СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения на тему: Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…», М. Пришвин. «Недосмотренные грибы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт с применением приёмов критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения на тему: Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…», М. Пришвин. «Недосмотренные грибы.»

Конструкт урока литературного чтения

Класс: 2

УМК: Начальная школа 21 века

Тема урока: «Разножанровые произведения о природе. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…», М. Пришвин. «Недосмотренные грибы».


Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности.

  • Метапредметный:

обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений);

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий);

обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).

  • Предметный: обучающиеся ознакомлены с произведениями Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки…» и М. Пришвина «Недосмотренные грибы», демонстрируют умение работать с иллюстрацией, демонстрируют умения пользоваться элементарными приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя, умение работать со схемой.


Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения произведений Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки…» и М. Пришвина «Недосмотренные грибы»: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений


Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность, развивать способность к оценке своей деятельности.

Развивающая:
развивать познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений);

развивать регулятивные УУД (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий);

развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).

  • Образовательная: ознакомить обучающихся с произведениями Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки…» и М. Пришвина «Недосмотренные грибы», развивать умение работать с иллюстрацией, развивать умение пользоваться элементарными приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя, развивать умение работать со схемой.


Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитывать через взаимодействие;

  • формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.


Принципы обучения:

  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип семантизации лексики (толкование слов).


Методы обучения и воспитания


Методы обучения:

  • методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;

  • методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;

  • методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

  • методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.


Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.


Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  • фронтальная;

  • индивидуальная.


Используемые источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017. – 36 с.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)

  3. Литературное чтение: 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина ]. – 9-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2019.-176 с. : ил. – (Российский учебник).

  4. Биография И.Рубцова [Электронный ресурс]: эл. сайт. – Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-biografiya-nm-rubcova-999729.html

  5. Физминутки для начальной школы [Электронный ресурс]: эл. сайт. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/08/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoly






Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.


План:

1. Мотивация к учебной деятельности 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы 7 мин.

3. Решение проблемы 10 мин.

Физминутка 2 мин.

4. Первичное закрепление 9 мин.

5. Организация самостоятельной работы 7 мин

6. Информация о домашнем задании 1 мин.

7. Рефлексия учебной деятельности 2 мин.


Оборудование:

Индивидуальные – учебник, карточки с правилами грамотного чтения, карточки со схемой синквейна, рефлексия.

Демонстрационные – аншлаги (тема, цель, портреты авторов и карточки с их ФИО, иллюстрация из учебника в увеличенном формате), рефлексия


Макет доски


Тема


Цель


дата


Классная работа



Аншлаги

С.





Ход урока

Этапы

Методы

Приёмы технологии развития критического мышления

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный


Задача:

воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.


Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию).


Развивать коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия).


Методы обучения:


методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.


-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Андреевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.)

(Обучающиеся слушают учителя.)

-Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.)

(Обучающиеся организуют своё рабочее место.)

-Сейчас тихонечко сядут девочки.

-Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики.

-Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения предлагаю провести гимнастику для языка.

-Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами.

-Сначала их прочитаю я.


ан – ан – ан – собери свой чемодан;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

на – на – на – во дворе растет сосна;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?


-Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе.

-Прочитаем шёпотом.

-Прочитаем с закрытым ртом.

-Прочитаем громко.

-Молодцы, наши языки готовы к работе.

-Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, с авторами которого вам уже удавалось познакомиться в предыдущих прочитанных вами произведениях.


Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.



Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).


Коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия).




2.Актуализация опорных знаний и умений

Задача:

воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний.


Развивать познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).


Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий).


Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).





Методы обучения:


методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.


Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

Приём «Верные/неверные утверждения»

- Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (осень )

- А как вы можете описать осень?

- К нам сегодня в гости снова заглянула осень.

- Почему? Как называется раздел, который мы сейчас проходим?(Мы читаем произведения на тему «Уж небо осенью дышало…»).

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.



- Предлагаю вам прочитать слово «осень» с разной интонацией.



ОСЕНЬ

  • Спокойно.

  • Вопросительно?

  • Удивленно - вопросительно?!

  • Радостно!

(обучающиеся по желанию выполняют задание)



- Откройте учебник на странице…

- Обратите внимание на произведение. К какому жанру относится оно относится? (стихотворение)

- Почему? (потому что четверостишие)


- Прочитайте название.

- Как называется произведение? (не знают)

- А кто знает где можно узнать название стихотворения, если его нет?

- Если название стихотворения отсутствует, то его можно узнать по первой строчки стихотворения.

- Как называется данное стихотворение? («У сгнившей лесной избушки»)

- А кто является автором данного стихотворения? (Н. Рубцов)


- Вам знаком писатель Н. Рубцов?

- Предлагаю вам познакомиться с биографией писателя.



Николай Михайлович Рубцов

(учитель вывешивает наглядность на доску)


ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»


- Обратите внимание, у вас на парте лежит карточка с биографией. Работать вы будете в паре, потому что карточка с биографией дана одна на пару. Пододвиньте её к себе. Читать биографию будем по цепочке. Ваша задача не просто слушать, а читать биографию в месте с читающим, но «про себя». Потому что я приготовила для вас интересную игру, в которой пригодится знание биографии Н. Носова.


Биография

Николай Михайлович Рубцов- русский лирический поэт. Родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангельской области. В 1941 году, когда Николаю исполнилось 5 лет, началась Великая Отечественная война. Отца и матери рано не стала и Николая направили в Никольский детский дом в Вологодской области. Село Никольское стало малой родиной поэта: «Здесь для души моей родина!» – признавался он.

Николай Рубцов очень рвался к морю. Но попытка поступить в 1950 году в рижское мореходное училище, закончилась неудачей. Через несколько лет получив паспорт, пробует поступить в архангельскую мореходную школу, но снова неудачно. Работал кочегаром в Архангельском траловом флоте. Затем проходил армейскую службу на эсминце «Острый» Северного флота. Закончив службу жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем и кочегаром на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу. Рубцова без конкурса зачисляют в Литературный институт имени Горького в Москве. Когда поэту было 26 лет, он уехал в село Никольское, где наконец-то обрел поэтическую родину.

Николаем Рубцовым были Опубликованы сборники «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», последний сборник, который издал Николай, называется «Подорожники». Поэтом были написанные стихотворения, такие как: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие».




- Предлагаю вам поиграть в игру, проверим насколько вы были внимательны при чтении биографии Николая Рубцова. Я буду говорить вам утверждение, а ваша задача быть внимательными и показать карточками зелёный цвет- верное, красны-неверное названное мною утверждение, но не просто назвать, а обосновать свой ответ (прочитать строчки из биографии).

Утверждения:

  1. Николай Михайлович Рубцов- русский лирический поэт.

(верно)


  1. Николай родился после Великой Отечественной войны.

(неверно)


- Почему?

(В 1941 году, когда Николаю исполнилось 5 лет, началась Великая Отечественная война)


  1. Николай работал слесарем и кочегаром на заводе.

(верно)


  1. Поэт мечтал о горах и рвался к ним.

(неверно)



- Почему?

(Николай Рубцов очень рвался к морю. Но попытка поступить в 1950 году в рижское мореходное училище, закончилась неудачей)



  1. Николаем Рубцовым были Опубликованы сборники «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит».

(верно)



  1. Поэтом были написаны такие произведения как: «Маленькие человечки», «Я с горы на гору шла», «Стихи о человеке и его словах».

(неверно)



- Почему?

(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие»)



  1. В стихотворении «У сгнившей лесной избушки» идет речь о первом снеге.

(не знают, рассказывают предположения)



- Предлагаю проверить и узнать о чем будет идти речь в стихотворении.

- Стихотворение прочитаю вам я, а ваша задача читать вместе со мной «про себя», будьте внимательны и обратите внимание на то, как я буду читать строки, где сделаю паузу, а где нет.

(учитель читает стихотворение)



- Ребята, вам понравилось стихотворение?

- Давайте вернемся к утверждению на которое мы не смогла с вами ответить. Сейчас я прочитаю вам утверждение, а вы подумайте и просигнализируйте карточками.



В стихотворении «У сгнившей лесной избушки» идет речь о первом снеге.

(неверно)

-Почему?

( Потому что с стихотворении рассказывается про берёзы в осенний период)

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний.

Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).



Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий).


Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).


3. Решение проблемы


Задача:

воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний.


Развивать познавательные УУД (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).


Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий).


Развивать коммуникативные УУД (умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).


Методы обучения:


методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;


методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.







- Предлагаю вам прочитать стихотворение еще раз, но самостоятельно. Потому что потом вам предстоит прочитать это стихотворение разными способами.


-Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой.

1. Заборчик и трубочка (для губ)

2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки)

3. Часики и качели (для языка)

(Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем.



- При чтении необходимо соблюдать правила из памятки, которая лежит у вас на парте.

- Давайте прочитаем правила в памятке.

- Кто хочет прочитать первый пункт памятки? Кто второй? Кто третий?


«Что значит читать выразительно и правильно». Памятки лежат у вас на парте.


1. Не изменяйте и не пропускайте слова.

2. Читайте, чётко произнося слова.

3. Читайте громко.

(Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.)



(обучающиеся читают стихотворение разными способами: вполголоса, по строчкам, по предложениям)

- Молодцы, вы справились с заданием.

- При чтении стихотворения, что вы представляли? Какие картинки может быть вы видели?






Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний.


Познавательные УУД: (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).



Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию, умение определять последовательность действий).


Коммуникативные УУД (умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).


Физминутка


Задача:

развивать способность к волевому усилию

Методы обучения:


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание


Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование


- Перед тем как мы с вами начнем читать задание, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу.

-Повторяйте движения за мной.


(Дети повторяют описываемые движения.)

Мы пошли с тобой в лесок

И увидели грибок.

Раз грибок, два грибок

И набрали кузовок.

А как птичка-то поёт!

Восхищается народ.

Вон река неглубока.

Мы поплаваем пока.

Брасом, кролем. Хорошо!

Вот и день уже прошёл!

(Обучающиеся демонстрируют физическую активность)


-Молодцы, тихонечко присаживайтесь.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию

4. Первичное закрепление


Задача:

развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.


Развивать познавательные УУД (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).


Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию).


Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).




Методы обучения:


методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;


методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.


- Мы с вами с вами сделали физминутка была необычная, а с подсказкой, которая вам поможет догадаться с каким произведением вам познакомиться сегодня.

- Кто был внимательным и догадался о чем будет произведение? (о грибах)

- Верно. А для вам необходимо найти название произведения, которое связано с грибами. Найдите в учебнике.

- Молодцу, откройте учебник на странице… и прочитайте название произведения.

- Как называется произведение? («Недосмотренные грибы»)

- К какому жанру относится произведение «Недосмотренные грибы»? (к рассказу)



- Кто является автором произведения? (Михаил Михайлович Пришвин)

- Что вы знаете о М. Пришвине? (ответ обучающихся)






Михаил Михайлович Пришвин

(учитель вывешивает портрет писателя)



- Предлагаю вам познакомиться с биографией М. Пришвина

- У вас на парте лежит карточка №2 с биографией. Пододвиньте её к себе.

- Читать биографию мы будем по цепочке, по два предложения. Ваша задача следить за читающим и читать «про себя» . После того как мы познакомимся с биографией, я проверю на сколько вы были внимательными.



Биография

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в купеческой семье. Его родиной была небольшая деревня Хрущево-Лёвшино в Орловской губернии.

Мать писателя осталась вдовой с пятью детьми, но была сильной духом женщиной, поэтому несмотря на такие обстоятельства, дать достойное образование своим детям она все таки смогла.

Михаил Пришвин поступил переводом в гимназию Елецка. получил диплом, уже в политехническом институте в городе Рига.

Вновь оказавшись на родине, Михаил обрел семью. Затем работал корреспондентом. Его работа была с газетами, где он и стартовал публиковать статьи и рассказы.

Михаил Пришвин любил много путешествовать, гулять по лесам и собирать в маленькие сборники данные фольклора. Все то, что ему удалось собрать – впечатления, эмоции, народные стихи, истории – которые Михаил записывал ежедневно – и стало основой для его писательских творений.

Самой первой изданной его работой стал небольшой рассказ «Сашок», а после из печати были введены в свет его книги и очерки. В спустя время, Михаил издал свое первое собрание творений.

1930-е годы для Михаила Михайловича стали годами свершения поездок на Дальний Восток. Довольно часто можно услышать о нем, как о «Певце природы русской» - такую характеристику Михаил получил от популярного на то время Паустовского, поскольку вся его литературная деятельность буквально пропитана особенным трепетным отношением писателя ко всему миру и ко всей природе, а изложение этой красоты заставляет возвращаться к его рассказам вновь и вновь.

Писателем были написаны такие известные произведения как: «Лисичкин хлеб», «Журка», «Золотой луг», «Этажи леса», «Говорящий грач», «Хромка», «Изобретатель», «Ребята и утята», «Синий лапоть», «Медведь», «Лоси», «Ёж», «Глоток молока», «Как Ромка переходил ручей», «Наш сад», «Остров спасения», «Лесной хозяин», «Кладовая солнца»


- Ребята, кто такое М. Пришвин?

- Где учился писатель?

- Какое любимое занятие было М. Пришвина?

- Как назывались сборники, которые были изданы писателем?

- Какие произведения были написаны М. Пришвиным?


- Прочитайте название рассказа еще раз? («Недосмотренные грбы»)

- Как вы понимаете название произведение? О чем оно будет?

- А давайте мы с вами и проверим наши предположения.


- Сейчас мы будем читать произведение «Недосмотренные грибы». Читать мы будем по предложению. Первые два предложения прочитаю вам я, а замет будете читать вы по цепочке. Я могу любого из вас затронуть по плечу, это будет обозначать то, что он продолжает читать. Все кто не читает, они так же следят за читающим, читают «про себя», и карандашиком подчеркиваю те слова, которые вам неизвестны.

- Что нужно помнить при чтении? Пользуйтесь памяткой.

- Нужно читать громко, выразительно, соблюдая знаки препинания. Будьте внимательны!

(учитель читает перовые два предложения, затем читают обучающиеся)


- Ребята, наши предположения оправдались?

- Какое настроение вызвало это произведение? Было ли вам весело или грустно?

- Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? ( Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить спасибо).

- Почему автор так озаглавил свой текст?

- Как вы считаете, любит ли автор природу? Подтвердите ответ словами текста.

(Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся)


- Перед чтением я дала вам задание, подчеркивать неизвестные слова. Какие слова вы подчеркнули?

Слова:

Изредка – иногда не часто

Панталоны- штаны


Личностный: обучающиеся умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).



Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).


Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения, использовать речь для регуляции своего действия).


5. Организация самостоятельной работы


Задача:

воспитывать интерес к теме урока литературного чтения.


Развивать познавательные УУД (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений).


Развивать регулятивные УУД (способность к волевому усилию).


Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников).


Методы обучения:


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;


методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

Приём «Синквейн»

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»

- Ребята, мы с вами прочитали рассказ М. Пришвина «Недосмотренные грибы», а теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Синквейн».

- Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

- У каждого из вас на парте лежит схема игры, пододвиньте её к себе. Давайте познакомимся с ней.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Первая строка, выражает главную мысль темы , состоит из одного существительного.

Вторая строчка состоит двух прилагательных, выражающих главную мысль.

Третья строчка состоит из трех глаголов, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строчка состоит из фразы, несущая определенный смысл.

Пятая строчка состоит из заключения в форме существительного (ассоциация с первым словом).

-Давайте с вами попробуем вместе и поработаем по схеме.


Напишем с вами Синквейн на тему: «Весна».


1 строчка: весна

2 строчка

- Какая весна может быть, как бы вы описали прилагательными весну? (ярка, нежная)


3 строчка:

- Какие действия вы можете совершить весной?

(Гулять, наслаждаться, чувствовать)

4 строчка:

Что вы можете сказать о книги?

(весной расцветают цветы, зеленеет травка, приятное и теплое время года)


5 строчка:

- С чем у вас ассоциируется весна?

(пробуждением)


- Главное правило составления синквейна, это после написания каждой строчки, загибать листок и записывать следующую строчку.


- Сейчас вам предстоит составить по схеме синквейн, на тему: «Гриб». Значит в первой строчке, вы запишите слово «гриб», а остальные строчки самостоятельно, следуя по схеме. А потом мы проверим и если у вас появится желание поделиться своим синквейном с ребятами, то у вас будет такая возможность.

- Если у вас возникнут трудности, то тихонечко поднимите руку и я к вам подойду.

- Преступайте к составлению синквейна.

(об-ся составляют синквейн, учитель помогает тем, у кого возникли затруднения)

- Кто желает прочитать свой синквейн всему классу?

(об-ся выходят к доске и зачитывают синквейн)



- Молодцы, вы хорошо справились с задание и у вас получилось составить свой синквейн.


Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения.

Познавательные УУД: (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение строить логическую цепочку рассуждений).



Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).


Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников).


6. Информация о домашнем задании



Приготовить пересказ рассказа М. Пришвина «Недосмотренные грибы».


7. Рефлексия учебной деятельности


Задача:

воспитывать интерес к теме урока литературного чтения, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, развивать способность к оценке своей деятельности.


Развивать познавательные УУД (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).


Развивать регулятивные УУД (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию).


Развивать коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).


Методы обучения:


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.


-Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока.

-С творчеством каких авторов мы познакомились на уроке? (Н. Рубова и М. Пришвина)

-С каким произведением мы познакомились? («У сгнившей лесной избушки» и «Недосмотренные грибы»)


- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Обратите внимание на доску.


- Что вы видите? (козинка)

- Как вы считаете, чего не хватает в корзинке?(грибочков)

- Я приготовила для вас вот такие грибочкми.

(Учитель демонстрируют наглядность)

- Если вам понравилось то, как вы работали и вам было не скучно и интересно, то возьмите гриб борочивёк, а если вам не понравилось то как вы работали и вам было неинтересно и скучно, то возьмите гриб мухомор.

- Теперь давайте наполним корзинку вашими грибочками.


- Сперва первый ряд подходит к доске и прикрепляют свои грибочки, теперь второй ряд, третий ряд.

- Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу.

- Урок литературного чтения окончен.

-Дежурные, соберите пожалуйста наглядный материал.






Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения, умеют сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности.

Познавательные УУД: (структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).



Регулятивные УУД: (умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию).


Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).




5