СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по русскому языку на тему: «Изменение глагола по числу?» УМК «Русский язык. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (1-4) (система Эльконина-Давыдова)», 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии в работе с грамматическими признаками глагола

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по русскому языку на тему: «Изменение глагола по числу?» УМК «Русский язык. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (1-4) (система Эльконина-Давыдова)», 4 класс»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








Конструкт урока по русскому языку

на тему: «Изменение глагола по числу?»

УМК «Русский язык. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (1-4) (система Эльконина-Давыдова)», 4 класс







Выполнила: Худякова А.А.

Методист: Сорокожердьева Е.А.

Учитель: Мазакова С.И.





Екатеринбург

2024


Тема: «Изменение глагола по числу»

Перспективная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии в работе с грамматическими признаками глагола

Актуальная цель: коррекция и тренинг изученных правил изменения глагола по грамматическому признаку – числу

Задачи:

Обучающая: отработать навык у учащихся к определению числа глаголов; освоить умение доказывать взаимосвязь между числом глагола и числом имени существительного в предложении; усвоить знания о подчинении числа глагола числа имени существительному

Развивающая: развивать логику через отгадывание загадок; развивать речь через объяснение способов определения числа глагола; развивать память детей через работу со словарными словами с использованием мнемотехники

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению грамматических признаков глагола; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; воспитывать умение помогать друг другу через поступки героев

Предметные результаты: умеют определять число глаголов по подходящему имени существительному, определять число по окончанию глагола; знают, как изменять глаголы по числам; устанавливают взаимосвязь между подлежащим и сказуемым в числе

Метапредметные результаты:

К:

Общение: воспринимают и формулируют суждения об особенностях изменений глаголов по числу; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; строят устное монологическое высказывание о связи числа глагола и числа существительного на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации

П:

Базовые логические действия: объединяют глаголы по определённому признаку – единственное или множественное число; определяют признак, по которому проведена классификация глаголов; умеют работать с учебником

Базовые исследовательские действия: формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов своей работы

Работа с информацией: согласно заданному алгоритму, находят и объясняют представленную в явном виде информацию в учебнике

Р:

Самоорганизация: планируют действия по достижению цели для получения результата; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают результаты своей деятельности

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность русского языка как средства общения и самовыражения; проявляют любознательность и самостоятельность в познании русского языка

Продукт деятельности (если предусмотрен): отсутствует

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки

Тип урока: рефлексия

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип наглядности, принцип доступности

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный (презентация), частично-поисковый (работа с учебником)

Литература: 1) Федеральная рабочая программа начального общего образования по русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций – Москва,

2022. - Текст: электронный // edsoo.ru [сайт]. - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf.

2) Русский язык. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (1-4) (система Эльконина-Давыдова), 4 класс

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас русского языка.

-Присаживайтесь, пожалуйста.

-Проверим вашу готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, карточки и пенал.

-Проверьте посадку за партой: спинка должна быть ровной, ножки стоят на полу, ручки лежат на парте.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать с нашим предметом исследования, который мы брали на прошлом уроке, разговаривали, повторяли и делали выводы о нем. О чем идет речь? Кто помнит?

-Верно. Сегодня мы с вами продолжим наше исследование и поработаем с одним очень важным признаком глагола. Но, прежде чем узнать этот признак, давайте посмотрим на доску и прочитаем предложение на доске (слайд 2):

С книгой поведешься - ума наберешься

- Ребята, как вы думаете, какое слово здесь пропущено? Чего мы можем набраться из книги?

-Верно. У нас с вами получилось предложение, да не простое. Кто-нибудь знает, что это за такое высказывание? Как оно называется?

- Как вы понимаете значение этой пословицы?




-Да, вы правы. Эта пословица подчеркивает важность чтения и самообразования. Итак, давайте тогда начнем наш урок


*приветствуют



*проверяют рабочее место


*Проверяют правильность посадки


-Речь идет о глаголе







*Читают


*Предполагают/Отвечают

-Ума


-Это пословица

-Пословица означает, что человек, который много читает, получает много знаний и опыта, что делает его более мудрым и компетентным.




Личностные:

имеют положительный настрой на начало учебной деятельности


Актуализация знаний учащихся и пробного учебного действия


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

-Ребята, посмотрите на эту пословицу и еще раз. Скажите, есть ли в ней глаголы?

-Назовите их

-Какие грамматические признаки глагола мы с вами вспомнили на прошлом уроке?

-Давайте поработаем с этими глаголами, запишем их в тетрадь и выделим эти признаки. Для этого давайте откроем тетради, отступим две строчки вниз, посередине пишем число. В следующей строчке пишем «Классная работа». В третьей строчке пишем день недели. С красной строки записываем пословицу. Над словом «поведешься» в скобочках укажите его признаки

-Итак, что вы указали?

-Теперь проделайте эту же работу, но со словом «наберешься».


-Что у вас получилось?

-Что мы можем сказать о грамматических признаках обоих глаголов?

-Какими членами предложения являются эти слова?

-Подчеркните их

-На какой вопрос будут отвечать эти два глагола?

-Верно. Ребята, когда мы с вами проговаривали значение пословицы, вы произнесли глагол. (3 слайд) Чтобы вам помочь вспомнить и определить его, посмотрите на его значение и назовите этот глагол.

это значит воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя

-Ребята, вы догадались какое слово?

-Верно. Давайте его запишем.

-Что мы можем сказать о глаголе «читать»?


-Как мы еще можем назвать неопределенную форму?

-Что особенного есть в неопределенной форме?




-Да, правильно. Давайте в слове читать выделим корень слова и подчеркнем безударные гласные

-Какой корень в этом слове?

Минутка чистописания

-А какие безударные гласные есть в слове «читать»?


-Как мы можем проверить написание буквы «и» в корне?



-Подберите такое слово

-Верно. Запишите через дефис любое проверочное слово, которое мы сейчас назвали и выделите в нем корень.

-Какую букву мы сейчас с вами проверяли?

-Сейчас мы будем прописывать соединение заглавной и строчной «и», но прежде ответьте мне на вопрос, как нам красиво написать соединение? Что мы должны соблюдать?

- Ребята, выпишите себе в тетрадь строчную соединение заглавной и строчной «и». Итак, с красной строки начинаем прописывать соединение и до конца строчки.

- А что вы можете сказать о слове из пословицы «поведешься»? Какие в этом слове есть безударные гласные, которые нужно проверить перед написанием?

-В какой части слова она стоит?

-Найдите у себя в тетради записанное слово «поведешься» и выделите корень.

-Каким словом можем проверить эту гласную?

-Пропишите в следующей строчке также с начала красной строки соединение заглавной и строчной «е»

-Написали?

-Ребята, а теперь в каждой строчке подчеркните карандашом самое красиво написание соединений по вашему мнению.

-Поменяйтесь с соседом тетрадями и пусть он вас проверит и отметит соединение, которое больше всего ему понравилось у вас.

Словарная работа

-Верно. Итак, сейчас я вам предлагаю отгадывать загадки. Хотите?

-Смотрите, я вам буду задавать загадку, ваша задача написать ответ у себя в тетради. Слова, которые будут являться ответами мы пишем через запятую в единственном числе Им.п.. Подчеркивайте безударные гласные, ставьте ударение, обозначайте орфограммы в каждом слове. (4 и 5 слайды), итак, первая загадка:


  • Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост —

Понесется до звезд.


  • Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном…

  • Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

Собираем карты, глобус

И садимся на…

  • Этот сельский акробат,

Лучше лошади в сто крат.

Не проста у парня доля,

Днем и ночью пашет поле.

Тарахтит как очумелый,

Дым с трубы выходит серый.


  • Удивительный вагон!
    Посудите сами:
    Рельсы в воздухе, а он
    Держит их руками.


  • Один вагон, порою - два,
    Кондуктор и водитель.
    Дверь открывается едва -
    Скорее заходите!
    На остановках не зевай,
    Не то умчит тебя…

-Итак, давайте проверим, верно ли вы разгадали загадки и написали ответ. Берем в руки зеленый карандаш и сами себя проверяем, верно ли у вас записаны слова (6 слайд). Если в тетради есть ошибка, зачеркните ее и затем карандашиком на полях поставьте оценку. Слушаем критерии оценки: если все слова записаны верно, орфограммы все подчеркнуты, ударение стоит, то смело ставьте «5». Если 1-2 ошибки допустили, ставим «4», если 3-4 ошибки, то «3», ну а если 5 и более ошибок, то «2».

-С какими словами мы сейчас с вами работали?

-Какая общая тема их объединяет?

-Ребята, в кто помнит с чем мы сегодня продолжаем работать?


-Верно. Выберите любой транспорт и составьте с ним распространённое предложение, в котором подлежащим будет как раз вид транспорта, который вы выбрали, а сказуемым будет слово «движется»

-Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое и подпишите над этими словами, какой частью речи они являются

-Давайте послушаем, что у вас получилось

-Давайте посмотрим на слово «движется». Какие грамматические признаки мы можем выделить?

-Верно. Давайте запишем второе предложение. Чтобы его составить, возьмите ваш вид транспорта, который вы записали и поставьте его во множественное число. И также возьмем тот же глагол.

-Как у вас звучит ваше предложение?



-Выделите в ваших предложениях подлежащие и сказуемое

-Давайте определим грамматические признаки сказуемого в этом предложении.

-Давайте посмотрим на написание сказуемых, чем они похожи? (7 слайд)

-А что одинакового в этих глаголах?

-Значит, что мы можем сказать об этих словах, они разные или одинаковые?

-Как мы их можем назвать?


-Что еще одинакового в словах?

-Выделите его у себя в тетрадях

-Как вы думаете, какая изначальная форма глагола, в каком числе?

-А что мы с вами сделали, чтобы получить другую форму глагола?

-В какой форме у нас стал глагол?

-Что изменилось в глаголе во множественном числе?

-Давайте посмотрим на доску (8 слайд). Прочитайте все слова и определите в каким они числе.

-Как вы определили, что в единственном числе?

-А еще как можно определить?

-Какой вопрос зададим, чтобы понять в каком числе стоят глаголы?

-Давайте теперь их поставим во множественное число. Работаем в тетрадях, один человек к доске (на каждое слово выходит другой ученик). Записываем слова парами через дефис: сначала пишем в единственном числе, затем во множественном. Когда ставите глагол во множественное число, проговаривайте вопрос, которые задаете к нему. Не забывайте выделять разные части слов в каждой паре.

-Верно, молодцы.


-Есть


-Поведешься и наберешься

-Число, время, лицо, род


*Записывают






-Буд.вр., ед.ч., 2 лицо

-Определяют грамматические признаки

-Буд.вр., ед.ч., 2 лицо

-Они одинаковые


-Сказуемыми

*Подчеркивают

-На вопрос «что сделаешь?»





*Читают предложение


-Глагол «читать»

*записывают

-Глагол стоит в неопределенной форме

-Инфинитив, начальная форма

-То, что мы не можем определить грамматические признаки, которые можем определить у других глаголов

*Выделяют, обозначают


-Корень -чит


- Одна безударная гласная в корне слова - и

-Мы можем подобрать однокоренные слова, в которых ударение будет на эту гласную

-чИтка, перечИтывать, зачИтывать

*Записывают, выделяют


-Букву «И»

-Мы должны соблюдать наклон, параллельность линий, правильную высоту строчных и прописных букв

*Прописывают



-Гласная «е»



-В корне

*Выделяют


-вЕдать, развЕдать

*Прописывают


-Да

*Выделяют


*Проверяют у соседа



-Да







*Записывают ответы: ракета, корабль, автобус, трактор, троллейбус, трамвай

































*Проверяют себя, ставят оценку





-Со словарными

-Это транспорт

-Мы продолжаем работать с глаголом

*Составляют




*Подчеркивают


*Отвечают 3-4 человека

-Мы можем выделить: наст. вр., 3 лицо, ед.ч.

*Записывают, читают 2-3 человека




*Называют предложение со словом «движутся»

*Выделяют

-В этом предложении: наст. вр., 3 лицо, мн.ч.

*Называют морфемы



-Лексическое значение

-Они одинаковые


-Мы их можем назвать формой одного и того же слова

-Корень

*выделяют

-В единственном

-Изменили по числу

-Во множественном числе

-Окончание

*Читают

-В единственном числе

-По окончанию

-Можно задать вопрос

*Перечисляют вопросы для определения числа глагола

*Записывают. Ученики у доски работают, комментируют.

Предметные:

умеют различать типы словосочетаний, определять грамматические признаки глагола

Метапредметные:

К: воспринимают и формулируют суждения; умение слушать и слышать мнение других, отвечать на вопросы, вступать в диалог
Р: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата; проговаривают последовательность действий
П: сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения

Личностные:

проявляют активность, аккуратность и самостоятельность в ходе урока


Действие целеполагания


- Итак, ребята, с чем мы сейчас с вами работали? С какой частью речи?

-Что мы определяли у глаголов?

-Какой признак мы особенно рассмотрели?

-По каким признакам мы различаем число глаголов?

-Исходя из нашей работы и небольших выводов, кто догадался, какая будет сегодня тема?

-Верно, наша тема сегодня сегодня будет связана изменением глагола по числу. Но чтобы понять, что именно мы сегодня будем делать и какая у нас будет цель, давайте выполним следующее упражнение (9 слайд). Перед вами пред вами 3 предложения. Давайте их прочитаем.

-Что в предложениях нам нужно сделать?


-Давайте попробуем это сделать. Читайте первое предложение

-Итак, как вы думаете, в какое число мы с вами поставим глагол?

-Почему? Как вы это определили?

-Какой?

-В каком числе задается вопрос?


-Что мы можем сказать о вопросе? От какой части речи мы задаем?


-В каком числе стоит существительное «мама»?

-Какое окончание будет в слове «повесила?»

-Верно. Переходим к следующему предложению. Читаем.


-Итак, как определим в каком числе ставить глагол?


-В каком числе задается вопрос?


-Почему во множественном числе? От какого слова мы его задаём?



-Какой частью речи является слово «родители»?

-Какое окончание будет у слова «купят»?


-И читаем последнее предложение

-Какой вопрос зададим, чтобы определить число глагола?


-В каком числе будет глагол?

-Значит, что мы можем сказать о вопросе?


-От какой части речи мы задаем вопрос?

-Что мы с вами можем сказать о вопросах, от какой части речи у нас задаются вопросы к глаголам?

-Значит, от чего у нас будет зависеть вопрос, который мы задаем к глаголу?

-Следовательно, что мы можем сказать о глаголе? Как мы определяем число у глагола, если мы его не знаем и нам нужно поставить глагол в правильную форму?



-Верно. Исходя из нашей работы как вы думаете, какая будет цель урока?


-Хорошо, а что нам нужно сделать, чтобы прийти к нашей цели? Давайте поставим задачи на урок

-Мы работали с глаголом


-Грамматические признаки

-Число

-По окончанию и по вопросу

-Тема «Изменение глагола по числу»



*Читают предложения



-Нам нужно поставить глагол в нужную форму, число

-Мама повесил(?) новые шторы

-В единственном

-Задали вопрос

-Мама «что сделала?» повесила

-Вопрос задается в единственном числе

-Мы задаем вопрос от имени существительного

-В единственном

-Окончание -а

-Мои родители завтра куп(?) мне подарок на день рождения

-Зададим вопрос «что сделают?» купят

-Вопрос задается во множественном числе

-Мы задаем вопрос от слова родители. Родители – множественное число

-Это существительное

-Окончание множественного числа -ят

-У меня дома жив(?) кошка

-От слова кошка. Кошка «что делает?» живет

-В единственном

-Что вопрос задается также в единственном числе

-От существительного

-От существительного


-Он будет зависеть от числа существительного

-Мы определяем число у глагола с помощью существительного. В каком числе стоит существительное, в таком же и будет глагол.

-Наша цель на урок - отработать умение определять число глаголов разными способами

-Вспомнить вопросы, которые мы задаем при определении числа; вспомнить от какой части речи мы задаем вопрос к глаголу для определения его числа; повторить взаимосвязь между признаками глагола и признаками существительного

Метапредметные

Р: планируют действия по достижению цели для получения результата

Предметные: умеют определять грамматические признаки глагола; знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков

Построение проекта коррекции выявленных затруднений и реализация его

-Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Откройте учебники на странице 59 и найдите упражнение 309. Давайте его прочитаем.

-Нам нужно прочитать стихотворение Новеллы Матвеевой «Гуси на снегу».

Итак, давайте прочитаем его.

-О чем это стихотворение? Есть ли главные герои в этом стихотворении? Где происходят события?

-Давайте с вами найдем слова разных частей речи, которые можно назвать цветными. Назовите их


-Ребята, а все эти слова сколько цветов называют?

-Какие?

-Как вы думаете, как эти слова помогают раскрыть мысль автора? В чем эта мысль заключается?


-Назовите еще раз глагол, который относится к цвету

-Найдите этот глагол в тексте и выпишите предложение с ним.

-Давайте подчеркнем в этом предложении грамматическую основу.

-Какое слово является подлежащим?

-К какой части речи относится это слово?

-В каком числе стоит это слово?

-Как определили?



-Есть ли у этого слова единственное число?

-Какое слово вы подчеркнули, как сказуемое?

-К какой части речи относится слово?

-В каком числе стоит слово «желтеют»?

-Как вы это определили?


-Так, ну задали вопрос, какой можно сделать вывод по вопросу?




Что от чего у нас зависит?


-Верно. Выделите окончания у основы предложения. Что мы можем сказать про окончания?


-Ребята, посмотрите на слово «белоснежный». К какой части речи оно относится?

-Что мы можем сказать о нем?


-Как вы это определили?


-От какого слова мы задаем вопрос к прилагательному «белоснежные»?

-Какую мы часть определили у слова «гуси»?

-Ребята, раз у нас слово «белоснежные» множественное число, значит, чего у нас много признаков «белоснежный» или гусей с этим признаком?

-Что мы можем сказать о числе слов «желтеют» и «белоснежные»?

-Что мы можем сказать, от чего у нас зависит число этих слов?


-Верно, мы можем сказать, что у нас много не действий или признаков, а много тех, кто эти действия выполняет и обладает этими признаками


*Читают


*Читаем стихотворение



*Рассказывают, о чем прочитали


-Прилагательные: белые, желтыми, белоснежные; существительные: белизны; глаголы: желтеют

-Два

-Белый и желтый

-Мысль заключается в том, что самым красивым снег бывает в утренние часы

-Желтеют

*Выписывают

*Подчеркивают


-Гуси

-К существительному

-Во множественном числе

-Задали вопрос: «Кто?» - они, гуси. Также можно определить по окончанию множественного числа.

-Да. Гусь

-Слово «желтеют»

-Это глагол

-Во множественном

-Задали вопрос: гуси «что делают» желтеют

-Можно сделать вывод, что число глагола определяем по числу существительного с помощью вопроса (в том же числе)

-Зависит число глагола от имени существительного

-Что окончания слов нам также указывают на множественное число данных существительного и глагола

-Это прилагательное


-Это прилагательное во множественном числе

-Определили с помощью вопроса: гуси «какие?» белоснежные

-От слова «гуси»


-Существительное

-Гусей с эти признаком



-Они во множественном числе

-Число глагола и прилагательного зависит от существительного

Предметные:

устанавливают (находят) неопределённую форму глагола; умеют различать предложение и словосочетание и выделять грамматическую основу

Метапредметные

К: воспринимают и формулируют суждения об отличиях словосочетаний и предложений; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога;

П: объединяют глаголы по определённому признаку – глаголы в неопределенной форме Личностные:

проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности

Закрепление и систематизация знаний


-Давайте с вами отработаем определять число глагола по числу. Итак, посмотрите доску (10 слайд/ссылка). Перед нами задание. Давайте прочитаем его.

-Ребята, вам необходимо поставить глагол в правильную форму числа. В ответе мы будем записывать только глаголы, но уже в правильном числе. Все полученные глаголы записываем в тетрадь через запятую, указывая над ним в скобочках вопрос и выделяя окончания.

-Итак читаем первое предложение

-Число какого глагола нам нужно определить?

-Какой вопрос мы зададим, чтобы узнать число глагола и от какого слова?

-Какое число у слова?

-Какое окончание поставим?

-Почему именно -ит, а не -ет?


-Верно. Записываем к себе в тетрадь этот глагол, над ним в скобочках пишем вопрос к нему и выделяем окончание.

-Читаем второе предложение

-Какой вопрос зададим, чтобы узнать число неизвестного нам глагола?

-Что мы можем сказать о числе?

-Почему оно множественное?



-Какое окончание в слове?

-Записываем слово себе через запятую и выделяем все то же самое, что и в первом.

-Следующее предложение. От какого слова будем задавать вопрос неизвестному глаголу?

-Какой частью речи является слово «ребята?

-Какой вопрос зададим?

-Что мы можем сказать о числе глагола?

-Что мы можем сказать, от чего зависит множественное число слова «идут»


-Какое выделим окончание в этом слове?

-Записываем.

-Следующее предложение. Читаем

-Какой вопрос будем задавать к глаголу?

-От какого слова задаем? Какая часть речи?


-В каком числе стоит существительное «зима»?

-Значит, что мы можем сказать о числе глагола?

- Какое окончание выделяем?

-Почему -ит, а не -ет?

-Записываем к себе в тетрадь слово «ходит»

-Завтра вся семья поедет на море. Какой вопрос здесь поставим?

-От какой части речи задаем вопрос? В каком числе она стоит?


-Что мы скажем о числе глагола?


-Каким будет окончание в слове поедет?

-Как определили?

-Записываем это слово к себе в тетрадь, выделяем окончание

-Что мы сейчас с вами делали?



-Какой вывод мы можем сделать?

*Читают




















-Читают

-Ходит/ходят/ходите

-Зададим вопрос от слова «Петя». Петя «что делает?» ходит

-Единственное

-Окончание -ит

-Потому что это глагол II спряжения

*Записываем


*Читают

-Девочки «что сделали» обрадовались

-Оно множественное

-Потому что задавали вопрос от существительного во множественном числе.

-Окончание -и

*Записывают слово


-От слова «ребята»


-Существительное

-Ребята «что делают?» идут

-Оно множественное

-От существительного, которое тоже находится во множественном числе

-Окончание -ут

*Записывают слово

*Читают

-Зима «что делает?» видит

-От слова «зима», существительного

-В единственном

-Глагол в единственном числе

-Окончание -ит

-Потому что глагол II спряжения

*Записывают

-Семья «что сделает?» поедет

-Задаем от существительного в единственном числе

-Мы скажем, что глагол также будет в единственном числе

-Окончание – ет

-Это глагол I спряжения

*Записывают

-Определяли число глагола по числу существительного в предложениях

-Мы можем сказать, что число глагола, всегда зависит от существительного

Предметные:

умеют определять грамматические признаки глагола; знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков; умеют выделять грамматическую основу


Метапредметные

К: строят устное монологическое высказывание о значении глагола в предложении на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации

П: определяют признаки, по которым проведена классификация Личностные:

Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности

Самостоятельная работа




- Ребята, поработайте сейчас самостоятельно. Я вам раздам карточки, на которых написаны предложения. Ваша задача определить число каждого глагола и подписать над ним в скобочках. Затем, мы будем проверять.

  1. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

  2. Я от дедушки ушел.

  3. Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет.

  4. Лунная призма, дай мне силу!

  5. Заяц, ты меня слышишь?

  6. Эх… куда подевалось старое доброе классовое неравенство?

  7. Всю ночь мы будем разговаривать, а утром… я испеку вафельки.

  8. Нас и здесь неплохо кормят.

  9. Как вы яхту назовете, так она и поплывет.


-Давайте проверим вашу работу. Проверять будем в парах. Поменяйтесь с соседом тетрадями и пусть он вас проверит. Возьмите зеленый карандаш, которым будете оценивать своего одноклассника. Если неверно, то ставите «-», если верно, то «+»

У вас должно было получиться следующим образом (11 слайд)


-У кого получилось все верно?

-Какие вопросы мы задаем к единственному числу глагола?

-А к множественному числу?

-Что мы еще кроме числа можем узнать через постановку вопроса?

-Верно







*Работают самостоятельно:











*Обмениваются тетрадями




*Проверяют по эталону на слайде


*Отвечают

*Перечисляют

-Перечисляют

-Время, лицо, род


Предметные:

знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков; доказывают неопределённую форму глагола

Метапредметные

К: воспринимают и формулируют суждения;

П: объединяют глаголы по определённому признаку – глаголы в неопределенной форме

Личностные: проявляют активность, аккуратность и самостоятельность в ходе урока

Включение знаний в систему и повторение

(13 слайд)

-Давайте выполним еще одно упражнение. Сейчас я вам раздам карточки. Ваша задача записать пары слов на листочке следующим образом: выделяете окончание глагола в единственном числе, через дефис записываете слово во множественном числе и также выделяете окончание. При написании глагола во множественном числе, сохраняйте другие грамматические признаки (лицо, время)

-Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Какое множественное число у первого слова?

-Какие окончания выделили?

-Следующая пара слов

-Окончания какие?

-Дальше идем. Живешь…

-Какими будут окончания?

-Побеждает – следующее слово. Как во множественном числе скажем?

-Лечит

-Следующая пара слов

-Какие окончания?

-Далее


-Горюешь


-Следующая пара



-И последняя пара слов

-Что мы с вами можем заметить в этих словах? Что у нас остается постоянным при изменении числа?




*Записывают к себе в тетрадь







-Ходит – ходите


-Окончания -ит и -ите

-Скучаю – скучаем

-Ю и -ем

-Живете

-Ешь т -ете

-Побеждают. Окончания -ет и -ют


-Лечат. Окончания -ит и -ат

-Жалею-жалеем

-ю и -ем

-Люблю-любим. Окончания -ю и -им

-Горюешь – горюете. Окончания -ешь и -ете

-Покупает-покупаете. Окончания -ет и -ете

-Молчу-молчим

-Мы можем заметить, что постоянным остается время и лицо

Предметные:

знают правила умеют определять грамматические признаки глагола Метапредметные

К: воспринимают и формулируют суждения

Личностные:

Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности

Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

- Итак, давайте вспомним какую цель мы ставили на урок?


-Мы справились с этим?

-Какие задачи мы выполнили?








-С каким признаком глагола мы сегодня поработали?

-Что мы можем сказать, от чего у нас зависит число глагола?


-Как мы можем определить число глагола, если он нам уже дан?


-А если нам нужно самим поставить глагол в определенное лицо, что мы будем делать?


-Какие у вас трудности возникли на уроке?

-Молодцы. А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. У каждого из вас лежит на столе лесенка успеха. Отметьте на ней уровень своей деятельности и понимания на уроке и нарисуйте там солнышко. Если вам сегодня было трудно, и вы мало что поняли, то поставьте солнышко на самой нижней ступеньке, если вам было понятно, но остались вопросы, то на средней, если же у вас сегодня не осталось вопросов и вы поработали хорошо, то нарисуйте солнышко на высокой ступеньке. (14 слайд)

-Мы ставили цель - отработать умение определять число глаголов разными способами

-Да

-Вспомнили вопросы, которые мы задаем при определении числа; вспомнили от какой части речи мы задаем вопрос к глаголу для определения его числа; повторили взаимосвязь между признаками глагола и признаками

Существительного

- С числом

-Число глагола зависит от существительного

-Мы можем определить по окончанию

-Мы будем задавать вопрос от существительного и смотреть на его число

-Ответы детей

*Оценивают свою деятельность

Метапредметные:
К: воспринимают и формулируют суждения
Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные: проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности

Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Вашим домашним заданием будет № 310 на странице 61. Вам необходимо будет прочитать отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Далее вы записываете текст, вставляете буквы и раскрываете скобки. Обязательно к каждой орфограмме подбираете проверочное слово. Затем во всем тексте выделяете подлежащие и сказуемые. На следующем уроке будем разговаривать об этом тексте, и вы мне будете объяснять написание слов с орфограммами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!