Организационно-мотивационный | Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке | Словесный (беседа, худ слово); Наглядный (презентация) | Здравствуйте, меня зовут Анастасия Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урока литературного чтения. Громко прозвенел звонок – Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Проверяем свою готовность к уроку, не забываем про правила посадки. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку и правила посадки | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | - | К – навыки сотрудничества | Настроены на активную продуктивную деятельность на уроке |
Постановка учебной задачи | Уметь формулировать тему, цель и задачи урока | Словесный (беседа); Наглядный (презентация) | На слайде представлено слово, в котором спрятала фамилия писателя, с которым сегодня мы с вами познакомимся. Отгадайте эту фамилию. Кто уже отгадал фамилию писателя? Верно, это Всеволод Михайлович Гаршин. А чтобы узнать название нашего произведения, вам нужно отгадать две загадки. Не лягушка, но похожа Бородавчатая кожа, Не в воде живет, а рядом, Не лягушка – это (жаба) Верно, слушаем внимательно вторую загадку. Посмотрите - у ограды Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза, А в шипах красотка ... (роза) Молодцы! А теперь подумайте, что это за произведение, с которым мы сегодня с вами познакомимся? Как на ваш взгляд эти два несовместимых слова будут в одном произведении? Верно. Давайте поставим цель на урок и определим задачи. Молодцы! | Отгадывают фамилию писателя Гаршин Жаба Роза Сказка о жабе и розе Цель – познакомится с произведением «Сказка о жабе и розе» и проанализировать его. Задачи: - познакомиться со «Сказкой о жабе и розе» - Проанализировать произведение - Закрепить полученные знания - Оценить свою деятельность | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя | Определили тему, цель и задачи урока | П – работа с информацией, выполнение логических операций; Р – планирование цели и задач урока; К – речевая деятельность, навыки сотрудничества | Сформулировали тему, цель и задачи на урок |
Учебное действие | Изучить и проанализировать «Сказку о жабе и розе» | | Сейчас, я хочу рассказать вам немного о писателе Всеволоде Михайловиче Гаршине. Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю! В.М. Гаршин много странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом, увлекался естествознанием. Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн (Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог). Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе. Открываем учебник на с. 169. Давайте, обратим внимание на название произведения. Почему сказка, как вы думаете? На ваших партах лежат карточки, вам необходимо выбрать те слова, которые описывают героев данной сказки. К каким героям будем подбирать описания? Хорошо, работать будем в парах, но для начала, вспомним правила работы. Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная. Теперь прослушаем отрывок из сказки. Слушаем внимательно и готовимся отвечать на вопрос: «Что вы можете сказать о розе» Что значит, не ухаживали за цветником? Найдите в тексте момент, где говорится о том, когда распустилась роза, и чему она радовалась, и от чего на самом деле она могла плакать. Так, хорошо, а сейчас, найдите мне описание жабы, на с. 170 со слов А внизу, между корнями куста,… Что вы можете сказать о розе, чему она радовалась и чему радовалась жаба? Найдите в тексте, кто посещал сад. Зачем он ходил в сад? Ребята, помните, в начале урока я рассказала, как Всеволод Михайлович Гаршин написал эту сказку? Как вы думаете, какая идея этой сказки? | Слушают биографию В.М.Гаршина Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора. К жабе и розе Работают оба, не отвлекаемся, другим не мешаем, соблюдаем тишину Роза росла в цветнике, цветник был очень запущен, за ним никто не ухаживал. Наросло много травы, на тропинке, решетка давно не крашена, пики растащили. С. 170 Она распустилась в хорошее… Описывают жабу Роза радовалась тому, что наступило утро, тому, что она жива. Жаба же не радовалась ничему. Маленький мальчик Чтобы почитать книгу. Он пришел в гости и… Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. | Ф,П | Презентация | Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль | Познакомились с произведением «Сказка о жабе и розе» | П – работа с информацией, выполнение логических операций; Р – контроль и коррекция; К – речевая деятельность, навыки сотрудничества | Изучили «Сказку о жабе и розе» |
Действие контроля и самооценки | Осуществить первичное закрепление полученных знаний | Словесный (беседа); Наглядный (презентация, раздаточный материал) | Сейчас предлагаю поработать самостоятельно. Выполните тест Давайте проверим, что у вас получилось, и как вы заполнили отрывок сказки Если вы правильно ответили на вопрос – ставим + напротив ответа. Итак, у кого 5 + - ставим 5; 4+ - 4; 3+-3; 2+-2. | Выполняют тест Оценивают тест | Ф,И | Презентация, раздаточный материал (тест) | Контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | Выполнили тест на закрепление знаний | П – работа с информацией, выполнение логических операций; Р – контроль и коррекция, оценка; К – речевая деятельность, навыки сотрудничества | Осуществили первичное закрепление полученных знаний |
Действие оценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Словесный (беседа); Наглядный (презентация) | Давайте подведем итоги, достигли ли мы цель и выполнили ли мы задачи. А теперь оцените свою работу на уроке, на слайде представлены предложения, которые необходимо дополнить. Всем спасибо, урок окончен. | Подводят итоги Оценивают свою деятельность Прощаются | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Подвели итоги урок | П – определение границ собственного знания и «незнания»; Р – контроль и коррекция, оценка; К – речевая деятельность | Осуществили оценивание достижимой цели с поставленной, оценили полученные знания на уроке |