СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока родной(русской) литературы по теме "Дети и война"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок проведен с применением интерактивных технологий,где обучающиеся выступают в разных ролях.Также конструкт урока можно использовать ,как классный час ко Дню Победы. 

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока родной(русской) литературы по теме "Дети и война"»

Конструкт урока

Учебный предмет: родная (русская)литература

Класс: 5

Тема урока: Война и дети. К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:.

повторить и систематизировать полученные ранее знания о лирике как литературном роде; научиться выразительному чтению поэтического текста, анализу стихотворения; показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны..

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Оборудование урока: презентация, видеоролик ,карточки с названием групп, зеленая бумага А4,георгиевские ленты 17 шт., карточки с вопросами.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.


Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Вы уже заметили, что у нас присутствуют гости, давайте сосредоточимся и покажем себя с наилучшей стороны.


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.


личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.



2. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.





  1. Просмотр видеоролика «От героев былых времен»



  1. Слово учителя: Как бы вы определили тему нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить .

Совершенно верно, именно эта тема будет определяющей на нашем уроке. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне.

Кластер «Война». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей. Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР. . И мы должны хранить в памяти эти страшные события нашей истории .Вы все знаете ,что совсем скоро наша страна будет отмечать уже 74 годовщину со дня Победы. Слайд 1


Весь народ, на фронте или в тылу, старался внести свой вклад в освобождение Родины.

Одним из таких людей был и К.М. Симонов В дни войны многие писатели и поэты уходили на фронт, кто-то брал в руки ружье, а кто-то работал военным корреспондентом. Каждый создавал летопись войны Слайд 2:

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Сегодня мы поговорим о К.Симонове и его стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете» слайд 3

Эпиграфом к уроку мы возьмем следующие строки.

Как вы их понимаете.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Анатолий Болутенко

Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.


Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока, эпиграф

составляют кластер





личностные:

самоопределение,установление связи между целю учения и ее мотивом.

коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли


3.Актуализация знаний.

Цель этапа: вспомнить и уметь применить имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала




Слово учителя: Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. Самыми уязвимыми оказались дети. У одних война отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. И она заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. Слайд 4



Слушают учителя


Отвечают на поставленные вопросы.



Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации



4. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания


Прослушивание стихотворения в авторском исполнении.

Анализ:

  1. Какое впечатление произвело на вас ?

  2. О чем это стихотворение?

  3. Словарная работа лафет - станок артиллерийского орудия. Слайд 6


  1. Какова композиция стих-я, условно на сколько частей мы можем поделить его? (Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине)

Работа по первой части стихотворения

Разделение на группы

1 группа «Историки»(вопросы на листочках)

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

-Откуда везли мальчика? Что вы знаете о Бресте?

2 группа «Литературоведы»

- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

- Как вы понимаете выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

- как вы понимаете строки «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней»

3 группа «Киносценаристы»

-Какие сцены вы бы сняли по стихотворению?

-Как должны выглядеть герои фильма?

-Какие звуки нужно включить в кадры?

Работа по второй части стихотворения

- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки?

-Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?

-Но если он не вернется, о чем он просит?

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

 Слово учителя: Война затронула всех. Самое страшное, что в эти годы страдали не только взрослые, но и дети. Детей лишили родителей, дома, детства. Но они стали маленькими героями большой войны. Но как вы думаете, чья заслуга была в том, что они не были оставлены в сожженных дотла городах? (В этом заслуга солдата).

И мы сегодня увидели «седого мальчишка», который призывал солдат не отступать назад, не возвращаться домой и отсиживаться, думая: «Пусть другие сталкиваются с этим горем!» А, напротив, отвоевывать каждый клочок земли, лишь бы сохранить дом ребенку.Слайды 13-14


 

Слушают учителя, работают в группах,отвечают на вопросы, анализируют

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные : умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.





5.Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.


Минута молчания



6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Слово учителя: Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Мы должны понимать, как сказал участник войны, писатель Борис Васильев, что “честь, совесть, долг, порядочность, надежность - самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить”

Думаю, что мы убедились в правильности этих слов сами


Работают в группах













Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, приобретают навыки выразительно чтения

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: наизусть читают стихотворения


8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Слово учителя: Ой, Мишка, как же страшно мне!
Л. Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!.


Мы поговорили о стихотворении К. Симонова, послушали стихотворение, теперь я предлагаю подвести итог нашему разговору написанием синквейна к слову «война»

Война

Беспощадная, опустошающая

Губит, забирает, убивает

Ах война, что ж ты сделала, подлая?

Смерть




Составляют синквейны. Демонстрируют подготовленный материал.

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?



Ведут диалог, повторяют основные определения и правила

Регулятивные: анализ работы на уроке

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации


10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Слово учителя: Ученики Гайнинской школы провели акцию ко дню Победы « Подари георгиевскую ленту» для жителей д.Гайны. и передали вам георгиевские ленты.

Скажите мне, символом чего они являются? (память, дань уважения).


Заключительный этап урока.(3 мин)

Приклеить цветок на поляну . Слайд

-Мне на уроке было неинтересно, я и так все знал. 

-Я слушал внимательно учителя и товарищей, мне было интересно. 

-Я много раз слышал о войне, но сегодня на уроке по-другому осознал это страшное событие. 

Обратите внимание на получившуюся поляну. Какие цветы преобладают на ней? Какой можно сделать вывод?

Конечно, историки могут подсчитать число убитых и количество сожженных деревень, количество дивизий, участвовавших в сражении, писатели и поэты могут попытаться донести до нас мысли и чувства людей, но никакая книга не заменит нам рассказа тех, кто выжил в ту войну.

1 ученик.

Каждый из них, не забывший о долге, даже ребенок – это герой. Великая Отечественная война была вершиной мужества. Еще живут на свете люди, которые преподали урок мужества всему человечеству, еще можно взглянуть в их глаза и услышать их бесхитростные рассказы о тех временах. Только так мы можем научиться

• со-страдать,

• со-чувствовать,

• со-переживать.

2 ученик

Только так мы можем научиться мужеству жить. Еще можем, еще не поздно это сделать.

3 ученик

И мы попытаемся это сделать. Мы хотим, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящими будущим. Нельзя забывать ни горя, ни радости, ни слез, ни трудностей уходящего поколения.Слайд

9. Оценки за урок. (1/2 мин)

10. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности