1. Мотивация к учебной деятельности 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы 7 мин.
3. Решение проблемы 10 мин.
Физминутка 2 мин.
4. Первичное закрепление 9 мин.
5. Организация самостоятельной работы 7 мин
6. Информация о домашнем задании 1 мин.
7. Рефлексия учебной деятельности 2 мин.
Этапы | Методы | Приёмы технологии развития критического мышления | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный Задача: воспитывать интерес к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию).
| Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | -Я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. -Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения, предлагаю провести гимнастику для языка. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. -Сначала их прочитаю я. ты – ты – ты – сметану съели все коты; тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат.? -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы, наши языки готовы к работе. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, с автором которым вам уже удавалось познакомиться в предыдущем прочитанном вами произведением. | Личностный: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). |
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, воспитывать интерес к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать познавательные УУД: (умение определять основную и второстепенную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию).
Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | - Давайте вспомним, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? ( «Стихи о человеке и его словах») - А кто является автором данного произведения? (Сергей Алексеевич Баруздин) - О чем идет речь в произведении «Стихи о человеке и его словах»? - Какие еще произведения С.А. Баруздина вы знаете? (ответы обучающихся)
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с один произведением С. А. Баруздина, но перед этим, я предлагаю прослушать аудиозапись и подумать о чем будет идти речь на уроке. (включается песня «Чему учат в школе» ( автор текста (слов): Пляцковский М. Композитор (музыка): Шаинский В (время: 1:48))
- Вы прослушали песню. О чем она? (о школе, об уроках) - Как вы думаете, о чём сегодня будет идти речь на уроке? (о школе)
- Давайте мы с вами и проверим. Для этого вам необходимо открыть учебник на странице …и прочитать название произведения. - Кто хочет прочитать название произведения?
Тема нашего урока: «Произведение С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело».
- Какие задачи мы можем поставить на урок? Задачи: Вспомнить биографию С. Баруздина. Познакомиться с произведением «Как Алёшке учиться надоело». Учиться находить в тексте ответы на вопросы и отвечать на вопросы учителя.
| Личностный: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Познавательные УУД : (умение определять основную и второстепенную информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников). |
3. Решение проблемы Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение вносить необходимые коррективы, способность к волевому усилию).
Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
| Приём «Верные/неверные утверждения» | - Кто сможет рассказать об С. Баруздине? Что вы о нём знаете?
- Предлагаю вам вспомнить биографию С. Барухдина. Сергей Алексеевич Баруздин (Учитель вывешивает портрет С. Барухдина)
ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
- Читать биографию будем по цепочке. Первая начну читать я, будьте внимательны, в любой момент я могу остановится и читать продолжите вы. Ваша задача следить за читающим и читать «про себя». После того как прочитаем, мы поиграем с вами в интересную игру, где я проверю на сколько вы были внимательны.
- Кому непонятно? (в случае если обучающиеся не поняли задания, то учитель объясняет снова) Биография Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. Родился 22 июля 1926 года в Москве. Первые рассказы были опубликованы в детском журнале «Пионер». Сергей Баруздин, был участником Великой Отечественной войны. Окончил Литинститут имени А. М. Горького . Является автором многих книг для детей и юношества. Взрослому читателю адресованы роман «Повторение пройденного», «Повесть о женщинах» , сборник рассказов и повестей «Я люблю нашу улицу…». В 1957—1967 годах был секретарем правления союза писателей. С 1965 года — главный редактор журнала «Дружба народов», деятельность на этом посту Вольфганг Казак называет его важнейшей заслугой.
- Предлагаю вам поиграть в игру, проверим насколько вы были внимательны при чтении биографии Михаила Пришвин. Я буду говорить вам утверждение, а ваша задача быть внимательными и показать карточками зелёный цвет- верное, красны-неверное названное мною утверждение, но не просто назвать, а обосновать свой ответ (прочитать строчки из биографии)
Утверждения: Сергей Алексеевич Баруздин родился в городе Одесса. (неверно)
- Почему? Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — русский советский писатель. Родился 22 июля 1926 года в Москве.
Первые рассказы были опубликованы в детском журнале «Пионер». (верно)
Одно из стихотворений написанное С. А. Баруздиным, называется «Повторение пройденного». (неверно)
- Почему? Взрослому читателю адресованы роман «Повторение пройденного».
С 1965 года — главный редактор журнала «Дружба народов». (верно)
Произведение «Как Алёшке учиться надоело», относится к рассказу. (не знают) - А для того, чтобы мы в с вами узнали, является ли данное произведение рассказом, нам необходимо прочитать его. | Личностный: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД : (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение вносить необходимые коррективы, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
|
Физминутка Задача: создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию) | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование | | - Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. (Дети повторяют описываемые движения.) Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Кружатся на месте) И сольются с небосводом. (Обучающиеся демонстрируют физическую активность) -Молодцы, тихонечко присаживайтесь. | Личностные УУД:обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность,
Регулятивные УУД: (обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию), |
4. Первичное закрепление Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию).
Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | - Прочитайте ещё раз название произведения и прислушайтесь к себе. - Как вы думаете, о чем будет произведение? - Предлагаю нам проверить. Как мы с вами сможем проверить? (прочитать произведение ) - Верно, чтобы проверить наши предположения, мы с вами прочитаем его.
Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем.
- Сперва рассказ прочитаю вам я. Ваша задача быть внимательными и следить, читать необходимо вместе со мной «про себя» (учитель читает рассказ)
- Читать будем по цепочке, по одному абзацу. Будьте внимательны и следите, потому что я в любой момент могу остановить читающего и читать продолжит кто-то другой.
-Помните, что при чтении необходимо соблюдать правила из памятки, которая лежит у вас на парте и размещено на доске. - Прочитайте правила в памятке. - Кто хочет прочитать первый пункт памятки? Кто второй? Кто третий? «Что значит читать выразительно и правильно». Памятки лежат у вас на парте. 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) - Не забывайте об интонации. (Учитель начинает читать первый абзац, затем обучающиеся читают по цепочек) . - Ребята, вам понравилось произведение?(полным ответом) - Какую картину вы представляли, когда читали произведение? - О чем это произведение? (о знаниях, об учебе, о труде). - Кто герои этого рассказа? (мальчик по имени Алёша) - Где проходили действия? - Над чем надо задуматься? - Когда мы с вами играли в игру «Верные/неверные утверждения», у нас появилось затруднение в определении жанра. Но это было до прочтения данного произведения. Давайте определимся. - К какому жанру отнесем данное произведение? (Рассказ) | Личностный: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД : (умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). |
5. Организация самостоятельной работы Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Развивать познавательные УУД: (умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение вносить необходимые коррективы, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | Приём «Ромашка Блума» | ПРИЁМ «РОМАШКА БЛУМА» - Для того, что бы закрепить полученные знания на уроке, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Ромашка Блума». - Правила игры очень простые. (Учитель открывает доску с ромашкой.) - Перед вами ромашка из шести лепестков. Каждый лепесток прячет свой вопрос. Вам необходимо выбирать лепесток и ответить на тот вопрос, который находится с обратной стороны. - Кто хочет подойти первый к ромашке и перевернуть лепесток? (обучающиеся выходят и переворачивают лепестки) -Кто хочет ответить на вопрос? (об-ся отвечают на вопросы) Вопросы: Простой вопрос: Назовите кто является героями произведения «Как Алёшке учиться надоело»? (Алёша, учительница, мама, папа) Уточняющий вопрос: То есть Алёша взял и ушёл по середине урока? (да) Интерпретационный вопрос: Почему Алёша ушёл с урока? (ему надоело учиться) Творческий вопрос: Как вы думаете, что было бы, если бы Алёша не понял для чего же все таки нужно учиться? (ответ обучающихся) Оценочный вопрос: Плохой ли был поступок мальчика в рассказе? Чем он Плохой? Практический вопрос: Как бы вы поступили на месте родителей Алёши? (ответ обучающихся)
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием игры и я вижу что вы действительно были внимательными и смогли ответить на вопросы. | Личностный: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД : (умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение вносить необходимые коррективы, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). |
6. Информация о домашнем задании | | | Приготовьте пересказ стр. 38 - 43 | |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: побуждать обучающихся к оценке своей учебной деятельности. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение вносить необходимые коррективы, способность к волевому усилию).
Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | Приём «Таблица «Плюс-минус- интересно»» | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. ПРИЁМ «ТАБЛИЦА «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»» - У вас на парте лежит карточка с таблицей. Подпишите карточку, фамилию и имя запишите полно.  - Обратите внимание, карточка состоит из таблицы, в таблицы три колонки. Прочитайте название колонки. - Как называется первая колонка? (Плюс) - Как называется вторая колонка? (Минус) - Как называется третья колонка? (Интересно) -Сейчас мы работаем только с первой колонкой «Плюс». Найдите её. В колонке «Плюс», ваша задача написать то, что вам запомнилось больше всего и что было интересно на уроке. - Приступайте к выполнению задания (обучающиеся заполняют первую колонку таблицы) - Приступаем к заполнению второй колонки «Минус». Найдите её. В это колонке, вам необходимо записать все то, что вам не понравилось на уроке, показалось скучным и непонятным. - Приступайте к заполнению. (обучающиеся заполняют вторую колонку) - Какая колонка у нас осталась не заполнена? (последняя) - Сейчас мы будем заполнять колонку «Интересно». В этой колонке ваша задача записать все интересное, что вам было на уроке, что бы вы еще хотели узнать, можете задать записать вопросы для учителя. - Приступайте к заполнению. (Обучающиеся заполняют третью колонку) - Молодцы, вы справились с заданием. - Кто хочет прочитать то, что записали в колонку «Плюс»? - Кто хочет прочитать то, что записали в колонку «Минус»? - Кто хочет прочитать то, что записали в колонку «Интересно»? (об-ся читают по желанию свои записи) -Какие задачи мы ставили на урок? -Мы решили с вами поставленные задачи? - А чему мы с вами научились сегодня на уроке? (составлять схему ) - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. -Урок литературного чтения окончен. | Личностный: обучающиеся демонстрирует способность к оценке своей учебной деятельности. Познавательные УУД : (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение определять основную и второстепенную информацию, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия).
Регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение вносить необходимые коррективы, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). |