Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Мотивационный метод (начало урока) | Здравствуйте, меня зовут Егор Николаевич. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. | Слушают учителя | Ф | Презентация | | | Уважительное отношение к педагогу |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Метод проблемного обучения (высказывание) | Проверка домашнего задания. На прошлом уроке Светлана Германовна задала вам домашнее задание выучить наизусть стихотворение, кто желает выразительно рассказать его? Для того чтобы нам оценить чтение стихотворения, нужно вспомнить, критерии оценки выразительного чтения Какую отметку мы можем поставить … опираясь на критерии (2-3 человека) | Рассказывают стихотворение Оценивают учащихся | Ф, И | презентация | | Умение читать стихотворение выразительно | Уважительное отношение друг к другу |
3. Выявление места и причины затруднений | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Частично-поисковый метод | Сейчас ребята подготовим свой речевой аппарат к чтению стихотворений, ваша задача прочитать стихотворение скороговоркой, а затем с восклицательной интонацией. Мама Милу с мылом мыла, В глаз попало Миле мыло. Мама Миле говорила: — Не сердись, дочурка Мила! — Не сержусь, - сказала Мила, - Я выплакиваю мыло. И. Демьянов — О чем это стихотворение? — Что вы можете сказать о взаимоотношениях мамы и дочки? | | Ф | презентация | | Умение высказывать свою точку зрения | Уважительное отношение друг к другу |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Метод проблемного обучения («мозговой штурм») | – Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? – Да, мы видим образ женщины-матери. Какой праздник посвящен женщинам. Когда он отмечается? – Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека! Определите тему урока? - Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Матери». Определим задачи урока. Узнаем … Научимся … Обогатим … | О маме | Ф | | | | |
5. Реализация построенного проекта | ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Исследовательские методы (представление сообщений) Метод словарной работы | Перед изучением стихотворения послушайте небольшое сообщение об авторе – Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении «Матери», с которым мы сегодня познакомимся. 1. Стихотворение И. Бунина «Матери» (прослушивание аудиозаписи.) — Какие чувства вы испытали, слушая эго стихотворение? Какие слова в этом тексте вам были непонятны? 2. Словарная работа Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей. Кроткий (голос) — незлобивый, покорный, смирный. Ангел— 1. В религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям (изображается крылатым отроком, юношей). 2. Ласковое обращение к кому-ни- будь (устар., разг.). Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота. Физминутка Дружно помогаем маме Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд) Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны) Потянулись, Остановились. Хорошо мы потрудились! | | Ф, И | Презентация | Расширен словарный запас учащихся | Умение выстраивать устную монологическую речь | Уважительное отношение друг к другу |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Здоровьесберегающий метод (физминутка) | — Приступим к анализу стихотворения, для этого откроем учебник на странице 116. - кто желает прочитать первую строфу стихотворения? О чем говорится в первой строфе? Что вспоминает мальчик? Какие слова использует поэт для описания мамы? Какие чувства передает автор? Прочитайте вторую строфу стих про себя Что запомнилось мальчику больше всего? Как вы понимаете первые две строчки Почему слово Он написано с большой буквы? Какую картину автор изображает здесь? Прочитайте третью строфу С какой интонацией нужно читать последнюю строфу? Какое настроение она передает? — Как вы понимаете последнюю строку? С кем мальчик сравнивает маму и почему? Обоснуйте свою точку зрения Какой образ мамы автор создал в этом стихотворении? — Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте его классу. — Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения | Выполняют физминутку Читают стихотворение | Ф, И | презентация | | Умение сравнивать | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | | – Перед вами на партах лежат карточки. Составьте из данных предложений пословицы. – Какая пословица, на ваш взгляд, более точно передает основную мысль стихотворение И.Бунина? обоснуйте свой выбор 1. Нет друга нежнее матери. 2. При солнце тепло, а при матери добро. 3. Птица рада весне, а дитя матери. 4. Материнская молитва со дна моря вынимает. | | Ф, Г | Печатные издания | | Умение работать с разными источниками информации | |
8. Включение в систему знаний повторение | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | | Итак, ребята о произведении какого автора мы с вами сегодня узнали? Как оно называется? Достигли ли мы целей, поставленных сегодня на уроке Подберите прилагательные, которые помогут вам рассказать о маме и продолжить предложение. Мама – это…… Она самая…. — Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворения? | | Ф, И | презентация | Расширены знания о детских журналах | Умение высказывать свою точку зрения | |
9. Рефлексия УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Метод рефлексии (продолжи фразу) | — Выберите и продолжите любое предложение. • Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... | | Ф, И | презентация | | Умеют оценивать свою деятельность | |