1.Мотивация к учебной деятельности Задача: создать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность | Словесный: педагогическое требование Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха | - Здравствуйте, меня зовут Юлия Денисовна. Сегодня я проведу урок музыки роведу у вас я. - Чтобы сегодня на уроке нам быть успешными, выполним следующее задание. Когда я покажу вам круг зелёного цвета, вы хлопаете один раз в ладоши. Попробуем. - Отлично. Если я покажу жёлтый треугольник, вы хлопаете по коленям. Попробуем. - Если я показываю красный квадрат, то вы замираете на месте. - Начнём. *упражнение на внимание* - Как вы думаете, ребята, для чего мы выполняли это упражнение? (чтобы быть внимательными на уроке) - Я желаю нам успешной работы и хорошего настроения! Занимайте свои места. | Проявляют Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: сформулировать тему и задачи урока. . | Словесный: беседа Наглядные методы: демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение . | - Мы продолжаем знакомиться с интересным и вдохновляющим миром музыки. -И для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю прослушать арию из оперы Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». -Давайте определим характер музыки. Какой он был? (плавный, игривый, спокойный) -Также мы с вами услышали музыкальные инструменты симфонического оркестра. -Какие муз инструменты вы услышали? -Какое настроение у вас появилось при прослушивании? -А вы знаете, что такое опера? -Поднимите руки, кто хотел бы узнать, что такое опера? (об-ся сигнализируют) -Прочитайте тему нашего урока Сегодня мы совершим с вами путешествие в необыкновенный мир оперы, где данным миром правят музыкальные инструменты и голоса людей. Мы узнаем с вами историю оперы, узнаем, кто создает оперы, а также познакомимся с компонентами оперы. -В соответствии с темой, какие задачи мы можем с вами поставить перед собой? (предположения детей) -Давайте проверим, были ли вы правы. Кто прочитает задачи на сегодняшний урок? Задачи: 1. Узнать, что такое опера и познакомиться с ее историей. 2. Познакомиться с биографией оперы Н.А. Римского-Корсакова 2. Узнать особенности и компонентах оперы. 3. Выучить песню, которую пели на прошлых уроках. | обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самооценку своей деятельности, умение ставить цель и задачи и сохранять их на протяжении всего урока); навательные УУД (овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - овладение логическими действиями анализа обобщения, построения рассуждений; коммуникативные УУД (умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками) Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о музыкально-сценических жанрах как опера, об истории происхождения оперы, знакомы с понятием «опера»,. Слушание музыки: (Умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка; Имеет представления об инструментах симфонического, русского народного, камерного, духового оркестров; |
3.Решение проблемы Задача этапа: Решить устную задачу и обсудить ее решение | Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение, создание ситуации успеха. Методы обучения: По источнику получения знаний: наглядно-слуховой словесные: беседа. наглядные: демонстрация. практические: упражнение. По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративное. | -Предлагаю решить 1 задачу - Попробуйте все-таки предположить, что же такое опера? (ответы детей) -Сейчас мы проверим ваши ответы, взгляните на слайд Опера – вид музыкально-сценического искусства, где все герои поют, выражая свое эмоциональное состояние. Общаются герои между собой пением. --Как вы понимаете музыкальный сценический жанр? (предположения об-ся) -Т.е, связано с музыкой, например, симфоническая музыка и большое сложное театральное произведение. Например, опера. -А сейчас мы познакомимся с вами с самой историей возникновения оперы, поэтому сядьте ровно и внимательно послушайте мой рассказ -Родиной оперы стала Италия- страна bell canto (прекрасного пения), народ которой славился своими голосами и песнями. Опера появилась в 1639 г. и подразумевала сочетание на сцене музыки, действия и слов, и уже тогда с помощью оперы можно было узнать о состояние души и о сложном внутреннем мире человека. Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы. Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. -Ребята, но прежде чем мы с вами продолжим знакомиться с оперой «Снегурочка», нам нужно познакомиться с биографией композитора. -Может кто-нибудь уже знает о нем что-нибудь? (ответы детей) Отлично, для тех, кто забыл, я расскажу краткую биографию этого композитора и то, о чем повествуется в этой опере - Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела. Его постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства. В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, "периодически выступающие, вечные силы природы". Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими. "Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь" противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза – Снегурочка – тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели. -Ребята, а что больше всего вам понравилось из моего рассказа? (ответы детей) -Спасибо за ваши ответы, я вижу, вы были очень внимательными -Ребята, а какие задачи мы с вами решили? (первую и вторую) -Все верно и я предлагаю нам двигаться дальше! | обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самооценку своей деятельности, умение ставить цель и задачи и сохранять их на протяжении всего урока); навательные УУД (овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - овладение логическими действиями анализа обобщения, построения рассуждений; коммуникативные УУД (умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками) |
4. Первичное закрепление Задача этапа: Решить типовые задания на новый способ действия | Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение, создание ситуации успеха. Методы обучения: По источнику получения знаний: наглядно-слуховой словесные: беседа. наглядные: демонстрация; практические: упражнение. По дидактическим целям: метод проверки и оценки знаний. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый объяснительно-иллюстративное. Методы организации учебно – познавательной деятельности: словесные: беседа, рассказ; методы самостоятельной работы. Метод наглядно-слуховой | -Ребята, а для того, чтобы решить третью задачу, мы с вами сейчас посмотрим фрагмент из оперы «Снегурочка» проводы масленицы. -Понравился ли вам этот фрагмент? -Хотели ли вы посмотреть эту оперу вживую? -Ребята, а что необычного вы заметили в этом фрагменте? В чем здесь есть отличия от обычной театральной постановки? (В опере люди только поют и танцуют) -Все верно в опере люди общаются между собой с помощью песни, а также чаще всего в опере люди танцуют, как мы увидели в нашем фрагменте. -Ребята, а что лежит в основе этой оперы? (ответы детей) -В основе этой оперы лежит сказка. А называется это Либретто это и будет первый компонент оперы. Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе. -Ребята, а как вы думаете, что еще будет являться компонентом оперы? (предположения детей) -Сейчас мы с вами познакомимся и с остальными компонентами и проверим, все ли вы назвали. Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют. -Ребята а вы помните как звали нашего композитора? (Н.А. Римский-Корсаков) Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения. -Мы сегодня в самом начале урока с вами прослушали арию снегурочки. Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво. Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев. Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт. Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен. Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами. Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу. -Ребята, а как вы думает, если бы не было хотя бы одного компонента, то получилась бы опера? (нет) -А как вы думаете почему? (потому что все эти компоненты характерны для оперы, если не будет каких либо, то опера не получится) -Все верно ребята, также много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гример гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля. -Без всего этого опера тоже не может состояться. -Опера удивительна, ведь она включает в себя синтез искусств. Это танец (хореография), пение (ария и хоровые номера), изо (декорации на сцене). -Именно такой синтез искусств будет являться главной особенностью оперы. -Ребята, мы с вами уже много узнали об опере, но не успели еще рассмотреть сами декорации, поэтому сейчас, я предлагаю поиграть игру. У меня на слайде будут появляться картинки с изображением декораций к различным операм, но только одна из ни будет с декорациями нашей оперы. Вам нужно подумать и определить какая. -Ну что начнем? -Молодцы, вы легко определили какие из декораций больше подходят. -А что вам в этом помогло? (мы знали, о чем эта опера, видели ее фрагмент) -А я ребята считаю, что вы справились, потому что были очень внимательными на уроке. -Посмотрите, сколько всего нового вы сегодня узнали. -Предлагаю проговорить еще раз только уже основное. -Кто запомнил компоненты оперы и сможет их назвать? (ответы детей) -А в чем же главная особенность оперы? (в синтезе искусств (танец (хореография), пение (ария и хоровые номера), изо (декорации на сцене) -Все верно, а решили ли мы с вами задачу? (да) -Отлично двигаемся дальше | обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самооценку своей деятельности, умение ставить цель и задачи и сохранять их на протяжении всего урока); навательные УУД (овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - овладение логическими действиями анализа обобщения, построения рассуждений; коммуникативные УУД (умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками) |
5.Организация самостоятельной работы Задача этапа: познакомить с песней, начать разучивать и исполнить фрагмент песни. | Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение, создание ситуации успеха. | -Нам осталось с вами решить последнюю задачу. -Сегодня я предлагаю вам начать учить песню Р. Роджерс «Уроки музыки» -Для начала давайте ее послушаем. -Понравилась вам песня ребята? -Какие чувства она вызывает у вас? - -Предлагаю приступить к разучиванию -Текст вы можете увидеть на экране. Сначала прочитаем его про себя. До - наш дом, наш милый дом, Ре - ребячья болтовня, Ми - микстура перед сном, Фа - фантазия моя. Соль - в солонке на столе, Ля - лягушки под кустом, Си - сигнал на корабле, Что плывет обратно в ДО. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Ноты в звуки превратим, Мы споем любой мотив. - Теперь прочитаем куплет, но лишь внутренним голосом, при этом, артикулируя каждое слово. - Перед тем, как мы прочитаем текст вслух, сделаем зарядку для языка. *артикуляционная гимнастика* - Теперь я прочитаю вам текст припева, соблюдая ритм песни. *хлопаю* - Прочитаем в том же ритме текст припева, но уже вместе. - Сейчас прослушаем ещё раз, будем артикулировать слова и петь внутренним голосом. - А сейчас исполним куплет под фонограмму. - Чтобы наш голос звучал правильно и красиво, выполним упражнение для распевания. Распевка «динозаврик» - Не забываем, ребята, про правильное певческое дыхание и про певческую установку. Спина прямо, ноги ровно стоят на полу. Нам нужно чётко проговаривать слова песни, округляя гласные и отчётливо произнося согласные. *исполнение под фонограмму* - Ну а теперь попробуем исполнить песню под фонограмму, но мелодию будем исполнять самостоятельно. Следите внимательно за моей рукой. Я вам покажу рукой вступление, когда необходимо вступить. Также рукой я вам покажу акцент на важные слова *показать* - А два коротких движения рукой – это пауза *исполнение песни под минус* -Замечательно, вы прекрасно исполнили эту песню. -На следующем уроке вы продолжите ее учить | обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самооценку своей деятельности, умение ставить цель и задачи и сохранять их на протяжении всего урока); навательные УУД (овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - овладение логическими действиями анализа обобщения, построения рассуждений; коммуникативные УУД (умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками) Хоровое пение: грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдают при пении певческую установку, использует в процессе пения правильное певческое дыхание, ясно выговаривают слова песни, поют гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные, используют средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. |