СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по окружающему миру "Воздушная оболочка Земля - Атмосфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по окружающему миру "Воздушная оболочка Земля - Атмосфера"»

Конструкт урока по окружающему миру

Тема урока: Где зимуют птицы

Планируемые результаты:

Личностные: умеют вести себя экологически грамотно, осознают личную ответственность за сохранение окружающей среды, демонстрируют уважительное отношение к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; проявляют самостоятельность; демонстрируют развитие этических чувств, проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

демонстрируют регулятивные УУД: определять цели и задачи усвоения новых знаний , контролируют свое поведение, владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия, владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, определяют общую цель и пути её достижения;

демонстрируют коммуникативные УУД: слушают собеседника и ведут диалог, так же признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

демонстрируют познавательные УУД : умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной), в разных источниках (учебника, карты, фильма), владеют базовыми предметными, такими как «зимующие и перелетные птицы», владеют начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности

Предметные: знают и используют такие понятия как атмосфера, слои атмосферы

Цель урока:  формирование интереса к окружающему миру и воспитание бережного отношения к животным в процессе освоения темы «Где зимуют птицы?».

Задачи

Воспитательные: способствовать развитию умения вести себя экологически грамотно, осознанию личной ответственности за сохранение окружающей среды, уважительного отношения к иному мнению; способствовать формированию мотивов учебной деятельности и формированию лич­ностного смысла учения; формировать самостоятельность; способствовать формированию этических чувств, проявлению навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД: определять цели и задачи усвоения новых знаний , контролируют свое поведение, владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия, владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, определяют общую цель и пути её достижения;

Создавать ситуации способствующие развитию коммуникативных УУД: слушают собеседника и ведут диалог, так же признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

способствовать развитию демонстрируют познавательных УУД : умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной), в разных источниках (учебника, карты, фильма), владеют базовыми предметными, такими как «зимующие и перелетные птицы», владеют начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности

Образовательные:

Формировать знание понятия атмосферы и её слоёв.

Принципы обучения естествознанию

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип целостности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип научности

  • Принцип краеведения

Принципы системно-деятельностного подхода

  • Принцип деятельности

  • Принцип непрерывности

  • Принцип целостности

  • Принцип минимакса

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип вариативности

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • словесные: беседа, объяснение;

  • наглядные: таблица, видео материалы;

  • практические: наблюдение, заполнение таблицы.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • практический;

  • объяснительно-иллюстративный.

  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности

  • Методы самостоятельной работы

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса)

  • Методы контроля и самоконтроля

  1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)

Методы воспитания

1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: занимательный материал, использоватение ИКТ-технологий; поощрение.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства

  • Демонстрационное: учебный фильм.

  • Индивидуальное: таблица

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

  2. Рабочая программа учителя, учебной линии «Школа России».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий

  3. Выявление проблемы и постановки учебных задач.

  4. Решение проблемы

  5. Повторение и закрепление изученного материала.

  6. Организация самостоятельной работы

  7. Инструкция по выполнению домашнего задания.

  8. Рефлексия учебной деятельности

Итог: 45 минут

Ход урока


Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога/обучающихся

Планируемый результат

Мотивация к учебной деятельности

Задача: организация внимания обуч-ся



Методы обучения

Методы развития познавательного интереса:

Формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы воспитания

Методы стимулирования деятельности и поведения:

Поощрение;


-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.


Личностные: проявляют самостоятельность; проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях


Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: выявить пробелы в знаниях



Методы обучения:

Словесные методы:

Рассказ учителя, объяснение, беседа.

Наглядные методы обучения:

Метод демонстраций.

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

Рассказ, объяснение, беседа.

Методы поощрения и наказания:

Похвала, замечание.

Создание ситуации успеха

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу - густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он нам необходим.

-О чём шла речь в стихотворении?

-Какую роль выполняет воздух на планете?

  • Защищает от метеоритов.

  • Предохраняет от перегрева и от морозов.

  • Защищает от губительных солнечных лучей.

  • Следит за климатом.


Личностные: умеют вести себя экологически грамотно, осознают личную ответственность за сохранение окружающей среды, демонстрируют уважительное отношение к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; проявляют самостоятельность; демонстрируют развитие этических чувств, проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

демонстрируют регулятивные УУД: определять цели и задачи усвоения новых знаний , контролируют свое поведение, владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия, владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, определяют общую цель и пути её достижения;

демонстрируют коммуникативные УУД: слушают собеседника и ведут диалог, так же признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

демонстрируют познавательные УУД : умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной), в разных источниках (учебника, карты, фильма),


Решение проблемы

Задача: обеспечить восприятие осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала


Методы обучения:

Методы получения новых знаний:

Беседа, объяснение, демонстрация;

Методы эмоционального стимулирования:

Создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

освоения элементарных норм ведения разговор.

Методы развития речи:

коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

Объяснение.

Методы стимулирования деятельности и поведения:

Поощрение;

Создание ситуации успеха.

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

Рассказ, объяснение, беседа.

Методы поощрения и наказания:

Похвала, замечание.


Атмосфера – это воздушная оболочка планеты. Воздух, который окружает Землю до 800 километров в высоту. Атмосфера (древнегреч. “атмос” - воздух, “сфера” - шар).

Слои атмосферы достигают толщины несколько километров, которые создают впечатление светло-голубого купола. 

Великий итальянец XV века Леонардо да Винчи в книге «О живописи» писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся на верху чернотой».

Не смотря на то, что воздух не имеет цвета, даже не очень чистый воздух приземного слоя атмосферы в городах оказывается необыкновенно прозрачным в сравнении с самой прозрачной жидкостью. Если смотреть сквозь слой воздуха толщиной несколько метров, то мы его не видим. Но если толщина будет составлять несколько километров, мы начинаем видеть воздушную дымку. Вся же атмосфера светло-голубая. Это происходит благодаря её толще.

Цвет и яркость неба изменяется при поднятии над земной поверхностью. Чем выше мы поднимаемся, тем тоньше слой воздуха над местом наблюдения, тем синее небо и меньше его яркость.

- Какой же высоты атмосфера? Рассмотрим её слои: 

  1. Тропосфера (от греческого – движение) - начинается прямо от земной поверхности, поднимаясь до 10 километров вверх. Здесь образуются облака, рождаются грозы, снег. Температура  понижается до – 70° С. В верхних слоях летают самолёты

  2. Стратосфера – тянется от 10 до 50 км высоту. В ней есть тонкий озоновый слой , который защищает планету от губительных солнечных лучей. Температура – 70° С.

  3. Мезосфера  тянется до 80 км, в ней        сгорают попавшие гравитационное поле Земли небесные тела, метеориты. Температура – 70° С – 90°  С.

  4. Термосфера (ионосфера) – проводит электричество, здесь образуется северное сияние. Тянется до 500 км вверх. В этих слоях летают искусственные спутники, космические зонды.

  5. Экзосфера сильно разряжена, в ней почти нет воздуха.

-Перечислите слои атмосферы.

-Что произойдет, если исчезнет один из слоёв атмосферы?

  1. Состав воздуха.

-Из чего же состоит воздух?

Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
В воздухе содержится:

21% кислорода,
78 % азота,
 0,9 % благородных газов,
  0,03% углекислого газа

 и небольшое количество водорода и водяного пара.

-Какого вещества в  воздухе больше всего?

-Какой газ мы ощущаем после грозы? (Озон – запах свежести.)

-Меняется ли состав воздуха? Из-за чего?

-Какова разница в составе воздуха в классе, в городе, где много машин и в лесу?

  • -Воздух и атмосфера – это одно и тоже или разные понятия? -Назовите ещё раз, какова роль атмосферы для нашей планеты. Защищает от вредного излучения 

  • Защищает от губительных солнечных лучей

  • Защищает от метеоритов

  • Формирует климат 

  • Предохраняет от перегрева и от морозов

  • Переносит звуки и запахи

  • Даёт кислород для живых существ

-Что произойдет на Земле, если исчезнет атмосфера или изменится её состав?

Атмосфера имеет большое значение для всего живого на планете, следовательно её надо беречь.

Расскажите о мерах охраны воздушного пространства.

Выставка плакатов «Защитим атмосферу» и их защита.


Личностные: умеют вести себя экологически грамотно, осознают личную ответственность за сохранение окружающей среды, демонстрируют уважительное отношение к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; проявляют самостоятельность; демонстрируют развитие этических чувств, проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

демонстрируют регулятивные УУД: определять цели и задачи усвоения новых знаний , контролируют свое поведение, владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия, владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, определяют общую цель и пути её достижения;

демонстрируют коммуникативные УУД: слушают собеседника и ведут диалог, так же признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

демонстрируют познавательные УУД : умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной), в разных источниках (учебника, карты, фильма), владеют базовыми предметными, такими как «зимующие и перелетные птицы», владеют начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности

Предметные: знают и используют атмосфера, слои атмосферы


Повторение и закрепление

Задача: установить правильность и осознанность изученного материала


 Сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Если вы согласны с моим утверждением, то ставите 0, если же нет – 1. У вас должно получиться число, которое я задумала.

  • Мы живем на дне Водяного океана? (нет – 1)

  • В атмосфере зарождаются осадки, и образуется ветер? (Да – 0)

  • Атмосфера есть у всех планет? (Нет – 1)

  • Воздух – это жидкость? (Нет – 1)

  • Воздух – это смесь газов? (Да – 0)

  • Атмосфера защищает от метеоритов? (Да – 0)

  • Углекислый газ – это самый главный газ, он необходим для жизни людей, мы им дышим? (Нет – 1)

- Должно получиться число: 1 011 001.




Личностные: демонстрируют уважительное отношение к иному мнению;

проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Предметные: знают и используют атмосфера, слои атмосферы


Инструкция по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечить понимание обуч-ся цели, содержания и способов выполнения д/з


Нарисуй схему слоёв атмосферы для детской книги.

Нарисуй подобие иллюстрации. Можно смешную, весёую, но обязательно так, чтобы все слои были в том порядке, в каком они есть

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД: контролируют свое поведение

Рефлексия учебной деятельности

Задача:

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

Педагогическое требование;

Методы стимулирования деятельности и поведения:

Поощрение.

Создание ситуации успеха.


О чем бы вам хотелось рассказать своим родственникам или друзьям? А что вы хотели бы сделать сами, чтобы зима у птиц прошла хорошо?( прикармливать птиц специальными кормами, изготавливать кормушки)

Вы все большие молодцы, все были активными, а особенно хотелось бы выделить … ребенка( ряд/пару)!Спасибо вам большое за урок! До свидания, ребята!

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

демонстрируют развитие этических чувств