УМК – «Школа России»
Класс – 3
Предмет – литературное чтение
Тема урока – «По страницам детских журналов»
Тип урока – Урок открытия новых знаний
Место урока в системе уроков по данной теме – 81 урок
Цель урока: формирование знаний о детских журналах, их предназначении, разнообразии посредством изучения истории создания и представления журналов.
Задачи урока: | Планируемые результаты |
Дидактические: Формировать знания о детских журналах, их предназначении, разнообразии | Предметные: Демонстрирует знания о детских журналах, их предназначении и разнообразии |
Развивающие: Развитие познавательных процессов: синтез, анализ, сравнение Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность Развивать устную монологическую речь | Метапредметные: Познавательные УУД: Демонстрирует умение синтеза, анализа, сравнения Регулятивные УУД: Демонстрирует умение контролировать и оценивать свою деятельность Коммуникативные УУД: Умеет выстраивать устную монологическую речь |
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение друг к другу | Личностные: Проявляет уважительное отношение друг к другу |
Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс, мультимедийный проектор, экран, доска для мела, раздаточный материал
Используемая литература: учебник литературного чтения 3 класс
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Мотивационный метод (начало урока) | Здравствуйте, меня зовут Егор Николаевич, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. | Слушают учителя | Ф | Презентация | | | Уважительное отношение к педагогу |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | | Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Л, Яхнина. Какой это совет – вредный или хороший? Друзья. Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите «Почему?» Это, дети, сделать надо – плохо плакать одному. - А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо? - Прочитайте с разной интонацией: с веселой, с грустной, с сердитой, с беспокойством, с лаской. - Прочитайте шепотом, громко, с ускорением, с замедлением. - Прочитайте выразительно. | | | | | | |
3. Выявление места и причины затруднений | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | | На доске слоги - МУР, КАР, ЗИЛ, КИ, СЕ, ВЕ, КА, ЛЫ, ТИН, Е. - Зачем нам эти слоги? МУРЗИЛКА, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. | Надо составить слова Дети составляют у доски | | | | | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | | - Что обозначают эти слова? - Для кого предназначены эти журналы? - А зачем детям нужны журналы? - Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? - Чему будем учиться? | Названия журналов Для детей Чтобы больше знать, лучше учиться, читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры Будем рассматривать журналы Работать с журналами | | | | | |
5. Реализация построенного проекта | ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | | Сейчас нам об этом расскажет… - А кто такой это Мурзилка и откуда он появился? Как он называется? Об этом журнале нам расскажет | Сообщение ученика. Журнал «Мурзилка» появился в 1924 году. Его первым редактором был Н.И.Смирнов. Это популярный и любимый детьми журнал, пользуется бесконечным доверием своих читателей. На страницах журнала «Мурзилка» публикуются познавательные, развлекательные и развивающие материалы. Этот веселый персонаж появился на страницах журнала только через 13 лет после первого выпуска журнала «Мурзилка». Сначала Мурзилкой звался веселый песик, который вместе с мальчиком Петей и стал героем журнала. Вдвоем они появлялись там, где бурлила жизнь. Но скоро Мурзилка-песик исчез, и на его место пришел пушистый волшебный герой, желтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо… Этот образ создал художник А.Каневский в 1937 году «Веселые картинки» Журнал «Веселые картинки начал выходить в свет в 1956 году. Идея его появления принадлежала карикатуристу И.Семенову. Маленькие дети охотно рассматривают забавные картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, читают стихи, рассказы, загадки. Авторами «Веселых картинок» были А.Барто, С.Михалков, К.Чуковский, В.Сутеев и многие другие писатели и художники. | | | | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | | - Чем похожи эти журналы? - Чем они отличаются? Физминутка Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развёл – Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. Ребята, в одном из детских журналов есть рубрика «Детектив – клуб». Хочу вас с ней познакомить. В ней даётся какая-нибудь история, а затем вопрос. - Давайте прочитаем один из таких рассказов. Чтение рассказа «Тайна одного подарка». - Попробуем ответить на заданный вопрос. (приложение 1) | Они предназначены для детей, в них одинаковые рубрики, герои - сказочные существа «Веселые картинки» - юмористический журнал | | | | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | | Работа с другими журналами. Сегодня вы принесли на урок свои журналы. - Какие рубрики в них есть? - Какие рубрики вам больше нравятся и почему? - Кто может рассказать понравившееся произведение? | Дети рассказывают, какие журналы они принесли Ответы детей | | | | | |
8. Включение в систему знаний повторение | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | | - Что нового вы узнали на уроке? | Познакомились с новыми журналами | | | | | |
9. Рефлексия УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | | - Понравились вам журналы? Подумайте, и если вы считаете, что такие журналы нам нужны, то поднимите зеленую карточку, если у вас другое мнение – красную. | | | | | | |
Приложение 1
Тайна одного подарка
Афанасий Потапович Львов, в прошлом бравый гусар N-ского полка, а ныне просто любящий дед, ждал внуков, сидя в своем кабинете, и прислушивался к капели за окном. Не то чтобы весна уже наступила, более того, еще вчера на улицу невозможно было выйти из-за сильного мороза, но сегодня с крыши подтекало.
Мы пришли! — радостно возвестили внуки, гурьбой влетая в кабинет.
С трудом разместившись на узком диванчике, они приготовились слушать очередную порцию рассказов из насыщенной детективными сюжетами жизни деда.
Что ты нам сегодня расскажешь? — спросил Денис, упираясь подбородком в лакированную поверхность стола, стоявшего рядом с диваном.
Пришла мне тут на память одна история... Помнится, было это году эдак в 18... Я тогда служил под началом князя К., а полк наш квартировал в городе Т. Именно там мы с корнетом М. сдружились особенно крепко. Постоянно пропадали то на балах, то на званых приемах, а то устроим себе выход на природу, организовав или рыбалку, или охоту. Именно на почве пристрастия к охоте и рыбалке мы и сдружились. Мы бьг пропадали в лесу сутками, но у корнета М. была аллергия на пыльцу.
Но я опять отвлекся... У нас уже не было друг от друга секретов. А поскольку мы ничего друг от друга не скрывали, я узнал, что мой друг влюблен в дочь господина Т., мадемуазель Мари Т., какую-то дальнюю родственницу моей матушки. Что это была за девушка! Более очаровательное существо трудно себе представить. Мало того, что она обладала просто ангельской внешностью — аккуратное личико сердечком с остреньким подбородком, большие голубые глаза и вьющиеся белокурые локоны, так и характер у нее был под стать ее облику.
Сама мадемуазель Т. была сестрой милосердия в больнице, и все лежащие там просто души в ней не чаяли. А бедные были готовы просто жизнь за нее отдать. Дело в том, что Мари организовала в городе благотворительную организацию для помощи малоимущим и неимущим.
И естественно, что все мужское население города тоже было влюблено в этого ангела! И вот мой друг тоже не стал исключением. Но его проблема была в том, что он был крайне застенчивым молодым человеком, а для того чтобы выделиться из толпы обожателей Мари, было необходимо совершить какой-нибудь героический поступок. Нет, корнет мог бы его совершить, но признаться в том, что именно он его совершил, он уже не смог бы.
А мужчины на что только не шли ради улыбки прекрасной мадемуазель Т.!
В общем, корнет М. бледнел, худел и только вздыхал... А я даже не представлял, как ему помочь... Ведь не мог же я, в самом деле, объясниться перед Мари вместо него?
И вот как-то получаем мы приглашение на бал от господина Т. Естественно, мы приводим в порядок свою форму, я велю седлать лошадей, и тут корнет М. передумывает ехать. Просто ни в какую. «Не поеду, — говорит, — и все тут!» Я пытаюсь его уговорить, уверяя, что на балу может представиться возможность поговорить с Мари, и кто знает, может, повезет...
В общем, получилось так, что я уехал вперед, а он должен был подъехать позже. Приехать-то он приехал, но тут же собрался уезжать. «Не могу, — говорит, — я в таком виде предстать перед Мари — нос распух, глаза красные»,— и так далее. И никак я не могу его уговорить остаться.
А Мари была необыкновенно прелестна в этот день. Ее одаривали сладостями, книгами и всевозможными безделушками. А один из ее поклонников, который имел связи в ботаническом саду, принес для девушки пару бабочек в большом круглом аквариуме, а ведь на улице была зима! Явно они до этого жили в тепле...
Неожиданно Мари подошла ко мне за советом. Оказывается, неизвестный поклонник принес ей цветы, ее любимые ландыши, но она не знает кто. Букет был передан через прислугу, а никакой записки там не было... А ей было так приятно получить — зимой! — букетик ландышей. Но от кого? Поразмыслив, я понял, кто оказался дарителем.
— Кто подарил мадемуазель Т. цветы? (Цветы подарил корнет М. В тексте есть оговорка, что у него аллергия на цветочную пыльцу, а на приеме у него началась аллергия — распух нос и покраснели глаза.)