СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока музыки "Музыкально-сценические жанры. Балет."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока музыки "Музыкально-сценические жанры. Балет."»

Конструкт урока музыки

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения», студентки 36 группы

Тагильцевой Анжелики Павловны

Дата:29.04.2020 г.

ОУ: МБАОУ СОШ №38

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России»

Методист: Суворкова Эльвира Анатольевна Подпись__________

Тема: Музыкально-сценические жанры. Балет.

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют навык сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляют рефлексивную самооценку, демонстрируют способности к сопереживанию, пониманию музыкально-сценического жанра, к пониманию душевного состояния другого человека через балетный танец.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением),

регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку);

познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); 

коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мысли); коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней.

Предметный: обучающиеся имеют представление об основных чертах балета как музыкально-сценического жанра, о средствах музыкальной выразительности; выразительно исполняют 1 куплет песни «Темная ночь», соблюдают при пении певческие навыки.

Слушание музыки: Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете.

Хоровое пение: Грамотно и выразительно исполняет первый куплет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с его образным строем и содержанием. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, демонстрируют навык сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляют рефлексивную самооценку, демонстрируют способности к сопереживанию, пониманию музыкально-сценического жанра, к пониманию душевного состояния другого человека через балетный танец, чувство сопричастности общему делу.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением); регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, оценку); познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, развивать умение точно выражать свои мысли). Развивать у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней.

Образовательная: познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра, расширить представление о средствах музыкальной выразительности; развивать навыки выразительно исполнять песню «Темная ночь», применяя певческие навыки.

Слушание музыки: Формировать представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете.


Хоровое пение:


Цель: развитие познавательных УУД в процессе знакомства с музыкально-сценическим жанром – балет в процессе слушания, а также – в ходе разучивания и исполнения музыкального произведения


Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип целостности;

  • принцип деятельности;

  • принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания:

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование;

2. Методы стимулирования и коррекции действий

и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Поощрение, создание ситуации успеха.

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

  • наглядно-слуховой

  • словесные: беседа, рассказ;

  • наглядные: демонстрация, иллюстрация;

  • практические: упражнение.

2. По дидактическим целям:

  • метод проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • частично-поисковый

  • проблемное изложение изучаемого;

  • объяснительно-иллюстративное.

4. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • словесные: беседа, рассказ;

  • методы самостоятельной работы.

  • Метод разучивания песни: исполнение (показ) песни учителем (проговаривание слов в ритме песни, пение по фразам, пение по руке, пение под фонограмму)

5. Методы музыкального обучения и воспитания:

  • Метод наглядно-слуховой

  • Метод моделирования художественно - творческого процесса (балет).

  • Метод уподобления себя другому (артисты)

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная.

Средства обучения:

1. Демонстрационные:

  • презентация,

  • фрагменты балета «Чиполлино».

Информационные источники:

ФГОС, ООП НОО, Примерная программа Музыка, Рабочая программа учителя школы №38

Структура:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий

  3. Решение проблемы

  4. Первичное закрепление

  5. Самостоятельная работа

  6. Рефлексия

Макет доски


29 апреля

Классная работа












Ход урока

Этап урока,

задачи этапа

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Организационный этап


Задача: Организация внимания обучающихся. проверка подготовленности классного поме­щения и обучающихся.






Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований.


-Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга! Меня зовут Анжелика Павловна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. Я рада всех вас видеть!

-Садитесь на свои места, проверьте, чтобы ваша спина соприкасалась со спинкой стула, ноги стоят вместе под партой, руки на парте.

-Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет проснуться и настроить наш организм на работу! Я буду показывать вам их, а вы повторяйте за мной.

- Упражнение № 1. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинца – улучшает работу сердца.

Упражнение № 2. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

Упражнение № 3. Разотрите ушные раковины. Чтобы наши ушки хорошо слышали.

-Молодцы, ребята!

Регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль);

Коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)


2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: Обеспечить мотивацию обучения обучающихся, принятие ими целей урока. Актуализация субъектного опыта уч-ся.












По источнику получения знаний: объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация.

Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.


-Ребята, с какими музыкально-сценическими жанрами вы познакомились на прошлых уроках музыки? (Опера)

-Что же такое опера?

(Опера – вид музыкально-сценического искусства, где все герои поют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой пением.)

-Что главное в опере? (Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы. Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев.)

- Сегодня мы познакомимся поближе с еще одним музыкально-сценическим жанром, чтобы узнать с каким, обратите внимание на экран. (Показ отрывка из балета «Чипполлино» = «Чиполлино» композитор Карен Хачатурян

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Балет».

- Сегодня мы познакомимся с удивительным миром балета.

-Узнали ли вы фрагмент, какого балета я вам показала?

-Это балет Карена Хачатуряна «Чипполино». Кто знаком с этой сказкой, поднимите руку.

-Ребята, как вы думаете, почему балет относят к музыкально-сценическим жанрам? (варианты детей)

-Что ж, будем разбираться!

- Зная тему урока, какие задачи мы можем поставить перед собой? Что будем узнавать?

Задачи:

1.Узнать, что такое балет, его структурные компоненты.

2. Познакомиться с новым музыкальным произведением.

личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением),

познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели);

коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней).


3. Решение проблемы.
Задача: Обеспечить открытие новых знаний через поиск выхода из проблемной ситуации




Слушание музыки.

Задача: Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете.








Метод стимулирования деятельности и поведения: Создание ситуации успеха.

По источнику получения знаний: объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация.

Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.

Методы музыкального обучения и воспитания: Метод моделирования художественно - творческого процесса (опера). Метод уподобления себя другому (артисты)



-Для того чтобы решить первую задачу, давайте узнаем, что такое балет.

-Что вы знаете про балет?

-Балет – вид музыкально-сценического искусства, где все герои танцуют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой движением.

- Сейчас я немного расскажу, как появился балет. Французское слово ballet произошло от итальянского глагола ballare, что означает «танцевать». Современный балет – это смесь классического, народных и национальных танцев, гимнастики, пантомимы и порой даже акробатики.

-Особенно модным этот вид искусства стал во Франции, где расцвёл как пышное торжественное зрелище — придворный балет, с тех пор все термины балета на французском языке.

Одним из выдающихся композиторов стал Карен Хачатурян, он Родился в семье театрального режиссёра Сурена Хачатуряна, брата знаменитого советского композитора Арама Хачатуряна

Он сочинил множество музыкальных сопровождений к балетам, например : к балету «Чипполино», и «Белоснежка», а так же написал множество сюит, концертные марши и множество других произведений.

- Как вы думаете, что является главным в балете?

-Балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;

В балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание.

Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное содержание, выразить чувства и переживания героев. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.

-Ребята, где зритель мог любоваться балетом?

-Например, Большой театр. Полное название — «Государственный академический Большой театр России» (ГАБТ). Он находится в Москве.

-Один из старейших русских музыкальных театров, ведущий русский театр оперы и балета.

- Во всех больших городах есть театры. В Екатеринбурге есть свой театр оперы и балета. Построенный в стиле венского барокко и открытый в 1912 году, Театр оперы и балета в Екатеринбурге считается старейшим и самым любимым среди горожан.

-И при желании вы можете посетить его!

-Сегодня мы постараемся почувствовать себя не только зрителем в театре, но и участниками балета, окунемся в его сказочный мир.

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств.

-Как вы думаете, какие виды искусства задействованы в балете? Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи.

-Как вы думаете, кто работает над созданием балета? (У балетного спектакля четыре создателя: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник).

-Чем занимается композитор? (композитор пишет музыку)

-На основе чего композитор пишет музыку? (На основе либретто (краткое изложение содержания)).

-Чем занимается балетмейстер? (Сочиняет хореографию (хореография от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).

-Чем занимается художник? (Создает костюмы действующих лиц и декорации).

- Для любого танца необходимо подбирать подходящую одежду.

-Как вы считаете какой должна быть одежда для балета? (В таком утонченном виде танцевального искусства как балет одежда должна быть не только красива, но и практична, чтобы не сковывать движений танцоров во время выполнения движений.)

-Разберемся, каким должен быть костюм для балета, и какие они вообще существуют.

-Обратите внимание, что мужской и женский костюм отличаются друг от друга. Чем? (расцветка и наличие/отсутствие блесток и стразов)

-Что общее? (балетные купальники, леггинсы, шорты, лосины, балетки, майки, брюки) Исключением является юбка-пачка.

- Что касается балетной обуви, то важно отметить, что начинающие танцовщики занимаются в кожаных или атласных балетках. Лишь после основательной подготовки, с разрешения тренера, балерина встаёт на прелестные пуанты – особый вид обуви, который закрепляется на ноге девушки с помощью лент, а носок имеет жёсткую колодку. Обратите внимание, сегодня я принесла вам рассмотреть этот интересный и удивительный предмет обуви.

-Итак, мы обсудили общие черты создания балета, теперь перейдем непосредственно к балету!

- я предлагаю вам посмотреть танец Чиполлино (1 действие)

-Ребята, обратите внимание на музыку, какая она? (варианты детей)

-Итак, кто главный герои балета? (Чипполино)

-Какую характеристику мы можем дать Чипполино, опираясь на просмотренные фрагменты балета? Какое настроение у него мы наблюдали в последнем фрагменте?

-Счастливый конец у этой балета? (да) Почему? (мнения об-ся)

-Ребята вам понравился балет «Чипполино»? Какое настроение у вас осталось от просмотра балета?

-Давайте еще раз вспомним, что такое балет. Кто скажет определение?

Балет – вид музыкально-сценического искусства, где все герои танцуют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой движением.

-Давайте ответим на вопрос, почему балет относят к музыкально-сценическим жанрам? (Так как присутствует сюжет, действия которого происходят на сцене под музыку без слов, с художественными декорациями и сценическими костюмами, дополняя и украшая картину балета).

-Молодцы!

Итак, какую задачу мы с вами только что решили? (1)

личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением),

регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку);

познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования);

коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мысли); коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней.

























Результат слушания музыки: Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете.




4. Первичное закрепление.

Задача:

Организовать закрепление такого понятия как балет, выполнить поклон принятый в балете

Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение демонстрация.

Методы музыкального обучения и воспитания:

Метод моделирования художественно - творческого процесса (балет).

Метод уподобления себя другому (артисты).

По источнику получения знаний:

наглядно-слуховой

словесные: беседа, рассказ;

наглядные: демонстрация,

практические: упражнение.


-Сейчас я предлагаю вам размяться, и почувствовать себя в роли артистов балета!

-Как и полагается в конце балета необходимо сделать поклон зрителю.

-Я предлагаю вам встать!

-Сейчас мы разучим поклон, принятый в балете. У мальчиков и девочек он отличается.

-Итак, мы примем в ногах свободную первую позицию. У девочек кисти рук мягкие, округлые, опущены вниз. У мальчиков руки за спиной.

-Выпрямитесь, макушкой тянемся в потолок, подбородок приподнят.

-Молодцы.

-Теперь, показываю какой поклон у мальчиков. Делаем шаг в сторону правой ногой, левая рука остается за спиной, правая приветствует зрителя и отводится за спину, аналогично в левую сторону. Голова при этом выполняет поклон.

-У девочек поклон отличается. Делаем шаг в сторону правой ногой, при этом ручки «вздыхают» около юбки, нога отводится назад на носок, и присаживаемся в плие. Голова выполняет поклон. Аналогично в левую сторону.

-Сейчас попробуем выполнить поклон вместе, в правую сторону я делаю вместе с мальчиками, а в левую с девочками.

-Кому не понятно?

-Молодцы, ребята, поаплодируем себе и друг другу, у вас замечательно получилось, присаживайтесь!

Давайте обобщим, балет это искусство музыки и танца, они объединяются для того, чтобы передать чувства в движении.

личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности),

регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку);

коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).


5. Организация самостоятельной работы.
Задача: Организовать самостоятельное выполнение обучающихся задания на новый способ действия с помощью учителя

Хоровое пение

Задача:

Грамотно и выразительно исполняет первый куплет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с его образным строем и содержанием. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.




Метод получения новых знаний: объяснение, беседа.

Методы формирования сознания личности: Педагогическое требование. По источнику получения знаний: объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация. Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.

Методы вокально – хоровой работы над песней: исполнение (показ) песни учителем,

проговаривание слов в ритме песни,

пение по фразам, пение по руке,

пение под фонограмму.


- Ребята, для того чтобы выполнить вторую задачу, я предлагаю вам выучить песню к приближающемуся празднику. А кто мне скажет, что это за праздник? (9 мая , «День Победы»). Поэтому я вам предлагаю выучить песню «Темная ночь» композитора Никиты Богословского

- Сегодня мы с вами разучим только первый куплет этой песни, но состоит он из двух четверостиший!

-Давайте с вами распоемся, для того, чтобы потом хорошо спеть

-Выполним упражнение. Сейчас вместе со мной мы будем распеваться.

-Пропевать мы будем распевку на слова «я пою, хорошо пою» (учитель демонстрирует), вы с этим упражнением уже знакомы!

- Сначала мы споем все вместе.

- Кому не понятно?

- Тогда начнем.

-Молодцы, вы справились с распеванием и ваш голос готов к пению.

Сначала мы послушаем фрагмент песни (1 куплет), а потом мы все вместе будем разучивать слова.

Какие эмоции у вас вызвал данный фрагмент песни? (грусть, печаль)

1 куплет:

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз!
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

-Сядьте прямо, не прислоняясь к спинке стула, расправьте плечи, слегка отведите их назад, руки свободно положить на колени (при пении стоя руки опущены вдоль туловища).

- Сейчас я вам предлагаю еще раз послушать как исполняется 1 куплет

- А потом мы все вместе проговорим слова 1 куплета в ритме песни

Ну а теперь я вам предлагаю попробовать спеть под фонограмму

- Теперь, когда мы выучили 1 куплет, поработаем над выразительностью исполнения 1 куплета!
- Для того чтобы выполнить задание успешно, нам необходимо исполнять песню выразительно. Для этого необходимо:

1. Слышать мелодию.

2. Слушать друг друга.

3. Артикулировать слова.

4. Исполнить песню, соблюдая настроение песни.

-Давайте пропоем первый куплет под плюс.

-Молодцы!

- Ребята, вы очень старались, и у вас получилось красиво спеть.

личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с произведением),

регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку);

познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования);

коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мысли); коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), развитие у обучающихся восприятие музыки и положительное отношение к ней).

Результат хорового пения:

Грамотно и выразительно исполняет первый куплет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с его образным строем и содержанием. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

6.Рефлексия

Задача: Организовать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности.






Метод получения новых знаний: объяснение, беседа.

Методы формирования сознания личности: Педагогическое требование.


Ребята, наш урок подходит к концу.

-Обратите внимание на поставленные в начале урока задачи. Поднимите руку те, кто считает, что мы их выполнили. Молодцы, вы отлично поработали.

- Что больше всего запомнилось на уроке?

- С каким балетом мы познакомились сегодня?

-Что было для вас новым?

-А сейчас, если вам понравился сегодняшний урок, он был для вас интересным и познавательным то я попрошу вас встать, чтобы мы поклонились друг другу в знак завершения урока, если же вам было неинтересно, то я попрошу вас остаться на местах.

-Я бы хотела похвалить … за то, что были внимательными, …. за то, что помогали мне, ….
- Спасибо вам за урок, вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.

До свидания!

личностные УУД (интерес к музыке и музыкальной деятельности),

регулятивные УУД (волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, оценку);

познавательные УУД (осознанное построение речевых высказываний, коммуникативные УУД (умение точно выражать свои мысли).




1.Узнать, что такое балет, его структурные компоненты.

Балет.

2.Познакомиться с новым музыкальным произведением.

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз!
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.







5