Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный (слово учителя) | Здравствуйте ребята, меня зовут Егор Николаевич, сегодня урок русского языка проведу я. Запишите дату и классная работа | Приветствуют учителя | Ф | | | | Уважительное отношение к учителю |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Практический (игра) | Сейчас поиграем немного. Я называю слово, а вы – объясняете, как оно связано с глаголом. - часть - действие - вопрос - форма - время - число - предложение - спряжение - Как вы думаете, что такое спряжение? | - Обозначает действие предмета. - Что делает? Что сделает? - Формы 1,2,3 лица. - Настоящее, будущее и прошедшее. - Единственное и множественное число. - В предложение является главным членом. - Мы не знаем. Высказывают свое мнение. | Ф, И | доска для мела | Демонстрирует знания о глаголе | Умеет выстраивать устную речь | |
3. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Словесный (беседа) Частично-поисковый (составление плана) | - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? Для того чтобы составить план деятельности продолжите предложения: Узнаем Научимся Выполним - Хорошо. | - Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени». - Цель: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется. | Ф, И | презентация | | Формулировка задач урока | Уважительное отношение друг к другу |
4. Реализация построенного проекта | ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Наглядный (таблица, презентация) Практический (решение упражнений) | Итак, ребята вы видите глаголы иду, идёшь, идёт Это одинаковые слова? Что они обозначают? Чем они отличаются? (Попробуйте подставить местоимения) А если из единственного числа сделать множественного числа? Попробуйте изменить. Идем, идете, идут - Так что же такое спряжение? Как вы думаете? - Хорошо, молодцы! А сейчас мы это проверим, для этого откройте учебник на странице 81. Прочитайте про себя определение. - Прочитайте со слайда, есть ли ошибка в определение? Какая? - проверим кто лучше помнит тему личные местоимения, для этого прочитайте задание под номером 163 на странице 80. - Сейчас самостоятельно в тетради запишите предложения в тетрадь. Также два человека работают у доски. - Молодцы. Назовите, пожалуйста, какие окончания вы выделили? - Отлично. Какой вывод мы можем сделать? - Хорошо. Для того чтобы проверить вывод, прочитайте рубрику «Обрати внимание на странице 80. Каждый про себя самостоятельно. - Молодцы. Сейчас мы рассмотрим таблицу. В парах прочитайте ее. - проверим кто лучше понял, как спрягать глагол. (придумать глагол) - Замечательно. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Физминутка (подумать) Мы сейчас глагол спрягали И немножечко устали. Потихоньку дружно встали И движенья показали. -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.) -Как бежишь? - Вот так! -Как летишь? - Вот так! -Как плывёшь? - Вот так! -Как сидишь? - Вот так! Молодцы. | да идущего человека окончаниями Изменение глагола по лицам и числам - Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глаголов. - Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют. - Я нарисую, ты нарисуешь, он нарисует, мы нарисуем, вы нарисуете, они нарисуют. - ю, ешь, ет, ем, ете, ют. Окончание глаголов зависит от лица | Ф, И, Г | Таблица, презентация | Умеет спрягать глаголы | Умение анализировать | Уважительное отношение друг к другу |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Практический (работа на карточках) | - Хорошо. У вас на партах лежат вот такие карточки: - Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глаголы молчу и пойду. Записывать глаголы нужно прямо в эту карточку. Единственное число | Множественное число | 1-е л. (я) | 1-е л. (мы) | 2-е л. (ты) | 2-е л. (вы) | 3-е л. (он) | 3-е л. (они) | - Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в свою карточку. - 2-е лицо: ты (что делаешь?). - Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания. - 3-е лицо: он (что делает?). - Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания. - А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Скажи, пожалуйста, что у тебя получилось. - У всех так получилось? Хорошо. - Давайте прочитаем правило, которое дано после упражнения. Прочитай нам, пожалуйста. - Какой вывод мы можем сделать? - Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа. - 2 лица единственного и множественного числа. - 3 лица единственного и множественного числа. - Что такое спряжение? - Хорошо, молодцы! | Выполняют задание Отвечают на вопросы | Ф, П | Карточки для работы в парах | | Умение слушать и слышать других | Уважительное отношение друг к другу |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Практический (задание) | - У вас на столе карточка. В ней два задания: восстановить определение понятия «спряжение», а второе – это проспрягать глаголы. Это работа самостоятельная. - Кому не понятно задание? 1 задание: Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. 2 задание: Измените глаголы лежу и сплю по лицам и числам Единственное число 1-е лицо – лежу, сплю 1-е лицо – лежим, спим 2-ое лицо – лежишь, спишь Множественное число 2-ое лицо – лежите, спите 3-е лицо – лежит, спит 3-е лицо – лежат, спят - Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы. - Начнем с первого задания. Кто зачитает полное определение. - Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-». - Проверим второе задание. По порядку будет зачитывать и ставить плюсы или минусы. - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. | 1 задание: Спряжение – это изменение _______ по _______ и числам в форме ________ и будущего времени. 2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам. | И | презентация | Проявляет знания о спряжении глаголов | Умение контролировать свою деятельность | |
7. Включение в систему знаний повторение | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Практический (тест) | - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1) настоящего времени 2) будущего времени 3) прошедшего времени 6. Окончание –у, -ю, имеют глаголы: 1) 3 лица, ед. ч. 2) 2 лица, мн. ч. 3) 1 лица, ед. ч. - Отлично. | Отвечают на вопросы со слайда | Ф | презентация | Демонстрирует знание о глаголах | Умеет высказывать свою точку зрения | |
9. Рефлексия УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Метод рефлексии (продолжи предложение) | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. | Отвечают на вопросы Продолжают предложения | Ф | Презентация | | Развитие устной речи | Уважительное отношение к педагогу |