1. Мотивация к учебной деятельности Задача: настроить обучающихся на предстающую деятельность, организовать рабочее место обучающихся | Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; | -Здравствуйте, меня зовут Алёна Дмитриевна, я рада вас видеть. -Сегодня урок музыки для вас проведу я. -Давайте проверим готовность к уроку. Для урока вам понадобится пенал и тетрадь. -Сначала тихонечко садятся девочки, теперь тихонечко садятся мальчики. -Проверьте осанку, ноги стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки лежат ровно на парте так, чтобы не мешать соседу. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: актуализировать ранее полученные знания, способы действия, выявить совместно с обучающимися проблему и пути её решения, сформулировать тему урока. | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | -Для того чтобы быть успешными на уроке музыки и узнать тему урока, вспомните и скажите, что вы изучали на прошлом уроке? (средства выразительности) -На прошлом уроке музыки вы познакомились со средствами выразительности. -Назовите, какие средства выразительности вы знаете? 1. Лад: мажор, минор. 2. Темп: быстрый, медленный. 3. Регистр: высокий, низкий. 4. Динамика: громко (форте), тихо (пиано). 5. Ритм: длинные и короткие звуки. 6. Мелодия-самое главное средство выразительности. -Я предлагаю вам послушать произведение Петра Ильича Чайковского и определить средства выразительности, которые мы повторили. -Слушайте внимательно. Учитель включает произведение Петра Ильича Чайковского (Вальс цветов) -Вы внимательно послушали произведения и пришло время определяться, какими были средства выразительности. -Каким был лад, темп, регистр, динамика, ритм, мелодия по настроению? -Что обычно делают под музыку? (поют, танцуют) -Как вы считаете, какой музыкальный танец мы с вами послушали? (вальс) -Видите пока как трудно определить какой это музыкальный танец, потому что вы пока не знакомы с таким музыкальным жанром как танец. -Кто может назвать тему урока? -Тема нашего урока звучит так «Определение особенностей основных жанров музыки – танец». -Какую цель для себя поставим? -Умеете вы определять особенности основных жанров музыки – танец? -Значит, что нужно сделать? (научиться) -Цель нашего урока звучит следующим образом «Научиться определять особенности основных жанров музыки – танец». | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют целеполагание в постановке учебных задач, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выделить средства выразительности. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, умение проявлять доброжелательное отношение к учителю и сверстникам. |
3. Решение проблемы Задача: познакомить обучающихся с музыкальным танцем вальс, организовать работу с исполнением некоторых элементов танца. | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | -А мы прослушали с вами такой музыкальный танец как вальс. Слово «вальс» происходит от немецкого слова, которое переводится как «кружиться», «вращаться». Поначалу танец не вызывал восторга у известных композиторов. Однако, это длилось недолго, и вскоре танец занял первое место среди всех бальных танцев того времени. Важную роль в популяризации вальса сыграли произведения Штрауса и Россини.
-Как вы думаете, какой размер у вальса? -Давайте прохлопаем ритм для того, чтобы узнать размер. Учитель включает произведение Вальс П.И. Чайковского. -Какой размер у вас получился? Сколько долей мы исполнили. -Вальс – нежный, чувственный, эмоциональный танец. Чаще всего в вальсе присутствуют круговые движения. -Скажите под какой размер было бы удобней танцевать вальс? 2/4 или ¾? -Музыкальный размер вальса – ¾. Значит, сколько в нём долей? (3 доли) -Я предлагаю вам исполнить вальс вместе, сыграем вальсовый ритм своими ладонями. -Сначала ритм сыграю я, вы внимательно смотрите и запоминаете. Учитель играет ритм вальса ладонями (хлопками). -Сейчас приготовите ладони, сыграем ритм вальса вместе, дружно. -Молодцы, у вас замечательно получилось прохлопать ритм вальса. -Сейчас попробует сыграть ритм вальса 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. -Хорошо получилось, молодцы! -Как и в любом другом музыкальном произведении в вальсе есть сильная и слабые доля. -Какая доля сильная? (первая) -Какие доли слабые? (вторая и третья) -Сейчас мы исполним ритм с сильной и двумя слабыми долями. -Сильная доля – хлопок, слабые доли – ладони собраны в чашечку и издают глухой звук. -Сначала играю ритм я, вы внимательно смотрите. -Сейчас поступим следующим образом. -Мальчики играют сильную долю, девочки – слабую. -Приготовились, начинаем. -Сейчас я предлагаю по-настоящему станцевать вальс. -Но прежде чем его станцевать, давайте посмотрим, как его танцуют настоящие профессионалы. -Скажите, кто-нибудь из вас видел, как исполняют вальс на сцене настоящие живые люди? -Представляю вашему вниманию отрывок из кинофильма «Маскарад», вальс Арама Ильича Хачатуряна. -Вы посмотрели, как исполняется вальс и самое время исполнить его самим. -В вальсе очень важен шаг и соблюдение музыкального размера. -Напомните, какой размер у вальса? (3/4) -Сейчас каждый из вас встаньте из-за своих парт так, чтобы не мешать друг другу и развернитесь к концу класса. -Ноги поставим в первую свободную позицию. Ставим руки на пояс, локти смотрят в стороны. -Начинаем шаг на месте с правой ноги под мой счёт. Учитель показывает движения зеркально! -Я приглашаю ко мне девочек. -Сейчас вам предстоит превратиться в настоящих принцесс. Для этого руки уже будут не на поясе, а держать прекрасное пышное платье, вот так. Учитель показывает пример. -Вам предстоит двигаться по кругу. Но будьте внимательны, если в вальсе есть сильная и слабые доли, то длина шага будет соответствующей. Если сильная доля – то шаг длиннее, если слабые, то делаем два коротких шага, вот так. Пример учителя. -В то время как девочки покажут нам шаг вальса мальчики сыграют нам ритм, где хлопок – сильная доля, чашечка – слабые. -Сейчас девочки образуйте круг, начинаем движение с правой ноги под мой счёт. -А сейчас попробуем исполнить шаг вальса под музыкальное сопровождение. -Как прекрасно и изящно у вас получился вальсовый шаг, вы настоящие принцессы. -Давайте поаплодируем нашим девочкам. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют понимание чувства прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса музыки. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и произведений, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор, прогнозирование результатов музыкальной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, умение проявлять доброжелательное отношение к учителю и сверстникам, умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
4. Первичное закрепление Задача: познакомить обучающихся с музыкальным танцем полька, организовать работу с исполнением некоторых элементов танца, организовать работу с музыкальным сопровождением, через включение в урок музыкальных инструментов. | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Так мы рассмотрели особенности музыкального танца вальс и нас ждёт знакомство с ещё одним танцем. -Это танец полька. -Что вы знаете о таком музыкальном танце как полька? Полька — быстрый живой танец. Полька появилась в середине XIX века в Чехии. В Россиию этот танец привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц]. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах. -Нам предстоит исполнить этот музыкальный танец, но сначала нужно узнать, какими были средства выразительности и музыкальный размер. -Для этого давайте послушаем произведение Сергея Васильевича Рахманинова Итальянская полька. -Будьте внимательны. -Давайте определим, какими были средства выразительности в польке. -Каким был лад, темп, регистр, динамика, ритм, мелодия по настроению? -Какой размер у польки? -Предлагаю узнать, сыграв ритм под произведение. -Какой размер? -Размер музыкального танца полька – 2/4. -Я предлагаю исполнить ритм. Сначала покажу вам я, затем исполним дружно. -Сейчас играем ритм. В польке все доли одинаковые. -Пришло время исполнить танец. -Но перед этим посмотрим, как танцуют польку. -Вашему вниманию представляется словацкая полька. Исполняет ансамбль Моисеева. -Вы внимательно посмотрели польку, давайте попробуем сами её станцевать. -Снова станьте из-за своих парт так, чтобы не мешать соседу. Повернитесь к концу класса. -В польке важны скачки, подскоки. Мы попробуем передать характер польки своими движениями. -Ноги стоят в шестой позиции. Руки на пояс. -Сейчас я покажу вам движения, вы внимательно смотрите и запоминаете. -Сейчас попробуем сделать все дружно. -Я попрошу мальчиков третьего ряда выйти ко мне. А девочкам я выдаю музыкальные инструменты, которые помогут вам создать для нас определённую мелодию и задать ритм. -Мальчики образуют круг, пробуем выполнять такие движения по кругу. Сейчас выходят мальчики со 2 ряда, с 3. -Вы замечательно справились. Мне очень понравились ваши танцевальные движения. А девочки прекрасно и чётко задавали нам ритм. -Вы прослушали и исполнили музыкальные танцы вальс и польку, чем они различны? -Какой танец вам было интересней исполнять? Какой легче? | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют понимание чувства прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса музыки. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор, прогнозирование результатов музыкальной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
5. Организация контроля и самоконтроля Задача: провести артикуляционную гимнастику для снятия мышечного и эмоционального напряжения, организовать работу с разучиванием второго куплета песни «Ёлочка». | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. Методы проговаривание слов в ритме песни. Методы разучивания песни.
| -Скажите, какой праздник приближается? (Новый год) -Вы уже начали разучивать новогоднюю песню? -Какую? («Ёлочка») -На прошлом уроке музыки вы изучили первый куплет песни «Ёлочка». -Я предлагаю вам спеть первый куплет и разучить второй. Но прежде чем петь, выполним артикуляционную гимнастику для щёк, губ, языка. -Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте их за мной. 1. Сытый хомячок -Сейчас все-все превратимся в сытых хомячков. Надуйте обе щёки. Теперь надуйте сначала правую щеку, затем левую. 2. Голодный хомяк -А сейчас мы голодные хомячки. Втяните щёки. 3. Надуваем шар и сдуваем -Надуваем щёки как будто это шар, а сейчас сдуваем его ладонями. 4. Лошадки Сейчас превратимся в лошадей и начнём энергично цокать как они. 5. Футбол -Кто умеет играть в футбол? -Сейчас наш язык тоже сможет это сделать. Упритесь языком сначала в одну щеку, затем в другую, как будто язык – это скачущий по полю мяч то в одну, то в другую сторону. 6. Утки – поцелуйки -Станем утками. Вытяните губы как у уток, повернитесь к соседу и пошлите ему воздушный поцелуй, также к другому соседу. Распевание -Чтобы успешно исполнить песню предлагаю распеться. -Я буду играть мелодию на синтезаторе, а вы внимательно слушаете и поёте следующие слова «Я пою, хорошо пою». -Молодцы, наша разминка удачно прошла, и мы готовы к исполнению новогодней песни. -Сначала мы договорились петь первый куплет. Поём все дружно, слушаем мелодию, стараемся попадать в ноты, петь чисто. Елочка, ёлка – Лесной аромат. Очень ей нужен Красивый наряд. Пусть эта ёлочка В праздничный час Каждой иголочкой Радует нас, Радует нас. -Какое настроение передаёт песня? -Вы очень дружно и гармонично исполнили первый куплет песни и пора разучить второй. -Сначала первые сточки второго куплета проговорю вам я, вы внимательно слушаете и запоминаете. Ёлочка любит Весёлых детей. Мы приглашаем На праздник гостей. -Сейчас проговорим слова все вместе дружно по моей руке. -Сейчас чётко артикулируем слова и поём внутренним голосом по моей руке. -Сейчас пропоём эти слова все вместе под музыку по моей руке. -С каким настроением будем петь? -Сейчас разучим вторую часть второго куплета. -Сначала сточки второго куплета проговорю вам я, вы внимательно слушаете и запоминаете. Пусть эта ёлочка В праздничный час Каждой иголочкой Радует нас, Радует нас. -Сейчас проговорим слова все вместе дружно по моей руке. -Сейчас чётко артикулируем слова и поём внутренним голосом по моей руке. -Сейчас пропоём эти слова все вместе под музыку по моей руке. -С каким настроением будем петь? -Предлагаю пропеть и первый и второй куплет с музыкой по моей руке. Поём дружно и гармонично. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятльность. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение прогнозировать результаты музыкальной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, умение проявлять доброжелательное отношение к учителю и сверстникам, умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности. | Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. | -Наш урок подходит к концу и пора подвести итоги. -Какая была тема урока? («Определение особенностей основных жанров музыки – танец») -Какую цель мы ставили для себя? (Научиться определять особенности основных жанров музыки – танец) -Если вы считаете, что мы достигли цели – хлопните в ладоши. -Я приготовила для вас новогодние шарики красного и жёлтого цветов. Если вы считаете, что при определении особенностей основных жанров музыки – танец у вас не было затруднений и всё получилось, то возьмите шарик красного цвета и нарисуйте на нём весёлое лицо. -Если считаете, что при изучении темы у вас возникли затруднения, то возьмите шарик жёлтого цвета и нарисуйте грустное лицо. -Сейчас мы разместим наши новогодние шарики на ёлку. -Всем спасибо за прекрасную и активную работу. Мне очень понравился урок с вами. -Урок музыки окончен. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку, Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. |