Класс: 2 а
УМК: «Школа России»
Тема урока: Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; интерес к изобразительной деятельности, положительный эмоциональный настрой на работу.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют:
регулятивные УУД: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение рационально строить совместную творческую деятельность; волевую саморегуляцию
коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; работать в группах;
познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления;
Изобразительный: умеют передавать в групповой работе содержания несложных произведений в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»
Технический: продолжают формировать навыки изображения в графике
Цветовой: умеют подбирать цвета для аппликации в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» и предметом изображения - журавлями;
Композиционный: соблюдают в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагают изображение в соответствии с ритмом; знают элементарные правила композиции
Цель: формирование умения сотрудничать и работать в группе, посредством создания групповой работы – аппликации
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; интерес к изобразительному искусству, положительный эмоциональный настрой на работу
Развивающая: Развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: владение навыками планирования и грамотного осуществления учебных действий в соответствии с поставленной задачей; владение навыками рационального построения совместной творческой деятельности; волевую саморегуляцию
коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; работать в группах;
познавательные УУД: владение логическими действиями сравнения, анализа, развития мышления
Изобразительный: создание условий для передачи в аппликации содержания несложных произведений в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»
Технический: создать условия для формирования навыков изображения в графики
Цветовой: формирование умения подбирать цвета для аппликации в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» и предметом изображения - журавлями
Композиционный: создание условий для совершенствования композиционных навыков соблюдения в изображении пропорций, размеров; самостоятельного изображения в соответствии с ритмом; совершенствования элементарных правил композиции
Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения:
Принципы воспитания:
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, педагогическое требование
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: изготовление аппликации
2. По уровню включения в продуктивную деятельность:
3. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая
Средства обучения:
Демонстрационные: тема, цель, презентация по теме «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»
Индивидуальные: ножницы, клей, цветные карандаши, простой карандаш, ластик
Раздаточный материал: основа для групповой работы (прямоугольник из писчей бумаги)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока (5 минут)
3. Первичное усвоение новых знаний (17 минут)
Физминутка (2 минуты)
4.Самостоятельная работа (15 минут)
5. Рефлексия учебной деятельности (4 минуты)
Информационные источники:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2) Учебник: Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М.: Просвещение, 2011 (стр. 132-135) 3) Яндекс. Картинки.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку Задачи: Воспитательная: воспитывать у обучающихся положительный эмоциональный настрой на работу Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: волевую саморегуляцию | Метод формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований.) Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Андреевна, я сегодня у вас проведу урок изобразительного искусства. -На парте должны лежать ножницы, клей, прямоугольник, основа для групповой работы, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. -У кого всё есть, можете присаживаться -Вы уже сидите так, что бы работать в группе, по 4 человека, то есть у группы получится одна работа и успешность выполнения работы зависит от степени слаженности. | Личностные УУД: проявляет положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока Задача: вспомнить выразительные средства в искусстве; поставить тему и цель урока Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: владеют навыками планирования и грамотного осуществления учебных действий в соответствии с поставленной задачей; владеют навыками рационального построения совместной творческой деятельности; волевую саморегуляцию | Метод получения новых знаний (беседа; демонстрация). Метод закрепления и повторения изученного материала (беседа; повторение) | -Ребята, вы на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, о чем оно может говорить? (о прекрасном и страшном, о добре и зле, о мужестве и коварстве) -Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство? (цвета, линии, цветовые пятна, композиция) -Да благодаря этому, искусство может нам рассказать о добре и зле, о грусти и веселье. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили - это Ритм. -Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Ритм пятен) -Тема сегодняшнего урока: Ритм пятен -Что мы должны получить в конце урока. Что мы изобразим? (изобразим ритм пятен) -Верно, к концу урока мы должны изобразить ритм -Для того чтобы это сделать я составила план урока План урока: 1.Определение понятия «Ритм» 2.Виды ритма 3.Изображение 4.Оценивание -По этому плану мы должны будем идти весь урок | Личностные УУД: проявляет интерес к новому и ранее изученному материалу Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию Коммуникативные УУД: проявляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяет цели, умеет с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Усвоение новых знаний и способов действия Задача: узнать, что такое ритм; научиться определять его Образовательная: научить различать ритм, виды ритма; Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: волевую саморегуляцию | Метод получения новых знаний (беседа; объяснение; демонстрация). | -Как думаете что такое ритм? -В толковом словаре Ожегова говорится, что Ритм – это повторение или чередование, каких-нибудь элементов. -Таким образом, мы выполнили первый пункт плана и дали определению понятию слова «Ритм» -А сейчас подумайте и скажите, где в своей жизни вы встречались с этим понятием. -В музыке - это повторяемость, чередование музыкальных звуков. -А как в рисунке передается вид ритма? Давайте перейдём ко второму пункту плана и рассмотрим виды ритма -У каждой группы есть карточка с названиями видов ритма. Вика, прочитай виды ритмов вслух, громко и чётко всему классу. Виды ритмов: Спокойное Быстрое Беспорядочное -Давайте рассмотрим картины художников и рассмотрим виды ритма. -Рассмотрим картину А. Рылова «В голубом просторе». Птицы парят высоко над облаками. Они создают торжественное движение и ритм. -Рассмотрим картину Е. Чарушина «Воробьи». Здесь ритм и движение пятен совсем другие. Может быть эти воробьи слетелись на день рождение друг к другу ? Именинник в центр, а гости окружили его хороводом. -Давайте рассмотрим, какими разными могут быть ритм и движение пятен в рисунке. На первом изображении птицы летят цепочкой, спокойно, ровно. Вдруг одна птица вылетела, ритм нарушился Птицы в беспорядке слетаются на корм Птицы в страхе разлетаются -Таким образом, мы узнали какие виды ритмов бывают и научились определять виды ритмов в изображении выполнив второй пункт плана. | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, умение рационально строить совместную творческую деятельность Познавательные УУД: проявляет умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Физминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: волевую саморегуляцию | Метод получения новых знаний (объяснение). | -Что бы немного отдохнуть, предлагаю провести физминутку Вставайте со своих мест. -Правую руку кладём на живот, левую руку на голову. Одновременно правой рукой гладим себя по животу, а левой рукой похлопываем по голове. Теперь наоборот -Закончили -Теперь правую руку вверх и отводим назад, а левую руку вперед. Теперь наоборот -Молодцы, присаживайтесь | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию |
4.Самостоятельная работа Задача: создать условия для выполнения практической работы. Развивающая: Развивать у обучающихся: коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; работать в группах; регулятивные УУД: волевую саморегуляцию Образовательная: демонстрируют умение передавать ритм в изображении | Метод получения новых знаний (объяснение). Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта (временная работа в группах) Метод выработки учебных умений и накопления опыта (практическая работа) | -Переходим к третьему пункту плана. Что бы выполнить третий пункт, мы будем изображать ритм полёта птиц, работая в группах. В каждой группе есть основа для вашей работы – это лист формата А3 На ней вам необходимо выстроить выбранный ритм. -Каждому участнику группы необходимо при помощи ножниц вырезать из прямоугольника птицу, раскрасить цветными карандашами, выстроить птиц согласно вашему ритму, затем приклеить. -Кому непонятно что мы сейчас будем делать? -В конце работы мы будем оценивать работы по критериям оценивания. -Критерии оценивания работы: 1.аккуратность 2. соответствие теме (соответствие тому ритму, который вы выбрали) 3.композиция -Оценка будет одна на группу -Прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить правила работы в группе: 1.Появляй активность 2.Если не понял, переспроси вежливо 3.Работать должен каждый на общий результат 4.Если не понял, переспроси 5.Один говорит, другие слушают 6.Своё несогласие высказывай вежливо -Также мы будем работать с ножницами -Правила работы с ножницами: 1.При работе внимательно следите за направление резания 2. Не держите ножницы лезвием вверх 3.Передаем ножницы кольцами вперед 4. На столе ножницы должны лежать кольцами к себе -На выполнение работы 13 7 минут. Вы можете приступать к работе -Прошла уже половина времени, осталось 6 3 минут -На выполнение работы осталась 1 минута -Ребята, закончили работу -Таким образом, мы выполнили третий пункт плана | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, умение рационально строить совместную творческую деятельность Коммуникативные УУД: проявляет сотрудничество с учителем, умение работать в группе Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа и мышления |
5.Рефлексия учебной деятельности Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построение и применение нового знания Развивающая: Развивать у обучающихся: познавательные УУД: владение логическими действиями сравнения, анализа, развития мышления; регулятивные УУД: волевую саморегуляцию | Метод закрепления и повторения изученного материала (беседа; повторение) Метод эмоционального стимулирования (поощрение и порицание) | -Давайте вывесим на доску ваши работы и будем их оценивать -Оценим первую работу 1 критерий. Аккуратность. Если вы считаете, что эта работа аккуратна, поднимите руку. Ставлю + -Давайте подумаем, какой ритм изображен -Чья это работа? Верно ли мы назвали ритм, который вы изобразили? 2 критерий. Соответствие теме (соответствие тому ритму, который вы выбрали). Ставлю + 3 критерий. Композиция. Ставлю + 3 плюса – это оценка «5» 2 плюса – это оценка «4» 1 плюс – это оценка «3» -Оценим вторую работу -Оценим третью работу -Оценим четвёртую работу -Оценим пятую работу -Оценим шестую работу -Оценим седьмую работу -Таким образом, мы выполнили 4 пункт -Скажите ребята, с каким новым выразительным средством в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились? (с ритмом) -Какие ритмы запомнили? (Ровный; С паузой; Хаотичный) -Мне очень понравилось, как сегодня на уроке старались давать четкие, полные и правильные ответы…. -За активную работу, хочу похвалить… -За хорошее поведение, хотелось бы похвалить… -Мне понравилось, как слаженно работала … группа -Я вас благодарю за урок, вы старались, с вами было приятно работать. Урок окончен. Можете наводить порядок на рабочих местах | Коммуникативные УУД: проявляет умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию |