2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации Задача: актуализировать и систематизировать знания, которые будут необходимы при изучении нового материала. Формулировка целей и задач совместно с обучающимися; усвоение обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях. | Метод обучения: словесный(беседа); Наглядный(презентация) Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха. По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение за практической деятельностью. Методы музыкального обучения и воспитания: -активизации деятельности школьников | - Ребята, помните ли вы, творчество какого композитора вы изучали на прошлом уроке? (Петра Ильича Чайковского). - Сейчас я предлагаю вам прослушать одно из его произведений и вспомнить, как звучит это произведение, но вам нужно будет самим назвать, как называется прозвучавшее произведение. - Какое произведение мы только что прослушали? (Жаворонок) - А кто композитор данного произведения? (П. И. Чайковский) - Сегодня мы продолжаем изучать русских композиторов. - Тема нашего урока: Первый. - Какие задачи мы можем перед собой поставить? 1. Продолжить знакомство с творчеством П.И. Чайковского. 2. Познакомиться с симфоническим концертом Чайковского. | Личностные: обучающиеся демонстрируют —овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Предметные: демонстрируют знания о композиторе П.И. Чайковском и его произведении |
3. Открытие новых знаний и способов действий по изученному материалу Задача: открытие обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях. | Метод обучения: словесный (беседа); Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха. Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: объяснение, беседа наглядные: демонстрация, иллюстрация, По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию создание ситуаций творческого поиска Методы музыкального обучения и воспитания: , активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность); | - Ребята, как вы думаете, с чем связана тема «Первый»? (с первым концертом Чайковского) -Концерт – это музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам высказать виртуозность исполнения. - Какие бывают концерты? (симфонический) - Сейчас я предлагаю вам послушать, как создавался первый симфонический концерт Чайковского. - Но перед этим давайте откроем тетради, запишем дату – 26 мая, тему – первый, ниже записываем фио композитора- П.И. Чайковский. Также записываем название первой симфонии – «концерт для фортепиано с оркестром № 1». Практические все лето 1874 года его начинают одолевать мысли о написании фортепианного концерта. Но сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была готова партитура, но только лишь в переложении для двух фортепиано. Оркестрована она была в феврале 1875 года. К сожалению, не все друзья оценили сразу новое сочинение композитора. Николай Григорьевич Рубинштейн, для которого Чайковский и создавал свое творение, раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Это очень задело автора и послужило причиной разногласия между музыкантами. Маэстро строго заявил, что ничего менять в партитуре не будет. Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт, был страстным почитателем его творчества. Спустя некоторое время уже российская публика смогла познакомиться с шедевром Чайковского благодаря Г. Кроссу, который исполнил концерт в Санкт-Петербурге. Петр Ильич при этом присутствовал в зале в качестве зрителя. Вот только композитору не понравилось исполнение и он остался крайне недоволен. 31 ноября 1875 года начинающий пианист Сергей Танеев выступил перед московской публикой с Первым концертом. Эта премьера прошла более удачно и публика очень тепло встретила работу композитора. Чайковский остался весьма доволен этим исполнением. Н. Рубинштейн смог убедиться в том, что ошибался на счет произведения и уже через несколько дней после премьеры сам включил его в свой репертуар. Так, начиная с 1878 года он успешно представил его в разных городах страны. В 1879 году в Париже Николай Григорьевич и вовсе произвел настоящий фурор, блестяще исполнив сочинение Чайковского. - Предлагаю посмотреть видеоролик первой симфонии Чайковского. https://www.youtube.com/watch?v=BcPY0SZog7Y (до 2 мин.) - Какие музыкальные инструменты были использованы в произведении? (фортепиано) - Для того, чтобы узнать какие средства музыкальной выразительности в данном произведении – предлагаю собрать ромашку. - Первый лепесток нашей ромашки – темп. Какой темп у произведения «Зимние грёзы»? (быстрый) - Верно, (имя), выходи, прикрепляй лепесток нашей ромашки. - Следующий лепесток – ритм. Какой ритм в данном произведении? (неравномерный) - (имя), выходи прикрепляй лепесток к ромашке. - Следующий лепесток – мелодия. Какую мелодию вы услышали в произведении? (энергичная, волнообразная) - Верно, (Имя), выходи, прикрепляй лепесток. - Следующий лепесток – динамика. Какая динамика у произведения? (громкая) - (Имя), выходи, прикрепляй лепесток. - Следующий лепесток – лад. Какой лад в произведении «Зимние грёзы»? (мажорный) - Верно, (Имя), выходи, прикрепляй лепесток. - Следующий лепесток – тембр. Как вы думаете, какой тембр у произведения? (звонкий, резкий, яркий) - Верно, (Имя), выходи, прикрепляй лепесток. - Следующий лепесток – регистр. Как вы думаете, какой регистр в произведении? (средний) - Верно, (Имя), выходи, прикрепляй лепесток. - Ребята, посмотрите, какую ромашку мы с вами собрали. (Имя), прочитай нам лепестки ромашки. | Личностные: обучающиеся демонстрируют — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка» Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о композиторе П.И. Чайковском, обучающиеся умеют определять средства выразительности: темп, лад, характер, динамика и жанр музыки. |
4. Первичное закрепление. Задача: выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий. | Методы обучения: Развитие навыков хорового пения | - Ребята, предлагаю вам ещё раз прослушать концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сейчас мы с вами услышим быстрый темп, неравномерный ритм, энергичную мелодию, громкую динамику, мажорный лад, звонкий тембр, средний регистр. Поэтому слушайте внимательно. - Ещё я предлагаю вам попробовать себя в роли дирижёров, если вам будет сложно, можете повторять за мной. (прослушивание произведения «Зимние грёзы») - Уже более 40 лет в Москве один раз в 4 года проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители выступают в консерватории и в других лучших концертных залах столицы. Пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского. Оргкомитет конкурса в течение почти двадцати лет возглавлял композитор и великолепный пианист Дмитрий Шостакович. В первом музыкальном соревновании приняли участие 67 исполнителей из 21 страны. Лауреатами первых премий стали американский пианист Вэн Клайберн и советский скрипач Валерий Климов. Имя молодого американского пианиста Вэна Клайберна (в России его привыкли называть Ван Клиберн) мгновенно облетело весь земной шар и стало олицетворением высочайшего класса музыкально-исполнительского искусства, а имя Климова долгое время служило именем нарицательным для выпускников российских музыкальных школ. - Ребята, я знаю, что на прошлых уроках вы учили песню «Вместе весело шагать», поэтому предлагаю. исполнить эту песню целиком. (поют песню) | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: формирование умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о композиторе П.И. Чайковском и его произведении. |
5. Рефлексия Задача: создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся; совместно с обучающимися подвести итоги урока | Методы воспитания: Методы осмысления социального опыта: беседа; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, | -Наш урок подходит к концу, давайте вспомним тему нашего урока? (Первый) - С чем связана тема «Первый»? (с первым концертом Чайковского) - Какие задачи мы ставили перед собой? (Продолжить знакомство с творчеством П.И. Чайковского. Познакомиться с симфоническим концертом Чайковского.) - Что нового вы узнали про Чайковского? Про его симфонический концерт? - Сейчас, я предлагаю вам оценить себя на уроке. Для этого я предлагаю вам, нарисовать веселое улыбчивое лицо на выданных карточках, если у вас все получалось на уроке, вам было интересно, и информация была полезна. Грустное лицо, если вам было неинтересно, скучно и информация была бесполезной. - Поднимите ваши карточки, я нарисовала улыбчивое лицо, потому что вы работали дружно, были внимательными, спасибо вам, до свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; |