Учитель:
Начинаем мы урок,
Должен он пойти вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
И побольше рассуждать.
Учитель: Это моё пожелание вам на сегодняшний урок.
С каким настроением вы начинаете работу?
(Дети показывают смайлики)
Учитель: Отлично. Значит, у нас сегодня всё получится. Скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке?
(О Москве и её достопримечательностях)
Учитель: Сегодня мы продолжим своё путешествие, у нас будет возможность открыть для себя неизвестное, овладеть новыми знаниями.
2. Актуализация знаний.
Учитель: С чего начинаем урок? (С повторения)
Когда был основан город Москва?
Кто является основателем города Москва?
Какие достопримечательности города Москва вы знаете? .
– Объясните, что за изображение проецируется на экран
Ответы детей
(Это герб города Москвы)
– Что изображено на гербе Москвы?
Ответы детей
(– На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец)
(– Изображение московского герба можно увидеть на современном Государственном гербе России)
Слайд 2
Учитель. Государственный герб России состоит из двух частей: двуглавого орла и герба Москвы – Георгий Победоносец поражает змея. Эти два изображения стали считаться гербом России с 17 века
Слайд 3
Учитель. Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания с современными.
– Какие достопримечательности Москвы вы знаете?
Слайд 4, 5, 6, 7
Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.
Для того чтобы определить тему урока я предлагаю вам послушать стихотворение
Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира.
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира.
О чем это стихотворение?
Красная площадь – это главная площадь нашей страны.
– Как вы думаете, почему площадь названа Красной?
Ответы детей
Работа с учебником
– Прочитаем об этом в учебнике, откроем страницу 104.
– Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной?
Ответы детей.
– Совершим и мы экскурсию на Красную площадь. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного), Покровский собор был сооружен в память присоединения Казани к Московскому государству в середине 17 века, напротив собора находится Исторический музей.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Продолжим урок.
Учитель. Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на Боровицком холме и отражаются в водах Москвы – реки.
Слайд 8
Учитель. “Москва” и “Кремль” – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – это сердце Москвы.
М.Ю. Лермонтов писал:
Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
– Московский Кремль символ нашей Родины. – А как строился Кремль?
Я предлагаю вам открыть учебник на с. 102. Я буду читать вам вопрос, а ваша задача найти ответ на этот вопрос в учебнике.
Учитель. Кем был построен белокаменный Кремль?
Ответы детей
(Кремль был построен Дмитрием Донским)
– Кто из князей построил Московский Кремль из красного кирпича?
Ответы детей
(Иван III)
Учитель. Вместе со стенами поднялись и новые башни.
Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: “Какая из вас башен, самая старейшая?”
Чтение по ролям отрывка из книги Е.Осетрова “Твой Кремль”, М., 1980
“…– Я, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали Меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным – давно это было…
– А самая молодая?
– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
– А самая высокая?
– Я – Троицкая башня, я – башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.
– А самая маленькая?
– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер…
– Сколько же всего вас, башен?
– Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история… ”
Учитель. Сколько всего башен?
Ответ детей. (20)
– Вспомните и назовите, какие башни о себе рассказали?
Ответы детей
(Тайницкая, Царская, Троицкая, Кутафья)
– Почему Кутафью башню называют “предмостной сторожевой башней”?
Ответы детей.
Учитель. – Самая большая и главная, как говаривали в старину, “на особину”, особо – это Спасская башня. Через ее ворота въезжали в Кремль Московские князья и цари со своей свитой. Послушаем, что же расскажет о себе Спасская башня.
Слайд 9
Учитель. Войдя через ворота Спасской башни на территорию Кремля, познакомимся с уникальными памятниками истории и культуры, которыми гордится Россия.
Центром Кремля стала Соборная площадь. Она существовала уже в 1326 году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. познакомимся с Благовещенским собором.
Слайд 10
Виртуальная экскурсия в Благовещенский собор
– Рядом с Благовещенским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда не пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Совершим. экскурсию на колокольню Ивана Великого.
Слайд 11
Виртуальная экскурсия на колокольню Ивана Великого
Учитель. Много прекрасного в Кремле – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Кремля.
У вас на столах лежит схема – рисунок Кремля. На нем отмечены объекты Кремля. Рассмотрите его.
– Какие еще достопримечательности находятся на территории Московского Кремля.
Ответы детей
Домашнее задание:
Читать текст в учебнике на с. 100–105.
Найти и подготовить сообщение о достопримечательностях Кремля.
Учитель. Подведем итоги, на сколько наши знания о достопримечательностях Кремля расширились.
Работа с тетрадью
1) Откроем свои тетради на с.46, №1. Выполните задание.
Сверим свои знания с образцом. Поднимите руки, кто ошибся?
Слайд 21
2) Откроем свои тетради на с.47, № 2. Выполните задание.
Сверим свои знания с образцом. Поднимите руки, кто ошибся?
Слайд 22. Приложение
Итог.
Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное знакомство с Кремлем.
Проведем Викторину
Какая площадь Москвы самая древняя?
С какого времени центральная площадь Москвы называется Красной?
В ознаменование какого события был сооружен Храм Василия Блаженного на Красной площади, или Покровский собор, как его называли ранее?
Сколько всего башен у стен Кремля?
Какая из башен Кремля была возведена первой?
Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве?
– Назовите еще раз основные достопримечательности Кремля.
– Дома поделитесь своими знаниями с родителями.
– Спасибо за урок.
– Чему был посвящён урок? (Путешествию по Московскому Кремлю)
– Что нового узнали?
– Были трудности?
– Как их преодолеть?
Учитель: Мы начали урок с разговора о настроении. Какое сейчас у вас настроение? Вы довольны своей работой?
– Спасибо вам за работу.
10. Домашнее задание:
Учебник стр.102–108, рабочая тетрадь стр. 47, творческое задание – подготовить небольшую экскурсию по Кремлю с маленькой презентацией.