СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока окружающего мира "Путешествие по Московскому кремлю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока окружающего мира "Путешествие по Московскому кремлю"»

Учитель:

Начинаем мы урок,
Должен он пойти вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
И побольше рассуждать.

Учитель: Это моё пожелание вам на сегодняшний урок.

С каким настроением вы начинаете работу?

(Дети показывают смайлики)

Учитель: Отлично. Значит, у нас сегодня всё получится. Скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке?

(О Москве и её достопримечательностях)

Учитель: Сегодня мы продолжим своё путешествие, у нас будет возможность открыть для себя неизвестное, овладеть новыми знаниями.

2. Актуализация знаний.

Учитель: С чего начинаем урок? (С повторения)

Когда был основан город Москва?

  • Город Москва был основан более 850 лет назад.

Кто является основателем города Москва?

  • Основателем Москвы был Юрий Долгорукий

Какие достопримечательности города Москва вы знаете? .

– Объясните, что за изображение проецируется на экран

Ответы детей

(Это герб города Москвы)

– Что изображено на гербе Москвы?

Ответы детей

(– На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец)
(– Изображение московского герба можно увидеть на современном Государственном гербе России)

Слайд 2

Учитель. Государственный герб России состоит из двух частей: двуглавого орла и герба Москвы – Георгий Победоносец поражает змея. Эти два изображения стали считаться гербом России с 17 века

Слайд 3

Учитель. Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания с современными.

– Какие достопримечательности Москвы вы знаете?

Слайд 4, 5, 6, 7

Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.

Для того чтобы определить тему урока я предлагаю вам послушать стихотворение

Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира.
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира.

О чем это стихотворение?

Красная площадь – это главная площадь нашей страны.
– Как вы думаете, почему площадь названа Красной?

Ответы детей

Работа с учебником

– Прочитаем об этом в учебнике, откроем страницу 104.

– Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной?

Ответы детей.

– Совершим и мы экскурсию на Красную площадь. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного), Покровский собор был сооружен в память присоединения Казани к Московскому государству в середине 17 века, напротив собора находится Исторический музей.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Продолжим урок.

Учитель. Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на Боровицком холме и отражаются в водах Москвы – реки.

Слайд 8

Учитель. “Москва” и “Кремль” – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – это сердце Москвы.

М.Ю. Лермонтов писал:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

– Московский Кремль символ нашей Родины. – А как строился Кремль?

Я предлагаю вам открыть учебник на с. 102. Я буду читать вам вопрос, а ваша задача найти ответ на этот вопрос в учебнике.

Учитель. Кем был построен белокаменный Кремль?

Ответы детей

(Кремль был построен Дмитрием Донским)

– Кто из князей построил Московский Кремль из красного кирпича?

Ответы детей

(Иван III)

Учитель. Вместе со стенами поднялись и новые башни.

Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: “Какая из вас башен, самая старейшая?”

Чтение по ролям отрывка из книги Е.Осетрова “Твой Кремль”, М., 1980

“…– Я, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали Меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным – давно это было…

– А самая молодая?
– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
– А самая высокая?
– Я – Троицкая башня, я – башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.
– А самая маленькая?
– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер…
– Сколько же всего вас, башен?
– Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история… ”

Учитель. Сколько всего башен?

Ответ детей. (20)

– Вспомните и назовите, какие башни о себе рассказали?

Ответы детей

(Тайницкая, Царская, Троицкая, Кутафья)

– Почему Кутафью башню называют “предмостной сторожевой башней”?

Ответы детей.

Учитель. – Самая большая и главная, как говаривали в старину, “на особину”, особо – это Спасская башня. Через ее ворота въезжали в Кремль Московские князья и цари со своей свитой. Послушаем, что же расскажет о себе Спасская башня.

Слайд 9

Учитель. Войдя через ворота Спасской башни на территорию Кремля, познакомимся с уникальными памятниками истории и культуры, которыми гордится Россия.

Центром Кремля стала Соборная площадь. Она существовала уже в 1326 году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский.  познакомимся с Благовещенским собором.

Слайд 10

Виртуальная экскурсия в Благовещенский собор 

– Рядом с Благовещенским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда не пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Совершим. экскурсию на колокольню Ивана Великого.

Слайд 11

Виртуальная экскурсия на колокольню Ивана Великого 

Учитель. Много прекрасного в Кремле – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Кремля.

У вас на столах лежит схема – рисунок Кремля. На нем отмечены объекты Кремля. Рассмотрите его.

– Какие еще достопримечательности находятся на территории Московского Кремля.

Ответы детей

Домашнее задание:

Читать текст в учебнике на с. 100–105.
Найти и подготовить сообщение о достопримечательностях Кремля.

Учитель. Подведем итоги, на сколько наши знания о достопримечательностях Кремля расширились.

Работа с тетрадью

1) Откроем свои тетради на с.46, №1. Выполните задание.

Сверим свои знания с образцом. Поднимите руки, кто ошибся?

Слайд 21

2) Откроем свои тетради на с.47, № 2. Выполните задание.

Сверим свои знания с образцом. Поднимите руки, кто ошибся?

Слайд 22. Приложение

Итог.

Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное знакомство с Кремлем.

Проведем Викторину

  1. Какая площадь Москвы самая древняя?

  2. С какого времени центральная площадь Москвы называется Красной?

  3. В ознаменование какого события был сооружен Храм Василия Блаженного на Красной площади, или Покровский собор, как его называли ранее?

  4. Сколько всего башен у стен Кремля?

  5. Какая из башен Кремля была возведена первой?

  6. Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве?

– Назовите еще раз основные достопримечательности Кремля.

– Дома поделитесь своими знаниями с родителями.

– Спасибо за урок.

– Чему был посвящён урок? (Путешествию по Московскому Кремлю)

– Что нового узнали?

– Были трудности?

– Как их преодолеть?

Учитель: Мы начали урок с разговора о настроении. Какое сейчас у вас настроение? Вы довольны своей работой?

– Спасибо вам за работу.

10. Домашнее задание:

Учебник стр.102–108, рабочая тетрадь стр. 47, творческое задание – подготовить небольшую экскурсию по Кремлю с маленькой презентацией.