Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас русского языка. -Присаживайтесь, пожалуйста. -Проверим вашу готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, карточки и пенал. -Проверьте посадку за партой: спинка должна быть ровной, ножки стоят на полу, ручки лежат на парте. -Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать с нашим предметом исследования, который мы брали на прошлом уроке, разговаривали, повторяли и делали выводы о нем. О чем идет речь? Кто помнит? -Верно. Сегодня мы с вами продолжим наше исследование и поработаем с одним очень важным признаком глагола. Но, прежде чем узнать этот признак, давайте посмотрим на доску и прочитаем предложение на доске (слайд 2): С книгой поведешься - ума наберешься - Ребята, как вы думаете, какое слово здесь пропущено? Чего мы можем набраться из книги? -Верно. У нас с вами получилось предложение, да не простое. Кто-нибудь знает, что это за такое высказывание? Как оно называется? - Как вы понимаете значение этой пословицы? -Да, вы правы. Эта пословица подчеркивает важность чтения и самообразования. Итак, давайте тогда начнем наш урок | *приветствуют *проверяют рабочее место *Проверяют правильность посадки -Речь идет о глаголе *Читают *Предполагают/Отвечают -Ума -Это пословица -Пословица означает, что человек, который много читает, получает много знаний и опыта, что делает его более мудрым и компетентным. | Личностные: имеют положительный настрой на начало учебной деятельности |
Актуализация знаний учащихся и пробного учебного действия Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | -Ребята, посмотрите на эту пословицу и еще раз. Скажите, есть ли в ней глаголы? -Назовите их -Какие грамматические признаки глагола мы с вами вспомнили на прошлом уроке? -Давайте поработаем с этими глаголами, запишем их в тетрадь и выделим эти признаки. Для этого давайте откроем тетради, отступим две строчки вниз, посередине пишем число. В следующей строчке пишем «Классная работа». В третьей строчке пишем день недели. С красной строки записываем пословицу. Над словом «поведешься» в скобочках укажите его признаки -Итак, что вы указали? -Теперь проделайте эту же работу, но со словом «наберешься». -Что у вас получилось? -Что мы можем сказать о грамматических признаках обоих глаголов? -Какими членами предложения являются эти слова? -Подчеркните их -На какой вопрос будут отвечать эти два глагола? -Верно. Ребята, когда мы с вами проговаривали значение пословицы, вы произнесли глагол. (3 слайд) Чтобы вам помочь вспомнить и определить его, посмотрите на его значение и назовите этот глагол. — это значит воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя -Ребята, вы догадались какое слово? -Верно. Давайте его запишем. -Что мы можем сказать о глаголе «читать»? -Как мы еще можем назвать неопределенную форму? -Что особенного есть в неопределенной форме? -Да, правильно. Давайте в слове читать выделим корень слова и подчеркнем безударные гласные -Какой корень в этом слове? Минутка чистописания -А какие безударные гласные есть в слове «читать»? -Как мы можем проверить написание буквы «и» в корне? -Подберите такое слово -Верно. Запишите через дефис любое проверочное слово, которое мы сейчас назвали и выделите в нем корень. -Какую букву мы сейчас с вами проверяли? -Сейчас мы будем прописывать соединение заглавной и строчной «и», но прежде ответьте мне на вопрос, как нам красиво написать соединение? Что мы должны соблюдать? - Ребята, выпишите себе в тетрадь строчную соединение заглавной и строчной «и». Итак, с красной строки начинаем прописывать соединение и до конца строчки. - А что вы можете сказать о слове из пословицы «поведешься»? Какие в этом слове есть безударные гласные, которые нужно проверить перед написанием? -В какой части слова она стоит? -Найдите у себя в тетради записанное слово «поведешься» и выделите корень. -Каким словом можем проверить эту гласную? -Пропишите в следующей строчке также с начала красной строки соединение заглавной и строчной «е» -Написали? -Ребята, а теперь в каждой строчке подчеркните карандашом самое красиво написание соединений по вашему мнению. -Поменяйтесь с соседом тетрадями и пусть он вас проверит и отметит соединение, которое больше всего ему понравилось у вас. Словарная работа -Верно. Итак, сейчас я вам предлагаю отгадывать загадки. Хотите? -Смотрите, я вам буду задавать загадку, ваша задача написать ответ у себя в тетради. Слова, которые будут являться ответами мы пишем через запятую в единственном числе Им.п.. Подчеркивайте безударные гласные, ставьте ударение, обозначайте орфограммы в каждом слове. (4 и 5 слайды), итак, первая загадка: Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост — Понесется до звезд. Чтоб границу охранять И служить не на земле, А на военном… Будем изучать погоду! Собираем карты, глобус И садимся на… Лучше лошади в сто крат. Не проста у парня доля, Днем и ночью пашет поле. Тарахтит как очумелый, Дым с трубы выходит серый. Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. Один вагон, порою - два, Кондуктор и водитель. Дверь открывается едва - Скорее заходите! На остановках не зевай, Не то умчит тебя… -Итак, давайте проверим, верно ли вы разгадали загадки и написали ответ. Берем в руки зеленый карандаш и сами себя проверяем, верно ли у вас записаны слова (6 слайд). Если в тетради есть ошибка, зачеркните ее и затем карандашиком на полях поставьте оценку. Слушаем критерии оценки: если все слова записаны верно, орфограммы все подчеркнуты, ударение стоит, то смело ставьте «5». Если 1-2 ошибки допустили, ставим «4», если 3-4 ошибки, то «3», ну а если 5 и более ошибок, то «2». -С какими словами мы сейчас с вами работали? -Какая общая тема их объединяет? -Ребята, в кто помнит с чем мы сегодня продолжаем работать? -Верно. Выберите любой транспорт и составьте с ним распространённое предложение, в котором подлежащим будет как раз вид транспорта, который вы выбрали, а сказуемым будет слово «движется» -Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое и подпишите над этими словами, какой частью речи они являются -Давайте послушаем, что у вас получилось -Давайте посмотрим на слово «движется». Какие грамматические признаки мы можем выделить? -Верно. Давайте запишем второе предложение. Чтобы его составить, возьмите ваш вид транспорта, который вы записали и поставьте его во множественное число. И также возьмем тот же глагол. -Как у вас звучит ваше предложение? -Выделите в ваших предложениях подлежащие и сказуемое -Давайте определим грамматические признаки сказуемого в этом предложении. -Давайте посмотрим на написание сказуемых, чем они похожи? (7 слайд) -А что одинакового в этих глаголах? -Значит, что мы можем сказать об этих словах, они разные или одинаковые? -Как мы их можем назвать? -Что еще одинакового в словах? -Выделите его у себя в тетрадях -Как вы думаете, какая изначальная форма глагола, в каком числе? -А что мы с вами сделали, чтобы получить другую форму глагола? -В какой форме у нас стал глагол? -Что изменилось в глаголе во множественном числе? -Давайте посмотрим на доску (8 слайд). Прочитайте все слова и определите в каким они числе. -Как вы определили, что в единственном числе? -А еще как можно определить? -Какой вопрос зададим, чтобы понять в каком числе стоят глаголы? -Давайте теперь их поставим во множественное число. Работаем в тетрадях, один человек к доске (на каждое слово выходит другой ученик). Записываем слова парами через дефис: сначала пишем в единственном числе, затем во множественном. Когда ставите глагол во множественное число, проговаривайте вопрос, которые задаете к нему. Не забывайте выделять разные части слов в каждой паре. -Верно, молодцы. | -Есть -Поведешься и наберешься -Число, время, лицо, род *Записывают -Буд.вр., ед.ч., 2 лицо -Определяют грамматические признаки -Буд.вр., ед.ч., 2 лицо -Они одинаковые -Сказуемыми *Подчеркивают -На вопрос «что сделаешь?» *Читают предложение -Глагол «читать» *записывают -Глагол стоит в неопределенной форме -Инфинитив, начальная форма -То, что мы не можем определить грамматические признаки, которые можем определить у других глаголов *Выделяют, обозначают -Корень -чит - Одна безударная гласная в корне слова - и -Мы можем подобрать однокоренные слова, в которых ударение будет на эту гласную -чИтка, перечИтывать, зачИтывать *Записывают, выделяют -Букву «И» -Мы должны соблюдать наклон, параллельность линий, правильную высоту строчных и прописных букв *Прописывают -Гласная «е» -В корне *Выделяют -вЕдать, развЕдать *Прописывают -Да *Выделяют *Проверяют у соседа -Да *Записывают ответы: ракета, корабль, автобус, трактор, троллейбус, трамвай *Проверяют себя, ставят оценку -Со словарными -Это транспорт -Мы продолжаем работать с глаголом *Составляют *Подчеркивают *Отвечают 3-4 человека -Мы можем выделить: наст. вр., 3 лицо, ед.ч. *Записывают, читают 2-3 человека *Называют предложение со словом «движутся» *Выделяют -В этом предложении: наст. вр., 3 лицо, мн.ч. *Называют морфемы -Лексическое значение -Они одинаковые -Мы их можем назвать формой одного и того же слова -Корень *выделяют -В единственном -Изменили по числу -Во множественном числе -Окончание *Читают -В единственном числе -По окончанию -Можно задать вопрос *Перечисляют вопросы для определения числа глагола *Записывают. Ученики у доски работают, комментируют. | Предметные: умеют различать типы словосочетаний, определять грамматические признаки глагола Метапредметные: К: воспринимают и формулируют суждения; умение слушать и слышать мнение других, отвечать на вопросы, вступать в диалог Р: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата; проговаривают последовательность действий П: сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения Личностные: проявляют активность, аккуратность и самостоятельность в ходе урока |
Действие целеполагания | - Итак, ребята, с чем мы сейчас с вами работали? С какой частью речи? -Что мы определяли у глаголов? -Какой признак мы особенно рассмотрели? -По каким признакам мы различаем число глаголов? -Исходя из нашей работы и небольших выводов, кто догадался, какая будет сегодня тема? -Верно, наша тема сегодня сегодня будет связана изменением глагола по числу. Но чтобы понять, что именно мы сегодня будем делать и какая у нас будет цель, давайте выполним следующее упражнение (9 слайд). Перед вами пред вами 3 предложения. Давайте их прочитаем. -Что в предложениях нам нужно сделать? -Давайте попробуем это сделать. Читайте первое предложение -Итак, как вы думаете, в какое число мы с вами поставим глагол? -Почему? Как вы это определили? -Какой? -В каком числе задается вопрос? -Что мы можем сказать о вопросе? От какой части речи мы задаем? -В каком числе стоит существительное «мама»? -Какое окончание будет в слове «повесила?» -Верно. Переходим к следующему предложению. Читаем. -Итак, как определим в каком числе ставить глагол? -В каком числе задается вопрос? -Почему во множественном числе? От какого слова мы его задаём? -Какой частью речи является слово «родители»? -Какое окончание будет у слова «купят»? -И читаем последнее предложение -Какой вопрос зададим, чтобы определить число глагола? -В каком числе будет глагол? -Значит, что мы можем сказать о вопросе? -От какой части речи мы задаем вопрос? -Что мы с вами можем сказать о вопросах, от какой части речи у нас задаются вопросы к глаголам? -Значит, от чего у нас будет зависеть вопрос, который мы задаем к глаголу? -Следовательно, что мы можем сказать о глаголе? Как мы определяем число у глагола, если мы его не знаем и нам нужно поставить глагол в правильную форму? -Верно. Исходя из нашей работы как вы думаете, какая будет цель урока? -Хорошо, а что нам нужно сделать, чтобы прийти к нашей цели? Давайте поставим задачи на урок | -Мы работали с глаголом -Грамматические признаки -Число -По окончанию и по вопросу -Тема «Изменение глагола по числу» *Читают предложения -Нам нужно поставить глагол в нужную форму, число -Мама повесил(?) новые шторы -В единственном -Задали вопрос -Мама «что сделала?» повесила -Вопрос задается в единственном числе -Мы задаем вопрос от имени существительного -В единственном -Окончание -а -Мои родители завтра куп(?) мне подарок на день рождения -Зададим вопрос «что сделают?» купят -Вопрос задается во множественном числе -Мы задаем вопрос от слова родители. Родители – множественное число -Это существительное -Окончание множественного числа -ят -У меня дома жив(?) кошка -От слова кошка. Кошка «что делает?» живет -В единственном -Что вопрос задается также в единственном числе -От существительного -От существительного -Он будет зависеть от числа существительного -Мы определяем число у глагола с помощью существительного. В каком числе стоит существительное, в таком же и будет глагол. -Наша цель на урок - отработать умение определять число глаголов разными способами -Вспомнить вопросы, которые мы задаем при определении числа; вспомнить от какой части речи мы задаем вопрос к глаголу для определения его числа; повторить взаимосвязь между признаками глагола и признаками существительного | Метапредметные Р: планируют действия по достижению цели для получения результата Предметные: умеют определять грамматические признаки глагола; знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений и реализация его | -Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Откройте учебники на странице 59 и найдите упражнение 309. Давайте его прочитаем. -Нам нужно прочитать стихотворение Новеллы Матвеевой «Гуси на снегу». Итак, давайте прочитаем его. -О чем это стихотворение? Есть ли главные герои в этом стихотворении? Где происходят события? -Давайте с вами найдем слова разных частей речи, которые можно назвать цветными. Назовите их -Ребята, а все эти слова сколько цветов называют? -Какие? -Как вы думаете, как эти слова помогают раскрыть мысль автора? В чем эта мысль заключается? -Назовите еще раз глагол, который относится к цвету -Найдите этот глагол в тексте и выпишите предложение с ним. -Давайте подчеркнем в этом предложении грамматическую основу. -Какое слово является подлежащим? -К какой части речи относится это слово? -В каком числе стоит это слово? -Как определили? -Есть ли у этого слова единственное число? -Какое слово вы подчеркнули, как сказуемое? -К какой части речи относится слово? -В каком числе стоит слово «желтеют»? -Как вы это определили? -Так, ну задали вопрос, какой можно сделать вывод по вопросу? Что от чего у нас зависит? -Верно. Выделите окончания у основы предложения. Что мы можем сказать про окончания? -Ребята, посмотрите на слово «белоснежный». К какой части речи оно относится? -Что мы можем сказать о нем? -Как вы это определили? -От какого слова мы задаем вопрос к прилагательному «белоснежные»? -Какую мы часть определили у слова «гуси»? -Ребята, раз у нас слово «белоснежные» множественное число, значит, чего у нас много признаков «белоснежный» или гусей с этим признаком? -Что мы можем сказать о числе слов «желтеют» и «белоснежные»? -Что мы можем сказать, от чего у нас зависит число этих слов? -Верно, мы можем сказать, что у нас много не действий или признаков, а много тех, кто эти действия выполняет и обладает этими признаками | *Читают *Читаем стихотворение *Рассказывают, о чем прочитали -Прилагательные: белые, желтыми, белоснежные; существительные: белизны; глаголы: желтеют -Два -Белый и желтый -Мысль заключается в том, что самым красивым снег бывает в утренние часы -Желтеют *Выписывают *Подчеркивают -Гуси -К существительному -Во множественном числе -Задали вопрос: «Кто?» - они, гуси. Также можно определить по окончанию множественного числа. -Да. Гусь -Слово «желтеют» -Это глагол -Во множественном -Задали вопрос: гуси «что делают» желтеют -Можно сделать вывод, что число глагола определяем по числу существительного с помощью вопроса (в том же числе) -Зависит число глагола от имени существительного -Что окончания слов нам также указывают на множественное число данных существительного и глагола -Это прилагательное -Это прилагательное во множественном числе -Определили с помощью вопроса: гуси «какие?» белоснежные -От слова «гуси» -Существительное -Гусей с эти признаком -Они во множественном числе -Число глагола и прилагательного зависит от существительного | Предметные: устанавливают (находят) неопределённую форму глагола; умеют различать предложение и словосочетание и выделять грамматическую основу Метапредметные К: воспринимают и формулируют суждения об отличиях словосочетаний и предложений; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; П: объединяют глаголы по определённому признаку – глаголы в неопределенной форме Личностные: проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности |
Закрепление и систематизация знаний | -Давайте с вами отработаем определять число глагола по числу. Итак, посмотрите доску (10 слайд/ссылка). Перед нами задание. Давайте прочитаем его. -Ребята, вам необходимо поставить глагол в правильную форму числа. В ответе мы будем записывать только глаголы, но уже в правильном числе. Все полученные глаголы записываем в тетрадь через запятую, указывая над ним в скобочках вопрос и выделяя окончания. -Итак читаем первое предложение -Число какого глагола нам нужно определить? -Какой вопрос мы зададим, чтобы узнать число глагола и от какого слова? -Какое число у слова? -Какое окончание поставим? -Почему именно -ит, а не -ет? -Верно. Записываем к себе в тетрадь этот глагол, над ним в скобочках пишем вопрос к нему и выделяем окончание. -Читаем второе предложение -Какой вопрос зададим, чтобы узнать число неизвестного нам глагола? -Что мы можем сказать о числе? -Почему оно множественное? -Какое окончание в слове? -Записываем слово себе через запятую и выделяем все то же самое, что и в первом. -Следующее предложение. От какого слова будем задавать вопрос неизвестному глаголу? -Какой частью речи является слово «ребята? -Какой вопрос зададим? -Что мы можем сказать о числе глагола? -Что мы можем сказать, от чего зависит множественное число слова «идут» -Какое выделим окончание в этом слове? -Записываем. -Следующее предложение. Читаем -Какой вопрос будем задавать к глаголу? -От какого слова задаем? Какая часть речи? -В каком числе стоит существительное «зима»? -Значит, что мы можем сказать о числе глагола? - Какое окончание выделяем? -Почему -ит, а не -ет? -Записываем к себе в тетрадь слово «ходит» -Завтра вся семья поедет на море. Какой вопрос здесь поставим? -От какой части речи задаем вопрос? В каком числе она стоит? -Что мы скажем о числе глагола? -Каким будет окончание в слове поедет? -Как определили? -Записываем это слово к себе в тетрадь, выделяем окончание -Что мы сейчас с вами делали? -Какой вывод мы можем сделать? | *Читают -Читают -Ходит/ходят/ходите -Зададим вопрос от слова «Петя». Петя «что делает?» ходит -Единственное -Окончание -ит -Потому что это глагол II спряжения *Записываем *Читают -Девочки «что сделали» обрадовались -Оно множественное -Потому что задавали вопрос от существительного во множественном числе. -Окончание -и *Записывают слово -От слова «ребята» -Существительное -Ребята «что делают?» идут -Оно множественное -От существительного, которое тоже находится во множественном числе -Окончание -ут *Записывают слово *Читают -Зима «что делает?» видит -От слова «зима», существительного -В единственном -Глагол в единственном числе -Окончание -ит -Потому что глагол II спряжения *Записывают -Семья «что сделает?» поедет -Задаем от существительного в единственном числе -Мы скажем, что глагол также будет в единственном числе -Окончание – ет -Это глагол I спряжения *Записывают -Определяли число глагола по числу существительного в предложениях -Мы можем сказать, что число глагола, всегда зависит от существительного | Предметные: умеют определять грамматические признаки глагола; знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков; умеют выделять грамматическую основу Метапредметные К: строят устное монологическое высказывание о значении глагола в предложении на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации П: определяют признаки, по которым проведена классификация Личностные: Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности |
Рефлексия Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | - Итак, давайте вспомним какую цель мы ставили на урок? -Мы справились с этим? -Какие задачи мы выполнили? -С каким признаком глагола мы сегодня поработали? -Что мы можем сказать, от чего у нас зависит число глагола? -Как мы можем определить число глагола, если он нам уже дан? -А если нам нужно самим поставить глагол в определенное лицо, что мы будем делать? -Какие у вас трудности возникли на уроке? -Молодцы. А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. У каждого из вас лежит на столе лесенка успеха. Отметьте на ней уровень своей деятельности и понимания на уроке и нарисуйте там солнышко. Если вам сегодня было трудно, и вы мало что поняли, то поставьте солнышко на самой нижней ступеньке, если вам было понятно, но остались вопросы, то на средней, если же у вас сегодня не осталось вопросов и вы поработали хорошо, то нарисуйте солнышко на высокой ступеньке. (14 слайд) | -Мы ставили цель - отработать умение определять число глаголов разными способами -Да -Вспомнили вопросы, которые мы задаем при определении числа; вспомнили от какой части речи мы задаем вопрос к глаголу для определения его числа; повторили взаимосвязь между признаками глагола и признаками Существительного - С числом -Число глагола зависит от существительного -Мы можем определить по окончанию -Мы будем задавать вопрос от существительного и смотреть на его число -Ответы детей *Оценивают свою деятельность | Метапредметные: К: воспринимают и формулируют суждения Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. Личностные: проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности |