Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);
Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает урок от простого к сложному, от знакомого к незнакомому).
Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
Принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания (выполняют различные задания);
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
1. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5мин.)
3. Проверка домашнего задания ( 3 мин.)
4. Решение проблемы (10мин.)
4.1 Знакомство с автором.
4.3 Антиципация.
5. Первичное закрепление (5мин.)
6. Физминутка(1мин.)
7. Организация самостоятельной работы (5мин.)
8. Информация о домашнем задании (1мин.)
9. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Этапы урока Задачи | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. Развивать у обучающихся регулятивных УУД (волевая саморегуляция). | Словесный: педагогическое требование. Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) | Приветствует обучающихся -Здравствуйте, ребята! Сегодня урока литературного чтения проведу у вас Я, меня зовут Карина Евгеньевна. -Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга! Предъявляет педагогическое требование - Проверим нашу готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, дневник и пенал. - Сначала тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики. Устанавливает ограничения Предоставляет возможность для сотрудничества детей Работа с картиной «Лето в лесу». -Какое время года изображено на картине? -Что нужно изменить, чтобы летнюю картину превратить в осеннюю? -Какие краски понадобятся художнику, чтобы нарисовать осеннюю картину? Вывод: Какие краски характерны для осени? (темно-синие, желтые, красные, темно-зеленые). -Как много красок у осени! За лучшие ответы на уроке осень подарит вам разноцветные листочки. У кого их будет больше, тот получит лучшую оценку, а в конце урока вас ждет осенний сюрприз. | Приветствуют учителя Обмениваются улыбками Садятся на свои места | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: повторить изученный материал, выявить проблему, сформулировать тему и задачи урока. Развивать у обучающихся регулятивные УУД(целеполагание, планирование, саморегуляция), посредством наводящих вопросов в формулировании темы и задач урока Развивать у обучающихся коммуникативные УУД(планирование, умение с точностью выражать свои мысли) с помощью предъявляемой деятельности. | По источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация). По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | Стимулирует любознательность, интерес -Ребята, сегодня тема нашего урока стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила. Высохли цветы…» -А какие задачи на урок мы поставим перед собой? -Мы можем узнать творчество Алексея Николаевича Плещеева? -Первая задача нашего урока 1.Узнать творчество и интересные факты из жизни А.Н.Плещеева. -А какую мы еще поставим перед собой задачу? -Вторая задача 2. Познакомиться с произведением А.Н.Плещеева. ««Осень наступила. Высохли цветы…» -И третья задача 3.Учиться выразительно читать. Использует наглядные, информационные средства -Но, перед тем как с ним познакомимся, давайте проведем артуляционную гимнастику для того чтобы правильно и красиво произносить слова. Я вам буду показывать движения, а вы повторяете за мной. Кому не понятно поднимите руку. -Упражнение называется «Ступеньки» Организует «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. -Молодцы! | Определяют тему и задачи урока Слушают внимательно учителя Отвечают на поставленные вопросы Работают все вместе выполняя действия | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: (самоопределение); Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (формулирование познавательной цели, анализ); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (планирование, умение с точностью выражать свои мысли). |
3.Проверка домашнего задания Задача: Установить правильность, полноту, осознанность выполнения домашнего задания всему учащимися. Развивать у обучающихся регулятвные УУД( волевая саморегуляция). | Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование; | Объясняет -Ребята, у вас было домашнее задание выразительное чтение стихотворения. -Я вам предлагаю памятку по выразительному чтению ПАМЯТКА Кто хочет прочитать нам памятку? -А кто хочет прочитать стихотворение согласно пунктам памятки? Выражает искреннее восхищение -Молодец, ребята, что мы поставим Пете за такое чтение стихотворения? -Кто еще желает? | Внимательно слушают учителя Задают вопросы | Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция). |
4.Решение проблемы. 4.1 Познакомить с творчеством автора. Задача: развивать у обучающихся волевую саморегуляцию, умение с точностью выражать свои мысли, в процессе знакомства с биографией С.Н. Плещеева. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Рассказ, объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение, частично поисковые, создание ситуаций успеха, поощрение, соревнование | -Ребята, как вы думаете, в какой форме мы с вами могли бы узнать о жизни и творчестве Алексея Плещеева? -Замечательные ответы. -А я вам предлагаю прочитать биография Алексея Николаевича Плещеева вместе со мной. Вы подчёркиваете карандашом интересные факты из жизни писателя, вы нам их озвучите, и самые внимательные получат листочки. Кому не понятно? Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме. Отец и мать принадлежали к старинному роду. Семья Плещеевых жила небогато . Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде . Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование. Учился Алексей Николаевич Плещеев в Петербурге, в школе прапорщиков, но военным он не стал, а поступил в университет, на восточный факультет. В возрасте 19 лет впервые выступил со своими стихами на публике, а ещё через 2 года напечатал отдельный сборник стихотворений, который принёс ему широкую известность. -Поднимите руку, кто выделил интересные факты из жизни писателя. -Прочитай нам пожалуйста … . -Замечательные факты, возьмите листочки. Прапорщик: воинское звание. -Стихотворение «Осень наступила. Высохли цветы…» о осени, и сегодня мы с ним познакомимся. | Внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы Проявляют уважительное отношение друг к другу | Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция); Обучающиеся проявляют коммуникативные УУД: (умение с точностью выражать свои мысли). |
4.2 Антиципация. Задача: развить коммуникативные УУД(умение точно выражать свои мысли) посредством предположения обучающимися, о чём стихотворение Алексея Плещеева «Осень наступила». | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | Задаёт вопрос -Ребята, мы с вами уже знаем название произведения, предположите, о чем пойдет речь? (2предположения) Поощряет детей к высказыванию | Высказывают собственное мнение Высказывают свои предположения | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. |
4.5 Физминутка Задача: развитие регулятивных УУД (волевая саморегуляция) посредством снятия мышечного и эмоционального напряжения у обучающихся. | Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.
| Организует работу на снятия мышечного напряжения - Ребята, давайте немного отдохнём. -Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной, кому не понятно? Дождь. Приплыли тучи дождевые: -Лей, дождь, лей! (ладони вниз, встряхиваем руки) Дождинки пляшут, как живые: -Пей, рожь, пей! (подпрыгивание) И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет. (наклоны) А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет! (руки вверх, вниз). - Молодцы! Садитесь на свои места. Лучше всех выполняли упражнения …, получите листочек. | Выполняют физические упражнения для снятия мышечного напряжения. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция). |
4.4 Проверка первичного понимания текста Задача: развить коммуникативные УУД(умение с точностью выражать свои мысли), посредством выявления отношения обучающихся к стихотворению. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | - Ребята, вам понравилось стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила. Высохли цветы…» - Что вам особенно запомнилось? - Итак, подтвердились ли ваши предположения, о чём это стихотворение? | Делятся впечатлениями Отвечают на поставленные вопросы | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (умение точно выражать свои мысли). |
4.3 Первичное восприятие произведения Задача: организовать первичное восприятие чтением стихотворения учителем. Развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция) . | Демонстрация | Организует первичное восприятие стихотворения -На прошлых уроках вы познакомились с разными произведениями, где рассказывалось об изменениях осенью в жизни животных и птиц. Это были рассказы, сказки, загадки. -Сегодня мы продолжаем тему: «Славная осень», но посмотрим на это чудесное время года другими глазами. Мы послушаем звучание осени через стихи. А поможет нам в этом стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». -Звучит музыка (П.Чайковский «Времена года»), на ее фоне учитель читает стихотворение. | Слушают стихотворение, учителя. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция). |
4.6 Вторичное восприятие текста Задача: развивать познавательные УУД с помощью организации самостоятельного чтения стихотворения. | Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | Предъявляет педагогическое требование - Мы с вами познакомились со стихотворением и имеем первоначальное представление о нём, чтобы глубже проанализировать стихотворение, прочитаем его вместе, выразительно на странице учебника №69. -Возьмите в руки карандаш, осторожно отметьте карандашом незнакомые или непонятные вам слова. -Я начинаю читать, а после читает Ксения, я её останавливаю и говорю кто читает следующий. -Поднимите руки кому не понятно. -Незабываем выделять непонятные слова. | Читают произведение | Обучающиеся проявляют познавательные общеучебные УУД:( смысловое чтение). |
4.7 Словарная работа Задача: развивать познавательные УУД( смысловое чтение; умение работать с разными источниками информации) посредством организации работы по нахождению значений непонятных слов с помощью разных источников информации. | Работа с источниками информации, упражнение. Частично поисковые. | Организует беседу -Ребята, какие слова вы отметили? - Когда мы не знаем толкование какого – либо слова, к каким источникам можем обратиться, чтобы это уточнить? -Предлагаю уточнить их значение в словаре, который в учебнике. Предлагает решение проблемы Озимь- зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью). Посмотрите на изображение. | Анализируют слова Строят правильные речевые предложения | Обучающиеся проявляют познавательные УУД: (смысловое чтение; умение работать с разными источниками информации); |
4.8 Анализ произведения Задача: развивать коммуникативные УУД(умение точно выражать свои мысли) посредством анализа стихотворения с помощью вопросов. | Беседа, работа с книгой, частично поисковый, создание ситуации успеха | - Какие слова и выражения использует поэт для описания осени? - Где поэт наблюдает осеннюю картину? - Как осень изменила всю окружающую природу? - Какие краски для изображения осени использует автор? -Какие чувства, настроение переживает поэт? - Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо? Весело или же грустно и печально? | Выражают собственные мысли Обращаются к тексту учебника Отвечают на поставленные вопросы Проявляют сопереживание | Обучающиеся проявляют коммуникативные УУД: (умение с точностью выражать свои мысли). |
5. Первичное закрепление. Задача: развивать познавательные УУД(смысловое чтение) с помощью установления правильности и осознанности изученного материала. | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение. Метод мнемотехники: Прием "Мысленных картин". Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | Организует самостоятельную работу Объясняет - Сейчас предлагаю прочитать стихотворение выразительно в парах. И у нас ещё будет одно интересное задание, при чтении стихотворения, мы с вами будем зарисовывать в картинках слова, чтобы нам было легче запомнить стихотворение. Сейчас я вам выдам таблицу. Осень наступила |   | Высохли цветы. |  | И глядят уныло |  | Голые кусты. |  | Вянет и желтеет |  | Травка на лугах. | Только зеленеет |  | Озимь на полях. | Туча небо кроет, |  | Солнце не блестит, |  | Ветер в поле воет, |  | Дождик моросит. |  | Воды зашумели |  | Быстрого ручья. |  | Птички улетели |  | В тёплые края. |  |
По ходу зарисовывания, я показываю на доске. -Вы уже сидите по парам, первую строчку читает Петя, а вторую его соседка Аня, далее другие ребята. -Самая выразительная пара получит листочки. Кому не понятны правила работы, поднимите руку. -Читаем выразительно, не торопимся. -Как мы зарисуем первое словосочетание? Отвечаем по поднятой руке, я вам предлагаю (показать картинку, после когда обучающиеся зарисовывают помогать и контролировать процесс рисования). Далее второе и т.д. -Самое главное нарисуйте так, что бы вы поняли. | Слушают учителя Отвечают на вопросы | Обучающиеся проявляют регулятивные УУД (контроль, коррекция); Обучающиеся проявляют познавательные УУД (смысловое чтение). |
6. Организация самостоятельной работы. Задача: развивать у обучающихся умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, развивать у обучающихся умение точно выражать свои мысли, контроль, волевую саморегуляцию. | По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение); Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование; Методы развития психических функций: творческое задание. | - Теперь прочитаем наше стихотворение только по картинкам, закроем листком слова стихотворения, начнём наше чтение стихотворения. Если кому то будет сложно, то я буду помогать. -Начнём так же по цепочке. -Молодцы, у вас уже получается. -Скажите легче запомнить стихотворение? | Внимательно слушают учителя Оценивают критично друг друга Выражают свою точку зрения Выражают свои эмоции Чтение детьми стихотворения выразительно и оценивание совместно с детьми | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение точно выражать свои мысли). |
7.Информация о домашнем задании Задача: проинструктировать по работе над д/з, развивать у обучающихся планирование учебного сотрудничества. | По источнику получения знаний: словесные (объяснение) | Информирует обучающихся о домашнем задании -Ребята, а домашним заданием у вас будет стихотворение А.Н. Плещеева «Осень наступила. Высохли цветы…», его нужно выучить с помощью наших картинок- подсказок. -Кому не понятно домашнее задание? | Внимательно слушают учителя | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем). |
8. Рефлексия учебной деятельности. Задача: совместно с обучающимися подвести итоги урока; развивать у обучающихся умение умение анализировать, выражать свои мысли. | По источнику получения знаний: словесные (беседа). Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | - Ребята, со стихотворением какого автора познакомились? - Как называется стихотворение? - Наш урок подходит к завершению. Хочу поблагодарить вас за активное в нём участие! - Что нового узнали? - Все ли поставленные задачи мы решили? - Скажите, с каким настроением вы заканчиваете урок? -Давайте каждый посчитает сколько у него листочков, отвечаем по поднятой руке. -Молодцы, я поставлю отметку … . -Теперь давайте каждый из вас, подойдёт к этому рисунку и приклеит сюда свои листочки, эта наша с вами общая картина осени. А так же на нашей картине осени есть еще и стихотворение А.Н.Плещеева «Осень наступила. Высохли цветы…», которое мы сегодня проходили, вы всегда можете подойти, почитать и посмотреть на прекрасную и красивую осень. -Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Каждый обучающийся высказывает свою точку зрения. Внимательно слушают учителя. Прощаются. | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самооценка); Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценка, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (анализ);Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли). |