1. Организационно-мотивационный Задача: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия). | Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Андреевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. -Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения предлагаю провести гимнастику для языка. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. -Сначала их прочитаю я. ан – ан – ан – собери свой чемодан; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; на – на – на – во дворе растет сосна; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы, наши языки готовы к работе. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, с авторами которого вам уже удавалось познакомиться в предыдущих прочитанных вами произведениях. | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия).
|
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний. Развивать познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий). Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).
| Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | Приём «Верные/неверные утверждения» | - Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (осень ) - А как вы можете описать осень? - К нам сегодня в гости снова заглянула осень. - Почему? Как называется раздел, который мы сейчас проходим?(Мы читаем произведения на тему «Уж небо осенью дышало…»). - Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
- Предлагаю вам прочитать слово «осень» с разной интонацией.
ОСЕНЬ (обучающиеся по желанию выполняют задание)
- Откройте учебник на странице… - Обратите внимание на произведение. К какому жанру относится оно относится? (стихотворение) - Почему? (потому что четверостишие) - Прочитайте название. - Как называется произведение? (не знают) - А кто знает где можно узнать название стихотворения, если его нет? - Если название стихотворения отсутствует, то его можно узнать по первой строчки стихотворения. - Как называется данное стихотворение? («У сгнившей лесной избушки») - А кто является автором данного стихотворения? (Н. Рубцов) - Вам знаком писатель Н. Рубцов? - Предлагаю вам познакомиться с биографией писателя. Николай Михайлович Рубцов (учитель вывешивает наглядность на доску) ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» - Обратите внимание, у вас на парте лежит карточка с биографией. Работать вы будете в паре, потому что карточка с биографией дана одна на пару. Пододвиньте её к себе. Читать биографию будем по цепочке. Ваша задача не просто слушать, а читать биографию в месте с читающим, но «про себя». Потому что я приготовила для вас интересную игру, в которой пригодится знание биографии Н. Носова. Биография Николай Михайлович Рубцов- русский лирический поэт. Родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангельской области. В 1941 году, когда Николаю исполнилось 5 лет, началась Великая Отечественная война. Отца и матери рано не стала и Николая направили в Никольский детский дом в Вологодской области. Село Никольское стало малой родиной поэта: «Здесь для души моей родина!» – признавался он. Николай Рубцов очень рвался к морю. Но попытка поступить в 1950 году в рижское мореходное училище, закончилась неудачей. Через несколько лет получив паспорт, пробует поступить в архангельскую мореходную школу, но снова неудачно. Работал кочегаром в Архангельском траловом флоте. Затем проходил армейскую службу на эсминце «Острый» Северного флота. Закончив службу жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем и кочегаром на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу. Рубцова без конкурса зачисляют в Литературный институт имени Горького в Москве. Когда поэту было 26 лет, он уехал в село Никольское, где наконец-то обрел поэтическую родину. Николаем Рубцовым были Опубликованы сборники «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», последний сборник, который издал Николай, называется «Подорожники». Поэтом были написанные стихотворения, такие как: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие».
- Предлагаю вам поиграть в игру, проверим насколько вы были внимательны при чтении биографии Николая Рубцова. Я буду говорить вам утверждение, а ваша задача быть внимательными и показать карточками зелёный цвет- верное, красны-неверное названное мною утверждение, но не просто назвать, а обосновать свой ответ (прочитать строчки из биографии). Утверждения: Николай Михайлович Рубцов- русский лирический поэт. (верно) Николай родился после Великой Отечественной войны. (неверно) - Почему? (В 1941 году, когда Николаю исполнилось 5 лет, началась Великая Отечественная война) Николай работал слесарем и кочегаром на заводе. (верно) Поэт мечтал о горах и рвался к ним. (неверно)
- Почему? (Николай Рубцов очень рвался к морю. Но попытка поступить в 1950 году в рижское мореходное училище, закончилась неудачей)
Николаем Рубцовым были Опубликованы сборники «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит». (верно)
Поэтом были написаны такие произведения как: «Маленькие человечки», «Я с горы на гору шла», «Стихи о человеке и его словах». (неверно)
- Почему? («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие»)
В стихотворении «У сгнившей лесной избушки» идет речь о первом снеге. (не знают, рассказывают предположения)
- Предлагаю проверить и узнать о чем будет идти речь в стихотворении. - Стихотворение прочитаю вам я, а ваша задача читать вместе со мной «про себя», будьте внимательны и обратите внимание на то, как я буду читать строки, где сделаю паузу, а где нет. (учитель читает стихотворение)
- Ребята, вам понравилось стихотворение? - Давайте вернемся к утверждению на которое мы не смогла с вами ответить. Сейчас я прочитаю вам утверждение, а вы подумайте и просигнализируйте карточками.
В стихотворении «У сгнившей лесной избушки» идет речь о первом снеге. (неверно) -Почему? ( Потому что с стихотворении рассказывается про берёзы в осенний период) | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий).
Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия). |
3. Решение проблемы Задача: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний. Развивать познавательные УУД (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий). Развивать коммуникативные УУД (умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия). | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Предлагаю вам прочитать стихотворение еще раз, но самостоятельно. Потому что потом вам предстоит прочитать это стихотворение разными способами. -Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем.
- При чтении необходимо соблюдать правила из памятки, которая лежит у вас на парте. - Давайте прочитаем правила в памятке. - Кто хочет прочитать первый пункт памятки? Кто второй? Кто третий? «Что значит читать выразительно и правильно». Памятки лежат у вас на парте. 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.)
(обучающиеся читают стихотворение разными способами: вполголоса, по строчкам, по предложениям) - Молодцы, вы справились с заданием. - При чтении стихотворения, что вы представляли? Какие картинки может быть вы видели?
| Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний. Познавательные УУД: (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий).
Коммуникативные УУД (умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия). |
4. Первичное закрепление Задача: развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность. Развивать познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).
| Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | - Мы с вами с вами сделали физминутка была необычная, а с подсказкой, которая вам поможет догадаться с каким произведением вам познакомиться сегодня. - Кто был внимательным и догадался о чем будет произведение? (о грибах) - Верно. А для вам необходимо найти название произведения, которое связано с грибами. Найдите в учебнике. - Молодцу, откройте учебник на странице… и прочитайте название произведения. - Как называется произведение? («Недосмотренные грибы») - К какому жанру относится произведение «Недосмотренные грибы»? (к рассказу) - Кто является автором произведения? (Михаил Михайлович Пришвин) - Что вы знаете о М. Пришвине? (ответ обучающихся)  Михаил Михайлович Пришвин (учитель вывешивает портрет писателя) - Предлагаю вам познакомиться с биографией М. Пришвина - У вас на парте лежит карточка №2 с биографией. Пододвиньте её к себе. - Читать биографию мы будем по цепочке, по два предложения. Ваша задача следить за читающим и читать «про себя» . После того как мы познакомимся с биографией, я проверю на сколько вы были внимательными. Биография Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в купеческой семье. Его родиной была небольшая деревня Хрущево-Лёвшино в Орловской губернии. Мать писателя осталась вдовой с пятью детьми, но была сильной духом женщиной, поэтому несмотря на такие обстоятельства, дать достойное образование своим детям она все таки смогла. Михаил Пришвин поступил переводом в гимназию Елецка. получил диплом, уже в политехническом институте в городе Рига. Вновь оказавшись на родине, Михаил обрел семью. Затем работал корреспондентом. Его работа была с газетами, где он и стартовал публиковать статьи и рассказы. Михаил Пришвин любил много путешествовать, гулять по лесам и собирать в маленькие сборники данные фольклора. Все то, что ему удалось собрать – впечатления, эмоции, народные стихи, истории – которые Михаил записывал ежедневно – и стало основой для его писательских творений. Самой первой изданной его работой стал небольшой рассказ «Сашок», а после из печати были введены в свет его книги и очерки. В спустя время, Михаил издал свое первое собрание творений. 1930-е годы для Михаила Михайловича стали годами свершения поездок на Дальний Восток. Довольно часто можно услышать о нем, как о «Певце природы русской» - такую характеристику Михаил получил от популярного на то время Паустовского, поскольку вся его литературная деятельность буквально пропитана особенным трепетным отношением писателя ко всему миру и ко всей природе, а изложение этой красоты заставляет возвращаться к его рассказам вновь и вновь. Писателем были написаны такие известные произведения как: «Лисичкин хлеб», «Журка», «Золотой луг», «Этажи леса», «Говорящий грач», «Хромка», «Изобретатель», «Ребята и утята», «Синий лапоть», «Медведь», «Лоси», «Ёж», «Глоток молока», «Как Ромка переходил ручей», «Наш сад», «Остров спасения», «Лесной хозяин», «Кладовая солнца» - Ребята, кто такое М. Пришвин? - Где учился писатель? - Какое любимое занятие было М. Пришвина? - Как назывались сборники, которые были изданы писателем? - Какие произведения были написаны М. Пришвиным? - Прочитайте название рассказа еще раз? («Недосмотренные грбы») - Как вы понимаете название произведение? О чем оно будет? - А давайте мы с вами и проверим наши предположения. - Сейчас мы будем читать произведение «Недосмотренные грибы». Читать мы будем по предложению. Первые два предложения прочитаю вам я, а замет будете читать вы по цепочке. Я могу любого из вас затронуть по плечу, это будет обозначать то, что он продолжает читать. Все кто не читает, они так же следят за читающим, читают «про себя», и карандашиком подчеркиваю те слова, которые вам неизвестны. - Что нужно помнить при чтении? Пользуйтесь памяткой. - Нужно читать громко, выразительно, соблюдая знаки препинания. Будьте внимательны! (учитель читает перовые два предложения, затем читают обучающиеся) - Ребята, наши предположения оправдались? - Какое настроение вызвало это произведение? Было ли вам весело или грустно? - Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? ( Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить спасибо). - Почему автор так озаглавил свой текст? - Как вы считаете, любит ли автор природу? Подтвердите ответ словами текста. (Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся) - Перед чтением я дала вам задание, подчеркивать неизвестные слова. Какие слова вы подчеркнули? Слова: Изредка – иногда не часто Панталоны- штаны | Личностный: обучающиеся умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия). |
5. Организация самостоятельной работы Задача: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения. Развивать познавательные УУД (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений). Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | Приём «Синквейн» | ПРИЁМ «СИНКВЕЙН» - Ребята, мы с вами прочитали рассказ М. Пришвина «Недосмотренные грибы», а теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Синквейн». - Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. - У каждого из вас на парте лежит схема игры, пододвиньте её к себе. Давайте познакомимся с ней. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: Первая строка, выражает главную мысль темы , состоит из одного существительного. Вторая строчка состоит двух прилагательных, выражающих главную мысль. Третья строчка состоит из трех глаголов, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строчка состоит из фразы, несущая определенный смысл. Пятая строчка состоит из заключения в форме существительного (ассоциация с первым словом). -Давайте с вами попробуем вместе и поработаем по схеме. Напишем с вами Синквейн на тему: «Весна». 1 строчка: весна 2 строчка - Какая весна может быть, как бы вы описали прилагательными весну? (ярка, нежная) 3 строчка: - Какие действия вы можете совершить весной? (Гулять, наслаждаться, чувствовать) 4 строчка: Что вы можете сказать о книги? (весной расцветают цветы, зеленеет травка, приятное и теплое время года) 5 строчка: - С чем у вас ассоциируется весна? (пробуждением) - Главное правило составления синквейна, это после написания каждой строчки, загибать листок и записывать следующую строчку. - Сейчас вам предстоит составить по схеме синквейн, на тему: «Гриб». Значит в первой строчке, вы запишите слово «гриб», а остальные строчки самостоятельно, следуя по схеме. А потом мы проверим и если у вас появится желание поделиться своим синквейном с ребятами, то у вас будет такая возможность. - Если у вас возникнут трудности, то тихонечко поднимите руку и я к вам подойду. - Преступайте к составлению синквейна. (об-ся составляют синквейн, учитель помогает тем, у кого возникли затруднения) - Кто желает прочитать свой синквейн всему классу? (об-ся выходят к доске и зачитывают синквейн)
- Молодцы, вы хорошо справились с задание и у вас получилось составить свой синквейн. | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения. Познавательные УУД: (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений).
Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников). |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, развивать способность к оценке своей деятельности. Развивать познавательные УУД (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. -С творчеством каких авторов мы познакомились на уроке? (Н. Рубова и М. Пришвина) -С каким произведением мы познакомились? («У сгнившей лесной избушки» и «Недосмотренные грибы») - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Обратите внимание на доску. - Что вы видите? (козинка) - Как вы считаете, чего не хватает в корзинке?(грибочков) - Я приготовила для вас вот такие грибочкми. (Учитель демонстрируют наглядность) - Если вам понравилось то, как вы работали и вам было не скучно и интересно, то возьмите гриб борочивёк, а если вам не понравилось то как вы работали и вам было неинтересно и скучно, то возьмите гриб мухомор. - Теперь давайте наполним корзинку вашими грибочками. - Сперва первый ряд подходит к доске и прикрепляют свои грибочки, теперь второй ряд, третий ряд. - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. - Урок литературного чтения окончен. -Дежурные, соберите пожалуйста наглядный материал.   | Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности. Познавательные УУД: (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию).
Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). |