2. Актуализация опорных знаний | Актуализировать знания обучающихся о предыдущих темах урока окружающего мира | Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение. Методы формирования сознания: •педагогическое требование. Методы обучения По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение; •наглядные: иллюстрация Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований; | -Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? -Просигнализируйте, кто согласен. -Верно, мы изучали темы «Про воздух» и «Про воду». -Для того, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили пройденным материал, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Молчанка». -Послушайте внимательно правила игры. -Я буду называть утверждения, ваша задача молча подумать и, если оно верное, то вы поднимаете обе руки вверх. -Если утверждение неверное, то вы вытягиваете обе руки вперед. -Кому непонятны правила игры? -Вижу, что все поняли и надеюсь, что никто не будет нарушать правила игры. Тогда начнем. Воздух окружает нас повсюду (+) Загрязненный воздух полезен для человека, животных и растений (-) Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать (+) -Вижу, что мнения разделились. Кто-то считает, что это верное утверждение, а кто-то считает, что – неверное. -Предлагаю разобраться в этом. -Ребята, а как мы можем почувствовать воздух? -У вас интересные предположения. -Попробуйте аккуратно помахать рукой на свое лицо, как будто нам жарко. -Чувствуете прохладный воздух? -Значит, какой вывод мы можем сделать? Можем ли мы чувствовать воздух? -Отлично, продолжим нашу игру. Вода никогда не загрязняется (-) Нам необходимо беречь воду (+) Воду мы можем увидеть и услышать (+) -Молодцы! Ребята, для чего мы играли в эту игру? -Просигнализируйте, кто согласен. -Верно, мы с вами вспомнили, что изучали на прошлом уроке. И я вижу, что вы хорошо работали на прошлом уроке окружающего мира и все-все запомнили. Молодцы. -Ну, а теперь мы можем приступать к изучению новой темы. | -Про воду и про воздух Внимательно слушают учителя Выполняют действия в соответствии с правилами игры Ответы обучающихся -Да -Что воздух мы можем чувствовать -Для того, чтобы вспомнить тему прошлого урока | Ф | - | ОК, СК | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение быть успешным в учебе, положительную мотивацию к учебе, положительное отношение к изучению объектов окружающего мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы и формулировать их с помощью педагога, умение участвовать в диалоге, общей беседе, умение приходить к общему решению, умение высказывать своё собственное мнение |
3. Выявление проблемы | Вывести обучающихся на тему и цель урока | Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение. Методы формирования сознания: •педагогическое требование. Методы обучения По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение; •наглядные: иллюстрация Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований; | -Скажите, чья жизнь зависит от воды и воздуха? -Здорово! -Для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами поговорим, предлагаю отгадать загадку. Слушайте внимательно и как только догадаетесь, не выкрикивайте, а отвечайте по поднятой руке. Встречаются они в природе В лесу, на поле, в огороде. Для жизни воздух очищают, Газ углекислый поглощают. -…, как ты думаешь, что это? -Просигнализируйте, кто согласен. -Верно, сегодня мы с вами поговорим о растениях, а они бывают самыми разными, поэтому тема сегодняшнего урока звучит так: «Какие бывают растения». -Мы знаем тему урока, теперь нам необходимо поставить цель. -Посмотрите на доску, слова из которых состоит цель перепутались и нам необходимо поставить их в правильном порядке. -Просигнализируйте, кто хочет выйти к доске и составить цель правильно. -…, выходи к доске. -Ребята, посмотрите на доску. Просигнализируйте, кто согласен. -Предлагаю проверить. -Вы абсолютно правы. Цель урока «Узнать, какие бывают растения». -Нам с вами известна тема и цель урока, а значит, мы готовы приступить к работе. | -Жизнь человека, животных и растений Внимательно слушают учителя -Растения Внимательно слушают учителя Один работает у доски, остальные проверяют | Ф | демонстрационные: карточка «Тема», карточка «Цель» | ОК, СК | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение быть успешным в учебе, положительную мотивацию к учебе, положительное отношение к изучению объектов окружающего мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение определять цель с помощью учителя; умение высказывать своё собственное мнение, аргументировать его, умение задавать вопросы. |
4. Решение проблемы | Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации | Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение. Методы формирования сознания: •педагогическое требование. Методы обучения По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение; •наглядные: иллюстрация Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований; | -Ребята, а как вы думаете, что такое растения? -Здорово! У вас интересные предположения. -Ребята, скажите, а растения – это царство организмов? Как вы думаете? По поднятой руке. -Да, это царство организмов. -А растения могут выделять кислород? -Вы правы, растения поглощают углекислый раз и выделяют кислород. -Ребята, мы с вами выяснили, что растения – это царство организмов, и что растения выделяют кислород. -Кто готов полностью сказать, что такое растения? -Молодец! -Ребята, кто-то оставил для нас необычный цветок. -Просигнализируйте, кому интересно узнать, что же это за цветок? -Отлично! Тогда предлагаю послушать стихотворение и подумать, о чем идет речь. Лети - лети лепесток, Через запад - на восток! Через север - через юг! Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, Будь по - моему вели! -Просигнализируйте, кто догадался, о каком цветке идет речь? -…, как ты думаешь? -Просигнализируйте, кто согласен с мнением… -Действительно, ребята, это цветик-семицветик. -Посмотрите, какой он красивый. *показываю цветок на доске* -Но, это, ребята, непростой цветик-семицветик. На каждом из его лепестков есть задание. -Так как мы с вами сегодня говорим о растениях, как вы думаете, люди какой профессии занимаются изучением растений? -Вижу, что вы затрудняетесь. Изучением растений занимаются ботаники. Они выращивают, размножают и следят за развитием растений. -Ребята, а вы бы хотели попробовать себя в роли ботаников? Просигнализируйте, если хотели бы. -Здорово! Тогда сегодня мы с вами станем настоящими ботаниками, которые изучают растения. -Открою вам маленький секрет, ребята. Каждый ботаник, когда изучает растение, заполняет свой ботанический журнал. -У каждого из вас на парте есть такой же журнал, куда мы будем записывать наши результаты. -Отложите его пока что на край парты. | Ответы обучающихся -Да -Да Внимательно слушают учителя Ответы обучающихся Внимательно слушают учителя -О цветике-семицветике Внимательно слушают учителя Ответы обучающихся Сигнализируют Внимательно слушают учителя | Ф | демонстрационные: цветик-семицветик индивидуальные: ботанический журнал | ОК, СК | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение быть успешным в учебе, положительную мотивацию к учебе, положительное отношение к изучению объектов окружающего мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи, умение участвовать в диалоге, общей беседе, умение приходить к общему решению Предметные: обучающиеся знают определение понятия «Растения», знают о профессии ботаника |
6. Первичное закрепление | Закрепить полученные знания у обучающихся. Коррекционно-развивающая задача: умение ориентироваться на листе бумаги и в учебнике; умение работать по словесной инструкции учителя; умение выражать свои мысли. | Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение. Методы формирования сознания: •педагогическое требование. Методы обучения По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение; •наглядные: иллюстрация •практические: практическая работа. Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований; | -Ребята, как вы думаете, с лепестка какого цвета мы начнем наше исследование? -У всех интересные предположения. А я предлагаю начать с красного лепестка. -Напомню, на каждом лепестке есть задание, которое нам необходимо выполнить. -Придвиньте к себе ботанический журнал и откройте его. -Давайте посмотрим какое задание спрятано под красным лепестком. -Кто хочет выйти к доске и прочитать задание? -…, выходи к доске. Все остальные внимательно слушают. -Спасибо, садись на свое место. -Знаем ли мы, на какие виды делятся растения? Отвечаем по поднятой руке. -Для того, чтобы узнать, на какие виды делятся растения, предлагаю посмотреть на доску. -Растения делятся на группу деревьев. Это могут быть береза, дуб, клен и многие другие. Некоторые деревья, например, сосна не имеет листочков, а имеет хвоинки, то есть иголочки. -Также растения делятся на группу кустарников. Это сирень, рябина и другие. Некоторые кустарники несут плоды. Как вы думаете, какие плоды у рябины? -Просигнализируйте, кто согласен. Верно, это ягоды рябины. -А еще растения делятся на травы. Это крапива, одуванчик, подорожник. -Ребята, а теперь найдите в ботаническом журнале первое задание и поставьте на него указательный палец. -Кто хочет прочитать задание? -…, прочитай. Все остальные внимательно слушают. -Что нам необходимо сделать? -Верно, нам необходимо заполнить схему. -Мы с вами обсудили, на какие группы делятся растения, и я предлагаю вам самостоятельно выполнить это задание. -Кому непонятно, что мы сейчас делаем? -Вижу, что все поняли. Можете приступать. На работу у вас есть 2 минуты. -Время вышло. -…, какие слова ты вписал в пустые рамочки? -Ребята, просигнализируйте, у кого получилось также. -Предлагаю проверить нашу работу. -Откройте учебники на 56 странице. Найдите информацию под красной точкой и поставьте указательный палец на первое слово. -Кто хочет прочитать? -…, прочитай громко для всего класса. Все остальные внимательно слушают. -Спасибо. Ребята, просигнализируйте, если мы верно выполнили первое задание. -Соглашусь с вами. Поставьте «+» простым карандашом напротив первого задания. -Закройте учебники и уберите их на край парты. -Переходим к следующему заданию. Дальше у нас идет лепесток желтого цвета. -Кто хочет прочитать задание для всего класса? -…, выходи к доске. Все остальные внимательно слушают. -Спасибо, садись на свое место. -Ребята, а кто был самым внимательным и запомнил, какие растения относятся к группе деревьев? Приведите примеры по поднятой руке. -Отлично. -А какие растения относятся к группе кустарников? -Здорово! -А какие растения относятся к группе трав? -Молодцы! -Найдите в ботаническом журнале задание под номером 2. -Кто готов прочитать задание? -…, прочитай громко для всего класса. -Что нам необходимо сделать? -Верно, нам необходимо соединить фотографию с растением с той группой, к которой это растение относится. -Предлагаю выполнить это задание самостоятельно простым карандашом. -Кому непонятно, что мы сейчас делаем? -Тогда можете приступать к работе, на это у вас есть 3 минуты. -Время вышло. Предлагаю проверить. -…, какие растения ты соединил с группой деревьев? -Просигнализируйте, у кого также? -А кто не согласен? Почему? -Отлично. -…, какие растения ты соединил с группой кустарников? -Просигнализируйте у кого также? -…, какие растения ты соединил с группой трав? -Просигнализируйте, у кого также. -Таким образом в группе деревьев относятся береза, к группе кустарников относятся сирень, к группе трав относятся крапива. -Ребята, просигнализируйте, у кого нет в этом задании ни одной ошибки? -Молодцы! Поставьте себе «+» простым карандашом напротив задания. А те, кто допустил ошибки, не расстраивайтесь, в следующий раз вы будете внимательнее и со всем справитесь. -Переходим к следующему заданию. Следующий лепесток у нас желтого цвета. -Кто хочет прочитать задание для всего класса? -…, выходи к доске. Все остальные внимательно слушают. -Спасибо, садись на свое место. -Ребята, а что такое плоды и семена у растений? -У вас интересные предположения. Плоды и семена растений – это то, с помощью чего размножаются растения. -Но существуют растения, которые не плодоносят, они размножаются спорами. Например, папоротник. -Приведите примеры растений и их плодов. Какие вы знаете? -Меня радует, что вы знаете так много растений и их плоды. -А теперь найдите третье задание в ботаническом журнале и поставьте на него указательный палец. -Кто хочет прочитать задание? -…, прочитай громко для всего класса. Все остальные внимательно слушают. -Что нам необходимо сделать? -Верно, нам необходимо напротив растения приклеить фотографию плодов этого растения. -Для выполнения этого задания у каждого из вас есть конверт. Откройте его. -Что вы видите? -Верно, это фотографии плодов растений. -И так, нам необходимо напротив растения приклеить фотографию, на которой изображены плоды этого растения. -Перед выполнением этого задания вспомним правила работы с клеем. -Можно отвлекаться при работе с клеем? А почему? -Конечно, нельзя. Потому что мы можем испачкать себя и своего соседа. -А можно клей пробовать на вкус? -Совершенно верно. Пробовать клей на вкус нельзя! -Кому непонятно, что мы сейчас делаем? -Можете приступать к выполнению третьего задания. На работу у вас есть 5 минут. Будьте внимательны. -Время вышло. -Кто готов выйти к доске и показать свой результат? -…, выходи к доске. Все остальные внимательно слушают и проверяют. -Ребята, просигнализируйте, у кого также. -А кто не согласен? -Те, кто выполнил работу как…, поставьте себе «+» простым карандашом, потому что это правильное выполнение задания. -А те, у кого получилось по-другому, соедините простым карандашом фотографии. -Ребята, а что мы с вами только что делали? -Просигнализируйте, кто согласен. -Верно, мы с вами узнали, какие бывают растения, побывали в роли ботаников и заполнили журнал ботаника. | Ответы обучающихся Внимательно слушают учителя Один выходит к доске, остальные внимательно слушают -Нет Внимательно слушают учителя -Ягоды Один читает, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Внимательно слушают учителя Выполняют задание -Деревья, кустарники, травы Открывают учебники Один читает, остальные внимательно слушают Ставят «+» простым карандашом Закрывают учебники и убирают их на край парты. Один читает, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Ответы обучающихся Ответы обучающихся Один читает, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Внимательно слушают учителя Выполняют задание -Береза -Сирень -Крапива Внимательно слушают учителя Ставят «+» простым карандашом Один читает, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Внимательно слушают учителя Ответы обучающихся Один читает, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Открывают конверты -Картинки Внимательно слушают учителя -Нет Ответы обучающихся -Нет Выполняют задание самостоятельно Один представляет свою работу, остальные проверяют Ставят «+» простым карандашом Ответы обучающихся | Ф, И | демонстрационные: изображения растений, цветик-семицветик индивидуальные: ботанический журнал, карточки с изображением растений | ОК, СК | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение быть успешным в учебе, положительную мотивацию к учебе, положительное отношение к изучению объектов окружающего мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение определять цель с помощью учителя; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы и формулировать их с помощью педагога, умение участвовать в диалоге, общей беседе, умение приходить к общему решению, умение высказывать своё собственное мнение, аргументировать его, умение задавать вопросы. Предметные: обучающиеся знают, на какие виды делятся растения (деревья, кустарники, травы), умеют различать виды растений, знают правила работы с клеем. |
7. Информация о домашнем задании | Объяснить выполнение домашнего задания, зафиксировать его в дневнике | Методы обучения По источнику получения знаний: •словесные: объяснение; Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований; | -Но, посмотрите, ребята, еще раз в наш ботанический журнал. Осталось 2 невыполненных задания. -Их я предлагаю вам выполнить дома. -Кто хочет прочитать четвертое задание? Все остальные внимательно слушают. -Спасибо. В этом задании вам необходимо вспомнить, какие растения вы встречали на улице и записать их, а сверху простым карандашом подписать, к какой группе они относятся. -…, повтори, что нам необходимо сделать. -Спасибо. -Кто хочет прочитать пятое задание? Все остальные внимательно слушают. -Спасибо. В этом задании вам необходимо в рамочке нарисовать растение, которое вам нравится больше всего и немного рассказать об этом растении с помощью вопросов-помощников. -…, повтори, что нам необходимо сделать в этом задании? -Спасибо. -Откройте дневники и запишите домашнее задание. Прочитать параграф со страницы 56 до страницы 59 и выполнить задания 4 и 5 в нашем журнале. -Кому непонятно домашнее задание? -Вижу, что все поняли. Кто записал, можете закрыть дневники и убрать их на край парты. | Внимательно слушают учителя Один читает задание, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Один читает, остальные внимательно слушают Ответы обучающихся Открывают дневники и записывают домашнее задание Закрывают дневники и убирают их на край парты | Ф, И | демонстрационные: цветик-семицветик индивидуальные: ботанический журнал | ОК, СК | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение быть успешным в учебе Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение задавать вопросы. |
8. Рефлексия учебной деятельности | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками. | Методы воспитания Методы самоопределения личности ребенка: •рефлексия. Методы обучения По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение; •наглядные: иллюстрация Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований; | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги. -О чем мы сегодня с вами говорили? -Спасибо. -А кто помнит, как звучала тема урока? -Просигнализируйте, кто согласен. -Верно, тема «Какие бывают растения». -Ребята, в начале урока мы с вами ставили цель «Узнать, какие бывают растения» -Просигнализируйте, если вы считаете, что нам удалось достичь этой цели? -С помощью чего мы узнали, какие бывают растения? -Соглашусь, с помощью заданий на цветике-семицветике. -Помните ли вы, в роли кого мы сегодня с вами были? -Просигнализируйте, кому понравилось быть в роли ботаника и заполнять ботанический журнал. -Отлично! Меня это очень радует! -Ребята, посмотрите, что у меня в руках, как вы думаете? -Верно, но это не простая шкатулка. -Я предлагаю каждому из вас вытянуть записку. -У каждого из вас записка с незаконченными фразами. Подумайте, как бы вы продолжили свою фразу? -Просигнализируйте, кто готов поделиться своим мнением? Сегодня на уроке я узнал… Я похвалил бы себя за… Мне особенно понравилось… После урока мне захотелось… Я смогу поделиться полученными знаниями с… На уроке для меня было неожиданным… -Хорошо. -Ребята, я благодарю вас за активность и любознательность. Мы с вами хорошо поработали. -Урок окончен. До свидания. | -О растениях -Какие бывают растения -Выполняли задания -В роли ботаников -Шкатулка Внимательно слушают учителя Оценивают свою деятельность Прощаются с учителем | Ф | демонстрационные: карточка «Тема», карточка «Цель», индивидуальные: карточки для рефлексии | ОК, СК | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение быть успешным в учебе, положительную мотивацию к учебе Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение участвовать в диалоге, общей беседе, умение приходить к общему решению, умение высказывать своё собственное мнение, аргументировать его |