-Какая стоит перед нами первая задача? (Узнать, что такое прощение, и какое качество помогает человеку прощать других людей) -Как вы понимаете, что такое прощение? (предположения детей) -Давайте посмотрим, какое определение дается понятию «прощение» в словаре, обратите внимание на слайд. -Посмотрим, какие определения этому понятию даны в разных источниках. 1 ряд работает с толковым словарем Ожигова. 2 ряд с этимологическими словарями. 3 ряд может найти определение в интернете. (Озвучивают желающие Сравнение на слайде. Обсуждение общего и различий в определениях.) Сухой язык словарей не помогает нам понять всей глубины значения таких качеств человека, как умение понимать и прощать. Поможет нам в этом притча. События, которые в ней описаны, относятся к далеким 50-м годам прошлого века. Речь идет о селе, о деревенском быте. Некоторые слова вам покажутся незнакомыми, Мы обязательно их разберем. Посмотрите на слайд. (На слайде притча: Оксаны в хате уже не было) -Давайте прочитаем ее. Оксаны в хате уже не было. Молодая женщина Марина сидела у стола и вышивала. На столе перед ней лежали нитки, иголки. Среди стола — деньги, рублей двадцать. К Марине пришла ее соседка Оксана — тоже молодая женщина. Их хаты стояли рядом, и дети учились в одной школе. Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был в погребе. Марина положила на стол шитье и сказала: Сейчас пойду в погреб, найду нож. Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом. Вернулась через минуту. В левой руке у нее был большой нож, которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить ее в бочку. Оксаны в хате уже не было. Марина стояла, потупив глаза. Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул, облокотилась. Из ее правой сжатой руки на стол выпали деньги. -Все ли слова понятны вам? (хата- дом; погреб- помещение для хранения припасов, нижняя нежилая часть дома, тот же подвал; секут- режут) Изображения незнакомых предметов -Кто главные герои притчи? (Две молодые женщины – Оксана и Марина) -Зачем приходила Оксана к Марине? (Оксана пришла к соседке, для того чтобы попросить у нее нож) -Дала ли Оксана Марине нож? (нет) А почему? (Потому что Оксана уже ушла, когда Марина ей принесла нож из погреба) -Как вы думаете, почему Оксана ушла, не дождавшись соседки? (она обиделась) -На что обиделась Оксана? (так как Марина взяла деньги с собой, когда пошла в погреб за ножом. Скорее всего Марина сделала это машинально, так как после войны жили бедно, каждая копейка была на счету, а 20 рублей –это внушительная сумма). -А хотела ли Марина обидеть свою соседку? Специально ли она это сделала? (нет) -Как вы думаете, как могут происходить события дальше, если продолжить эту притчу. Я предлагаю вам в парах подумать и придумать продолжение этой притчи. У вас на обсуждение 2 минуты. (обсуждают) -Кто может рассказать, как может развиваться сюжет притчи? (необходимый ответ: Марина должна пойти к Оксане, чтобы попросить у нее прощение) -У кого-то есть такая же идея, что Марине нужно пойти к Оксане и попросить у нее прощения? -Хорошо, молодцы. -Кто хочет инсценировать нам сценку прощения и примирения подруг? -Ваша задача инсценировать нам сцену прощения, вы можете выйти в коридор, у вас есть 3 минуты, чтобы вы порепетировали сценку. -Мы обсудили поведение и чувства Марины. А что же испытала Оксана? С какими чувствами она ушла из дома подруги? (обида, оскорбление, унижение и т.д.) -Почему Оксана сразу не сказала подруге, что ее поступок ее оскорбил? (не осознала до конца, обида не дала спокойно оценить, что подруга ошиблась, или поступила машинально, неосмотрительно). -Может обида Оксаны разрушить дружбу? -Может Оксана простить подругу? -Что поможет Оксане не быть такой категоричной, простить подругу? (Понимание, готовность к прощению ради большей ценности, чем оскорбленное достоинство. Дружба – большая ценность). -Итак, давайте посмотрим инсценировку Ребята, давайте подумаем, правильные слова наши артисты использовали, чтобы действительно Марина попросила прощения? -Как вы думаете, смогла ли Марина попросить прощение или она просто оправдывается? (предположения) -А смогла ли Оксана простить Марину? (предположения) На слайде -Прочитайте внимательно и выберите неправильные формулировки просьбы о прощении. Объясните, в чем ошибка. -Прости уже, хватит дуться. -Извини меня, пожалуйста, мне жаль, что я не смог прийти. -Прошу прощения, я был не прав, я должен был предупредить вас заранее. -Извини конечно, но ты сам(а) виноват(а). -Я извиняюсь. -Прости, пожалуйста, я больше никогда не буду так делать. -Да ладно, не обращай внимания. Я ведь не хоте(а) тебя обидеть. -Прошу прощения, за то, что я был невнимательным. -Верно. Спасибо. -Как вы думаете, легко ли просить прощения? (нет) -Попросить прощения очень сложно, т.к. нужно переступить через свою гордость, а это не у всех получается. Но зато какое прекрасное чувство испытывает тот, кто нашел в себе мужество попросить прощения, да и тот, кто простил, тоже! Возникает чувство, что с души просто камень снимается. |