1.2 Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.
1.3 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития школы №27 с интернатом.
1.4 Литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Школа России.
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Лариса Олеговна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Давайте улыбнемся друг другу и подарим своему соседу по парте добрую улыбку! Чувствуете, как изменилась атмосфера в нашем классе? - Я желаю вам настроиться на сегодняшний урок, проявлять себя активно и предложенные задания выполнять внимательно и вдумчиво. А в конце урока мы с вами проверим и оценим себя, у кого это получилось. - Сейчас, давайте встанем со своих мест и выполним речевую разминку, для того чтобы подготовиться к чёткому и выразительному чтению. - Прочитайте предложение, которое написано у меня на слайде. - Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет (на слайде) - Что это? (скороговорка) - Верно, это скороговорка. - О чём и о ком в ней говорится? (о Карле и Кларе, и о том, что они друг у друга украли) - Какие звуки повторяются в этой скороговорке? (к,л,р) - Теперь (Имя), прочитай её с интонацией восклицания. - Теперь (Имя), прочитай с вопросительной интонацией. - Теперь каждый прочитает ее в своем темпе, четко и внятно, при этом старайтесь проговаривать ее быстро. - Кто желает прочитать нам ее в слух? - Только ребята, давайте договоримся о том, что, не смотря на быстрый тем, мы будет оценивать четкость и правильность произношения слов. - Как вы считаете, (Имя), на сколько четко и внятно прочитал скороговорку? А какой был темп? - Хорошо, спасибо. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; оценивают свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: обучающиеся знают, что такое скороговорка и умеют их проговаривать. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований | - Давайте вспомним прошлый урок. Как называется рассказ, с которым вы знакомились, и кто его автор? («Мальчики» Антон Павлович Чехов») - И для того, чтобы нам с вами актуализировать знания о том, что вам уже известно из этого рассказа, я предлагаю вам выполнить прием «Верю не верю». - Я буду называть известный вам факт, из этого произведения – ваша задача просигнализировать, верный это факт или не верный. Если факт верный – вы показываете класс, если не верный – поднимаете руку. - Давайте начнем. «По приезду домой, Володю никто не встретил» (не верно, Володю встретила его тетя, мама, папа и собака) «Володя приехал домой с товарищем, которого звали Чечевицын» (верно) «Володя был единственным ребенком в семье» (не верно, у Володи было три сестры: Катя, Соня и Маша) «Товарища Чечевицына гостеприимно встретили в семье Королевых» (верно) «Товарищ Володи был задумчивым и молчаливым» (верно) «Товарищ Володи просил его сестер называть его господином Чечевицыным» (не верно, он представился как Монтигомо Ястребинный Коготь) «Мальчики собирались сбежать в Америку» (верно) - Молодцы ребята, мы с вами вспомнили ту часть рассказа, которая вам уже известна. - Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие по рассказу, который вы начали проходить на прошлом уроке. - Верно. Это рассказ «Мальчики», написанный Антоном Павловичем Чеховым». - Вам знакома биография этого писателя? (да) - Как вы думаете, сегодня на уроке мы будем знакомиться или вспоминать биографию Антона Павловича Чехова? (вспоминать) - Верно. Это будет первой задачей нашего урока. - Ребята, а знаете ли вы, чем закончился рассказ? (нет) - Тогда какую вторую задачу мы можем поставить перед собой? (дочитать рассказ). Это будет второй задачей нашего урока. - Ребята, а что нужно сделать, после того, как мы прочитаем рассказ? (обсудить его). И это будет третьей задачей нашего урока. - А после того, как мы с вами проанализируем героев рассказа – мы закрепим полученные знания. - И для того, чтобы нам с вами обобщить знания о рассказе, я предлагаю вам рассмотреть путеводитель, в котором мы будем фиксировать выполненные задания и в конце урока мы сможем подвести итог, получилось ли у нас с вами обобщить знания о рассказе «Мальчики». - Каждая задача нашего урока – это станция, на которой будет предложены задания. - Первая станция: Биография Антона Павловича Чехова - Вторая станция: Рассказ «Мальчики» - Третья станция: Анализ героев рассказа - Ребята, я предлагаю вам отправляться на первую станцию. (Имя), прочитай ее, с рабочего листа. - На этой станции нам необходимо вспомнить биографию Чехова, для этого я предлагаю вам обратиться в свои маршрутные листы и найти задание под цифрой 1. - Вам предложен текст с пропусками – ваша задача, пользуясь своими знаниями, вставить в них пропущенные слова по смыслу. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты, кто закончит раньше – ручку на локоток. Текст предлагаемый обучающимся: Большое влияние на Антошу оказала его _(мать)_, Евгения Яковлевна, простая русская женщина. В _(семье)_ Чеховых все были талантливые. Антон проявлял особое внимание к _(театру)_. Друзья и _(братья)_ Чехова вспоминают, что с детских лет Антоша отличался артистическими способностями и необыкновенным чувством юмора. - Давайте будем проверять, что у вас получилось. Пока один читает в слух – остальные ребята, проверяют у себя и рядом с правильным вариантом ответа ставят плюс. - (Имя), читай первое предложение. (Имя), читай второе предложение. (Имя), третье предложение. И (Имя), читай четвертое предложение. - Ребята, сейчас подсчитайте количество плюсов, которое у вас получилось. - У кого получилось 4 плюса? У кого три? У кого два? - Ребята, молодцы! У нас с вами получилось пройти первую станцию, вспомнить биографию Антона Павловича Чехова, сейчас каждый у себя в маршрутном листе отметьте станцию 1 галочкой. И мы переходим к следующей станции. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; познавательные УУД (отвечают письменно на вопросы;), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: помнят рассказ «Мальчишки» и её основные события. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу Задача: подготовка мышления учащихся и применение уже имеющихся знаний. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - (Имя), прочитай нам ее. - И на второй станции Рассказ «Мальчики», мы с вами познакомимся с остальной частью рассказа. В начале урока мы с вами актуализировали знания, которыми вы уже владеете. Сейчас я предлагаю, глядя на изображение на слайде, предположить: как вы думаете, что будет дальше? Что происходило с героями рассказа? - Как вы думаете, устроят ли мальчики побег? - Дойдут ли они до Америки? - Поймают ли их? - Если их поймают, то накажут? - Обучающиеся высказывают свои предположения. - Спасибо, что поделились своими идеями. - А сейчас, я предлагаю каждому из вас проверить свое предположение. - Обратите внимание на задание, которое вам предложено на второй станции. - Для того, чтобы нам с вами познакомиться с продолжением рассказа – я предлагаю вам использовать прием «Незаконченные предложения». Сейчас я буду читать текст с остановками – ваша задача, внимательно слушать отрывок и заполнять предложения по смыслу. К каждому отрывку относится одно незаконченное предложение, в маршрутном листе они у вас пронумерованы. - (Имя), скажи нам пожалуйста, сколько предложений вам необходимо будет продолжить? (5) - Верно. Давайте начнем. (первый отрывок вся страница 130, второй – 131, третий – 132, четвертый – 132, пятый - 133) - У обучающихся в маршрутном листе: 1)«Володя начал тихо плакать, потому что…» (ему стало жалко свою маму) 2)«Когда Чечевицын понял, что Володя боится, он начал…» (уговаривать его) 3)«Все было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что …» (мальчиков нет дома) 4)«Оказалось, что мальчиков …» (задержали в городе) 5)«Когда уезжал Чечевицын, лицо у него было…» (надменное) - После каждого отрывка: - Ребята, как вы продолжили первое предложение? Каждый проверяет себя, если верно – ставит плюс. - Слушаем отрывок дальше. Снова проверяем предложение, если верно – ставим плюс. - Слушаем следующий отрывок. Снова, (имя), проверяем предложение – прочитай нам его. Если совпало – ставим плюс. - Слушаем следующий отрывок и проверяем. Если все верно – ставим плюс. - Сейчас подсчитываем количество правильных предложений. Ребята, обратите внимание на то, что ваше окончание должно по смыслу подходить с правильным ответом. Отлично. - У кого все 5 предложений прописаны верно, поднимите руку. - У кого 4 предложения оказались верными. А у кого три? - Молодцы ребята. Мы с вами выполнили вторую станцию и в своем маршрутном листе вы можете отметить ее галочкой. | Личностные: проявляют интерес к теме урока, демонстрируют желание анализировать героев рассказа «Мальчики». Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; прогнозируют содержание текста художественного произведения по изображению жанру и осознавать цель дальнейшего чтения; коммуникативные УУД (участвуют в диалоге отвечают на вопросы учителя). |
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность | | - И сейчас я предлагаю вам выполнить физминутку, немного отдохнуть и снять напряжение. - Выполним упражнение, которое называется «Кулак-ребро-ладонь» - Сейчас я буду показывать и проговаривать вам движения, ваша задача в своем темпе их повторять. - Начнём. - Молодцы, можете присаживаться на места. | |
. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу Задача: подготовка мышления учащихся и применение уже имеющихся знаний. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - (Имя), прочитай как называется третья станция. - И для того, чтобы нам с вами проанализировать поведение героев, я предлагаю вам устно обсудить их характеристику и затем выполнить задание в маршрутном листе. - Ребята, давайте обсудим, какой образ, во время прочтения у вас сложился о Володе? (Положительный) - Какой поступок показал вам, что Володя положительный персонаж? (он не хотел без спроса родителей уезжать из дома) - Давайте подумаем, какими качествами обладает Володя? (добрый, веселый, воспитанный, любит своих родителей, ведомый – это означает то, что он склонен идти на поводу у других людей) - Ребята, а есть из вас те, кто похож на Володю своими качествами характера? - Здорово. Спасибо что поделились своим мнением. - А сейчас я предлагаю вам обсудить, какой образ у вас сложился о его товарише, Чечевицыне? - Из-за какого поступка у вас сложилось такое впечатление о нем? (он уговаривал Володю делать то, что он не хочет) - Как вы считаете, какими качествами обладает Чечевицын? (смелый, настойчивый, серьезный, эгоистичный – это значит то, что он больше думает о своих потребностях и желаниях и не думает о переживаниях других) - Ребята, а есть из вас те, кто больше похож на товарища Володи? - Хорошо, спасибо что поделились своим мнением. - Значит, какой вывод мы можем с вами сделать, проанализировав поведение героев? - Володя в силу своего характера и воспитанности – подумал о том, а что будут чувствовать его родители, если он решит уехать без спроса в Америку. А его товарищ, Чечевицын – был слишком увлечен этим путешествием и как-будто не видел перед собой каких-либо преград. Он вел себя эгоистично по отношению к Володе и не обращал внимание на то, какие последствия их могут ждать. - Значит какой вывод мы можем с вами сделать? - Верно ребята. Автор рассказа учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. | Личностные: проявляют интерес к теме урока, демонстрируют желание анализировать героев рассказа «Мальчики». Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; оценивают свою работу; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке;), познавательные УУД (фиксируют полученную информацию с помощью карточек; используют текстовый материал в своих письменных высказываниях) коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: осмысленно слушают продолжение рассказа «Мальчики», анализируют поведение героев рассказа. |
5. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Хорошо. Мы с вами обсудили характеристику главных героев рассказа, сейчас я предлагаю вам обратить внимание на задание в маршрутном листе под цифрой три. - Вам предложено две колонки. Одна колонка это – Володя, а вторая колонка это – Чечевицын. В задании вам представлены опорные слова – ваша задача распределить их по колонкам, учитывая характеристику героев, которую мы сейчас обсудили. Опорные слова для обучающихся: (добрый, веселый, ведомый, воспитанный, эгоистичный, смелый, настойчивый, серьезный) - На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты, затем будем проверять. - Давайте проверим, что у вас получилось. (Имя), прочитай нам пожалуйста, какие качества ты отнес к Володе – а остальные ребята смотрят у себя в маршрутном листе и при необходимости дополняют. (добрый, веселый, ведомый, воспитанный) - У кого получилось так же – покажите класс. - Хорошо. Сейчас вторую колонку прочитает нам (Имя), прочитай нам пожалуйста, что ты в нее записала. Остальные ребята так же внимательно проверяют себя и при необходимости дополняют своего одноклассника. (эгоистичный, смелый, настойчивый, серьезный) - У кого получилось так же – покажите класс. - Хорошо, ребята. Вы большие молодцы! Мы с вами можем переходить к последней станции. | Личностные: проявляют уважительное отношение к биографии Чехова, заинтересованность в рассказе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию познавательные УУД (находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, используют найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях; овладевают некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями (портрет, граф), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: анализируют поведение героев рассказа. |
6. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать содержательную рефлексию обучающихся, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - И так, какая же тема была у нас сегодня на уроке? (Рассказ Чехова «Мальчики») - Какие задачи мы решали на уроке? • Вспомнить биографию Антона Павловича Чехова • Дочитать рассказ «Мальчишки» • Проанализировать героев рассказа - Что мы с вами делали, чтобы решить задачи урока? (работали с маршрутным листом) - Получилось ли у нас с вами закрепить знания о рассказе «Мальчики»? - Отлично. И сейчас я предлагаю вам оценить себя на сегодняшнем уроке и карандашом поставить себе оценку в маршрутном листе. Только будьте внимательны, выставляя себе оценку вы должны аргументировать свой ответ. - Если сегодня на уроке вы были активны, выполняли все задания без ошибок – поставьте себе 5. - Если сегодня на уроке вы проявляли активность, но не все задания выполняли верно – поставьте себе 4. - Если сегодня на уроке вы старались быть активным, но многие здания выполнили не верно, или испытывали трудности в их выполнении – поставьте себе оценку 3. - Давайте проверим. Кто поставил себе 5, поднимите руку? - (Имя), почему ты поставил себе 5? - Спасибо. Ребята, кто поставил себе 4? Почему? - Спасибо. Кто поставил себе 3? Почему? - Ребята, вы большие молодцы, сегодня были очень продуктивны и внимательны. - Спасибо вам за урок! До свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: знают биографию Антона Павловича Чехова; ориентируются в рассказе «Мальчики», анализируют поведение героев рассказа. |