доказывают? (обучающиеся отвечают на вопросы с опорой на текст в учебнике) -Я предлагаю вам прочитать произведение. -Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем. - При чтении необходимо соблюдать правила. Для вас я приготовила памятку «Что значит читать выразительно и правильно». Памятки лежат у вас на парте. 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) - Кто хочет прочитать первый пункт памятки ? - Кто прочитает второй пункт памятки? - Кто прочитает третий пункт памятки? ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОТСАНОВКАМИ» - Первая начну читать я, затем продолжите читать вы, по одному абзацу, по цепочке. Ваша задача читать про себя вместе с читающим. - При чтении я могу в любой момент остановиться и проверить как внимательно вы следите за текст. (Обучающиеся слушают задание, сосредотачивают внимание на произведении)
1 остановка. …проворчал Бобка и пошёл во двор. - Что было у мальчика по имени Бобка? - Докажите строчками из произведения - Почему Бобка хвастался своими штанами? - Что произошло во время гуляния на улице? - Какая реакция была у мамы, когда она узнала, что Бобка порвал штаны? Докажите строчками из текста - Зачем мальчик просил зашить штаны? - А для мальчика легко было зашить? - Как вы думаете, что будет дальше?
- Продолжаем читать дальше.
2 остановка…за самый кончик так, чтобы не уколоться. - Как ребята отреагировали, когда Бобка вышел на улицу? Найдите ответ в тексте. - Как почувствовал себя бобка, после слов ребят? - Какие события произошли дальше? Найдите в тексте ответ. - Что бобка говорил иголке? Докажите словами из текста. - А как вы думаете, сумеет ли Бубка зашить свои штаны? Что будет дальше? -Хорошо, давайте проверим. Продолжаем читать. 3 остановка. ..что не отодрать зубами. - Получилось ли у Бобки пришить заплатку? Докажите словами из текста. - Ему понравился результат? (нет) - Что он решил сделать с заплаткой? - Получилось ли у него второй раз пришить заплатку? Докажите словами из текста. - Как вы думаете, какие события будут происходить в произведении дальше? - Давайте проверим, дочитав до конца произведение. - Мы закончили с вами читать произведение. Чтение до конца. - Что потом Бобка сделал со штанами? Докажите словами из произведения, прочитайте. - Что ребята сказали про его штаны, когда мальчик вышел во двор? - О чем подумал Бобка? Что он захотел еще сделать? - А какой конец этого произведения можете предложить вы? (обучающиеся высказывают свои предположения) - К какому жанру относится произведение «Заплатка»? (рассказ) | Личностный: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение приводить доказательство). Регулятивные УУД : (умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников).
|
5. Организация самостоятельной работы Задача: воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Предлагаю вам прочитать часть рассказала по ролям. - Кто хочет поучаствовать в чтении по ролям? - какие действующие лица в данной части рассказа? (Автор, мама, Бобка и ребята) (обучающиеся по желанию выходят к доске и распределяют роли) - Ребята, при чтении по ролям, ваша задача читать выразительно, громко и с интонацией. Вам необходимо как можно лучше передать чувства героя за которого вы читает. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить. Мама рассердилась: - Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? - Я больше не буду! Зашей, мама! - Сам зашей. - Так я же ведь не умею! - Сумел порвать, сумей и зашить. - Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор. Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться. - Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны? А Бобка оправдывается: - Я просил маму зашить, а она не хочет. - Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить. (обучающиеся читают по ролям) - Молодцы, у вас очень хорошо получилось читать по ролям. | Личностный: проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий). Регулятивные УУД : (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию); Коммуникативные УУД: (умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: развивать способность к оценке своей деятельности. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение приводить доказательство). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять самоконтроль и самооценку). Развивать коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. -С творчеством какого авторов мы познакомились на уроке? (Н. Носова) -С каким произведением мы познакомились? («Заплатка») -Какие задачи мы ставили на урок? -Мы решили с вами поставленные задачи? - В начале урока мы играли с вами в игру «Верные/неверные утверждения». На одно из утверждений мы не смогли ответить, потому что мы на тот момент не знали верное или нет утверждение. Сейчас я прочитаю вам это утверждение и вам необходимо ответить на него с помощи сигнальной карточки. Слушайте внимательно. В произведении «Заплатка» идёт речь о древних людях, которые научились создавать заплатки. (неверное) -Почему? (потому что в произведении рассказывает о мальчике по имени Бобка, который порвал штаны и потом сам зашивал заплатку на штаны) - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Обратите внимание на доску. - Что вы видите? (шаблон кофты с дырами) - Как вы думаете, чего не хватает? Как можно исправить? (заплатка - Верно. Я приготовила для вас заплатки. (учитель демонстрирует заплатки) - Если вам понравилось то, как вы работали и вам было не скучно и интересно, то возьмите цветную заплатку, а если вам не понравилось то, как вы работали, и вам было неинтересно и скучно, то возьмите черно-белую заплатку. - Теперь давайте залатаем кофту и украсим вашими заплатками. - Сначала первый ряд подходит к доске и приклеивает заплатки на дыры, теперь второй ряд, третий ряд. - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. - Урок литературного чтения окончен.        | Личностный: демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение приводить доказательство). Регулятивные УУД : (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять самоконтроль и самооценку). Коммуникативные УУД: (умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение участвовать в диалоге, умение слушать сверстников). |