1.Мотивационный Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку | Методы обучения Словесный: педагогическое требование. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Андреевна, урок русского языка проведу сегодня я -Как вы думаете, какими вы должны быть на занятии, чтобы работу на нём можно было бы назвать успешной? -Начинаем наше занятие. Будьте активными, внимательными, заинтересованными предстоящей работой и у вас всё получится. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осознавать цель выполняемых действий, развитость внимания. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют готовность слушать собеседника, вести диалог. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока Задача: повторить то, что известно об однокоренных словах и орфограммах корня; узнать тему и задачи урока; | Методы обучения По источнику получения знаний: словесные (беседа); наглядные (демонстрация) Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы воспитания: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. | - Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Орфограммы корня слова). - Как вы думаете, все ли мы знаем об однокоренных словах и орфограммах корня? -Для того, чтобы получить новые знания, необходимо вспомнить изученное. На слайде записано определение, но некоторые слова в нем пропущены. Наша задача вставить пропущенные слова и восстановить правила -Что такое корень? (корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) -Как найти корень в слове? (Для того, что бы найти корень в слове, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть слова – корень) -А для того, что бы вспомнить орфограммы корня, я предлагаю рассмотреть слова, выделить в них корень и определить орфограмму Мороз, стакан, лестница Какой корень в слове «мороз»? Подберем однокоренные слова (в слове мороз, корень «мороз») Назовите орфограмму в слове (парная согласная «з») Какой корень в слове «стакан»? Подберем однокоренные слова? (в слове стакан, корень «стакан») Назовите орфограмму в слове «лестница» (безударная гласная «а») Какой корень в слове «лестница»? Подберем однокоренные слова (в слове лестница, корень «лест» - однокоренные слова- лезть, лестничный, лазить) Назовите орфограмму в слове «лестница» (непроизносимая согласная) -Миша, назови орфограммы в корне слова (безударная гласная, непроизносимая согласная, парня согласная) -Итак, таким образом, мы повторили и вспомнили изученный материал, а теперь посмотрите на доску Водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка. -Дана группа слов. Сформулируйте задания, которые можно предложить выполнить классу по теме «Орфограммы корня слова» 1.Распределить и списать слова в группы однокоренных слов 2.Выделить корень -Выполним задание вместе -Посмотрим на слова и найдите группы однокоренных слов вода упаду водитель водичка падать водопад водопад -Первое слово «вода» - корень «вод» Второе слово «водичка» - корень «вод» Третье слово «водопад» - корень «вод» или «пад» Четвертое слово «упаду» - корень «пад» Пятое слово «падать» - корень «пад» Шестое слово «водитель» - корень «вод» -К какой группе отнесем слово водопад? -Объясните, что обозначает слово «водопад». (Поток воды, который падает с высоты.) – В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней) – Выделите корни в этом слове «вод» и «пад» - В какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем «вод» и с корнем «пад») -Как вы думаете, есть ли еще в русском языке слова с двумя корнями? -Сможете ли вы из предложенных слов найти другие слова с двумя корнями - устно Снеговик, паровоз, землекоп, земляника, островок -Как бы вы назвали такие слова? -Итак, тема нашего урока «Сложные слова» -Если мы еще не знаем, какие слова называются сложными, то какую задачу мы можем поставить на урок? -После того, как мы узнаем, какие слова называются сложными, как мы сможем применить эти знания? -Вы совершенно правы, наши задачи на урок: Задачи: 1.Узнать, какие слова называются сложными 2.Учиться видеть и находить сложные слова 3.Учиться объяснять значение этих слов | Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение формулировать учебную задачу Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осознавать цель выполняемых действий, развитость познавательного интереса, внимания. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, строить рассуждения; умение вести диалог; навыки диалогической и монологической речи |
3. Решение проблемы Задача: научиться находить сложные слова, познакомиться с орфограммой между корнями в сложном слове | Методы обучения По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация) Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор. Методы воспитания: поощрение и порицание; создание ситуации успеха; поощрение и порицание | Д ля того, что бы узнать, какие слова называют сложными, рассмотрим схему сложного слова - Что необычного вы видите в этой схеме? -Дак какие же слова можно называть сложными? -Сложное слово – это слово, которое состоит из двух слов -таким образом, мы решили первую задачу -Предлагаю вместе выполнить задание, для того, что бы потренироваться находить и видеть сложные слова ЗАДАНИЕ. Садовод, луноход, пустослов, камнепад, , звездопад. 1.Подберите однокоренные слова? 2.Лексическое значение? 3.Составить предложение? («Садовод» – однокоренные слова… Садовод – это специалист по улучшению культуры садовых растений, знаток садоводства «Луноход» – однокоренные слова … Луноход – предназначенный для передвижений по поверхности Луны. В более узком смысле луноход есть транспортное средство (транспортная платформа), предназначенное для передвижений по поверхности Луны. «Пустослов» – однокоренные слова… Пустослов – это болтающий попусту человек «Камнепад» – однокоренные слова …. Камнепад – это падение обломков горных пород, каменных глыб и крупных каменных масс с крутых горных склонов и стен «Звездопад» – однокоренные слова … Звездопад – это обильное падение метеоритов ) | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к занятию через практическую деятельность Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать учебную задачу Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осознавать цель выполняемых действий, развитость познавательного интереса, внимания Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, строить рассуждения; умение вести диалог |
4.Первичное закрепление Задача: закрепить знания о сложных словах | Методы обучения По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация) Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговора. | -Для того что бы закрепить знания о сложных словах, выполните упражнение самостоятельно в тетрадях Задание. Из предложенных слов составьте верное по смыслу предложение. Из этого предложения выпишите сложные слова и выделите их корень и подчеркните соединительную гласную. Работать вы будете в своих тетрадях. На работу дается 7 минут. Приступайте. машины работают снегоуборочные снегопады круглосуточно сильные -Кто закончил, руку на локоток -Кто хочет прочитать предложение, которое у него получилось? -Какие сложные слова вы выписали? -Вика, выйди к доске и запиши эти слова -Маша, выйди и выдели корни в этих словах -Все согласны с Машей? -Женя, выйди и подчеркни соединительную гласную в этих словах -Можем ли мы проверить написание этой соединительной гласной? -Каким образом мы можем проверить написание соединительной гласной? -Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем «О» Если основа оканчивается на мягкий согласный звук и шипящий согласный – пишем «Е» -Таким образом, выполнив упражнения мы с вами закрепили знания о сложных словах, а также повторили, как правильно по смыслу составлять предложение -Теперь самостоятельно выполните упражнение 140 на странице 78 | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления, умение осознавать цель выполняемых действий, развитость внимания. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, строить рассуждения; умение вести диалог |
5.Рефлексия учебной деятельности Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построение и применение нового знания | Методы обучения По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация) Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы воспитания: поощрение и порицание. | -Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? -Мы достигли поставленные задачи на уроке? -На доске вы видите незаконченные предложения, я предлагаю по очереди выбрать одно или несколько предложений и закончить их: На уроке я узнал(а)… Мне понравилось… Я не до конца понял(а)… -Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Отдельно хочу похвалить Машу и Иру, за то что вы активно работали на уроке. Так же мне понравилось как Витя старался давать четки, полные и правильные ответы -Спасибо за урок. Урок окончен | Личностные УУД: обучающиеся проявляют доброжелательность и вежливость друг к другу, демонстрируют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение формулировать собственное мнение, готовность слушать собеседника, вести диалог. |