1.Организационный этап Задача: Организация внимания обучающихся. проверка подготовленности классного помещения и обучающихся. | Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований. | -Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга! Меня зовут Анжелика Павловна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. Я рада всех вас видеть! -Садитесь на свои места, проверьте, чтобы ваша спина соприкасалась со спинкой стула, ноги стоят вместе под партой, руки на парте. -Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет проснуться и настроить наш организм на работу! Я буду показывать вам их, а вы повторяйте за мной. - Упражнение № 1. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинца – улучшает работу сердца. Упражнение № 2. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды. Упражнение № 3. Разотрите ушные раковины. Чтобы наши ушки хорошо слышали. -Молодцы, ребята! | Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль); Коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий Задача: Обеспечить мотивацию обучения обучающихся, принятие ими целей урока. Актуализация субъектного опыта уч-ся. | По источнику получения знаний: объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация. Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. | -Ребята, с какими музыкально-сценическими жанрами вы познакомились на прошлых уроках музыки? (Опера) -Что же такое опера? (Опера – вид музыкально-сценического искусства, где все герои поют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой пением.) -Что главное в опере? (Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы. Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев.) - Сегодня мы познакомимся поближе с еще одним музыкально-сценическим жанром, чтобы узнать с каким, обратите внимание на экран. (Показ отрывка из балета «Чипполлино» = «Чиполлино» композитор Карен Хачатурян - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Тема нашего урока: «Балет». - Сегодня мы познакомимся с удивительным миром балета. -Узнали ли вы фрагмент, какого балета я вам показала? -Это балет Карена Хачатуряна «Чипполино». Кто знаком с этой сказкой, поднимите руку. -Ребята, как вы думаете, почему балет относят к музыкально-сценическим жанрам? (варианты детей) -Что ж, будем разбираться! - Зная тему урока, какие задачи мы можем поставить перед собой? Что будем узнавать? Задачи: 1.Узнать, что такое балет, его структурные компоненты. 2. Познакомиться с новым музыкальным произведением. | личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением), познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели); коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней). |
3. Решение проблемы. Задача: Обеспечить открытие новых знаний через поиск выхода из проблемной ситуации Слушание музыки. Задача: Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете. | Метод стимулирования деятельности и поведения: Создание ситуации успеха. По источнику получения знаний: объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация. Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы музыкального обучения и воспитания: Метод моделирования художественно - творческого процесса (опера). Метод уподобления себя другому (артисты) | -Для того чтобы решить первую задачу, давайте узнаем, что такое балет. -Что вы знаете про балет? -Балет – вид музыкально-сценического искусства, где все герои танцуют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой движением. - Сейчас я немного расскажу, как появился балет. Французское слово ballet произошло от итальянского глагола ballare, что означает «танцевать». Современный балет – это смесь классического, народных и национальных танцев, гимнастики, пантомимы и порой даже акробатики. -Особенно модным этот вид искусства стал во Франции, где расцвёл как пышное торжественное зрелище — придворный балет, с тех пор все термины балета на французском языке. Одним из выдающихся композиторов стал Карен Хачатурян, он Родился в семье театрального режиссёра Сурена Хачатуряна, брата знаменитого советского композитора Арама Хачатуряна Он сочинил множество музыкальных сопровождений к балетам, например : к балету «Чипполино», и «Белоснежка», а так же написал множество сюит, концертные марши и множество других произведений. - Как вы думаете, что является главным в балете? -Балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах; В балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное содержание, выразить чувства и переживания героев. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю. -Ребята, где зритель мог любоваться балетом? -Например, Большой театр. Полное название — «Государственный академический Большой театр России» (ГАБТ). Он находится в Москве. -Один из старейших русских музыкальных театров, ведущий русский театр оперы и балета. - Во всех больших городах есть театры. В Екатеринбурге есть свой театр оперы и балета. Построенный в стиле венского барокко и открытый в 1912 году, Театр оперы и балета в Екатеринбурге считается старейшим и самым любимым среди горожан. -И при желании вы можете посетить его! -Сегодня мы постараемся почувствовать себя не только зрителем в театре, но и участниками балета, окунемся в его сказочный мир. Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. -Как вы думаете, какие виды искусства задействованы в балете? Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. -Как вы думаете, кто работает над созданием балета? (У балетного спектакля четыре создателя: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник). -Чем занимается композитор? (композитор пишет музыку) -На основе чего композитор пишет музыку? (На основе либретто (краткое изложение содержания)). -Чем занимается балетмейстер? (Сочиняет хореографию (хореография от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу). -Чем занимается художник? (Создает костюмы действующих лиц и декорации). - Для любого танца необходимо подбирать подходящую одежду. -Как вы считаете какой должна быть одежда для балета? (В таком утонченном виде танцевального искусства как балет одежда должна быть не только красива, но и практична, чтобы не сковывать движений танцоров во время выполнения движений.) -Разберемся, каким должен быть костюм для балета, и какие они вообще существуют. -Обратите внимание, что мужской и женский костюм отличаются друг от друга. Чем? (расцветка и наличие/отсутствие блесток и стразов) -Что общее? (балетные купальники, леггинсы, шорты, лосины, балетки, майки, брюки) Исключением является юбка-пачка. - Что касается балетной обуви, то важно отметить, что начинающие танцовщики занимаются в кожаных или атласных балетках. Лишь после основательной подготовки, с разрешения тренера, балерина встаёт на прелестные пуанты – особый вид обуви, который закрепляется на ноге девушки с помощью лент, а носок имеет жёсткую колодку. Обратите внимание, сегодня я принесла вам рассмотреть этот интересный и удивительный предмет обуви. -Итак, мы обсудили общие черты создания балета, теперь перейдем непосредственно к балету! - я предлагаю вам посмотреть танец Чиполлино (1 действие) -Ребята, обратите внимание на музыку, какая она? (варианты детей) -Итак, кто главный герои балета? (Чипполино) -Какую характеристику мы можем дать Чипполино, опираясь на просмотренные фрагменты балета? Какое настроение у него мы наблюдали в последнем фрагменте? -Счастливый конец у этой балета? (да) Почему? (мнения об-ся) -Ребята вам понравился балет «Чипполино»? Какое настроение у вас осталось от просмотра балета? -Давайте еще раз вспомним, что такое балет. Кто скажет определение? Балет – вид музыкально-сценического искусства, где все герои танцуют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой движением. -Давайте ответим на вопрос, почему балет относят к музыкально-сценическим жанрам? (Так как присутствует сюжет, действия которого происходят на сцене под музыку без слов, с художественными декорациями и сценическими костюмами, дополняя и украшая картину балета). -Молодцы! Итак, какую задачу мы с вами только что решили? (1) | личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением), регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку); познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мысли); коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней. Результат слушания музыки: Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете. |
4. Первичное закрепление. Задача: Организовать закрепление такого понятия как балет, выполнить поклон принятый в балете Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение демонстрация. | Методы музыкального обучения и воспитания: Метод моделирования художественно - творческого процесса (балет). Метод уподобления себя другому (артисты). По источнику получения знаний: наглядно-слуховой словесные: беседа, рассказ; наглядные: демонстрация, практические: упражнение. | -Сейчас я предлагаю вам размяться, и почувствовать себя в роли артистов балета! -Как и полагается в конце балета необходимо сделать поклон зрителю. -Я предлагаю вам встать! -Сейчас мы разучим поклон, принятый в балете. У мальчиков и девочек он отличается. -Итак, мы примем в ногах свободную первую позицию. У девочек кисти рук мягкие, округлые, опущены вниз. У мальчиков руки за спиной. -Выпрямитесь, макушкой тянемся в потолок, подбородок приподнят. -Молодцы. -Теперь, показываю какой поклон у мальчиков. Делаем шаг в сторону правой ногой, левая рука остается за спиной, правая приветствует зрителя и отводится за спину, аналогично в левую сторону. Голова при этом выполняет поклон. -У девочек поклон отличается. Делаем шаг в сторону правой ногой, при этом ручки «вздыхают» около юбки, нога отводится назад на носок, и присаживаемся в плие. Голова выполняет поклон. Аналогично в левую сторону. -Сейчас попробуем выполнить поклон вместе, в правую сторону я делаю вместе с мальчиками, а в левую с девочками. -Кому не понятно? -Молодцы, ребята, поаплодируем себе и друг другу, у вас замечательно получилось, присаживайтесь! Давайте обобщим, балет это искусство музыки и танца, они объединяются для того, чтобы передать чувства в движении. | личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности), регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку); коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной). |
5. Организация самостоятельной работы. Задача: Организовать самостоятельное выполнение обучающихся задания на новый способ действия с помощью учителя Хоровое пение Задача: Грамотно и выразительно исполняет первый куплет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с его образным строем и содержанием. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа. Методы формирования сознания личности: Педагогическое требование. По источнику получения знаний: объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация. Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы вокально – хоровой работы над песней: исполнение (показ) песни учителем, проговаривание слов в ритме песни, пение по фразам, пение по руке, пение под фонограмму. | - Ребята, для того чтобы выполнить вторую задачу, я предлагаю вам выучить песню к приближающемуся празднику. А кто мне скажет, что это за праздник? (9 мая , «День Победы»). Поэтому я вам предлагаю выучить песню «Темная ночь» композитора Никиты Богословского - Сегодня мы с вами разучим только первый куплет этой песни, но состоит он из двух четверостиший! -Давайте с вами распоемся, для того, чтобы потом хорошо спеть -Выполним упражнение. Сейчас вместе со мной мы будем распеваться. -Пропевать мы будем распевку на слова «я пою, хорошо пою» (учитель демонстрирует), вы с этим упражнением уже знакомы! - Сначала мы споем все вместе. - Кому не понятно? - Тогда начнем. -Молодцы, вы справились с распеванием и ваш голос готов к пению. Сначала мы послушаем фрагмент песни (1 куплет), а потом мы все вместе будем разучивать слова. Какие эмоции у вас вызвал данный фрагмент песни? (грусть, печаль) 1 куплет: Тёмная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз! Как я хочу к ним прижаться сейчас губами! Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, черная степь пролегла между нами. -Сядьте прямо, не прислоняясь к спинке стула, расправьте плечи, слегка отведите их назад, руки свободно положить на колени (при пении стоя руки опущены вдоль туловища). - Сейчас я вам предлагаю еще раз послушать как исполняется 1 куплет - А потом мы все вместе проговорим слова 1 куплета в ритме песни Ну а теперь я вам предлагаю попробовать спеть под фонограмму - Теперь, когда мы выучили 1 куплет, поработаем над выразительностью исполнения 1 куплета! - Для того чтобы выполнить задание успешно, нам необходимо исполнять песню выразительно. Для этого необходимо: 1. Слышать мелодию. 2. Слушать друг друга. 3. Артикулировать слова. 4. Исполнить песню, соблюдая настроение песни. -Давайте пропоем первый куплет под плюс. -Молодцы! - Ребята, вы очень старались, и у вас получилось красиво спеть. | личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением), регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку); познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мысли); коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней). Результат хорового пения: Грамотно и выразительно исполняет первый куплет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с его образным строем и содержанием. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание. |
6.Рефлексия Задача: Организовать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа. Методы формирования сознания личности: Педагогическое требование. | Ребята, наш урок подходит к концу. -Обратите внимание на поставленные в начале урока задачи. Поднимите руку те, кто считает, что мы их выполнили. Молодцы, вы отлично поработали. - Что больше всего запомнилось на уроке? - С каким балетом мы познакомились сегодня? -Что было для вас новым? -А сейчас, если вам понравился сегодняшний урок, он был для вас интересным и познавательным то я попрошу вас встать, чтобы мы поклонились друг другу в знак завершения урока, если же вам было неинтересно, то я попрошу вас остаться на местах. -Я бы хотела похвалить … за то, что были внимательными, …. за то, что помогали мне, …. - Спасибо вам за урок, вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. До свидания! | личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности), регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку); познавательные УУД (осознанное построение речевых высказываний, коммуникативные УУД (умение точно выражать свои мысли). |