1.Организационно-мотивационный этап. Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. | Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть! Меня зовут Лариса Олеговна. Сегодня ваш урок русского языка проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать тетрадь по русскому языку и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Знаете, ребята, когда я готовилась к вашему уроку, я обнаружила, что в моем почтовом ящике лежало письмо – написано, что для ребят 1 «В» класса и прикреплено аудиосообщение. Интересно вам, что в нем находится? - Тогда давайте внимательно послушаем его! - *в аудиосообщении* (параллельно на слайде Незнайка) Ребята, меня зовут Незнайка и в этом году, я первый раз пришел в первый класс! Дело в том, что я часто пишу слова с ошибками, с трудом могу составить предложения. Я решил обратиться за помощью именно к Вам, ведь я знаю – что вы очень отзывчивые и умные ребята, которые смогут меня этому научить! Поможете мне? - Ребята, поможем Незнайке? - О чем нас просит Незнайка? (о помощи) - Верно. Он даже рассказал нам с вами, в чем он испытывает трудности. - Кто запомнил, в чем у Незнайки проблема? (он пишет с ошибками, с трудом умеет составлять предложения) - Ребята, можем ли мы с вами научить Незнайку писать без ошибок, составлять словосочетания и предложения? - Прежде всего нам с вами самим необходимо потренироваться. | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и умений Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Ребята, Незнайка нас предупреждал о том, что он часто допускает ошибки, давайте посмотрим на слайд (Привет, я незнайка) - Ребята, как пишутся у нас имена собственные? - Верно ли он написал свое имя? - Верно. Букву Н нужно было написать заглавную. - Давайте разделим имя Незнайка на слоги. - Для этого все вместе проговорим и прохлопаем его имя. На счет три, четыре. - Нез-най-ка - Сколько слогов в слове Незнайка? (3) - Давайте поставим ударение в этом слове. Каждый в полголоса произносит вслух. - На какой слог падает ударение? (на 2 слог) - Давайте заглавной букве Н дадим характеристику. - Звук Н – гласный или согласный? (согласный) - Он имеет звонкий или глухой звук? (звонкий) - Звук Н – парный или не парный? (не парный) - Он имеет твердый или мягкий звук? (мягкий) - Совершенно верно, молодцы! - И прежде чем мы с вами пропишем эту букву у себя в карточках, я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику и настроиться на предстоящую работу. Покажите мне ладошки, напрягите пальчики. Повторяйте движения за мной. - Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана») - Молодцы! Опустите ручки. - Сейчас у каждого из вас на парте лежит карточка. Давайте еще раз внимательно рассмотрим букву е и разберем ее на элементы, внимание на слайд. -Ставим точку на середину рабочей строки и аккуратно ведем полуовальную линию до верхней линии рабочей строки, выполняем петельку и аккуратно ведем линию до нижней части рабочей строки, после этого выполняем элемент клюшка, не доводя его до средней линии рабочей строки. -Это буква вам уже знакома, поэтому сейчас ваша задача, для того, чтобы закрепить навыки письма, пододвинуть к себе карточку, которые лежат у вас на столе и прописать букву е до конца рабочей строки. -Помним про правильную посадку. Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Вижу каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. Обе ручки опираются о край стола, а локти выступают за край стола. Придерживаем карточку левой рукой - ручку возьмем правильно. (показываю) - Те, кто закончит, ручку на локоток, глазки на меня. - Молодцы ребята. Сейчас, для того, чтобы актуализировать знания о составлении предложений я предлагаю вам закончить предложения, представленные на слайде. Текст состоит из________ . (предложений) Предложение состоит из _______. (слов) Предложение выражает _________ мысль. (главную) Слова в предложении связаны ______. (по смыслу) Первое слово в предложении записывается с ________ _______. (большой буквы) В конце предложения ставится ___. (точка) - Ребята, предложение пишется всегда с какой буквы? (с большой) - В конце предложения мы всегда ставим что? (точку) - Молодцы, а сейчас, для того, чтобы повторить наши знания о схеме предложения, я предлагаю вам прочитать предложения и подобрать к ним верную схему. - Давайте вспомним, что для этого нам необходимо знать? - Верно, сколько слов в предложении. - Давайте попробуем. Пододвиньте к себе карточки и слушая предложение ваша задача выбрать верную схему. «Летом очень жарко» - Сколько слов в предложении? (3) - Значит поднимаем соответствующую схему номер 3. «Осенью рано темнеет» - Тоже три, верно. «Зимой всегда снежно» -Верно, три. «Весной расцветают деревья» - Так же три слова, правильно. «Осенью красиво в лесу» - Ребята, мнения разделились. Давайте вместе посчитаем количество слов в этом предложении. - Первое слово – осенью, второе – красиво, третье – в, четвертое – лесу. - Значит какая схема подходит к этому предложению? (4) - Почему некоторые ошиблись? - Ребята, в предложении есть такие слова, которые ничего не обозначают, но соединяют слова между собой по смыслу. - Давайте попробуем убрать то слово, которое вы не посчитали и прочитаем предложение. Кто хочет нам прочитать его вслух? - Осенью красиво лесу. - Так, ребята, смотрите, мы убрали всего одно слово, изменилось ли предложение? - Какое оно стало? (не связное) - Верно ребята, оно получается не связное. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение) коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его). Предметные: обучающиеся знают, что такое предложение и из чего оно состоит, умеют работать со схемами слов. |
3. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Итак, чтобы нам узнать тему нашего урока, предлагаю вам выполнить задание индивидуально, используя схему. - Солнышко тихо уходит за горизонт. - На слайде представлено предложение, давайте посчитаем сколько слов в нем получилось. - Сейчас многие из вас отметили, что в предложении есть такое маленькое слово «за». - Ребята, сегодня мы будем говорить о таких маленьких словах, которые называются предлогами. - Тема нашего урока: «Предлог» (аншлаг на доске) - Ребята, можем ли мы помочь Незнайке? - Конечно не сможем, поэтому я предлагаю вам составить задачи на сегодняшний урок. Для этого, обратите внимание на доску – задачи перепутались между собой, ваша задача – прочитать их и составить в логическом порядке. - Давайте прочитаем им. (Имя), прочитай первую задачу. - (Имя), прочитай вторую задачу. - Прочитай нам третью задачу, (Имя). - Познакомиться с понятием предлог; Научиться составлять предложения с предлогом; Закрепить знания о предлогах; - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием предлог, научимся составлять словосочетания и предложения с предлогом. А незнайка будет внимательно наблюдать за тем, как вы работаете и учиться вместе с вами! | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;) познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; делают выводы, формулируют их с помощью педагога) коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). |
4. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - И для того, чтобы познакомиться с понятием предлог, я предлагаю вам рассмотреть, какую роль в предложении он играет. - Слово “предлог” с латинского языка означает "стоящий перед словом": "пред" - перед; "логос" – слово. - Обратите внимание на слайд, давайте рассмотрим предлоги, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. В, НА, ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД - Давайте сейчас все вместе прочитаем их, на счет три четыре. - Три, четыре. - Молодцы, а сейчас давайте посмотрим на примере, какую роль в предложении он занимает. Солнышко тихо встает полем. (на слайде) - (Имя), прочитай пожалуйста предложение, а остальные ребята внимательно слушают. - Ребята, как вы думаете, связное ли это предложение? - Ребята, понятен ли нам смысл предложения? - В какой части предложения по вашему мнению нужно дополнить предлог? - Сейчас каждый про себя еще раз прочитает предложение и подумает, какой предлог он мог бы добавить в предложение, чтобы оно получилось связным и имело смысл. - А сейчас давайте вернемся к предлогам, которые представлены на слайде. - Какой предлог из перечисленных мы можем добавить? (над) - В какую часть предложения мы вставим предлог «над»? - Давайте прочитаем предложение, которое у нас получилось. - Все вместе на счет три, четыре. - Солнышко тихо встает над полем. (на слайде) - Сейчас слова в предложении связаны между собой и предложение имеет смысл. - Ребята, а какие предлоги так же можно поставить в это предложение? (за) - Давайте прочитаем предложение, с предлогом «ЗА». - Солнышко тихо встает за полем. (на слайде) - Ребята, изменился ли смысл предложения? - Все верно, изменив предлог, мы изменили смысл предложения. Если в прошлом предложении солнышко тихо вставало над полем, то в этом предложении, оно находится за полем. - Изменив предлог, мы изменили смысл предложения. - Поэтому ребята, до сих пор слово В, НА, ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами. (параллельно на экране демонстрация предлогов) - Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Но он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом. - Получилось ли у нас с вами познакомиться с понятием предлога и узнать, какие предлоги бывают? - Верно, мы с вами выполнили первую задачу нашего урока. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом) познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи) коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знают, что такое предлог, какие существуют предлоги, умеют находить их в предложении, составлять словосочетании и предложения с предлогами. |
5. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение | - Верно. Прочитайте вторую задачу нашего урока. - И для того, чтобы научиться понимать значение предлогов и составлять с ними предложения, я предлагаю вам выполнить интересное задание. У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображены схемы предлогов. Давайте рассмотрим ее все вместе. - Обратите внимание на расположение смайликов и квадратов, какую особенность вы заметили? - Верно. Это схемы, которые помогают запомнить предлоги. - Сейчас я предлагаю потренироваться, для того, чтобы запомнить предлоги и научиться составлять словосочетания используя их. - Ребята, а что такое словосочетание, кто знает? - Словосочетание – это сочетание слов по смыслу. - Верно, сейчас у каждого из вас на парте по мимо схемы предлогов лежит квадрат и смайлик. Сейчас я предлагаю вам, слушая предлог, который я буду называть – перемещать смайлик в зависимости от значения предлога. А также попробуем составить словосочетания с предлогом. - Например, я говорю покажите мне, что обозначает предлог и ваша задача изобразить это схемой. - Давайте попробуем. - Покажите, как будет выглядеть предлог «ПОД». - Давайте обратим внимание на слайд, проверим. - Какое словосочетание мы можем составить с предлогом «ПОД», используя слова подсказки, представленные на слайде? - На слайде: росток. землей, - Какое словосочетание у нас получится? - Росток под землей. - Молодцы, как мы обозначим предлог «У». - Давайте проверим, внимание на слайд. - Какое словосочетание мы можем составить, используя слова подсказки, представленные на слайде? - На слайде: река, дома. - Река у дома. - Верно, как мы обозначим «НА». - Проверяем, смотрим на слайд. - Какое словосочетание мы можем составить здесь? - На слайде: кружка, столе. - Кружка на столе. - Молодцы, как мы обозначим «НАД». - Давайте проверим. - А какое словосочетание мы можем составить с этим предлогом? - На слайде: самолет. Крышей. - Самолет над крышей. - Как будет выглядеть предлог «В». - Давайте посмотрим на слайде. - Какое словосочетание мы можем составить с этим предлогом, используя слова подсказки на слайде? - На слайде: белка, дупле. - Белка в дупле. - Хорошо, молодцы ребята, я вижу вы успешно справились с этим заданием. Какой вывод мы можем сделать? - С помощью предлогов мы можем связывать слова по смыслу, и составлять словосочетания. - Сейчас я предлагаю вам выполнить задание, которое покажет нам, на сколько хорошо вы умеете отличать предлоги в словосочетаниях. Сейчас возьмите в руки простой карандаш и в каждом словосочетании обведите предлог. - На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Птицы в клетке; Листики на ветке; Кошка под столом; Садик за углом; Книжка у подруги; Песенка о друге; Заяц без хвоста; Устный счет до ста; В гости к дяде Коле; Рассказать о школе. - Давайте будем проверять. Какие предлоги вы обвели. Читаем словосочетание и называем предлог. - Сейчас по цепочке читаем по одному словосочетанию, а остальные ребята сигнализируют. Если согласны – показываем класс, если не согласны, поднимаем руку. (в, на, под, за, у, о, без, до, к, о) - Совершенно верно, молодцы! - А сейчас, для того, чтобы научиться составлять предложения из предлогов, я предлагаю вам выполнить следующее задание: составьте из предложенных слов предложение и обведите предлог в кружок. Девочки, в, ходили, школу, вместе - Какое предложение у вас получилось? (Девочки ходили в школу вместе.) - Какой предлог вы выделили? (в) - Совершенно верно, молодцы! - Научились ли мы с вами составлять предложения с предлогом? - Предлагаю вам немного отдохнуть. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом) познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи) коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знают, что такое предлог, какие существуют предлоги, умеют находить их в предложении, составлять словосочетании и предложения с предлогами. |
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность | Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований | - Ребята, вижу, что вы немного устали, давайте встанем и разомнёмся. Разойдитесь так, чтобы не мешать друг другу. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте их за мной. - Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали. - Отлично размялись! Присаживайтесь, пожалуйста. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
5. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение | - Для того, чтобы нам с вами закрепить знания о предлогах, я предлагаю вам поработать в группах. - Первый ряд – первая группа, второй ряд – вторая, и третий ряд – это третья группа. - У каждой группы будет свое предложение. Сейчас у каждого на парте будет свое слово – ваша задача из предложенных слов построить предложение, выстроившись в колонну. Ребята, обратите внимание, что слова между собой перепутаны и ваша задача составить связное предложения. Те ребята, кому не досталось слова – вы будете в самой ответственной роли – эксперта! Поэтому вы внимательно наблюдаете и проверяете, на сколько правильно ребята составили предложения. - У первой группы предложение: «Дупло у белки на дереве» - У второй группы предложение: «В школу я хожу с другом» - У третьей группы предложение: «Зимой дети катаются на санках» - На выполнение этого задания у вас есть пять минут, затем – будем проверять. - Время вышло, сейчас нам представляет свое предложение первая группа. - Так, хорошо. Остальные ребята проверяют, на сколько правильно построено предложение. - Следующая группа, представляет свое предложение. - Молодцы! - И последняя группа – представляет свое. - Остальные проверяют. - Хорошо, молодцы ребята! - Ребята, получилось ли у нас с вами закрепить знания о предлогах? - Верно! Молодцы! | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом) познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи) коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знают, что такое предлог, какие существуют предлоги, умеют находить их в предложении, составлять словосочетании и предложения с предлогами. |
7. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия | - Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. - Кому сегодня в начале урока мы хотели помочь? - О чем он нас просил? - Смогли ли мы ему помочь? - Что вы узнали о предлогах? - Можно ли обойтись без них в русском языке? - А какую главную роль выполняют предлоги? - *на слайде* появляется незнайка «Ребята, я благодарю вас за помощь! Благодаря вам, я узнал, что такое предлоги, научиться составлять с ними предложения. Спасибо вам большое! Успехов вам!» - Ребята, мы с вами большие молодцы! - И сейчас, для того, чтобы завершить наш урок и подвести итоги, я предлагаю вам продолжить любое из предложенных предложений. «Сегодня на уроке я узнал…» «Мне было интересно…» «У меня возникали трудности» «Я научился…» - Каждый из обучающихся выскажется. - Совершенно верно ребята, сегодня мы с вами познакомились с понятием предлог и научись составлять предложения с ним. - Спасибо вам большое за урок! До свидания! | Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу). |