на тему: «Л.Н. Толстой «Филипок». Подготовка к пересказу на основе вопросного плана»
Методист: Григорьева О.В.
Учитель: Борисихина О.В.
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; воспитание внимательного отношения к людям сопереживания, отзывчивости, честности, взаимопомощи; освоение опыта человеческих взаимоотношений
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок литературного чтения. -Давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте у вас должны быть приготовлены учебник, карточки, пенал. У кого всё на парте готово, а также на парте порядок – попрошу вас красиво сесть, спинка у нас ровная, ножки должны стоять на полу. - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья. – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня узнать что-то новое. – Поднимите левую руку те, кто будет на уроке активным. – Сядьте те, кто готов начать работать. -молодцы, я рада, что у нас всех хорошее настроение. -Давайте начнем наш урок. -Оцените, пожалуйста, свое настроение на данный момент: посмотрите на картины художников на слайде, выберите ту, которая больше всего описывает ваше настроение. Поднимите правую ручку те, кто выбрал правую картину. А кто выбрал левую картину – поднимите левую ручку. -Хорошо, спасибо за вашу реакцию. Давайте начнем наш урок | *Приветствие учителя *Проверка готовности к уроку | Личностные: формирование уважительного отношения к учителю, принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности |
Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | -Давайте вспомним, какое домашнее задание было на этот урок? -Верно. Давайте послушаем ваши варианты и проанализируем верно ли вы определили -Молодцы, дома поработали хорошо | -На этот урок было задано определить о каких качествах характера говорит поступок мальчика в произведении Л.Н. Толстого «Котёнок» *Предлагают свои варианты | Предметные: Показать степень усвоения материала прошлого урока Метапредметные: Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; |
Актуализация знаний и целеполагание. Задача: определение направления работы с текстом на уроке | -С каким автором мы с вами знакомились на прошлых уроках? -Что вы запомнили из его биографии? -Верно. Л.Н. Толстой был великим писателем. В каком жанре он писал? Какой жанр мы с вами уже знаем? -А что такое рассказ? Кто может сказать? -Правильно. Какой рассказ мы с вами проходили на прошлом уроке? -Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа? -Отлично. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию на слайде. Кого вы видите на переднем плане? -Опишите его, какой он? -Что вы видите на заднем плане? -Кто изображен слева? -Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? -Хорошо. Чтобы вам помочь правильно ответить на вопрос, откройте страницу 99 и прочитайте название произведения. Как оно называется? -Как вы думаете, почему автор назвал именно так свое произведение? О ком пойдет речь? -Я с вами с какой-то стороны согласна. -Ребята, а как вы думаете, есть ли способ или прием, который поможет нам произвести текст своими словами? -Чтобы ответить на этот и все вышеперечисленные вопросы, нам необходимо сформулировать чему мы научимся и что узнаем. Какую цель поставим на урок? | - С Л.Н.Толстым *Вспоминают, отвечают -Рассказ - Это небольшое по объёму прозаическое произведение (без рифмы), в котором описывается определённое событие или эпизод из жизни героев. -На прошлом уроке мы изучали и анализировали рассказ «Котенок» - Главная мысль рассказа «Котёнок» Л.Н. Толстого состоит в том, что детям необходимо с детства ответственно относиться к животным, которых они приручают, бережно заботиться и защищать их от опасностей. Нужно не только играть и любить их, но и постоять за них в трудную минуту -Мальчика *ответы детей. -Мы видим учеников -Слева изображен учитель *Ответы учащихся - «Филипок» *Предлагают свои варианты *Предлагают варианты, затрудняются -Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Филипок»; узнать кто такой Филипок и какой прием можно использовать для устного изложения рассказа, своими словами | Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему. Метапредметные: Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Познавательные: формулировать с помощью учителя цель. Регулятивные УУД: анализируют область своих знаний, определяют границы своих знаний и незнаний Личностные: демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; проявляют интерес к теме урока |
Открытие нового знания Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Словарная работа -Ребята, сейчас мы с вами проведем словарную работу. В тексте есть слова, которые могут быть вам непонятны. Сейчас я вам раздам список этих слов. Если вы знаете значение данного слова и можете объяснить его, то ставьте «+», если слово незнакомо, то «-». После прочтения произведения мы обязательно вернемся к словам и выясним, помог ли текст вам понять значение этих слов или нет Список из произведения: Слобода Постреленок Сенцы, сени Бедовый Полы -Давайте послушаем это произведение, кто же такой Филипок и что с ним случилось. -Ребята, понравилось ли вам произведение? Почему? -О чем это произведение? -Кто главный герой произведения? -Какие черты характера вы можете у него отметить? -Как вы думаете, могли ли эти события произойти на самом деле, например, с самим Л.Н. Толстым, или это все выдумка автора? -Молодцы, внимательно слушали. А сейчас посмотрите на свой список словарных слов и скажите все ли слова были вам понятны? Значение всех слов вы поняли? -Давайте проверим. (если не знают, то объясняю значение) Поденная работа - … -Слобода-… -Постреленок -… - Сенцы, сени -… -Бедовый-… -Полы… -Хорошо, молодцы. Запомните эти слова. Они могут встречаться вам в других произведениях разных авторов. - А сейчас давайте прочитаем произведение вслух. Читать мы будем не все сразу. Я буду останавливать в какой-то момент и задавать вам вопросы по рассказу, а вы должны будете поделиться своими мыслями/ответами -Начинаем читать. -Итак, что узнали о Филипке? -А как он собирался в школу, в какой момент? -Торопился ли Филипок? -Хорошо продолжаем дальше читать. -Далеко ли была школа? -Почему собаки залаяли на Филипка? -А давайте подумаем, почему же не вернулся Филипок, когда на него залаяли собаки. Предположите свои варианты -Читаем дальше -Как вошел Филипок в школу? -Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? -Читаем дальше -Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? -Филипок знает себе цену. Зачем же он сказал, что он бедовый и ловкий? | *Каждый получает список слов и делает в нем пометки: ставит «+», если ученик знает значение слова и может объяснит и «-», если слово не знакомо *Слушают аудиокнигу *Отвечают и аргументируют *Ответы учащихся -Филипок *Ответы учащихся *Ответы учащихся *Отвечают на вопрос -Поденная работа – работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней -Слобода – большое село, деревня - Постреленок – непоседа, шалун - Сенцы, сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом -Бедовый – шустрый, смелый -Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды *Чтение первой части -Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она его отпустила -Он выбрал момент, когда отец уехал в лес, мать была на работе, а бабушка спала -Да, торопился. Он взял отцовскую шапку и все делал молча, никому не говоря *Чтение второй части -За селом. Надо было идти через все село. -Потому что они не знают его *Предполагают *Чтение третьей части -Снял шапку, вошел тихо и испугался, что не мог говорить -Он боялся *Чтение четвертой части - «Я бедовый…» -Сказал, чтобы переубедить учителя, что он сможет учиться | Предметные: знают значение незнакомых им ранее слов; знают автора и его произведение; подтверждают свои ответы цитатами из текста; умеют характеризовать героев произведения. Метапредметные: Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли Познавательные: перерабатывают информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия). Регулятивные: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. Личностные: умение осуществлять учебную деятельность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к чужому мнению. |
Физминутка | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. | *Выполняют упражнения | Метапредметные: Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | - К какому жанру относится это произведение? -По каким признакам вы смогли это определить? -Как вы думаете почему Филипок все-таки пошел в школу? -А почему произведение называется «Филипок»? Мы можем ответить на этот вопрос? - Предположите, чему учит нас этот рассказ? -А какая же главная мысль этого рассказа? Предположите | - Данное произведение относится к жанру рассказ -Идёт описание кратковременного события, мало действующих лиц, не большой по объему и одна сюжетная линия *Предполагают свои варианты *Рассуждают, отвечают на вопрос * Предлагают свои варианты (На примере поведения этого мальчика рассказ учит стремлению и любви к знаниям, проявлению настойчивости, смелости в достижении поставленной цели) -Главная мысль рассказа в том, что учится никогда не рано. Основная идея рассказа в том, что даже самый маленький ребёнок должен хотеть научиться чему-то новому. | Предметные: знают автора и его произведение; определяют главную мысль произведения; умеют определять жанр произведения Метапредметные: Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли Познавательные: перерабатывают информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия). Регулятивные: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока Личностные: умение осуществлять учебную деятельность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к чужому мнению. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | -Как вы думаете, на сколько частей мы можем разбить этот рассказ? -Чтобы убедиться в правильности ваших предположений давайте посмотрим на вопросный план текста на слайде (стр.102). Сколько там вопросов? -Значит на сколько микротем можно разбить это произведение? -Верно. Ребята, а давайте сейчас попробуем составить пересказ этого текста с помощью данного вопросного плана, но сначала ответьте на вопрос, как вы понимаете, что такое вопросный план? -Давайте прочитаем все эти вопросы и распределим какой вопрос к какой части текста относится -Да, все верно. Давайте сейчас каждый расскажет по одной части в хронологическом порядке, а затем, самый смелый попробует нам по вопросному пану пересказать всё произведение. -Молодцы, у вас очень здорово получается пересказывать -Что мы можем сказать об отношении мальчика к учебе? | *Предположения детей -Всего 6 опросов -На 6 -Вопросный план – это изложение вопросов ко всем микротемам текста *Читают эти вопросы. Определяют части (микротемы) текста *Выступают с пересказом -Филипок, несмотря на свой возраст, стремился к знаниям и хотел учиться | Предметные: знают автора и его произведение; определяют главную мысль произведения; умеют пересказывать текст по заготовленному вопросному плану Метапредметные: Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения. Познавательные: перерабатывают информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия). Регулятивные: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; распределять задание в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда. Личностные: умение осуществлять учебную деятельность, готовность к сотрудничеству, уважительное отношение к чужому мнению. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | -А сейчас давайте вы поработаете в парах. Попробуйте с соседом по парте составить диалог о том, чему учат в школе используя следующие выражения: дорожить дружбой, книжки добрые читать, не обижать малышей (стр.102,№4) -Давайте проверим, что у вас получилось -Все верно, молодцы. У всех получились правильные и хорошие диалоги. | *Составляют диалог, работают в парах *проверяют, рассказывают перед классом то, что получилось | Предметные: применение знаний, умений и навыков по новой теме. Метапредметные: Познавательные: Составлять предложения в соответствии с учебной задачей Регулятивные УУД: оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Рефлексия Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексия чувств и эмоций. | -Итак ребята, подведем итоги. С каким произведением мы сегодня работали? -Как звали главного героя этого рассказа? -Какие черты характера Филипка вы бы хотели воспитать в себе? -Как вы считаете, с какой все-таки идеей автор написал это произведение? -А сейчас выберите и продолжите любое предложение: Сегодня я на уроке узнал… На уроке я похвалил бы себя за… Сегодня я сумел… -Оцените свою работу на уроке: поднимите зеленый смайлик, если вам было интересно на уроке, и вы переживали за героя, смогли его прочувствовать; поднимите желтый смайлик, если вам было не очень интересно на уроке и вам плохо удалось прожить чувства героев; поднимите красный смайлик, если вам было на уроке скучно и не испытали никаких эмоций при чтении произведения | -Сегодня мы работали с рассказом Л.Н. Толстого «Филипок» -Филипок *Отвечают на вопрос -Если человек поставил себе цель учиться, то его ничего не остановит *Выбирают и отвечают *Оценивают свою деятельность и эмоциональное состояние на уроке | Предметные: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы. Метапредметные: Коммуникативные: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Регулятивные: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Личностные: выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | -Откройте сейчас дневник и запишите домашнее задание. Вам необходимо найти в книге «Пословицы и поговорки» пословицы об учении и записать их в рабочую тетрадь | *Записывают домашнее задание | Предметные: применение знаний, умений и навыков. Метапредметные: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. Личностные: позитивная динамика развития личности младшего школьника |