Конструкт коррекционно-развивающего занятия по математике
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Полухиной Ларисы Олеговны
Дата: 20.10.21
Класс: 1 «Д»
УМК: «Школа России»
ФИО методиста: Горожанцева Марина Алексеевна Оценка:____ Подпись:_______
ФИО учителя: Сонина Анастасия Юрьевна
Тема урока: «Решение текстовых задач»
Цель урока: закрепить умение решать текстовые задачи.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к теме урока, любознательность; способность к оценке своей учебной деятельности;
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивные УУД: (волевую саморегуляцию; умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок); сформированность познавательных УУД: (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии); сформированность коммуникативных УУД: (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера);
Предметные: обучающиеся демонстрируют умения решать текстовые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение.
Задачи:
Коррекционно - воспитательная: воспитывать интерес к теме урока, любознательность; способность к оценке своей учебной деятельности;
Коррекционно -развивающая: развивать сформированность регулятивные УУД: (волевую саморегуляцию; умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок); сформированность познавательных УУД: (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии); сформированность коммуникативных УУД: (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера);
Коррекционно - образовательная: актуализировать умения решать текстовые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
• принцип наглядности
• принцип деятельности
Принципы воспитания:
• создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Принципы коррекционного образования:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• принцип учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся;
• деятельностный принцип;
• принцип развития и коррекции высших психических функций.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием);
Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль);
Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание);
Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация);
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение);
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта (поручение, пример);
Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение);
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная,парная
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: текст с изм. на 2013 год
Примерная адаптированная основа образовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (ПАООП ЗПР).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» (начальное общее образование) Утверждена приказом директора Средней школы № 21 от 30.08.2021. № 140
СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийная презентация,
Индивидуальное: тетрадь, дневник, пенал, карточки с задачей;
Структура урока:
Вводная часть
Организационный момент
Сообщение темы и цели занятия
Основная часть
Разминка
Упражнения на повторение
Упражнение на закрепление
Упражнение на отработку
Заключительная часть
Рефлексия прошедшего занятия
Подведение итогов
Ход урока:
Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат (УУД) | |
Вводная часть 1.1 Организационный момент Коррекционно -воспитательная: воспитывать интерес к теме урока, любознательность; Коррекционно -Развивающая: развивать сформированность регулятивных УУД: волевую саморегуляцию. | Методы обучения: •Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; •Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (предъявление педагогического требования) Методы интерактивного обучения: •Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации | - Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Олеговна, и сегодня занятие по математике проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте должна лежать: рабочая тетрадь и пенал. - Те, у кого есть все необходимые принадлежности, может присаживаться на свое место. - Предлагаю вам поиграть в игру «Нос пол потолок». Я буду показывать вам движения и называть их – ваша задача, внимательно слушая то, о чем я говорю, выполнить движение правильно. Будьте внимательны – я могу вас путать. - Молодцы ребята! У вас хорошо получилось! Сейчас давайте присядем на свои места и на протяжении всего занятия, будем такими же внимательными! - Открываем свои тетради и по центру отступаем три клеточки вниз от предыдущей работы – записываем дату. Сегодня 20 октября. Не забываем о правилах посадки и том, что в тетради мы пишем аккуратно. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют интерес к теме урока, любознательность; Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию. | |
1.2 Сообщение темы и цели занятия Задача: совместно с обучающимися сформулировать тему и цель урока, актуализировать знания по данной теме. | Методы обучения: •Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; •Наглядные (демонстрация) Методы интерактивного обучения: •Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы воспитания: •создание ситуации успеха | - И сейчас я предлагаю вам отгадать, как будет называться тема нашего занятия. Обратите внимание на доску. - Вам необходимо вставить пропущенное слово, вместо изображения. Попробуйте расшифровать этот ребус. (На доске: Решение ... задач) - Верно, тема нашего занятия: «Решение текстовых задач» - Ребята, знакома ли вам эта тема? - Значит нам нужно будет изучить ее или закрепить? - Верно закрепить. Кто может полным предложением назвать, что нам сегодня с вами предстоит сделать. - Верно. Сегодня на занятии мы сможем закрепить знания о текстовых задачах. | Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательных УУД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия; | |
2. Основная часть 2.1 Разминка | Методы обучения: •Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) Методы воспитания: •использование игр и игровых форм организации обучения | - И прежде чем приступить к решению задач, я предлагаю вам немного размяться. - Для этого я предлагаю вам подняться и поиграть в игру «молекулы». Сейчас вы под музыку будете двигаться по классу, а когда я назову число, вам нужно будет собраться в группы по столько человек, какое число я назвала. - Кому не понятно, что мы будем делать? - Хорошо. Можете садиться. | Регулятивные УУД: демонстрируют волевую саморегуляцию; Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; | |
2.2 Упражнение на повторение | Методы обучения: •Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) •Наглядные (демонстрация) Методы интерактивного обучения: •Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы воспитания: •создание ситуации успеха •поощрение и порицание •использование игр и игровых форм организации обучения | - И сейчас я предлагаю нам с вами повторить, как решаются задачи на нахождение суммы. У каждого из вас на парте лежит карточка с задачами. Обратите внимание на задачу №1. - Прочитайте задачу каждый про себя. - Второй раз читает задачу Кристина, а вы внимательно слушаете и думаете о ком/чем задача. У Маши было 4 конфеты, а у Кати 5 конфет. Сколько всего конфет было у девочек? - О ком или о чем задача? (о конфетах) - Для того чтобы лучше понять условие задачи давайте составим краткую запись. Я пишу на доске, а вы у себя в тетрадях. Для этого отступите клетку вниз. - О каких девочках идет речь в задаче? (Маши и о Кати) - Обозначим девочек первыми буквами их имен. - Сколько конфет было у Маши? (4 конфеты) - Сколько конфет было у Кати? (5 конфет) - На какой вопрос в задаче нам нужно ответить? (сколько всего) - Прочитайте вопрос задачи. Как нам его обозначить в краткой записи? (знаком ?) М. – 4 (к.) К. – 5 (к.) Всего - ? (к.) - Можно ли на вопрос задачи ответить сразу? (да) - То есть задача какая? (простая) - Каким действием мы можем ответить на вопрос задачи? (действием сложение) Давайте запишем. Что с чем мы будем складывать? (конфеты Маши с конфетами Кати) - Запишите решение задачи самостоятельно у себя в тетради. 4 + 5 = 9 (к) Давайте проверим. Для этого подставьте в задачу вместо вопроса число, которое мы нашли. Какое? (9) - Прочитайте какой текст получился. - Правильно мы решили задачу? (да) Запишите полный ответ. Ответ: 9 конфет. - Молодцы ребята, мы с вами повторили как решаются задачи на нахождение суммы. | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера; Предметные: обучающиеся демонстрируют умения решать текстовые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение. | |
2.3 Упражнение на закрепление | Методы обучения: •Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) •Наглядные (демонстрация) Методы интерактивного обучения: •Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы воспитания: •создание ситуации успеха •поощрение и порицание •использование игр и игровых форм организации обучения | - Сейчас я предлагаю вам закрепить ваши знания о решении задач на вычитание. Обратите внимание на задачу № 2 в вашей карточке. - Прочитайте задачу каждый про себя. - Второй раз читает задачу Кристина, а вы внимательно слушаете и думаете о ком/чем задача. У Маши было 4 конфеты, она съела 1 конфету. Сколько конфет осталось у Маши? - О ком или, о чем задача? (о конфетах) - Для того чтобы лучше понять условие задачи давайте составим краткую запись. Я пишу на доске, а вы у себя в тетрадях. Для этого отступите клетку вниз. - О ком идет речь в задаче? (о Маше) - Сколько конфет было у Маши? (4 конфеты) - Что она сделала с конфетами? (съела) - Сколько конфет она съела? (1 конфету) - На какой вопрос в задаче нам нужно ответить? (сколько всего осталось) - Прочитайте вопрос задачи. Как нам его обозначить в краткой записи? (знаком ?) Было – 4 (к.) Съела – 1 (к.) Осталось - ? (к.) - Можно ли на вопрос задачи ответить сразу? (да) - То есть задача какая? (простая) - Каким действием мы можем ответить на вопрос задачи? (действием вычитания) - Почему вычитанием? (потому что нужно узнать, сколько осталось) Давайте запишем. Что из чего мы будем вычитать? (сколько было и сколько съела) - Запишите решение задачи самостоятельно у себя в тетради. 4 – 1 = 3 (к.) Давайте проверим. Для этого подставьте в задачу вместо вопроса число, которое мы нашли. Какое? (3) - Прочитайте какой текст получился. - Правильно мы решили задачу? (да) Запишите полный ответ. Ответ: 3 конфеты. - Молодцы ребята! И прежде чем мы с вами приступим к решению следующих задач – я предлагаю вам встать со своих мест и сделать гимнастику для глаз. - Давайте закроем глазки, затем откроем. Поморгаем ими. Посмотрим глазками влево, не поворачивая голову, затем плавно посмотрим в право. Затем посмотрим вверх и плавно вниз. - Молодцы, присаживайтесь на свои места! Давайте продолжим! | Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; Предметные: обучающиеся демонстрируют умения решать текстовые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение. | |
2.4 Упражнение на отработку | Методы обучения: •Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: предъявление педагогического требования) •Наглядные (демонстрация) Методы интерактивного обучения: •Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации Методы воспитания: •создание ситуации успеха •поощрение и порицание •использование игр и игровых форм организации обучения | - И сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задачу на отработку ваших знаний. - Обратите внимание в карточке у вас есть задача № 3. Сейчас вы тихонечко в паре обсуждаете как можно решить эту задачу, затем записываете решение. А Тимофей будет у нас работать за доской. - Читаем задачу и записываем ее краткую запись. У Юры было 6 книжек, а у Вовы на 3 книжки меньше. Сколько книжек было у Вовы? (за доской записывает Тимофей) Ю. – 6 (к) В. -? на 3 (к) м. 6 – 3 = 3 (к) Ответ: 3 книги. - Давайте будем проверять, что у вас получилось. - Аня, прочитай нам пожалуйста задачу. - О ком или, о чем задача? (о книжках) - О каких мальчиках идет речь в задаче? (О Юре и Вове) - Сколько книг было у Юры? (6 книг) - А сколько книг было у Вовы? (на 3 книжки меньше) - На какой вопрос в задаче нам нужно ответить? (сколько книжек было у Вовы) - Значит, какое действие нам необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (вычесть) - Верно. Какой ответ получился? (3 книги) - Молодцы ребята! *коррекционная работа в случае, если обучающиеся выполнят сложение, а не вычитание* - Ребята, давайте обратим внимание на вопрос задачи. Что нам нужно найти? (сколько книжек было у Вовы) - Что нам известно про Вову? (у него на 3 книги меньше чем у Юры) - Обратите внимание на схему на доске. Схема «на сколько-то меньше…» указывает нам на какое действие? (вычитание) - Значит, что из чего мы должны вычесть? - Верно. Молодцы. - Следующую задачу я предлагаю решить вам самостоятельно, затем мы с вами будем проверять. Посмотрите на задачу № 4. Так же оформляем в тетради, отступаем от предыдущей задачи клетку. У Никиты было 4 книжки, а у Юры на 3 книжки больше. Сколько книжек было у Юры? Н. – 4 (к) Ю. - ? на 3 (к) б. 4 + 3 = 7 (к) Ответ: 7 книг у Юры. - Давайте проверим, кто решил задачу верно? - Молодцы. Те, кто решил неверно – какие затруднения у вас возникли? (при необходимости разбираем) - Хорошо. Вы молодцы! | Личностные УУД: демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию; Предметные: обучающиеся демонстрируют умения решать текстовые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение. | |
3. Заключительный этап. 3.1 Рефлексия прошедшего занятия | Методы обучения: •Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы интерактивного обучения: •Методы рефлексивной деятельности Методы воспитания: •создание ситуации успеха •поощрение и порицание | - Ребята, время нашего занятия подходит к концу. Давайте оценим себя. - На слайде у меня предложения, которые нужно продолжить. - Нужно выбрать только одно предложение. • Мне было трудно… • Мне было интересно… • У меня получилось… - Спасибо, ребята. Было интересно вас слушать. | Личностные УУД: демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию; |
3.2 Подведение итогов. | Методы обучения: •Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы интерактивного обучения: •Методы рефлексивной деятельности Методы воспитания: •создание ситуации успеха •поощрение и порицание | - Ребята, что сегодня на занятии мы с вами повторяли? - Какую цель ставили в начале занятия? - У нас получилось ее достичь? - Что мы делали для того чтобы ее достичь? - Ребята, спасибо вам за урок. Многие из вас сегодня были активны и внимательны. - Спасибо за занятие, до свидания! | Личностные УУД: демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности; Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; Регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию; |