СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «Русские народные потешки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет организовать работу по развитию четкости речи.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «Русские народные потешки»»

Урок № 4 «Русские народные потешки»

Методический комментарий

УМК «Школа России»

Класс – 1

Предмет –Литературное чтение Тема урока – «Русские народные потешки»

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 1 урок

Цель урока: познакомить детей с произведениями устного народного творчества в частности с потешками

Задачи:

  • обучающие

  • Формировать навыки выразительного чтения.

  • Формировать умения, произношения звуков Р, Р’, Ш через выполнение упражнения «Качели»

  • Воспитательные

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, умение слушать других.

Развивающие – развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

Развивать четкость речи обучающихся посредством использования артикуляционных упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

Личностные: представления о общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные:  

    познавательные УУД : умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам.

   регулятивные УУДуметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные  в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы.

   коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности;  уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение,  оценивать высказывания партнеров.

Межпредметные связи

русский язык

окружающий мир

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

  2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.

  3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.

  4. Коррекция выполнения упражнения педагогом.

  5. Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребенком.

  6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.



Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

- Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и передайте свое настроение товарищу.

Приветствуют учителя

1 мин

2


Мотивация к учебной деятельности, актуализация

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

- С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились на прошлом уроке?

У каждого на столе лежат карточки с загадками, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда, и в выделенном столбике прочитаем название нового жанра устного народного творчества.


1П





2

О





3

Т





4

Е








5


Ш






6


К



7


И




1. Пила

2. Дождь

3.Утюг

4. Велосипед

5. Башмаки

6. Очки

7. Книга

- Какое слово получилось в выделенном столбике?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают. Научимся выразительно читать потешки.












Загадки, скороговорки, песенки




Потешки

5 мин


3

Открытие новых знаний

Артикуляционная гимнастика

- Ребята, кто может объяснить, что значит «устное народное творчество русского народа»? (. У устного народного творчества нет автора.

Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Фольклор – народная мудрость, от английского слова.

Свое название потешки или пестушки получили от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь.

Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.

Физминутка

Давайте почитаем эти тексты.

Три – та – та, три – та – та!

- Как вы думаете, какие движения делает ребенок, когда ему читают первую потешку

- Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

- О ком пойдет речь в первой потешке?

- Перед тем как мы начнем читать давайте выполним артикуляционную гимнастику

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Теперь я вам покажу как выполнять упражнение

Необходимо следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

1. При выполнении упражнения необходимо сидеть прямо не облокачиваясь

2. При выполнении упражнения необходимо четко следовать указаниям учителя

3. При выполнении упражнения следует расположить зеркало так что бы было видно рот.

4. При выполнении упражнения следует быть внимательным и не мешать одноклассникам.

Обратите внимание

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Теперь повторяйте за мной. Давайте повторим упражнение несколько раз.


- Поднимите руки те у кого имеются затруднения в выполнении упражнения.

- У кого получается помогите своим одноклассникам.

- Как вы думаете выполняя данное упражнение употребление каких звуков мы тренируем?

- Почему



- Прочитайте, обращая внимание на знаки.

- Кто обращается к кисоньке?

- Как хозяйка спрашивает кисоньку?

- Рассмотрите вторую иллюстрацию, о ком пойдет речь?

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Ребята обратите внимание, эти потешки составлены в виде разговора двух лиц.

То, что люди передавали из уст в уста, то, что они рассказывали передавалось из поколения в поколение











Он ходит или его учат ходить









Отвечают на вопросы













Следят за учителем





Выполняют упражнение совместно с учителем


Поднимают руки


Помогают одноклассникам


Р, Р’, Ш


При произношении этих звуков кончик языка подвижен

25 мин

4

Закрепление изученного на уроке

- Подготовьте выразительное чтение по ролям.

-Кто первый хочет прочитать


Читают

10 мин

5


Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами

Различные формы оценивания (самооценка своей деятельности)

Заключительный оргмомент

- Чему учат потешки?

- Для чего создают потешки и веселые стишки?


4 мин