1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | • Беседа • Формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Ребята, для того чтобы наш урок прошел как можно интересно и весело, давайте пожелаем друг другу добрые слова! | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. | • Беседа • повторение • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток. - Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение - А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку. В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатится бы могла. (О) - Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква О. - Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы «О», соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки. - Сравните букву с образцом на слайде и подчеркните ту, которая получилась красивее! - Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке, предлагаю обратить внимание на слайд. - Кто-то запачкал чернилами слова, и некоторые буквы теперь в кляксах. Вам необходимо: вставить пропущенные буквы в слова и подчеркнуть их. Работаете в тетрадях. Б_рёза, _сина, м_алина, з_мляника, яг_да, м_рковь, к_пуста. - Давайте проверим. - *Имя*, прочитай слова и назови букву, которую ты вставила. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. Если не согласны, поднимите красный сигналик. - Молодцы! Посмотрите, кляксы исчезли. - Ребята, я заготовила для вас предложение, но из-за сильного ветра слова разлетелись, предложение рассыпалось. Восстановим его? - Запишите предложение в тетрадь. - Кто желает выйти и поработать у доски? Птич_и, сп_сают, от, к_рмушки, хол_да, птиц. - Давайте проверим. - Какие буквы в корне слова надо проверять? (спасают-спас, кормушки-корм, холода-холодный) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (ответы детей) - Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока: Првл првпсн - Тема урока: Правила правописания. - Предположите, какой будет цель урока? - Цель урока: закрепить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. - На уроке мы будем вспоминать и закреплять свои знания о правилах правописания. | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы. |
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. | • Беседа • Упражнения • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований Прием «Найди лишнее» | - Ребята, скажите, а для чего нужно знать правила орфографии? (ответы детей) - Изучать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. - Предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово». - На слайде слова, ваша задача – вставить пропущенные буквы, подчеркните их, в каждой строчке найти лишнее слово: Фу_бол, во_зал, рю_зак, тр_ка. М_шина, б_рёза, м_тро, ст_на. - Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный ставим знак «+», если неверный, ставим знак «-». (Проверяют) - Поменяйтесь тетрадями обратно. - Какое слово в первой строчке лишнее? (Трубка) - Почему слово «трубка» лишнее? Какая там орфограмма? (Проверяемая согласная в корне слова) - К слову «трубка» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Трубка – трубочка) - А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой согласной в корне, их нужно запомнить) - Какое слово во второй строчке лишнее? (Стена) - Почему слово «стена» лишнее? Какая орфограмма? (Проверяемая гласная в корне слова) - К слову «стена» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Стена-стены) - А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой гласной в корне, их нужно запомнить) - Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо помните правила правописания! - Откройте учебник на стр. 127, найдите упр.221. - Сейчас мы по цепочке будем читать первые две строчки, объяснять правило правописания и записывать в тетрадь, подчеркивая орфограммы. (Выполняют упражнение) - Москва (словарное слово), дожди-дождик (безударная гласная в корне слова), сугроб-сугробы (парная согласная в корне слова), стакан (словарное слово), Алёша (собственные имена существительное), пчела-пчёлы (безударная гласная в корне), мороз (словарное слово), ученик-учёный (безударная гласная в корне), Россия (двойные согласные в корне слова), синичка (словарное слово), ручьи (разделительный ь), ночной (правописание чк/чн-пишется без ь). - Давайте составим с одним из слов распространенное предложение. (Дети называют варианты) - Я предлагаю записать такое предложение: Сильный дождь стучал по крышам. - Вам нужно записать его, подчеркнуть в нем грамматическую основу и подписать над всеми словами части речи. - *Имя*, выйди, пожалуйста, к доске и запиши это предложение. (работает у доски, остальные проверяют) - Ребята, давайте проверим. Вы согласны? - Я вижу, что вы немного устали, предлагаю передохнуть. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы. |
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». - Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне. - Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад) - Всем понятно? Тогда начнем: шум — тишина, день — ночь, храбрость — трусость, война — мир, радость — грусть, враг — друг, молодость — старость, доброта — злость, правда — ложь, счастье — горе, находка — потеря, труд — безделье. - Следующая игра называется «Один-много». Я буду называть один предмет и кидать вам мяч. Ваша задача-поймать мяч, назвать слово, обозначающее много таких предметов, и бросить мяч мне. - Ребята, присаживайтесь тихонько на свои места. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. | • Упражнения • Создание ситуации успеха • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Для того чтобы закрепить полученные знания, предлагаю выполнить упр. 224 на стр. 129: - Вам нужно: расшифровать скороговорку, записать ее в тетрадь, подчеркнуть в словах изученные орфограммы. - Задание выполняете самостоятельно. - Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный – «+», если неверный – «-». Образец на слайде: Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе. - Поднимите руку те, у кого ни одной ошибки? У кого 1-2? У кого 3 ошибки? - Я вижу, что вы все смогли справиться с этим заданием, молодцы! | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; ориентироваться в учебнике, осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму. |
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. | • Предъявление педагогических требований • рефлексия и самопознание | - А наш урок подходит к концу. - Пора подводить итоги урока. - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? () - Мы её выполнили? - Что мы для этого сделали? - Что вспомнили на уроке? (Правила правописания) - О каких орфограммах говорили на уроке? (Слова с безударной гласной, парной согласной, разделительным ь) - Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (Правила правописания) - Что было трудным на уроке? Почему? Как, по-вашему, был ли урок полезным? - Спасибо за ваши ответы. -Предлагаю завершить урок с помощью приёма «Чемодан, корзина, мясорубка». В чемодан вам нужно «поместить» то, что на ваш взгляд было для вас сегодня полезным, что вы унесёте с собой. В мясорубку то, над чем вам ещё стоит подумать. А в корзину - то, что для вас было бесполезным или то, что вы раньше считали правильным, а сейчас поняли, что это вовсе не так и от таких убеждений следует избавиться. - Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок и многие знания пригодятся вам в дальнейшем. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. -Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это. - Всех благодарю за работу. Урок окончен. | Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |