СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по музыке, на тему: "Печаль моя светла"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по музыке, на тему: "Печаль моя светла"»

Конструкт урока по музыке

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Полухиной Ларисы Олеговны

Дата: 26.05.2021

Класс: 2 «Г»

ФИО учителя класса: Красильников Виталий Дмитриевич

ФИО методиста: Суворкова Эльвира Анатольевна Оценка:_____ Подпись:____________

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Печаль моя светла»

Тип урока: Открытие нового знания

Планируемый результат:

  • Личностные: обучающиеся демонстрируют — музыкально-эстетические чувства, проявляющиеся себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»

  • Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о творчестве русского композитора М.И. Глинки и австрийского композитора В. Моцарта, обучающиеся умеют определять средства выразительности: темп, тембр, регистр, динамика, музыка.

Цель: формирование познавательных УУД посредством ознакомления с особенностями музыкального стиля М.И. Глинки и В. Моцарта, их композиций в процессе изучения темы «Печаль моя светла».

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать музыкально-эстетические чувства, проявляющиеся себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»

  • Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством русского композитора М.И. Глинки и австрийского композитора В. Моцарта, обучающиеся умеют определять средства выразительности: темп, тембр, регистр, динамика, музыка.


Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

  • Воспитывать через взаимодействие;

  • Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

  • Воспитание через творчество.

Принципы обучения:

  • Принцип деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип минимакса;

  • Принцип психологической комфортности.

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;

  • Методы осмысления социального опыта: беседа;

  • Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха.

Методы обучения:

  • По источнику получения знаний:

  • словесные: объяснение, беседа, напоминание

  • наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ приёмов выполнения

  • практические: упражнения

  • По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • объяснительно-иллюстративные

  • проблемное изложение изучаемого

  • частично-поисковые

  • Методы развития познавательного интереса:

  • формирование готовности к восприятию

  • создание ситуаций творческого поиска

Методы музыкального обучения и воспитания:

  • развития навыков хорового пения;

  • обучения слушанию музыки: методы музыкального обобщения, интонационно-стилевого постижения музыки, художественного контекста, активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность);

  • развития навыков инструментального музицирования (игра на музыкальных инструментах)

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная


Список литературы:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Рабочая программа по музыке 1-4 классы. УМК Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С, 2011 год. – с.177 -178.

  3. Рабочая программа музыка 2 класс. Школа России 2015 год.



Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):


1. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

2. Актуализация знаний. Выявление проблемы (6 минут)

3. Решение проблемы (25 минут)

4. Первичное закрепление (6 минут)

6. Рефлексия (5 минут)



Оформление учебного кабинета, макет доски:



Тема:

Задачи:


26 мая.

презентация



Ход урока

Этап урока

Методы, формы, средства

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты с учетом формируемых УУД


1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: обеспечить положительную мотивацию обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование.

словесные: напоминание.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Олеговна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

- Сейчас тихо присядут девочки, затем еще тише присядут мальчики.

- Давайте посмотрим на своего товарища по парте и подарим ему свою нежную и добрую улыбку!

- Здорово ребята. В нашем классе сразу стало светлее и уютнее!

Личностные: обучающиеся демонстрируют — овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

Задача: актуализировать и систематизировать знания, которые будут необходимы при изучении нового материала. Формулировка целей и задач совместно с обучающимися;

усвоение

обучающимися знаний и способов деятельности на

уровне их применения в разнообразных ситуациях.

Метод обучения: словесный(беседа);

Наглядный(презентация).

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;

Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

объяснительно-иллюстративные

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:

наблюдение за практической деятельностью.

Методы музыкального обучения и воспитания:

-активизации деятельности школьников



- Ребята, на прошлых уроках музыки вы много говорили о различных композиторах, слушали их произведения и даже научились выполнять анализ произведений.

- Давайте с вами вспомним, какие средства выразительности существуют в музыке?

- Но вспомним мы с вами это необычным образом! Обратите внимание на доску.

- Что на ней изображено? (серединка цветка)

- На ней у нас с вами отмечено средство музыкальной выразительности. Кто может дать ему определение?

- Так, хорошо. Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков.

- Верно, и сейчас, перечисляя средства выразительности мы будем собирать по одному лепестку ромашки!

- Сейчас внимательно слушайте определение, и по поднятой руке можете высказать свой ответ.

- Как называется скорость звучания музыки? (темп)

- Здорово, мы с вами разгадали первый лепесток нашей ромашки.

- Слушаем дальше. Как называется громкость звучания музыки? (динамика)

- Молодцы! Прикрепляем еще один лепесток!

- Как называется окраска звука в музыке? (тембр)

- И еще один лепесток появляется на нашей ромашке!

- Как называется отрезок диапазона какого-либо музыкального инструмента или певческого голоса? (регистр)

- Молодцы! Прикрепляем лепесток.

- Хорошо. А какая бывает мелодия? (быстрая и медленная)- это темп. Прикрепляем лепесток

- Молодцы, и последний вопрос: как называется взаимосвязь звуков, разных по высоте? Он определяет характер мелодии, характер гармонии, сочетание звуков. (лад) Лад может быть мажорным и минорным.

- Здорово! Повторяя средства выразительности, мы с вами собрали целую ромашку!

- Ребята, а давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о музыкальных инструментах)

- С творчеством какого композитора вы знакомились? (с творчеством Баха)

- Совершенно верно ребята. А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам обратить внимание на доску.

- Представляете, буквы рассыпались, и для того, чтобы узнать тему урока – нужно составить из них словосочетание. Давайте попробуем.

(ПЧЕАЬЛ ЯМО СВТЕАЛ) – Печаль моя светла

- Совершенно верно ребята. Тема нашего урока: Печаль моя светла

- Давайте снова обратим внимание на доску. Кто нам может назвать, чьи портреты представлены на слайде?



Дмитрий Борисович Кабалевский


- Вы знакомились с композитором Д. Кабалевским на прошлом уроке музыки.

- Как вы думаете, можем ли мы сегодня на уроке продолжить знакомство с творчеством русских композиторов?

- Это будет первой задачей нашего урока.

1. Продолжить знакомство с творчеством русского композитора Глинкой М. И.

- А сравнивать музыку русского композитора мы будем с музыкой австрийского композитора В. Моцарта!

- Ребята, а хотелось бы вам прослушать произведения русского и австрийского композитора и сравнить их между собой?

- Я тоже думаю, то что это будет интересно! Поэтому наша вторая задача:

2. Прослушать и проанализировать произведения «Жаворонок» М.И. Глинки и «Весенняя» В.Моцарта

- И нашей третье задачей будет:

3. Организовать исполнение музыкальных произведений, используя музыкальные инструменты.

- Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с творчеством Глинки и прикоснуться к творчеству Моцарта.

Личностные: обучающиеся демонстрируют — овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

Предметные: демонстрируют знания о композиторе П.И. Чайковском и его произведении.



3. Открытие новых знаний и способов действий по изученному материалу

Задача:  открытие

обучающимися знаний и способов деятельности на

уровне их применения в разнообразных ситуациях.



Метод обучения: словесный (беседа);

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;

Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха.

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

словесные: объяснение, беседа

наглядные: демонстрация, иллюстрация,

По уровню включения в продуктивную деятельность:

проблемное изложение изучаемого

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию

создание ситуаций творческого поиска

Методы музыкального обучения и воспитания:

активизации деятельности школьников:

(выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность);


- Ребята, как вы думаете, с чем связана тема: «Печаль моя светла»?

- Почему именно такое название?

- Спасибо за ответы, я с вами согласна. Сегодня мы с вами будем учиться определять лад произведения, его настроения и чувства, которые нам хочет передать композитор.


Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.


Впервые романс появился в Средние века в Испании. Он представлял собой стих на местном наречии, который описывал лирические переживания, а также исторические события. В 18 веке романс становится популярным не только в Испании, но и в других европейских странах.

Это была песня без припева, которая чаще всего описывала какие-либо любовные переживания. Исполнялась она под аккомпанемент музыкальных инструментов. От исполнителя требовалось не столько профессиональное пение, сколько правильная передача настроения романса.

В России этот жанр получил свое распространение в 19 веке, когда лидирующим литературным направлением был романтизм. Очень часто романс сочетал в себе черты цыганских песен.

Особой популярности в России романс достиг в начале 20 столетия. Романс начал разделяться на несколько жанров, к примеру, классический, цыганский, казачий, жестокий, городской. Можно назвать несколько известных авторов романсов: М. И. Глинка, Б. А. Прозоровский, П. И. Чайковский.


Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом:


  • Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.

  • В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.

  • В романсе обычно не бывает припева.

  • История романса начинается еще в средневековой Испании, где странствующие поэты начали сочинять и исполнять песни отличные от популярных в то время церковных хоралов.

  • Свое название этот романтический жанр получил от названия языка, на котором они исполнялись. В XIV веке испанский язык назывался романским.

  • Расцвет романса пришелся XVIII век, когда поэзия великих немецких поэтов вдохновляла композиторов на написание чувственной музыки.

- И сегодня на уроке я предлагаю вам послушать романсы Глинки и Моцарта, сравнить их. Какие чувства передает первый композитор, а какие – второй. Какое настроение у этой музыки?

- Это то, с чем мы сегодня с вами будем работать.

- Сейчас ребята внимательно слушаем первое произведение Глинки «Жаворонок» и потом, мы снова с вами обратимся к ромашке, которую составили в начале урока, обговаривая то, в каком характере исполнялось данное произведение.

- Для того, чтобы вам было удобно, давайте откроем учебник на странице 122. Так же на вашей парте лежат таблица, которую вам необходимо будет заполнять в процессе анализа произведения.

Средство выразительности

М. Глинка

«Жаворонок»

В. Моцарт

«Весенняя»

Темп



Тембр



Регистр



Мелодия



Лад



Ритм



Динамика



- Давайте внимательно прослушаем произведение.

- Слушая это произведение, у меня возникало чувство печали внутри, и даже какой-то тоски.

- А какие чувства у вас вызвало это произведение?

- Спасибо за ответы ребята.

- Вот сейчас нам с вами понадобится ромашка, которую мы с вами составили ранее.

- Какой темп был у этого произведения? (медленный).

- Верно, обратимся к следующему лепестку.

- Какой тембр был у этого произведения? (тихий, нежный)

- А что вы можете сказать о регистре? (средний)

- Какая мелодия была? Быстрая или медленная? (медленная)

- Какой лад был у музыки? (минорный)

- Какой ритм у музыки? (равномерный)

- Какая динамика музыки? (тихая)

- Так хорошо, молодцы. И сейчас я предлагаю вам для сравнения прослушать произведение Моцарта. Мы с вами будем заполнять вторую колонку, под названием Моцарт.

- Внимательно слушаем произведение Моцарта «Весенняя»

- Какой темп был у этого произведения? (средний).

- Верно, обратимся к следующему лепестку.

- Какой тембр был у этого произведения? (веселый, одинаковый)

- А что вы можете сказать о регистре? (равномерный)

- Какая мелодия была? Быстрая или медленная? (быстрая)

- Какой лад был у музыки? (мажорный)

- Ритм музыки? (равномерный)

- Какая была динамики музыки? (громкая)

- Ребята, вот у нас с вами и получилось собрать ромашку!

Личностные: обучающиеся демонстрируют —музыкально-эстетические чувства, проявляющиеся себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о композиторе М.И. Глинка и Моцарта, обучающиеся умеют определять средства выразительности: темп, тембр, регистр, динамика, музыка.

4. Первичное закрепление.

Задача:

выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий.


Методы обучения:

По источнику получения знаний:

словесные: беседа,

Методы музыкального обучения и воспитания

  • развития навыков инструментального музицирования

( игра на музыкальных инструментах)

  • развитие навыков хорового пения

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исполнителей.

- Сейчас мы с вами снова прослушаем произведение Моцарта «Весенняя» и в соответствии с его характером, настроением – используя музыкальные инструменты мы с вами исполним это произведение.

- Первому ряду выдаю треугольник, второму – колокольчик и третьему – ксилофон. (с деревянными пластинами)

- Сейчас внимательно слушаем музыку и подстраиваемся под нее.

- Сначала ударяет в треугольник первый ряд, затем в колокольчик – второй ряд и после в ксилофон – третий ряд. Давайте попробуем.

- Здорово получилось! Молодцы ребята! Сегодня мы с вами побыли в роли музыкантов!

- Ребята, я знаю, что на прошлых уроках вы учили песню «Вместе весело шагать», поэтому предлагаю исполнить эту песню целиком. (поют песню)

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о произведениях М.И. Глинка и Моцарта.

5. Рефлексия

Задача: создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся; совместно с обучающимися подвести итоги урока

Методы воспитания:

Методы осмысления социального опыта: беседа;

Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение.


- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним тему нашего урока? (Печаль моя светла)

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Что нового вы узнали про Романс? Какие произведение прослушивали?

- Сейчас, я предлагаю вам оценить себя на уроке. Для этого я предлагаю вам, нарисовать веселое улыбчивое лицо на выданных карточках, если у вас все получалось на уроке, вам было интересно, и информация была полезна. Грустное лицо, если вам было неинтересно, скучно и информация была бесполезной.

- Поднимите ваши карточки, я нарисовала улыбчивое лицо, потому что вы работали дружно, были внимательными, спасибо вам, до свидания.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;