2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации Задача: актуализировать и систематизировать знания, которые будут необходимы при изучении нового материала. Формулировка целей и задач совместно с обучающимися; усвоение обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях. | Метод обучения: словесный(беседа); Наглядный(презентация). Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха. По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение за практической деятельностью. Методы музыкального обучения и воспитания: -активизации деятельности школьников | - Ребята, на прошлых уроках музыки вы много говорили о различных композиторах, слушали их произведения и даже научились выполнять анализ произведений. - Давайте с вами вспомним, какие средства выразительности существуют в музыке? - Но вспомним мы с вами это необычным образом! Обратите внимание на доску. - Что на ней изображено? (серединка цветка) - На ней у нас с вами отмечено средство музыкальной выразительности. Кто может дать ему определение? - Так, хорошо. Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков. - Верно, и сейчас, перечисляя средства выразительности мы будем собирать по одному лепестку ромашки! - Сейчас внимательно слушайте определение, и по поднятой руке можете высказать свой ответ. - Как называется скорость звучания музыки? (темп) - Здорово, мы с вами разгадали первый лепесток нашей ромашки. - Слушаем дальше. Как называется громкость звучания музыки? (динамика) - Молодцы! Прикрепляем еще один лепесток! - Как называется окраска звука в музыке? (тембр) - И еще один лепесток появляется на нашей ромашке! - Как называется отрезок диапазона какого-либо музыкального инструмента или певческого голоса? (регистр) - Молодцы! Прикрепляем лепесток. - Хорошо. А какая бывает мелодия? (быстрая и медленная)- это темп. Прикрепляем лепесток - Молодцы, и последний вопрос: как называется взаимосвязь звуков, разных по высоте? Он определяет характер мелодии, характер гармонии, сочетание звуков. (лад) Лад может быть мажорным и минорным. - Здорово! Повторяя средства выразительности, мы с вами собрали целую ромашку! - Ребята, а давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о музыкальных инструментах) - С творчеством какого композитора вы знакомились? (с творчеством Баха) - Совершенно верно ребята. А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам обратить внимание на доску. - Представляете, буквы рассыпались, и для того, чтобы узнать тему урока – нужно составить из них словосочетание. Давайте попробуем. (ПЧЕАЬЛ ЯМО СВТЕАЛ) – Печаль моя светла - Совершенно верно ребята. Тема нашего урока: Печаль моя светла - Давайте снова обратим внимание на доску. Кто нам может назвать, чьи портреты представлены на слайде? Дмитрий Борисович Кабалевский - Вы знакомились с композитором Д. Кабалевским на прошлом уроке музыки. - Как вы думаете, можем ли мы сегодня на уроке продолжить знакомство с творчеством русских композиторов? - Это будет первой задачей нашего урока. 1. Продолжить знакомство с творчеством русского композитора Глинкой М. И. - А сравнивать музыку русского композитора мы будем с музыкой австрийского композитора В. Моцарта! - Ребята, а хотелось бы вам прослушать произведения русского и австрийского композитора и сравнить их между собой? - Я тоже думаю, то что это будет интересно! Поэтому наша вторая задача: 2. Прослушать и проанализировать произведения «Жаворонок» М.И. Глинки и «Весенняя» В.Моцарта - И нашей третье задачей будет: 3. Организовать исполнение музыкальных произведений, используя музыкальные инструменты. - Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с творчеством Глинки и прикоснуться к творчеству Моцарта. | Личностные: обучающиеся демонстрируют — овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Предметные: демонстрируют знания о композиторе П.И. Чайковском и его произведении. |
3. Открытие новых знаний и способов действий по изученному материалу Задача: открытие обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях. | Метод обучения: словесный (беседа); Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха. Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: объяснение, беседа наглядные: демонстрация, иллюстрация, По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию создание ситуаций творческого поиска Методы музыкального обучения и воспитания: активизации деятельности школьников: (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность); | - Ребята, как вы думаете, с чем связана тема: «Печаль моя светла»? - Почему именно такое название? - Спасибо за ответы, я с вами согласна. Сегодня мы с вами будем учиться определять лад произведения, его настроения и чувства, которые нам хочет передать композитор. Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента. Впервые романс появился в Средние века в Испании. Он представлял собой стих на местном наречии, который описывал лирические переживания, а также исторические события. В 18 веке романс становится популярным не только в Испании, но и в других европейских странах. Это была песня без припева, которая чаще всего описывала какие-либо любовные переживания. Исполнялась она под аккомпанемент музыкальных инструментов. От исполнителя требовалось не столько профессиональное пение, сколько правильная передача настроения романса. В России этот жанр получил свое распространение в 19 веке, когда лидирующим литературным направлением был романтизм. Очень часто романс сочетал в себе черты цыганских песен. Особой популярности в России романс достиг в начале 20 столетия. Романс начал разделяться на несколько жанров, к примеру, классический, цыганский, казачий, жестокий, городской. Можно назвать несколько известных авторов романсов: М. И. Глинка, Б. А. Прозоровский, П. И. Чайковский. Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом: Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна. В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля. В романсе обычно не бывает припева. История романса начинается еще в средневековой Испании, где странствующие поэты начали сочинять и исполнять песни отличные от популярных в то время церковных хоралов. Свое название этот романтический жанр получил от названия языка, на котором они исполнялись. В XIV веке испанский язык назывался романским. Расцвет романса пришелся XVIII век, когда поэзия великих немецких поэтов вдохновляла композиторов на написание чувственной музыки. - И сегодня на уроке я предлагаю вам послушать романсы Глинки и Моцарта, сравнить их. Какие чувства передает первый композитор, а какие – второй. Какое настроение у этой музыки? - Это то, с чем мы сегодня с вами будем работать. - Сейчас ребята внимательно слушаем первое произведение Глинки «Жаворонок» и потом, мы снова с вами обратимся к ромашке, которую составили в начале урока, обговаривая то, в каком характере исполнялось данное произведение. - Для того, чтобы вам было удобно, давайте откроем учебник на странице 122. Так же на вашей парте лежат таблица, которую вам необходимо будет заполнять в процессе анализа произведения. Средство выразительности | М. Глинка «Жаворонок» | В. Моцарт «Весенняя» | Темп | | | Тембр | | | Регистр | | | Мелодия | | | Лад | | | Ритм | | | Динамика | | | - Давайте внимательно прослушаем произведение. - Слушая это произведение, у меня возникало чувство печали внутри, и даже какой-то тоски. - А какие чувства у вас вызвало это произведение? - Спасибо за ответы ребята. - Вот сейчас нам с вами понадобится ромашка, которую мы с вами составили ранее. - Какой темп был у этого произведения? (медленный). - Верно, обратимся к следующему лепестку. - Какой тембр был у этого произведения? (тихий, нежный) - А что вы можете сказать о регистре? (средний) - Какая мелодия была? Быстрая или медленная? (медленная) - Какой лад был у музыки? (минорный) - Какой ритм у музыки? (равномерный) - Какая динамика музыки? (тихая) - Так хорошо, молодцы. И сейчас я предлагаю вам для сравнения прослушать произведение Моцарта. Мы с вами будем заполнять вторую колонку, под названием Моцарт. - Внимательно слушаем произведение Моцарта «Весенняя» - Какой темп был у этого произведения? (средний). - Верно, обратимся к следующему лепестку. - Какой тембр был у этого произведения? (веселый, одинаковый) - А что вы можете сказать о регистре? (равномерный) - Какая мелодия была? Быстрая или медленная? (быстрая) - Какой лад был у музыки? (мажорный) - Ритм музыки? (равномерный) - Какая была динамики музыки? (громкая) - Ребята, вот у нас с вами и получилось собрать ромашку! | Личностные: обучающиеся демонстрируют —музыкально-эстетические чувства, проявляющиеся себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка» Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о композиторе М.И. Глинка и Моцарта, обучающиеся умеют определять средства выразительности: темп, тембр, регистр, динамика, музыка. |
4. Первичное закрепление. Задача: выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий. | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: беседа, Методы музыкального обучения и воспитания ( игра на музыкальных инструментах) | - А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исполнителей. - Сейчас мы с вами снова прослушаем произведение Моцарта «Весенняя» и в соответствии с его характером, настроением – используя музыкальные инструменты мы с вами исполним это произведение. - Первому ряду выдаю треугольник, второму – колокольчик и третьему – ксилофон. (с деревянными пластинами) - Сейчас внимательно слушаем музыку и подстраиваемся под нее. - Сначала ударяет в треугольник первый ряд, затем в колокольчик – второй ряд и после в ксилофон – третий ряд. Давайте попробуем. - Здорово получилось! Молодцы ребята! Сегодня мы с вами побыли в роли музыкантов! - Ребята, я знаю, что на прошлых уроках вы учили песню «Вместе весело шагать», поэтому предлагаю исполнить эту песню целиком. (поют песню) | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о произведениях М.И. Глинка и Моцарта. |
5. Рефлексия Задача: создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся; совместно с обучающимися подвести итоги урока | Методы воспитания: Методы осмысления социального опыта: беседа; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение. | - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним тему нашего урока? (Печаль моя светла) - Какие задачи мы ставили перед собой? - Что нового вы узнали про Романс? Какие произведение прослушивали? - Сейчас, я предлагаю вам оценить себя на уроке. Для этого я предлагаю вам, нарисовать веселое улыбчивое лицо на выданных карточках, если у вас все получалось на уроке, вам было интересно, и информация была полезна. Грустное лицо, если вам было неинтересно, скучно и информация была бесполезной. - Поднимите ваши карточки, я нарисовала улыбчивое лицо, потому что вы работали дружно, были внимательными, спасибо вам, до свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; |