Мотивация к учебной деятельности Задача: обеспечить мотивацию учения обучающихся, проверить готовность к уроку. | Предъявление педагогических требований Художественное слово | Подойдите к своим партам, Обведите взглядом их. Все ль готово там к уроку? Все ль сейчас лежит на них? Вы друг другу улыбнитесь, На места свои садитесь. Начинаем наш урок, Пусть он всем пойдет нам впрок. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Евгеньевна, и этот урок технологии проведу у вас я. - Сначала тихо сядут девочки, и еще тише мальчики. | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других). |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся (приёмы работы с пластилином, используемые при этом инструменты и приспособления). | Беседа Демонстрация Упражнение Проблемный Предъявление педагогических требований Использования игр и игровых ситуаций Художественное слово Поощрение | -На прошлых уроках вы уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно, и ответьте по поднятой руке. -Какие предметы хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта.) -Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились? -Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. -Ребята, у вас есть дома игрушки. Они сделаны из разных современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха... -Как думаете, а из чего ещё можно изготавливать игрушки? -Даже в современное время до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. -Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них — дымковскими глиняными игрушками. -Думаю, что вы уже догадались какая тема нашего урока. «Дымковская игрушка». -Какие задачи мы можем поставить на урок? -Можем ли мы познакомиться с таким народным промыслом как дымковская игрушка? -Это наша первая задача. -Но ведь если мы сегодня с вами познакомимся с таким народным промыслом как дымковская игрушка, ведь мы ещё не научились её создавать, хотите научиться? Это наша вторая задача на урок. -Глины у нас нет, но есть другой пластичный материал, эта пластилин. -Следовательно, работать мы будем с пластилином, а вот чтобы узнать какую игрушку мы будем сегодня изготавливать, предлагаю вам внимательно послушать и отгадать загадку. Кто я - догадайтесь сами Я везу зимой сани, Что легко скользят по снегу, Летом я везу телегу. -Кто же это? -В гостях у нас конек Дымок из села Дымково. - Сегодня мы научимся лепить из пластилина дымковскую игрушку. - Вы уже давно работаете с пластилином. Поэтому давайте вспомним, какие приемы работы с пластилином мы знаем? - Я вам буду показывать изображение приема, а вы его называете. (отрезание, разминание, раскатывание, вытягивание). - Молодцы ребята. - А как нужно работать с пластилином? - Чтобы пластилин стал мягким, что нужно с ним сделать? -Правильно, его нужно согреть в руках и размять. Работать с пластилином нам помогают инструменты. Покажите. Как называются эти инструменты? - Эти инструменты называются стеки. Ими можно отрезать кусочек пластилина или сделать на нем узор. - Молодцы, мы с вами вспомнили правила работы пластилином. - Вижу, что готовы к усвоению новых знаний. - Отложите в сторону пластилин и вытрите ручки. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя); коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)); познавательные УУД (умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя, анализировать и делать выводы, создавать алгоритм деятельности). |
Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися изучаемого материала. | Беседа Объяснение Демонстрация Упражнение Частично-поисковый Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Использования игр и игровых ситуаций Художественное слово Поощрение | -Приступим к решению первой задачи. -В давние времена жители слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. -Что же это за игрушка? Давайте посмотрим. Демонстрирую игрушки, слайды или иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барыня», «Конь» и др. -А что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма.) Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.) -Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.) - А знаете почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаше всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег.(Картинка деревни). Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. -Перед тем как начать изготовлять свою игрушку, расставим последовательность выполнения игрушки, на слайде картинки стоят в не правильном порядке. -Чтобы получилась игрушка, что нужно сделать первым? (Слепить игрушку из глины) -Какой же второй шаг? ( Сушка) -Третий? ( Обеливание) -И последнее роспись игрушки. -Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково. Ребята, вы видите, это не простой конек, а сказочный. А почему он похож на сказочного? (Дымковский конек украшен узорами). -Наши предки очень любили изображать фигуру коня. Конь для них был символом солнца, оберегом-защитой от злых сил. Он друг и помощник человека. (Картинка). - Перед тем как мы начнем лепить подготовим наши пальчики. -Сначала потрём руки, согреем их. -Теперь каждый пальчик вытягиваем, покажем солнышко, вот так, теперь быстрее. -А теперь встанем и немного разомнём туловище. Я буду вам показывать три листка. «Три листика»: показываю зеленый листик – прыгают как пушинки зайчики , жёлтый - хлопают в ладоши, красный – шагают. -Поднимите руку кому не понятно, начинаем. -Тихонько присаживаемся, сначала девочки, а после мальчики. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение самостоятельно организовывать свое рабочее место); коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)); познавательные УУД (умение анализировать и делать выводы). |
Организация самостоятельной работы. Задача: обеспечить формирование у обучающихся умение самостоятельно применять знания в создании игрушки из пластилина . | Объяснение Демонстрация Упражнение Частично-поисковый Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Поощрение | -Представим себя в роли дымковских мастеров и начнём работу с более простой игрушки — конь. -Возможно, не все сегодня закончат выполнять свою игрушку, но ничего страшного, закончите позже со своим руководителем. -Обратите на план работы над поделкой:  1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на две неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки и ноги, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. -Сейчас я его вам прочитаю, а вы внимательно слушаете, и думаете какой же пункт особенно важен в выполнении работы. -Какой пункт вы выделили для себя особенно важным? -Особенно важный пункт, это лепка приёмом вытягивания , а так же деление пластилина на две не равные части, ведь если вы разделите пластилин на равные части, то ваш конь Дымок не будет пропорциональный и правильный как у настоящих дымковских мастеров. На слайдах фотографии как выполнять работу. Приглушенно играет народная музыка. -Начинаем выполнять согласно нашему плану. Вам даётся 10 минут. Если есть вопросы, то поднимаем руку и я подойду. -Заканчиваем выполнение работы, осталось 3 минуты. Если останется время, то организую выставку. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение самостоятельно организовывать свое рабочее место; умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем); коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)); познавательные УУД (умение анализировать и делать выводы, в практической работе соблюдать правила работы с пластилином). |
Рефлексия учебной деятельности. Задача: организоватьсамооценку результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания. | Беседа Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Поощрение | - Наш урок подходит к концу. - Ребята, какую подделку мы сегодня с вами выполняли? -Вернёмся к нашей теме и задачам урока, подумайте и ответьте на вопрос: есть ли такие задачи, которые на сегодняшнем уроке мы не выполнили? -Рассмотрите свою подделку и скажите, всё ли вам удалось выполнить? Почему? - Мне очень понравилось как вы все сегодня работали. - Хочется похвалить … очень активно работала, … сегодня был очень внимательным, … напоминал о правилах работы с пластилином, … быстрее всех слепил овощи. - Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо вам за урок, до свиданья! - Можете прибрать рабочие места. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем); коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)); познавательные УУД (умение анализировать и делать выводы) |