Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);
Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает урок от простого к сложному, от знакомого к незнакомому).
Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
Принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания (выполняют различные задания);
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
1. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5мин.)
3. Решение проблемы (15мин.)
4. Первичное закрепление (5мин.)
6. Информация о домашнем задании (1мин.)
7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Этапы урока Задачи | Методы обучения | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. | Словесный: педагогическое требование. Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) | Здравствуйте ребята! Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели На меня все посмотрели. -Проверим вашу готовность к уроку литературное чтение. -На парте лежит учебник, дневник и пенал. | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: повторить изученный материал, выявить проблему, сформулировать тему и задачи урока. Развивать у обучающихся регулятивные УУД(целеполагание, планирование, саморегуляция), посредством наводящих вопросов в формулировании темы и задач урока Развивать у обучающихся коммуникативные УУД(планирование, умение точно выражать свои мысли) с помощью предъявляемой деятельности. | По источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация). По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | -Для того, чтобы определить тему урока послушайте внимательно и разгадайте загадку: Вот загадка непростая, Разгадай ее секрет! Тело нитью обмотает, И появится на свет. Чудо разноцветное, Волшебство заветное. (Бабочка) - Расскажите, что вы знаете о бабочках. Бабочки – это отряд насекомых. В России многие виды бабочек охраняются. (На слайде изображения разных бабочек). - Сегодня мы продолжим знакомство с зарубежным фольклором. -Тема нашего урока: «Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети». -Какие задачи на урок мы с вами можем поставить? 1. Познакомиться с песенками «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»; 2. Выразительно читать песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети». -Но, перед тем как с ним познакомимся, давайте проведем артикуляционную гимнастику (для губ и языка) для того чтобы правильно и красиво произносить слова. -Кто хочет провести гимнастику? Я вам показывала уже много разных гимнастик. -Пожалуйста выходи … -Упражнение называется «Ступеньки» Организует «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. «Лошадка». Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна. -Молодцы! | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: (самоопределение); Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (формулирование познавательной цели, анализ); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (планирование, умение точно выражать свои мысли). |
3.Решение проблемы 3. 1Первичное восприятие произведения Задача: организовать первичное восприятие чтением стихотворения учителем. Развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция) . | Демонстрация | Песенка «Сюзон и мотылек» - На стр.179 прочитайте название французской народной песенки. -Что вы знаете о мотыльках? (Мотылек – это небольшая бабочка). -Как вы думаете «Сюзон» это что? (Имя девочки). - Кто перевел эту песенку? - Как вы думаете, о чем она? - С каким настроением ее нужно читать? - Проверим, так ли это. -Сейчас я вам прочитаю данную песенку, а вы внимательно послушайте и подумайте о чем она. Песенка «Знают мамы, знают дети» На стр.181 немецкая народная песенка. Прочитайте, как она называется? - Кто ее перевел? - Как вы думаете, о чем она? - Проверим, так ли это. Сейчас я вам прочитаю данную песенку, а вы внимательно послушайте и подумайте о чем она. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция). |
3.2 Проверка первичного понимания текста Задача: развить коммуникативные УУД(умение точно выражать свои мысли), посредством выявления отношения обучающихся к стихотворению. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | Песенка «Сюзон и мотылек» -О чем эта песенка? - Что вы скажите о песенке? - Что особенного запомнилось из песенки? - С каким настроением будем читать песенку? Песенка «Знают мамы, знают дети» -О чем эта песенка? - Понравилась ли вам песенка? -Подтвердились ли ваши предположения? | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (умение точно выражать свои мысли). |
Физминутка Задача: развитие регулятивных УУД (волевая саморегуляция) посредством снятия мышечного и эмоционального напряжения у обучающихся. | Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | - Ребята, давайте немного отдохнём. -Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной, кому не понятно? Бабочка. Наша бабочка встряхнулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. И нектара всласть поела. - Молодцы! Садитесь на свои места. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция). |
3.3 Вторичное восприятие текста Задача: развивать познавательные УУД с помощью организации самостоятельного чтения стихотворения. | Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | Песенка «Сюзон и мотылек» - Мы с вами познакомились с песенкой и имеем первоначальное представление о ней, чтобы глубже проанализировать песенку, прочитаем его вместе, выразительно на странице учебника №179. -Возьмите в руки карандаш, осторожно отметьте карандашом незнакомые или непонятные вам слова. -Я начинаю читать, а после вы продолжаете читать по цепочке. -Поднимите руки кому не понятно. -Не забываем выделять непонятные слова. Песенка «Знают мамы, знают дети» -А теперь, чтобы лучше понять и познакомиться с песенкой прочитаете её вместе. -Возьмите в руки карандаш, осторожно отметьте карандашом незнакомые или непонятные вам слова. -Я начинаю читать, а после вы продолжаете читать по цепочке. -Поднимите руки кому не понятно. -Не забываем выделять непонятные слова. | Обучающиеся проявляют познавательные общеучебные УУД:( смысловое чтение). Обучающиеся проявляют познавательные УУД (умение ориентироваться в учебнике). |
3.4 Словарная работа Задача: развивать познавательные УУД( смысловое чтение; умение работать с разными источниками информации) посредством организации работы по нахождению значений непонятных слов с помощью разных источников информации. | Работа с источниками информации, упражнение. Частично поисковые. | -Ребята, какие слова вы отметили? - Когда мы не знаем толкование какого – либо слова, к каким источникам можем обратиться, чтобы это уточнить? -Предлагаю уточнить их значение в словаре, который в учебнике. Табурет – стул. Воз – телега с чем-либо. Ушко в иголке – то место, куда продевается нитка. | Обучающиеся проявляют познавательные УУД: (смысловое чтение; умение работать с разными источниками информации). |
3.5 Анализ произведения Задача: развивать коммуникативные УУД(умение точно выражать свои мысли) посредством анализа стихотворения с помощью вопросов. | Беседа, работа с книгой, частично поисковый, создание ситуации успеха | Песенка «Сюзон и мотылек» -Как вы думаете, почему Сюзон не хотела дружить с мотыльком? - Почему она называла мотылька счастливым? -Как вы думаете, почему Сюзон не осталась кружиться с мотыльком, а пошла в школу? Песенка «Знают мамы, знают дети» -Как вы думаете, почему эта песенка имеет такое название «Знают мамы, знают дети»? -Можно ли сказать, что эта песенка шуточная? Почему? -Какая из песенок вам запомнилась больше всего? Почему? | Обучающиеся проявляют коммуникативные УУД: (умение с точностью выражать свои мысли). Обучающиеся проявляют познавательные УУД: (умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя) |
4. Первичное закрепление. Задача: развивать познавательные УУД(смысловое чтение) с помощью установления правильности и осознанности изученного материала. | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение. Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Метод мнемотехники «Картин» | Песенка «Сюзон и мотылек» -Ребята, автор приготовил для нас картинки к песенке, посмотрите. -К каждой картинке своё четверостишье. Давайте проанализируем их. -Первая картинка, что мы видим? (Сюзон с сумкой, шагает в школу, а над ней мотылек) -Да, значит, какие слова подходят к это картинке? Сюзон шагала в школу, А путь был недалёк. Над нею закружился Красивый мотылёк. Над нёю закружился красивый мотылек.  -Посмотрим на следующую картинку, что мы видим? (Сюзон подаёт руку мотыльку). -Верно, послушайте, подходят ли эти строки к этой картинке? Она ему сказала: -Дай лапку, мой дружок! Не учишь ты уроков, счастливый мотылёк -Да, подходит.   -Посмотрите на следующую картинку. -Что происходит? (Она что-то говорит мотыльку) -У нас есть ещё одни повторяющаяся строчки Не учишь ты уроков, счастливый мотылёк Давай с тобою вместе Кружиться весь денек!  -Ну и последняя картинка, что мы видим? (школу) -Следовательно, на это картинке Сюзон уже пошла, учиться в школу.   -И у нас осталась последняя строчка. Прощай, прощай, мой милый, Уже звенит звонок! Песенка «Знают мамы, знают дети» -Ребята. Художник пошутил, и вместо некоторых слов он вставил картинки, давайте попробуем прочитать это стихотворение с картинками. Знают мамы, | Знают дети, | Знают и : | На табурете | Ни за что не усидишь, | Без не сдвинешь воза, | Хоть впряги в него , | Не спасёшься от , | Если в нет , | От мало толка, | Если без ушка иголка. | Так и без труда | Не годятся никуда. | -Сначала прочитаю я вам, а вы внимательно следить и проговаривайте про себя. | Обучающиеся проявляют личностные УУД (дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач). Обучающиеся проявляют регулятивные УУД (контроль, коррекция); Обучающиеся проявляют познавательные УУД (смысловое чтение, умения анализировать объекты с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений). Обучающиеся демонстрируют выполнение действий по общим инструкциям; самопроверку по образцу. |
5. Организация самостоятельной работы. Задача: развивать у обучающихся умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, развивать у обучающихся умение точно выражать свои мысли, контроль, волевую саморегуляцию. | По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение); Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | Песенка «Сюзон и мотылек» -А теперь предлагаю вам поиграть, мы с вами поработали с картинками, соотнесли по смыслу строчки из песенки к картинкам, и с помощью них вы уже лучше понимаете песенку. -Сейчас вы закрываете глазки, а потом открываете и смотрите, что же изменилось. -Закрываем. Педагог в это время меняет местами 1 и 2 картинку. -Открываем, посмотрите внимательно, что же изменилась? -Верно, 1 и 2 картинка. А почему вы так решили? (Сначала Сюзон шагала в школу с сумкой, а потом только подавала руку мотыльку) -Молодцы, закрываем ещё раз глазки. Педагог в это время меняет местами 1 и 4 картинку. - Открываем, посмотрите внимательно, что же изменилась? -Верно, 1 и 4 картинка. Что помогло вам так решить? (Сначала Сюзон шагала в школу с сумкой и увидела мотылька, а потом она ушла в школу учиться). -Молодцы. Песенка «Знают мамы, знают дети» -Давайте все вместе попробуем прочитать, это стихотворение с картинками. Начинай, пожалуйста, … я буду помогать. -Молодцы! Вы отлично справились! | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция) ; Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение точно выражать свои мысли). |
6.Информация о домашнем задании Задача: проинструктировать по работе над д/з, развивать у обучающихся планирование учебного сотрудничества. | По источнику получения знаний: словесные (объяснение) | -Вашим домашним заданием будет подготовить выразительное чтения песенки «Знают мамы, знаю дети» с помощью данной таблицы, которую приготовил для вас художник с картинками. -Поднимите руку кому не понятно? | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем). |
7. Рефлексия учебной деятельности. Задача: совместно с обучающимися подвести итоги урока; развивать у обучающихся умение анализировать, выражать свои мысли. | По источнику получения знаний: словесные (беседа). Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | - Итак, ребята наш урок подходит к концу. - Давайте с вами вспомним задачи, которые мы ставили вначале урока? Решили ли мы их? - Сейчас, я вам предлагаю поделиться своим настроением после урока. Для этого я подготовил для вас вот такие цветочки, один грустный, другой веселый. Теперь определите, какое же у вас настроение после урока и наклейте лепесток. - Сегодня хотела бы похвалить за активную работу…, за выразительное чтение.., за развернутые ответы, за хорошее поведение на уроке..(наклейки), за хорошие и развернутые ответы…. Спасибо за урок, до свидания! | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самооценка); Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценка, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (анализ); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)). |