1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию); Методы формирования готовности к восприятию: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); | - Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Олеговна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. На вашей парте должен лежать учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник и пенал. - Те, кого есть все необходимые принадлежности – может присаживаться на свое место. - Сейчас у каждого из вас на парте лежит карточка с изображением «Лестницы успеха». Сейчас ваша задача, внимательно послушав описание каждой из ступенек, поставить своего человечка на ту ступеньку, на которой вы на данный момент себя ощущаете. - Поставьте человечка на первую ступеньку, если сегодня вы не настроены быть активным на уроке. - Поставьте человечка на вторую ступеньку, если сегодня на уроке вы постараетесь быть активным и внимательным. - И поставьте человечка на третью ступеньку, если сегодня на уроке вы готовы работать и стараться. - Делаем свой выбор, и поднимаем карточки вверх. - Так, вижу у всех разные карточки. Это говорит о том, что многим из вас есть к чему стремиться. Даже когда человек стоит на высокой ступеньке, у него всегда есть возможность подняться еще выше. Я желаю вам продуктивно и интересно провести этот урок, а в конце мы с вами проверим, изменилось ли ваше состояние. Получилось ли у вас подняться вверх по ступенькам. Договорились? - Здорово. | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношения к урокам русского языка; Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевой саморегуляции; |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. | Методы формирования готовности к восприятию: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы закрепления материала: (беседа, повторение); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (метод развития познавательного интереса); | - Сейчас обратите внимание на слайд. Попробуйте из предложенных букв собрать словосочетание. - Какое словосочетание у вас получилось? - Верно, части речи. - Может ли это быть темой нашего урока? - Может, совершенно верно. - Ребята, знакома ли вам эта тема? - Верно, значит сегодня на уроке мы сможем закрепить знания о частях речи в русском языке. - Что вам уже известно о частях речи? На какие две основные группы делятся части речи? - Самостоятельные и служебные, верно. - (Если затруднение: Части речи, относящиеся к этой группе, могут являться членами предложения, позволяют нам описывать мир в самых разных его проявлениях и в мельчайших деталях. А части речи второй группы чаще выполняют вспомогательную роль.) - У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых изображены цифры и буквы. Сейчас я предлагаю вам соотнести название части речи с его определением. - *На слайде описаны: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, числительное и глагол* - Давайте проверим. (ответы на слайде) - У кого все 5 определений верно обозначены? - Хорошо, молодцы ребята. - А сейчас мы с вами сделаем похожую работу, только уже с конкретными примерами. - Перед вами лежат карточки с разными частями речи, ваша задача – соотнести часть речь с вопросом, который ей принадлежит. На выполнение этого задания у вас есть ровно минута. - Давайте будем проверять. (ответы на слайде) - Поднимите руку те, кто все шесть частей речи определил верно? - Здорово ребята, вы большие молодцы. - А сейчас давайте подумаем, к какой группе относятся эти части речи? - Самостоятельных частей речи, потому что они могут являться членами предложения, описывать признак предмета. - Но у нас с вами еще одна группа. - И для того, чтобы вспомнить служебные части речи, я предлагаю вам сыграть в игру «Верите ли вы…» - Сейчас я буду зачитывать вам утверждения, ваша задача отвечать, верите вы ему или нет. Если вы считаете, что утверждение верное – покажите класс, ели считаете, что утверждение не верное – покажите крестик. - Давайте начнем. - Верите ли вы, что служебные части речи могут являться членами предложения? (не верим) - Верите ли вы, что предлог – это служебная часть речи, которая связывает слова друг с другом? (верим) - Верите ли вы, что «не» - это частица? (верим) - Верите ли вы, что «и», «но», «а» - это предлоги? (не верим) - Верите ли вы, что НЕ пишется с глаголом слитно? (не верим) - Верите ли вы, что предлоги пишутся со словами отдельно? (верим) - Верите ли вы, что перед союзом А мы ставим запятую? (верим) - Отлично ребята, у нас с вами получилось вспомнить самостоятельные и служебные части речи. | Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, с помощью учителя; Познавательные УУД: умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные УУД: демонстрируют способность принимать участие в диалоге; |
3. Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: содействовать усвоению способов, которые привели к определенному выводу (обобщению); решить учебную задачу и обсудить проект ее решения, обеспечить развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. | Методы формирования готовности к восприятию: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); По источнику получения знаний: (словесные: беседа, работа с учебником; наглядные: демонстрация, организация наблюдения; практические: упражнения); Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха, поощрение); | - А для того чтобы мы с вами могли закрепить наши знания о частях речи в русском языке, я предлагаю вам побыть сегодня в роли экспертов. - Вам предстоит пройти несколько станций, для того, чтобы проверить свою экспертность. - Каждый из вас получит свой маршрутный лист, который по ходу прохождения станций будет постепенно заполнять. - Всего у нас будет четыре станции (аншлагами закреплены на доске) - Первая станция: Имя существительное - Вторая станция: Имя прилагательное - Третья станция: Местоимение и глагол - Четвертая станция: Служебные части речи - Давайте внимательно рассмотрим экспертный лист, который лежит на ваших столах. - В самом верху вам необходимо написать свою фамилию и имя. Подпишите свой маршрутный лист эксперта. - Хорошо. Сейчас давайте внимательно рассмотрим, как в нем все расположено. - Первый столбик – это название станции, которую вы проходите на данный момент, далее – это номер задания который вы выполняете. Затем, обратите внимание, указана форма организации работы. - Там, где нарисован один человек – означает, что данное задание выполняется индивидуально. - Там, где два человека – это парная работа. - Там, где трое человек – означает фронтальная работа, то есть всем классом. - Следующий столбик – это само задание. Я думаю, что вы обратили внимание на то, что некоторые задания пустые. Это означает то, что дополнительный материал к этому заданию будет выдаваться отдельно. - И сейчас обратите свое внимание на последнюю колонку, под названием самооценка. - Ребята, в этой колонке, после прохождения каждого задания я попрошу вас фиксировать то, на сколько успешно вы с ним справились. - Если вам было легко и у вас не возникало затруднений – нарисуйте веселый смайлик. - Если вы испытывали затруднения, но справились с ними, нарисуйте серьезный смайлик. - И если у вас не получилось выполнить задание – грустный смайлик. - Так же ребята обращаю ваше внимание на то, что продолжение маршрутного листа есть на другой стороне. - Ну что, сейчас, когда инструкция получена можно отправляться по станциям и проверить свою экспертность. - (Имя), прочитай название первой станции? (Имя существительное) - И первое задание, которое нам с вами предстоит выполнить находится под номером А1. - Кто мне может ответить, в какой форме мы выполняем это задание? - Верно, индивидуально. На выполнение этого задания у вас есть ровно минута, затем не забудьте оценить себя и поставить смайлик в последнюю колонку. - Давайте будем проверять. (Подчеркни неодушевленное имя существительное: Где-то высоко заливалась иволга, постукивал дятел, а у воды мелькали прозрачные стрекозы.) Ответ: иволга - У кого получилось так же, поднимите класс? - Так, хорошо. А кто может объяснить, почему именно это существительно? - Верно, потому что оно отвечает на вопрос «что?» и относится к явлениям природы. - Молодцы! И мы с вами переходим к следующему заданию В1. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута, затем будем проверять. - Давайте будем проверять. (Дополни высказывание. В начальной форме имя существительное всегда стоит в ______________ падеже.) Ответ: именительном (Потому что отвечает на одни и те же вопросы) - Кто ответил верно, поднимите руки? - Молодцы ребята, не забываем заполнять последнюю колонку, после выполнения заданий. - И мы переходим к следующему заданию, последнему на станции «Имя существительное». - Вы можете выполнить его в паре, посовещаться друг с другом. На выполнение этого задания у вас есть минута. - Давайте будет проверять. (Дополни высказывание. Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в __________________ падеже.) Ответ: косвенном (Потому что, косвенные падежи – это все падежи, кроме именнительного). - Хорошо, молодцы ребята! - Кто верно ответил, покажите класс? - Здорово! И мы переходим к следующей станции. (Имя), прочитай ее название. - Спасибо, это станция «Имя прилагательное» - Выполняем задание А2 в течении минуты и будем проверять. - Давайте будем проверять. (Прочитай стихотворение. Выпиши имя прилагательное в форме мужского рода.) Как нитка золотая, У вас из кулака Бежит струя густая Прохладного песка. (С. Маршак) Ответ: Прохладного (Потому что, отвечает на вопрос «какого?») - Не забываем отмечать свое состояние в последней колонке. - И мы переходим к следующему заданию, обратите внимание на то, что данное задание мы выполняем фронтально, то есть все вместе. (Выпиши из текста имя прилагательное в начальной форме.) Ответ: синий (Потому что отвечает на вопрос «какой?») - Молодцы! И выполняем последнее задание на станции «Имя прилагательное». Форма работы у нас парная. Поэтому можете обсудить это задание со своим соседом по парте. - На выполнение этого задания у вас есть ровно минута. - Давайте будем проверять. (Подчеркни имя прилагательное, которое подходит по смыслу к данному предложению. Картофель – это (полезное/использованное) растение, которое употребляют в пищу.) Ответ: полезное - Ребята, сейчас переходим в последнюю колонку, отмечаем свое состояние. - И сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем со своих мест! | Личностные: демонстрируют интерес к языковой и речевой деятельности; Регулятивные УУД: демонстрируют способность понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, при работе с учебным материалом; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы); Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике и осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и понимать речь других; способность принимать участие в диалоге; оформлять свои мысли в устной форме; Предметный: обучающиеся демонстрируют умение находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как части речи; демонстрируют умение находить и отличать в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги, имена существительные, имена прилагательные, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
3. Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: содействовать усвоению способов, которые привели к определенному выводу (обобщению); решить учебную задачу и обсудить проект ее решения, обеспечить развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. | Методы формирования готовности к восприятию: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); По источнику получения знаний: (словесные: беседа, работа с учебником; наглядные: демонстрация, организация наблюдения; практические: упражнения); Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха, поощрение); | - (Имя), прочитай название следующей станции. - Спасибо. Станция «Местоимения. Глагол.» - Прочитай, (Имя), задание. - Это задание мы с вами выполняем все вместе. - (Выпиши предложение с местоимением 3-го лица единственного числа.) - Ответ: Она быстро переплыла реку. - Следующее задание выполняем индивидуально. На его выполнение у вас есть минута. - Давайте будем проверять. (Выпиши глагол в форме единственного числа прошедшего времени.) Ответ: закричали - Хорошо. Следующее задание, будьте внимательны. Выполняйте, через минуту будем проверять. - Давайте проверим. (Подчеркни глагол, который следует употребить в предложении. На улице выпал снег и Машенька (одела/надела) теплую шапку и рукавички.) Ответ: одела (Одеваем Надежду, надеваем одежду) - И выполняем последнее задание на этой станции. Оно посложнее чем предыдущие. И на его выполнение у вас есть три минуты. - Давайте будем проверять. (Запиши время, число и род (где возможно) глаголов. не уступила - _______________ звенели - _______________ завяжу - _______________) Ответ: не уступила - наст. вр., ед. ч., жен. р. звенели – пр. вр., мн., ч. завяжу – будущ. вр., ед. ч. - Кто хочет подробно объяснить, как он расписывал признаки глагола? - Так, хорошо – спасибо! - Ребята, мы с вами как истинные эксперты успешно прошли уже три станции! У нас осталась последняя станция: «Служебные части речи». - Задание выполняем индивидуально, у вас есть ровно минута. - Давайте будем проверять. (Вставь подходящие по смыслу предлоги. ___ деревни ___ самого леса дорога шла __ поле. ___ дороге росла береза. Летом __ тени дерева можно отдохнуть.) Ответ: В деревни с самого леса дорога шла в поле. На дороге росла береза. Летом в тени дерева можно отдохнуть. - Здорово! Ребята, не забываем ставить смайлик в конце выполненного задания! - Следующее задание, обратите внимание нас слайд. - Ответ записываем в строку под номером В4, она единственная пустая в вашей таблице. - Отлично, давайте проверим. Ответ: предлог - И завершающее задание на станции. Вам необходимо из предложенных вариантов, выбрать те, которые написаны с ошибкой. У вас есть ровно минута, и будем проверять. - Давайте проверим. (Найди слова с ошибкой, запиши номера этих предложений.) Ответ: 1,4 - Не забываем ставить себе самооценку. - И мы с вами выполнили последнее задание, на последней станции! Ребята, вы такие молодцы! Это говорит о том, что вы настоящие профессионалы своего дела! | Личностные: демонстрируют интерес к языковой и речевой деятельности; Регулятивные УУД: демонстрируют способность понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, при работе с учебным материалом; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы); Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике и осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и понимать речь других; способность принимать участие в диалоге; оформлять свои мысли в устной форме; Предметный: обучающиеся демонстрируют умение находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как части речи; демонстрируют умение находить и отличать в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги, имена существительные, имена прилагательные, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. | Методы выработки учебных умений и накопления опыта: (упражнения); Методы формирования готовности к восприятию: (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы закрепления материала: (беседа, повторение); | - И как истинным экспертам, вам поручается заключительное творческое задание. - Сейчас у каждого из вас на парте лежит карточка с творческим заданием. Прочитайте задание, предложенное в нем. - Есть ли какие-нибудь вопросы по заданию? - Хорошо, тогда выполняйте его, на это у вас есть 5 минут. - Давайте будем проверять. Внимание на слайд. - Так, а кто хочет подробно рассказать, как он разобрал предложение на части речи? - Так, ребята, у кого так же, покажите класс. - Хорошо, а сейчас кто желает нам рассказать про грамматические основы предложения? - У кого так же, покажите класс. - Здорово ребята, вы успешно справились с творческим заданием! - Сейчас ребята я предлагаю вам завершить наш маршрутный лист и подсчитать количество веселых, серьезных и грустных смайликов. - Напишите внизу вашего листа их количество. - Хорошо, у кого получилось 13 веселых смайликов, поднимите класс? - Здорово! Такой результат радует! - У кого получилось 7 веселых смайликов? - Так, молодцы ребята, вам есть к чему стремиться! | Регулятивные УУД: умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные УУД: умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Предметный: обучающиеся демонстрируют умение характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как части речи; демонстрируют умение находить и отличать в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги, имена существительные, имена прилагательные, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
6. Рефлексия учебной деятельности. Задача: подведение итогов деятельности на уроке. | Методы формирования готовности к восприятию: (оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха, поощрение); | - Ребята, давайте вспомним, какая тема урока у нас сегодня была? - Какую цель мы перед собой ставили? - Получилось ли у нас ее достигнуть? - А что мы делали, для того, чтобы ее достигнуть? - Хорошо ребята. Сейчас я предлагаю вам снова пододвинуть к себе карточки с вашими «Лестницами успеха» и взять в руки либо кучку, либо карандаш другого цвета. - И сейчас в соответствии с описанием, которое я вам озвучу – поставьте своего человечка на ступеньку, которая соответствует его состоянию на данный момент. - Поставьте человечка на первую ступеньку, если сегодня на уроке вам было трудно, и вы многое не поняли. - Поставьте своего человечка на вторую ступеньку, если сегодня на уроке вам было интересно, но у вас возникали трудности. - И поставьте своего человечка на третью ступеньку, если сегодня на уроке у вас все получалось, и вы были активны. - Делаем свой выбор и поднимаем карточки вверх. - Так, вижу, спасибо. - А сейчас ребята обратите внимание на своего человечка в начале урока и нас своего человечка в конце урока. Поднимите руку те, у кого получиться подняться на ступеньку выше? - Здорово, спасибо. - Поднимите руку те, кто остался на том же самом месте? - Так, хорошо. - И поднимите руку те, кто спустился на ступеньку ниже? - Так, вижу таких нет – это очень здорово. - Ребята, я рада тому, что многие из вас смогли подняться на ступеньку выше. Давайте похвалим себя и погладим по голове, скажем себе, какие мы молодцы. - И ни смотря на то, что многие из вас достигли хорошего результата за сегодняшний урок, не забывайте о том, что всегда есть к чему стремиться! Даже если вы находитесь на самом верху! - Спасибо вам за урок! До свидания! | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношения к урокам русского языка; Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевой саморегуляции; |