СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Л.Н. Толстой «Филипок». Подготовка к пересказу на основе вопросного плана» УМК «Школа России», 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование способности у обучающихся воспринимать и понимать нравственную идею произведения, совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения произведения через анализ авторских сказок, рассказов, басен и стихотворений раздела «Русские писатели»

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Л.Н. Толстой «Филипок». Подготовка к пересказу на основе вопросного плана» УМК «Школа России», 2 класс»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «Л.Н. Толстой «Филипок». Подготовка к пересказу на основе вопросного плана»

УМК «Школа России», 2 класс







Выполнила: Худякова Арина Артемовна

Методист: Григорьева О.В.

Учитель: Борисихина О.В.




Екатеринбург

2023

Тема: «Л.Н. Толстой «Филипок». Подготовка к пересказу на основе вопросного плана»

Перспективная цель: формирование способности у обучающихся воспринимать и понимать нравственную идею произведения, совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения произведения через анализ авторских сказок, рассказов, басен и стихотворений раздела «Русские писатели»


Актуальная цель: расширение представлений у обучающихся о творчестве Л.Н. Толстого посредством анализа рассказа «Филипок», формирование умения пересказывать произведение посредством вопросного плана


Задачи:

Обучающая: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Филипок», закрепить знания о творчестве Л..Н. Толстого, способствовать развитию умений определять главную мысль произведения, формировать умение пересказывать содержание произведения по заготовленному плану, работать со словарем

Развивающая: развивать речь через построение устных речевых высказываний, развивать внимание через выполнение анализа и пересказа содержания рассказа, развивать память через повторение изученного материала; способствовать развитию навыка смыслового чтения через чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению новых литературных произведений; любовь и уважение к русской природе; навыки учебного труда; положительного отношения к литературному чтению в ходе выполнения учебных заданий; готовности к сотрудничеству


Предметные результаты: понимать содержание, смысл прочитанного произведения; отвечать на вопросы и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; пересказывать (устно) содержание произведения подробно

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Познавательные: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Личностные:

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; воспитание внимательного отношения к людям сопереживания, отзывчивости, честности, взаимопомощи; освоение опыта человеческих взаимоотношений


Продукт деятельности (если предусмотрен): -

Оборудование: -

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип наглядности, принцип доступности

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный (иллюстрации в учебнике), частично-поисковый (работа с учебником)

Литература: Примерная программа по литературному чтению, учебник Литературное чтение 2 класс 1 часть, УМК «Школа России».

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте у вас должны быть приготовлены учебник, карточки, пенал. У кого всё на парте готово, а также на парте порядок – попрошу вас красиво сесть, спинка у нас ровная, ножки должны стоять на полу.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня узнать что-то новое.

– Поднимите левую руку те, кто будет на уроке активным. 

– Сядьте те, кто готов начать работать.

-молодцы, я рада, что у нас всех хорошее настроение.

-Давайте начнем наш урок.

-Оцените, пожалуйста, свое настроение на данный момент: посмотрите на картины художников на слайде, выберите ту, которая больше всего описывает ваше настроение. Поднимите правую ручку те, кто выбрал правую картину. А кто выбрал левую картину – поднимите левую ручку.

-Хорошо, спасибо за вашу реакцию. Давайте начнем наш урок


*Приветствие учителя



*Проверка готовности к уроку

Личностные: формирование уважительного отношения к учителю, принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности

  1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

-Давайте вспомним, какое домашнее задание было на этот урок?



-Верно. Давайте послушаем ваши варианты и проанализируем верно ли вы определили

-Молодцы, дома поработали хорошо

-На этот урок было задано определить о каких качествах характера говорит поступок мальчика в произведении Л.Н. Толстого «Котёнок»

*Предлагают свои варианты

Предметные:

Показать степень усвоения материала прошлого урока

Метапредметные:

Коммуникативные:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  1. Актуализация знаний и целеполагание.




Задача: определение направления работы с текстом на уроке

-С каким автором мы с вами знакомились на прошлых уроках?

-Что вы запомнили из его биографии?

-Верно. Л.Н. Толстой был великим писателем. В каком жанре он писал? Какой жанр мы с вами уже знаем?

-А что такое рассказ? Кто может сказать?





-Правильно. Какой рассказ мы с вами проходили на прошлом уроке?

-Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа?








-Отлично. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию на слайде. Кого вы видите на переднем плане?

-Опишите его, какой он?

-Что вы видите на заднем плане?

-Кто изображен слева?

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение?

-Хорошо. Чтобы вам помочь правильно ответить на вопрос, откройте страницу 99 и прочитайте название произведения. Как оно называется?

-Как вы думаете, почему автор назвал именно так свое произведение? О ком пойдет речь?

-Я с вами с какой-то стороны согласна.

-Ребята, а как вы думаете, есть ли способ или прием, который поможет нам произвести текст своими словами?

-Чтобы ответить на этот и все вышеперечисленные вопросы, нам необходимо сформулировать чему мы научимся и что узнаем. Какую цель поставим на урок?

- С Л.Н.Толстым


*Вспоминают, отвечают

-Рассказ


- Это небольшое по объёму прозаическое произведение (без рифмы), в котором описывается определённое событие или эпизод из жизни героев.

-На прошлом уроке мы изучали и анализировали рассказ «Котенок»

- Главная мысль рассказа «Котёнок» Л.Н. Толстого состоит в том, что детям необходимо с детства ответственно относиться к животным, которых они приручают, бережно заботиться и защищать их от опасностей. Нужно не только играть и любить их, но и постоять за них в трудную минуту





-Мальчика

*ответы детей.

-Мы видим учеников

-Слева изображен учитель

*Ответы учащихся




- «Филипок»

*Предлагают свои варианты




*Предлагают варианты, затрудняются



-Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Филипок»; узнать кто такой Филипок и какой прием можно использовать для устного изложения рассказа, своими словами

Предметные:

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему.

Метапредметные:

Коммуникативные:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Познавательные:

формулировать с помощью учителя цель.

Регулятивные УУД: анализируют область своих знаний, определяют границы своих знаний и незнаний

Личностные: демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; проявляют интерес к теме урока

  1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Словарная работа

-Ребята, сейчас мы с вами проведем словарную работу. В тексте есть слова, которые могут быть вам непонятны. Сейчас я вам раздам список этих слов. Если вы знаете значение данного слова и можете объяснить его, то ставьте «+», если слово незнакомо, то «-». После прочтения произведения мы обязательно вернемся к словам и выясним, помог ли текст вам понять значение этих слов или нет

Список из произведения:

Слобода

Постреленок

Сенцы, сени

Бедовый

Полы


-Давайте послушаем это произведение, кто же такой Филипок и что с ним случилось.

-Ребята, понравилось ли вам произведение? Почему?

-О чем это произведение?

-Кто главный герой произведения?

-Какие черты характера вы можете у него отметить?

-Как вы думаете, могли ли эти события произойти на самом деле, например, с самим Л.Н. Толстым, или это все выдумка автора?

-Молодцы, внимательно слушали. А сейчас посмотрите на свой список словарных слов и скажите все ли слова были вам понятны? Значение всех слов вы поняли?

-Давайте проверим. (если не знают, то объясняю значение)

Поденная работа - …



-Слобода-…

-Постреленок -…

- Сенцы, сени -…


-Бедовый-…

-Полы…


-Хорошо, молодцы. Запомните эти слова. Они могут встречаться вам в других произведениях разных авторов.

- А сейчас давайте прочитаем произведение вслух. Читать мы будем не все сразу. Я буду останавливать в какой-то момент и задавать вам вопросы по рассказу, а вы должны будете поделиться своими мыслями/ответами

-Начинаем читать.


-Итак, что узнали о Филипке?


-А как он собирался в школу, в какой момент?





-Торопился ли Филипок?




-Хорошо продолжаем дальше читать.


-Далеко ли была школа?


-Почему собаки залаяли на Филипка?

-А давайте подумаем, почему же не вернулся Филипок, когда на него залаяли собаки. Предположите свои варианты


-Читаем дальше


-Как вошел Филипок в школу?


-Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу?

-Читаем дальше


-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал?

-Филипок знает себе цену. Зачем же он сказал, что он бедовый и ловкий?


*Каждый получает список слов и делает в нем пометки: ставит «+», если ученик знает значение слова и может объяснит и «-», если слово не знакомо











*Слушают аудиокнигу


*Отвечают и аргументируют

*Ответы учащихся

-Филипок

*Ответы учащихся

*Ответы учащихся




*Отвечают на вопрос




-Поденная работа – работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней

-Слобода – большое село, деревня

- Постреленок – непоседа, шалун

- Сенцы, сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом

-Бедовый – шустрый, смелый

-Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды








*Чтение первой части


-Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она его отпустила

-Он выбрал момент, когда отец уехал в лес, мать была на работе, а бабушка спала

-Да, торопился. Он взял отцовскую шапку и все делал молча, никому не говоря


*Чтение второй части


-За селом. Надо было идти через все село.

-Потому что они не знают его

*Предполагают




*Чтение третьей части


-Снял шапку, вошел тихо и испугался, что не мог говорить

-Он боялся


*Чтение четвертой части


- «Я бедовый…»


-Сказал, чтобы переубедить учителя, что он сможет учиться

Предметные: знают значение незнакомых им ранее слов; знают автора и его произведение; подтверждают свои ответы цитатами из текста; умеют характеризовать героев произведения.

Метапредметные:

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли

Познавательные:

перерабатывают информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия).

Регулятивные:

сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.

Личностные: умение осуществлять учебную деятельность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к чужому мнению.

  1. Физминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

*Выполняют упражнения

Метапредметные:

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

- К какому жанру относится это произведение?


-По каким признакам вы смогли это определить?




-Как вы думаете почему Филипок все-таки пошел в школу?

-А почему произведение называется «Филипок»? Мы можем ответить на этот вопрос?

- Предположите, чему учит нас этот рассказ?






-А какая же главная мысль этого рассказа? Предположите


- Данное произведение относится к жанру рассказ

-Идёт описание кратковременного события, мало действующих лиц, не большой по объему и одна сюжетная линия

*Предполагают свои варианты


*Рассуждают, отвечают на вопрос


* Предлагают свои варианты (На примере поведения этого мальчика рассказ учит стремлению и любви к знаниям, проявлению настойчивости, смелости в достижении поставленной цели)

-Главная мысль рассказа в том, что учится никогда не рано. Основная идея рассказа в том, что даже самый маленький ребёнок должен хотеть научиться чему-то новому.

Предметные: знают автора и его произведение; определяют главную мысль произведения; умеют определять жанр произведения

Метапредметные:

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли

Познавательные:

перерабатывают информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия).

Регулятивные: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока

Личностные: умение осуществлять учебную деятельность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к чужому мнению.

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы


Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

-Как вы думаете, на сколько частей мы можем разбить этот рассказ?

-Чтобы убедиться в правильности ваших предположений давайте посмотрим на вопросный план текста на слайде (стр.102). Сколько там вопросов?

-Значит на сколько микротем можно разбить это произведение?

-Верно. Ребята, а давайте сейчас попробуем составить пересказ этого текста с помощью данного вопросного плана, но сначала ответьте на вопрос, как вы понимаете, что такое вопросный план?

-Давайте прочитаем все эти вопросы и распределим какой вопрос к какой части текста относится

-Да, все верно. Давайте сейчас каждый расскажет по одной части в хронологическом порядке, а затем, самый смелый попробует нам по вопросному пану пересказать всё произведение.

-Молодцы, у вас очень здорово получается пересказывать

-Что мы можем сказать об отношении мальчика к учебе?




*Предположения детей



-Всего 6 опросов



-На 6


-Вопросный план – это изложение вопросов ко всем микротемам текста



*Читают эти вопросы. Определяют части (микротемы) текста


*Выступают с пересказом





-Филипок, несмотря на свой возраст, стремился к знаниям и хотел учиться

Предметные: знают автора и его произведение; определяют главную мысль произведения; умеют пересказывать текст по заготовленному вопросному плану

Метапредметные: Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения.

Познавательные:

перерабатывают информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия).

Регулятивные:

сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; распределять задание в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Личностные: умение осуществлять учебную деятельность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к чужому мнению.

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону


Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

-А сейчас давайте вы поработаете в парах. Попробуйте с соседом по парте составить диалог о том, чему учат в школе используя следующие выражения: дорожить дружбой, книжки добрые читать, не обижать малышей

(стр.102,№4)

-Давайте проверим, что у вас получилось


-Все верно, молодцы. У всех получились правильные и хорошие диалоги.

*Составляют диалог, работают в парах





*проверяют, рассказывают перед классом то, что получилось



Предметные:

применение знаний, умений и навыков по новой теме.

Метапредметные:

Познавательные:

Составлять предложения в соответствии с учебной задачей

Регулятивные УУД:

оценивать результаты по выработанным критериям.

Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

  1. Рефлексия



Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексия чувств и эмоций.

-Итак ребята, подведем итоги. С каким произведением мы сегодня работали?

-Как звали главного героя этого рассказа?

-Какие черты характера Филипка вы бы хотели воспитать в себе?

-Как вы считаете, с какой все-таки идеей автор написал это произведение?

-А сейчас выберите и продолжите любое предложение:

Сегодня я на уроке узнал…

На уроке я похвалил бы себя за…

Сегодня я сумел…

-Оцените свою работу на уроке: поднимите зеленый смайлик, если вам было интересно на уроке, и вы переживали за героя, смогли его прочувствовать; поднимите желтый смайлик, если вам было не очень интересно на уроке и вам плохо удалось прожить чувства героев; поднимите красный смайлик, если вам было на уроке скучно и не испытали никаких эмоций при чтении произведения

-Сегодня мы работали с рассказом Л.Н. Толстого «Филипок»

-Филипок

*Отвечают на вопрос


-Если человек поставил себе цель учиться, то его ничего не остановит


*Выбирают и отвечают



*Оценивают свою деятельность и эмоциональное состояние на уроке

Предметные:

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы.

Метапредметные:

Коммуникативные:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Регулятивные:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Личностные:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Откройте сейчас дневник и запишите домашнее задание. Вам необходимо найти в книге «Пословицы и поговорки» пословицы об учении и записать их в рабочую тетрадь


*Записывают домашнее задание

Предметные: применение знаний, умений и навыков.

Метапредметные: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Личностные: позитивная динамика развития личности младшего школьника


4